Индия. штат Уттаранчал, район Ганготри. Восхождение на перевал Ауден Кол (5400м) с севера

Рассказ о путешествии

19 апреля.
В это путешествие я окунулся внезапно и сразу, словно в прорубь. Загруженность по работе не давала возможности подготовится к маршруту, изучить литературу, интернет и карты. Даже сборов то и не было никаких, проснулся утром в субботу и начал сборы. На чистом опыте, даже без списка, собрал все. Забыл только сало и пенку, но вовремя вспомнил. В аэропорту выяснилось, что нашего рейса нет. В справочной сказали, что переносится на завтра. Сдаем багаж, нас бесплатно селят при аэропортный Novotel, что на русский переводится как Шератон. Номера тут стоят 16000 рублей, а в лифтах - мраморный пол. Валяемся в номерах, ждем ужина. Отмечаю про себя, что аналогичный номер в Китае стоит 15 долларов. Ужинаем и разъезжаемся по домам, во второй раз прощаться с друзьями и близкими.

20 апреля.
Ну раз такое дело - сходил с утра и провел ЧГК турнир, что должен был вести мой помощник. Похоже не зря сходил, нас двоих на 20 команд с трудом хватило. Ден тоже туда же не зря сходил, появился там аккурат в тот момент, когда все закончилось, а его команду вызывали сфотографироваться с кубком для лучшей команды МФТИ. Едем второй раз во Второе Шереметьево. И нас второй раз обламывают. На рейс 20 апреля вместе с вчерашними пассажирами пришло народа больше чем влезает в самолет. Что не удивительно :) Оставшиеся за бортом 50 человек бузят, митингуют, скандалят. Некоторые из них - групповые, т.е. гид и полгруппы улетели, полгруппы осталось. Те кто впервые лузеры - уходят переоформляться на понедельник, я иду смотреть табло отлетов этого вечера. Пекин. Улан-Батор. Бангкок. Дамаск. Пекин нужна виза, Улан-Батор - все еще холодно, Дамаск я уже был. Прощу девушку на регистрации отправить нас в Бангкок. Через 15 минут в Бангкок летят 10 "делийцев", без билета, но с посадочным талоном. Более того, нам обещают в Бангкоке купить билет на Тайские Авиалинии и мы вроде бы завтра в 16 по местному окажемся в столице Индии. Русские туристы - народ находчивый, раз уж Бангкок, то надо его изучать и отдыхать в нем. По прилету нас встречает таец и тайка. Долгие переговоры и мы остаемся в Бангкоке на сутки. Переговоры чуть было не сорвались из-за узбекского гражданства Андрея. Такое ощущение, что Узбекистан и Таиланд вовсе не имеют дипломатических отношений, казалось визы по прилету дают вообще всем. Оказывается это не так. Передоговариваться нереально и Андрей улетает в Дели сегодня, осматривать делийские достопримечательности, пока мы осматриваем бангкокские. В первый день королевский дворец, большой лежачий Будда, часовая прогулка на лодке по каналам, знакомство с тайской кухней и массажем.

21 апреля.
Во второй день - большой стоящий Будда, обзорная Золотая гора, Цитадель, площадь Независимости. И конечно Кхао Сан Роуд, место где огромное количество гостиниц, магазинов, ресторанчиков. Где встречаются тайская и европейская культура, обнимаются, и садятся прямо на тротуарах петь песни и пить пиво.

22 апреля.
Спустя 68 часов после времени вылета указанного на билете мы оказываемся в Дели. +40, но Таиландская адаптация при +30 и мы готовы. Группа российских путешественников пытается разделится. С нами прощается Игорь, отлично владеющий английским и проведший большинство переговоров, и боевая бабушка Лена, везущая сумку и 30кг чемодан наполненные гречкой, конфетами и вегетарианской колбасой. Она уехала в Вриндаван - большой кришноитский табор, и гостинцы туда же. Я так и не понял почему все это (или аналогичного) нельзя было купить на месте и не тащить из Москвы через Бангкок. Кроме нас четверых (в Дели мы быстро воссоединились с Андреем) осталось еще четыре туристки. Русские женщины! Это что-то невероятное и взрывоопасное. Они умудряются одновременно скандалить, торговаться, строить планы, восторгаться окружающими красотами и пугаться окружающей обстановки. Все четыре построили новый план (их старые планы полетели в тартарары еще 20 апреля) и сели с нами в поезд до Харидвара.

23 апреля.
Храм в ГанготриВ горы с нами они все же не рискнули. После трогательного прощания оставляем их наедине с нашим путеводителем и грузимся в джип до Ганготри. Без женщин стало как-то тихо, и даже скучновато. Эх, где ж теперь наши Света, Алла, Наташа и самая шумная, чье имя мы так и не выучили... Всю дорогу банально спим в самой неудобной позе. Через 10 часов оказываемся в Ганготри. Вопреки опасениям снега и дождя нет, но также нет электричества и горячей воды. (Наверно женщины правы, что не поехали в горы). Мы никуда не уходим, селимся тут, перепаковываемся, выравниваем рюкзаки, пытаемся очистится от протекшего масла. Ганготри словно вымер, масса ашрамов, гхаттов, гвест-хаузов. И все пустует, редкие строители, гостей святыни (пилигримов и туристов) нет. Высота 3070. Светит обалденное горное солнце, гуляем по пустому городу, я засыпаю прям на набережной, до того умиротворяющая и спокойная обстановка. Будит только вечерний холод. К забытым 19.04 в Новотеле черным очкам, выпавшей 20.04 куда-то из КПК карточки памяти, добавляется забытая в поезде оранжевая куртка вместе с новыми черными очками внутри. Оптимизма не теряем, очков еще пара осталось, а вместо куртки пойдет поларка. (2 мая автомобиль раздавил еще одну пару очков, так что из 4-х пар до Москвы доехала только одна)

24 апреля.
Легко и непринужденно проходим за полчаса 1.3 км до начала нужного ущелья. А дальше начинается Толтинг. (Этот термин изобретен нами еще в далеком 98-м, когда в Саянах было ущелье с рекой (Толта) и по нему надо подыматься, но тропы нет, крутой угол, сплошные заросли, дождь). За последующие 7 часов мы прошли может и больше, но перемещение от начала ущелья составило 2.3 км. Тропа все таки существует и достаточно хорошо набита, но сначала ушли по проложенным трубам и уткнулись в тупик (река ниспадает водопадом, а трубы здесь и начинаются). Нашли тропинку вверх, разогнались по ней так, что не заметили спуск к реке и мостик через нее, в итоге по какой-то другой тропе (скорее всего горнокозловой) ушли сильно вперед по другому берегу. Шли пока стало невозможным идти далее. Такое оказывается бывает! Заметили на другой стороне тропу, вернулись обратно и обнаружили мостик. Остаток дня - по красивому лесу. Кажется гималайские сосны, кедры, рододендроны. Прошлогодняя пожухлая трава. Ущелье перегородила слипшаяся сыпуха из перемешанных кусков снега и камней, причем "снежки" проявляют в основном свойства скорее каменные чем снежные. Обожженные солнцем руки нещадно царапаются колючим кустарником. Останавливаемся 16-30. Высота 3440. Последними приползаем мы с Шуриком. Ползя на четвереньках вверх по тропе я ударился лбом в камень, аж кровь пошла. Но в основном конечно меня подводит колено. Чуть что не так, нога не туда поехала, больно, потеря равновесия. Однажды Шурик даже вытаскивал вверх мой рюкзак, т.к. я лежал на ненадежном карнизе и был не в состоянии что-либо вообще контролировать. У Шурика симптомы то ли отравления, то ли горняшки, понять невозможно, но самочувствие отвратительное. Впрочем так все и должно было быть, легкой прогулки, особенно в первые дни не запланировано.

25 апреля.
Осенний пейзаж гималайской веснойВчерашний ужин нам не совсем удался, съели далеко не все, а остаток решили уничтожить утром. Вместо нас его уничтожили какие-то гималайские птицы, закусив пачкой халвы. Выходим, я совсем плох, еле плетусь. Шурик пришел в себя, и с этих пор бежит все время впереди. Перегружаем вес. Тропа идет по осыпающимся в пропасть полочкам и сыпухам. Книжные полки у меня дома шире многих местных. Много-много диких горных козлов. Они бродят поодиночке, семьями 5-7 штук, стадами до 20 штук. По снегу, по траве, по камням. Везде. Вскоре теряем тропу и вместе с ней 3 часа ходу. Сошедшая лавина накрыла снегом большой кусок суши, а перейдя лавину вышли по ложной тропе завершившейся через 200 метров тупиком. Правильная тропа ушла резко вверх. Мы через 3 часа туда же, где выбрались на травяное плато высотой 4040 метров. Снизу видно ущелье куда нам по орографии и азимуту, тропа же уходит совсем круто вверх и направо. Разбиваем лагерь параллельно с разведкой. Вода в ручьях здесь удивительная. В разных местах имеет разный вкус, выключается на ночь, и меняет свой цвет в течении суток.

26 апреля.
траверсируя склоны Разведка в лице Дена донесла, что тропа ушла вверх и направо, чтобы перепрыгнуть на следующее плато. Но вот и Второе плато закончилось, надо спускаться вниз. Мы с Андрюхой более осторожно, выходим к слиянию трех речек (Рудрагайра-Кхарак 4133, если по карте). Шурик с Деном не теряя высоты траверсируют заснеженные склоны и оказываются там же, только метров на 80 выше, зато у них видны зачатки тропы. Подымаемся. Тропа через 200 метров уже непонятно где, склон по которому она идет опасно покрыт полульдом-полуснегом. Идем ниже, просто склоном, по камням, глине. Складывается прикольное ощущение, что горизонтальных поверхностей в этом мире не существует. Уходит много сил, спускаемся, идем по закрывающему ручей снежному мосту, иногда осторожно обходя полыньи. Пошел снег. Пока самый тяжелый день, но прошли больше других дней (по GPS абсолютное перемещение около 4 км). Ночуем 4500, впервые совсем без воды, на снегу.

27 апреля.
Только горное солнце в состоянии выгнать нас из палатки и начать шевелиться. Выходим в пол-одиннадцатого. Погода в нашей долине (а возможно и по всему Гарвалу) выше 4-4.5 км обладает некоторой особенностью. А именно с восхода до 11 идеально чистое небо, в 11 солнечное тепло растапливает снег, и вокруг белых шапок возникают тучки, которые постепенно разрастаются и, в 14 начинает уже бушевать настоящий снежный буран, который заканчивается только перед заходом солнца, около 18. Так было все дни, и всегда выше 4км. Если мы были ниже - то просто наблюдали эти тучи, но сегодня мы именно в них и "попали". Внешний вид как у французов покидающих Москву зимой 1812. На ногах превратившиеся в комья снега разбухшие ботинки, туда же намотано скотчем. Поларка покрыта снегом и льдом, облезлое заросшее лицо обмотанное платком. Проваливаясь в снег идем куда-то против метели весь день. Просто по азимуту 200. Первый идущий не видит практически ничего. Я как обычно иду последним и смотрю только под ноги, на следы впереди идущих. Если расстояние до них увеличивается до 50 метров - следы заметает. Иногда останавливаемся, перевести дух, перекусить, сверить курс. Но долго не двигаться тяжело, от холодного ветра нигде не спрятаться. На остановках постоянно пританцовываю, чтобы ноги не замерзли. Снежные поля начинают преобладать над каменными россыпями (нанесенными ледником). Появляются ровные площадки заснеженного ледника (до сих пор почти весь день слабый наклон). 17-00. Высота около 5000. Сегодня пока самый продуктивный по перемещению день, почти 5км (если по прямой), помогал азимут и отсутствие крупных преград. Перевала не видно (ничего дальше 20м не видно), но он где-то рядом, шли прямо на него. Вытаптываем место под палатку и замерзшие ее устанавливаем, я участия никакого в становлении лагеря и ужина не принимаю, просто залажу в палатку, потом в спальник, потом спать.

28 апреля.
Виды ледника Рудрагайра БамакВысоко. Поэтому солнце накрывает нас уже в 7-00. Но мы и сами готовы, ознакомившись с местными природными условиями. Выходим 8-30. Перевал прекрасно виден, как на ладони, вроде близко. 1800 метров по горизонтали, 450 по вертикали. Идем. А он все там же, не приближается, словно оптическая иллюзия. Шли долго и очень изнурительно, на крутых участках снега по пояс. Ощущение что силы уходят с каждым вздохом. Дыхания постоянно не хватает. Более трех шагов без отдыха сделать невозможно. Я несколько раз ходил на Эльбрус. Тут тоже самое, только с тяжелым рюкзаком. 1800 метров шли 8 часов (без технических сложностей, видно пару трещин, все остальное - плотно завалено снегом). Непогода конечно же началась в 14. На перевале были в 18. Речь о спуске не идет. На ровном хорошо продуваемом месте ставим лагерь. Скрученная в рулон пенка замерзла, разворачивается со скрипом, отдирая слои. Замерзли шнурки на ботинках - разрезаю. Шел в двух носках, внутренний примерз к ботинку, не снимается и остается внутри. Отмерзли только к следующему вечеру.

29 апреля.
Наш лагерь на перевалеСмотрим на ту сторону. Белое царство. Разорванный ледник с трещинами, вершины разнообразной формы и крутизны, и все в снегу, цвета камня или льда не видно нигде. Величественно и красиво. Изучаем спуск. Крутой. 40-45 градусов, узкая полоска 10 метров шириной 100 метров длиной (то что видно), снег, под снегом камни. Последняя часть спуска не видна (уходит за скалу), зато виден снежный вынос небольшой лавины, прошедшей по спуску. Стремновато, но спускаться можно, тем более есть обвязки и веревка. Смущает, что по "ту" сторону 75 км до ближайшего села с автодорогой (из них 12 по незнакомому леднику Халтинг). От Ганготри до Ауден Кола (если вычесть все неверные петляния) порядка 25 км, по леднику 8. Шли эти 25км мы ровно 5 дней, и пройти еще 75 км за оставшиеся 4 дня, хоть и вниз, показалось маловероятным. Решено: обратно в Ганготри. Пытаюсь обуться в замерзшие ботинки с промокшими "вкладышами". Рюкзак укладывать сил нет. Просто швыряю и засовываю все подряд в произвольном порядке. Выходим 11-00. Чувствую себя откровенно плохо. В чем дело неясно, то ли кардионедостаточность, то ли кислородная. Частый пульс и дыхание, скорость минимальная, за 5 минут товарищи тропящие по снегу вниз превращаются в точки. Они ждут и снова разгружают меня. Только успеваю порадоваться, что пошли в Ганготри, а не дальше на юг. К вечеру добираемся до нашей стоянки на 4500. Есть полынья с водой, первая вода за прошедших три дня.

30 апреля.
Снова ждем солнца и отсыхаем отогреваемся на нем. Решено попробовать сегодня дойти до Фанты, т.е. до цивилизации в Ганготри со всеми ее прелестями. (хотя сюда шли три дня снизу). Сразу же разгружаем меня и дело пошло. Нам уже не нужно вилять между ледниковыми снежными холмами и кучами каменных наносов, ориентируемся нормально, идем в основном по главному стоку вниз. Сток покрыт снежным мостом. Подтаяло, Ден провалился по пояс. Я провалился по шею (возле огромного камня раскис снег). Незабываемые ощущение, висишь в горле бутылки, застряв в ней рюкзаком, руками вытащить себя не можешь, они ломают снег увеличивая дырку, а ноги беспомощно болтаются в пустоте. Наконец успокоившись, дотянулся ногами до камня и отталкиваясь от него вылез спиной (рюкзаком) опираясь на хрупкий снежный мост. Несмотря на такие провалы полудневную норму 26 апреля прошли за полтора часа. В точке слияния трех рек, надо было выбираться на плато. На это ушло час времени и безумные усилия воли. Постоянно внушал себе что это последний подъем на маршруте. Как выяснилось я сильно ошибался. Переход с плато на плато. Снег в овраге начал таять и пришел в состояние плотного почерневшего наста, почти льда. Траверсируем гораздо ниже, предварительно надо спустится на растаявшую площадку. Спуск скользкий. Первым идет Ден, падает и тормозя палками съезжает, Шурик прошел самостоятельно, мы с Андрюхой судьбу решили не испытывать. Бросаем рюкзаки, а Шурик и Ден превращаются стоя на растаявшей площадке в "голкиперов". Андрея рюкзак поймали, а мой, поскольку легче обычного застрял ровно посередине. Андрей спускается пешком и допинывает мой рюкзак ногами до голкиперов. Я сажусь на снег и, вооружась ледорубом, лихо съезжаю за 15 секунд. Проходим второе плато. Наше любимое место перекуса - кафе "Цветочное". Тихо журчащий среди горных цветов ручеек с чистой водой. Дальше тропа превращаются во что-то непонятное. В этом месте ее легко потерять, несмотря на то, что идем уже второй раз. Притоки, обрывы, сыпухи, карнизы, завалы. Пару раз падал, еще несколько раз срывал казавшийся надежным камень, единственную опору для ноги в данном месте. И постоянно отставал. Меня ждали иногда по 20-30 минут. Но дожидались. "Батарейки" закончились окончательно у нашего первого лагеря, я уж хотел предложить еще одну ночевку, и черт с ней, с Фантой и с цивилизацией. Но возле первого лагеря меня никто не ждал. А когда встретились возле моста, то казалось, что до Ганготри рукой подать. По GPS-у 1 км до засыпанной гигантскими камнями обзорной площадки, оттуда 300 метров вниз до насосной станции (где трубы и начало ущелья) и оттуда 1300 метров по ровной, хорошей дороге до Ганготри. Эти три, густо засыпанные шишками, отрезка и стали самым тяжелым испытанием. Сначала 1км, который почему-то оказался исключительно вверх и вверх (что здесь было 23 апреля я уж и не помню), а когда я подумал, что уж все, 1км закончился, вдруг начался спуск. Просто бесконечно длинный и утомляющий, хоть и не крутой. Спустя 30 минут спуска на обзорной площадке, первой мыслью было: "неужели 23 апреля мы все это прошли вверх?". Стало окончательно темно. Тропы не видно, видно огни насосной станции. Надеваем фонарики, идем к ней. Спуск крутой, градусов 30-35. Фактически каменная лестница, с элементами корней деревьев, фонарь освещает только ближайшую ступень. Адреналин добавил сил и 300метров спустились быстро. Оставалось 1300 до Ганготри. Единственный участок пути, который в обратную сторону мы шли дольше. Периодически я просто снимал рюкзак ложился на землю, выключал фонарик и смотрел в бесконечное чистое гималайское ночное небо, с бесчисленными созвездиями. Начались галлюцинации, то камень приму за сидящего товарища и даже заговорю с ним, то металлический мост покажется хрупким стеклянным и прозрачным... Мост? Хм. Да меня ноги уже принесли в Ганготри! Последний подъем (с остановкой на каждой ступеньке) и я нахожу товарищей в какой-то местной забегаловке. Вели мы себя там, как ребенок нелегально попавший в кондитерскую. Фанты нет? Заливаемся двумя видами Пепси-Колы и двумя видами какой-то местной Бодяги. Сверху манговый сок и томатный салат. Более чем томаты организм есть не может, зато может позволить себе купить в следующей забегаловке Фанты. В день с учетом выпитой в горах из ручьев воды, я поглотил около 5-6 литров жидкостей. Ночью было плохо... Манговый сок противно выходил через нос, а все остальное... Ну умолчим. Возвращаясь из туалета брал Фанту и пил, пил... Утром Фанта вытеснила все остальное из организма и я был предельно счастлив.

1 мая
Дарю свои ботинки пилигриму. Тот жестами показывал, что хочет есть, но ботинкам тоже обрадовался. Наверное обменяет на кучу еды. Неожиданно появилось время, но путеводитель отдан русским туристкам. Харидвар, Ришикеш, там уже бывали и сейчас жарко. Едем в Муссори. Высота над уровнем моря 2000 метров, не должно быть жарко. Дорога просто сказочная, первых полдня - все тоже шоссе Ришикеш - Ганготри, но только останавливаемся в теплых источниках (Гангнани ?). Не доезжая Техри сворачиваем. Вместо шоссе - две колеи, высунуть локоть в одно окно - обдираешь о скалы, плюнуть в другое окно - плевок улетает далеко в пропасть. Иногда приходится собственноручно разгребать камни, чтоб проехать. Как тут разъезжаться двум автомобилям - неясно. Но мы разъезжались, дважды за 4 часа, больше транспорта не было. Местность - леса и самая настоящая сельская глубинка. Дети видят автомобиль - машут руками или бегут за ним. Пейзажи - бесконечные дали предгималайских зеленых холмов, с лесами и террасами. Поздно вечером, мы были в Муссори. Сидя на балконе своего четырехместного номера нарезаем в кастрюлю green salad (помидоры по 12руб/кг, огурцы 8руб/кг) и разливаем по рюмкам оставшийся после горной части коньяк и виски. Тут то по одному из 60 каналов местного телевизора обнаружился полуфинал кубка УЕФА Зенит-Бавария. Через два часа все были мертвецки пьяные и снова предельно счастливые.

2 мая.
Муссори. Город расположенный на холмах. Чем-то напоминает далекие от моря курорты типа Пятигорска или Карловых Вар. Чистый гималайский воздух и отсутствие жары привлекает множество индийских туристов. В Муссори невообразимое количество детских и юношеских школ, пансионатов и колледжей. Учатся не только индусы, много прочих азиатов, есть даже европейцы. Замечено, что многие школьники между собой общались на английском. Также в Муссори множество храмов различных религий. Мы посетили Union Church и Methodist Church. Искали Sai Baba Temple, но не очень настойчиво, поэтому и не нашли. На предыдущие мы просто натыкались. Карту города описать невозможно, лабиринт, причем трехмерный. Паутина серпантинистых узких улочек, среди которых одна - все-таки главная, вдоль которой мы 2 дня и прогуливались. По улицам нескончаемый поток пешеходов, мотоциклов, автомобилей (все улицы с двусторонним движением и часто запаркованным транспортом!). Многие повороты, просто по радиусу недоступны автомобилям. Казалось бы обреченный на вечные пробки город. Но пробок дольше 2-3 минут нет. Все вежливо уступают и помогают друг другу разъехаться. Мы покатались на канатной дороге, набрали информационных буклетов и карт в офисе Uttaranchal Tourism. Приятное местечко. Очень чисто по индийским меркам и свежо. Бесконечные минимагазинчики сувениров, фруктов, одежды и т.д. А вечером мы нашли настоящий и вполне приемлемый индийский алкоголь и мясной ресторан. Снова полная идиллия и умиротворение. Только Ден, поскользнувшись в ванной, расшиб башку об острый крюк торчащий в стене. Но все обошлось. В итоге почти треть медикаментов из аптечки была востребована.

3 мая.
Вот и случился день, когда можно ничего не делать. А именно не выходя из номера валяться в кровати до полвторого, играть в карты, постепенно добивая вчерашний виски и green salad. Потом прогуляться до мясного ресторана и интернеткафе, останавливаясь каждые 5 минут попить свежевыжатого сока. Самая интересная находка дня - роллердром. Гигантское сооружение английской колониальной архитектуры, в центре ринг - покрытый древним паркетом, остатки древних сидений для зрителей, сцены, два этажа лож для vip-зрителей. И ни души. Древний дедушка в окошечке проката выдает древнейшей конструкции и дизайна ролики и можно кататься. Так и прошел день, вечером уехали на такси в Дехрадун. Огромный неинтересный индийский провинциальный город, столицу Уттаранчала. В междугороднем автобусе с кондиционером, хоть и в креслах, но вполне удобных, можно даже поспать.

4 мая.
Снова в Дели. Спим в какой-то гостинице до 10-30, проснувшись посещаем достопримечательности. Железнодорожный музей, Кутаб Минар, храм Лотоса (сооружение непонятной архитектуры и еще более непонятной религии, но очень популярное у индусов и бесплатное), комплекс могил Хумаюн (делийский аналог Тадж Махала). Измученные духотой и жарой вечером снова ложимся спать, чтобы проснувшись в полночь отправиться в аэропорт. На улице зарядил тропический ливень.

5 мая.
Аэропорт Индиры Ганди. Рейс не отменили, все пассажиры влезли. Москва встречает прохладой (всего +25) и службой наркоконтроля в течении 40 минут внимательно изучающей содержимое рюкзака и аптечки. На Родину все таки впускают... Вылет в 4-30, а в 13 уже на работе. Путешествие закончилось.