Зимняя экспедиция с целью исследования пещеры Медвежьей и пещеры-источника Ацинской (Соколова). Подробная информация по карстовому массиву Алек на сайте РГО: http://www.rgo-speleo.ru/biblio/alek_isaev03.htm

Взгляд новичка

Наедине с природой подобно первобытным людям. Преодоление одних трудностей для того, чтобы встретиться с другими. Или просто “поход”. Каждый год во время зимних каникул кто-то едет домой, где ждут родители, сон и вкусная еда, кто-то катается на лыжах или сноуборде. Большинство выбирает комфортный отдых. Что же делают остальные 15 человек? Они ходят в пещеры.

В этом году спелеоклубом “Барьер” была организована экспедиция на хребет Алек в период с 26 января по 6 февраля. Благодаря своей относительно легкой доступности (Алек расположен в 20 км от Сочи на высоте 1000 м) и богатому разнообразию пещер, хребет является столь притягательным для спелеологов всех мастей. Наиболее благоприятная погода здесь осенью, что было еще одним аргументом в пользу зимнего похода. Зимой же там бывает такое обильное выпадение снежных масс, что  единственным положительным итогом некоторых походов является его окончание. Вследствие такого положения дел, учитывая также присутствие новичков в команде, наши цели были сформулированы с предельной аккуратностью. Мы планировали посетить две пещеры, Медвежью и Гигантов, и хотя бы найти третью, Ацинскую.

Итак, цели есть, а команда собрана. Путешествие начинается. И началось оно довольно обыкновенно. Ну и что, что стоянка поезда 2 минуты, за которые нам нужно выгрузить всю нашу еду, веревку, снаряжение? Ну и что, что потом мы поехали на общественном автобусе, забив его этими вещами до отказа, заставляя и обычных пассажиров, выбиравшихся из этих завалов, почувствовать себя путешественниками? Обычное дело. А еще в тот день, когда мы приехали в Сочи, там было зафиксировано 15 человек в зимней одежде при температуре +16 градусов. Плюс ко всему, была интересная поездка в кузове грузовика ГАЗ-66, когда получилось увидеть горные пейзажи такой красоты, что хочется рот открыть, но только он уже открылся без твоего ведома. Водитель грузовика, за что ему отдельное спасибо, маневрируя на краю обрыва (чистая правда), доставил нас до самого хребта, так что нам оставалось только подняться. Под конец первого дня мы обживали лагерь, ставили палатки, строили планы покорения пещер. Кстати, с погодой на Алеке в первые дни нам несказанно повезло: легкий дождь, около 0 градусов и мало снега. Все только начиналось.

На второй день начали вешать веревку в пещере Медвежья. Пещера эта сильно обводнена: здесь вам и каскады водопадов, один из которых льет непрерывным потоком, так что голову не поднять, и безмерное множество водокапов, и лужи по колено. Логичным итогом столь большого количества воды стал сифон (сифон – это ход, полностью заполненный водой), разделивший пещеру на до(205 м в глубину) и после(436 м). Как же мы собирались пройти сифон? Для этой цели с нами поехал шланг и Юра Евдокимов J). План был таков: Юра проныривает сифон и с помощью шланга сливает его. Собственно, это и было главной целью по Медвежьей. Но день ото дня погода ухудшалась, дожди становились сильнее, что привело к росту уровня воды везде, в том числе и в сифоне. Тем не менее, в один из дней, когда дождь утих, а терпение подходило к концу, было решено штурмовать. Все готово: группа остается перед сифоном, они будут с помощью веревки страховать Юру. Юра ныряет, напряжение велико, ведь пещерный дайвинг очень опасен (попробуйте только представить как у вас заканчивается воздух, вы пытаетесь вынырнуть, но упираетесь головой в потолок). У одного из членов группы сдают нервы, и он начинает тянуть за веревку, вытаскивая Юру. Ну что ж, вторая попытка, на этот раз без веревки. Удача. Юра проныривает, вставляет шланг, уровень воды в сифоне снижается. Проходит полтора часа, Юра уже должен был вернуться к команде, а его нет. Сифон оказался не прост: он довольно сильно замыт галькой, которая при сливе засорила и шланг, и обратную дорогу Юре. В результате, когда Юра погрузился обратно, он просто-напросто не мог найти, куда ему плыть. Хорошо, что спокойствия этому человеку не занимать, он размеренно разгреб себе дорогу, дорогу к жизни. Можно выдохнуть. Все снова вместе, но до дна Медвежьей дойти нам не суждено.

Параллельно исследованию Медвежьей, мы также изучали пещеру Гигантов и пытались найти Ацинскую. Пусть Ацинскую мы так и не нашли, очень уж далеко она была, зато в Гигантов погуляли на славу. Пещера Гигантов считается самой красивой на хребте Алек, поэтому спуск туда я ждал с нетерпением. Ура, я снова прикоснусь к чему-то, что создавалось робким дыханием природы тысячи лет. Ура, я снова попробую отыскать истину, которые таят в себе пещеры. Ура, я стою и смотрю на вход этой пещеры. Грязно, узко, безнадежно. К счастью, это было лишь первым впечатлением, Гигантов и правда очень живописна. Обвальные залы, где можно вдоволь налюбоваться диковинными натеками, хитро переплелись между собой. Стоит лишь поднять глаза, и ты увидишь, как целое семейство летучих мышей, от мала до велика, спят на сталактите. Такому спокойствию стоит поучиться. Впечатляет. Если после Медвежьей мы выходили промокшими до нитки, желая побыстрее добраться до костра, то из Гигантов мы выходили по уши в грязи (в прямом смысле), желая побыстрее добраться до Медвежьей, чтобы хоть как-то отмыть одежду.

В середине похода пошел снег. Потом больше снега. Еще больше. И еще чуть-чуть. Повезло тому, кто тот день провел в пещере, потому что все остальные только и успевали, что откапывать палатки и не аккуратно оставленные вещи. Целый день. Одну палатку спасти не успели: она буквально сложилась под такой грудой снега. Это событие стало кульминацией похода, весь следующий день мы занимались заготовкой сухих дров, необходимость в которых стала очень острой. Вот оно, самое натуральное сплочение команды: одни валили деревья, другие их таскали, третьи сушили и поддерживали костер.

Так приближались последние дни экспедиции. Оставалось только собрать вещи и в последней раз прогуляться по хребту. Костер потух, а это значит, что пора возвращаться домой. В который раз собрав последние силы, взгромождаем рюкзаки и уходим. Перед поездом мы сходили в баню. Именно здесь я осознал, почему стоит ходить в походы. Чтобы ценить горячую струйку воды. Само слово “ценить” приобретает совершенно другой смысл после добровольного отречения от удобств.  Конечно, ты начинаешь воспринимать мир по – иному, тебе становится гораздо комфортнее, ведь теперь все имеет ценность. И что бы не случилось, с тобой всегда будет горячая струйка воды.