Йемен / Спелеология | Спортивный туризм

Остров Сокотра. Осень 2002. Археологическая спелеоэкспедиция

10 - 17 октября 2002 г.
Археологическая спелеоэкспедиция на труднодоступный остров в Индийском океане. Экспедиция была Наумкиным В.В. из Института Востоковедения для раскопок на острове и исследования пещерных храмов острова. В экспедиции принимали участие четыре человека из Москвы: Виталий Вячеславович Наумкин( проф. института Востоковедения ), проф. Седов( археолог ), Ромазан Дауров(лингвист и кажется депутат) и я(cпелеолог - консультант по пещерным вопросам)
Москва - Стамбул - Амман - Сана - о.Сокотра
Стамбул Амман Сана Эль-Мукалла Хадибо Giniba Hoq Cave
Авиаперелет на Сокотру с четырьмя пересадками.

Можно ли, сидя в офисе в центре Москвы, представить себе, что на следущий день окажешься на острове посреди Индийского океана? А ведь все произошло именно так. Вспоминаю осеннее утро. Я работал программистом в компании "Мир" и находился в офисе, как вдруг позвонил Юра Евдокимов:

- Привет. Слушай, чем ты сейчас занимаешься? Не хочешь завтра в Йемен поехать? Там проводится экспедиция, и я должен принимать в ней участие. Но не получится: загранпаспорт не успел оформить.

- Ты что!? Завтра? Нет, не могу. Работа, институт, диплом. Какая там Сокотра?!

- Ну ладно, если что звони, я буду дальше человека искать. Я положил трубку, задумался и...решил на все забить!

PS. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность Юре Евдокимову - без него не было бы моего участия в замечательном путешествии на удивительный остров.

Москва - Амман

testСутки перед вылетом прошли очень напряженно. Можно написать отдельную историю о том, как за такое короткое время я успел уволиться со своей работы, и устроиться на новую. Кстати, так получилось, что руководитель и все остальные участники уже находились в Йемене. Я должен был вылететь вдогонку. Мы с Юрой пришли в посольство Йемена, где визу Йемена вклеили в паспорт на наших глазах за две минуты. Оказалось, что руководитель экспедиции хороший знакомый посла Йемена в Москве. А по правилам эту визу должны делать минимум сутки.

Москва провожала снегом и пасмурной погодой. После лихорадочных ночных сборов и нервного напряжения, я чувствовал себя не очень хорошо. Но, когда самолет взмыл в небо и взял курс на Стамбул, все стало приходить в норму, а после приземления на солнечную землю Турции, я, наконец, стал проникаться происходящим. В аэропорту Стамбула с меня взяли десять долларов за турецкую визу и я вышел в аэропорт.

Стамбул, был только промежуточный и не единственный пункт пересадки на пути в Йемен. Чтобы добраться до Йемена предстояло долететь до Аммана (столицы Иордании) и ожидать там следующий рейс еще двое суток. Мой рейс на Амман задерживался на два часа, и я немного погулял в окрестностях аэропорта. Сильное впечатление произвел Стамбульский аэропорт невероятных размеров. Он был больше московских аэропортов, а вокруг продолжалось строительство новых зданий и терминалов. Внутри аэропорта покатался на горизонтальных эскалаторах для особо ленивых пассажиров. Это, когда по длинному коридору можно вовсе не идти, а просто встать на дорожку. Внутри аэропорта толпились в очередях люди всех национальностей и религиозной принадлежности. По громкой связи передавали объявления на нескольких языках. В справочную можно было обращаться на нескольких языках – сразу находился дежурный, владеющий этим языком.

Была пятница – праздничный выходной день для мусульман. И пассажиры-мусульмане устроили организованную молитву прямо в здании аэропорта. Собравшись в том углу зала ожидания, который был ближе к Мекке, они расстелили на полу газеты, встали на колени и стали молиться.

В Иордании

Вечером того же дня я был уже в столице Иордании. На первую ночь мне полагалась бесплатная транзитная гостиница с питанием, где я с комфортом провел время.

Одно из дел которое мне предстояло сделать в Иордании – это приобрести лекарство от малярии. На следующий день халява в транзитном отеле закончилась, и я перебрался в дешевую гостиницу в Амман. Свободное время использовал на осмотр города, а затем отправился на знаменитое Мертвое море. Добраться туда на маршрутке не составило труда.

Этот удивительный природный объект находится на границе Иордании и Израиля. Он знаменит, во-первых, тем, что находится на 300 метров ниже уровня моря, во-вторых, вода в этом озере настолько соленая, что в нем невозможно утонуть. Когда гребешь рукой под водой, то видно как в ней возникают соляные разводы. Находясь в воде, можно поднять руки вверх и не грести даже ногами, но все равно не погрузишься глубже, чем по грудь. Я уж было собрался нырнуть, но вовремя ощутил опасность. Вода в Мертвом море, попав в глаза, жжется ужасно. А когда выходишь из воды, то моментально становишься белым от соляной корки. Кожа при этом неприятно хрустит, и нужно отмыться в душе.

С Мертвого моря назад в Амман добирался автостопом по другому интересному маршруту. Машина, которую я застопил, провезла меня мимо холма, на котором стоял высокий крест. Там был похоронен пророк Моисей, ведший евреев в землю обетованную, кажется, это мне объяснял иорданский водитель. Он высадил меня в туристическом городке Акаба. Дальше я на маршрутке вернулся в Амман в свою гостиницу.

Пора было собираться на самолет в Йемен. Времени для очередных сборов в аэропорт было достаточно чтобы ничего не забыть. Особенно паспорт и билет. Я распрощался с администратором гостиницы, сел в автобус и поехал в аэропорт. И только на выезде из города, вспомнил, что забыл паспорт у администратора. Даже трудно представить, к чему это могло привести - остаться в Иордании без денег на новый авиабилет. Остановил автобус, поймал такси и рванул назад в отель. Ушлый таксист, по дороге пытался развести меня на двойной тариф, хотя это было мелочью по сравнению с тем сильным нервным напряжением, которое я пережил. Но все закончилось благополучно. В аэропорту Аммана лицезрел паломников в сланцах и белых простынях. В этом одеянии правоверные совершают хадж. Когда, объявили рейс на Саудовскую Аравию, они прошли в таком виде на посадку.

Амман - Сана

Рейс в Сану выполнял Боинг авиакомпании Королевские иорданские авиалинии. Все самолеты этой компании имеют очень эффектный внешний вид. Они выкрашены сверху в черный цвет, на котором золотой краской нарисована королевская корона. Места в салоне были оборудованы плоскими жк-экранами. По ним транслировали стандартную процедуру пользования спасательным жилетом. А еще, направление на священную для мусульман Каабу, которая находится в Мекке. Оно было оформлено в виде компаса в углу экрана, который показывал на иконку мечети. Так что любой правоверный мусульманин мог в любой момент помолиться в сторону своей святыни. Полет проходил ночью над Аравийской пустыней. Облаков, как и ожидалось, не было, и города-оазисы казались с этой высоты светящимися решетками.

Моим соседом был студент. Во время полета он рассказал о том, что недавно закончил учебу в Каирском университете и теперь летел жениться, а заодно немного поучил меня арабскому языку и рассказал про йеменскую кулинарию. К сожалению, не получилось воспользоваться приглашением в Сане.

В Сане приземлились в три часа ночи. В аэропорту меня встречал участник экспедиции Ромазан Дауров. Откуда мы поехали в немецкий институт археологии. По дороге нас два раза останавливали люди непонятного вида с автоматами и требовали показать документы. Еще более впечатлили два джипа со станковыми пулеметами. Они дежурили в квартале, где располагался институт.

Два других участника экспедиции, с которыми я, наконец, познакомился, были Виталий Вячеславович Наумкин – доктор, профессор, преподаватель арабского языка в институте Востоковедения, и Александр Седов тоже доктор, тоже профессор и археолог. Моя функция в этой экспедиции была очень простой, рассказать, что такое пещеры, как в них передвигаться и провести в них поиск исторических ценностей.

В Сане

Следующая неделя прошла в Сане. Так как еще не все разрешения на проведение экспедиции были оформлены, да и самолеты летали на остров только раз в неделю. Было время проникнуться культурой одного из самых колоритных арабских городов. Мы побывали в военном музее, где случайно познакомились с его начальником, офицером. По неизвестным мне политическим причинам пришлось взять двух сотрудников института на остров за наш счет. Обоих сотрудников звали Мухаммед. Надо сказать, что список разрешенных у мусульман имен сильно ограничено, поэтому Мухаммед там почти каждый третий.

Когда мы были в Сане, американцы разбомбили грузовик с членами Аль-Каеды в йеменских горах – этой новостью пестрели все йеменские газеты, и другие средства массовой информации. Кроме музея посетили старый город, который называется Бабаль-Йемен. Сюда - на отрезанный пустыней кусок суши почти не добралось влияние других религий. До центра зарождения мусульманства отсюда рукой подать.

Сана - остров Сокотра

В день отлета на остров встали очень рано чтобы оказаться в аэропорту задолго до вылета, и пройти все необходимые формальности. Вообще, остров закрытая зона для иностранцев, туда можно попасть, только заплатив какую-то сумасшедшую сумму денег. Наша экспедиция проходила туда по блату благодаря личному знакомству руководителя экспедиции В. В. Наумкина с нужными шейхами.
Полет к Сокотре проходил с одной промежуточной посадкой в городе Аль-Мукалла на побережье Аравийского моря. Пока летели над материком я впечатлился бескрайними просторами пустыни, заметными с высоты волнами дюн и пересохшими руслами рек. Над морем летели скучно, но недолго. И вот Сокотра! Самолет начал сбрасывать высоту и сделал круг над островом. Я помню, как завороженно смотрел на этот таинственную землю с высоты нескольких километров и строил в воображении, как же он выглядит на поверхности.
После приземления я был поражен количеством неизвестной мне флоры и фауны. Все что меня окружало, было незнакомо. Вместо наших ворон были странные птицы с хохолком. А вместо собак, везде слонялись козы. Оказалось, что на острове вообще нет собак, и ввоз их запрещен, чтобы не нарушить хрупкую экосистему. Удивительно, но и здесь мы повстречали русскоговорящего сокотрийца. Как оказалось, этот местный житель учился в советские годы в Твери в учебном заведении. Он страшно обрадовался, что мог пообщаться на забытом русском языке, и говорил о том, как му безумно надоел этот остров и это море, и он хочет в Россию.