Снег, солнце, зимний лес, теплая избушка, пещеры, пещеры, пещеры ... теплая избушка, зимний лес, солнце, снег.

В Хрустальной В Хрустальной
На вершинке На вершинке
Снежинка Снежинка
Ледяные сталагнаты Ледяные сталагнаты
Кристаллы Кристаллы
Церковь в музее Малые Корелы Церковь в музее Малые Корелы
По давно сложившейся традиции, спелеоклуб совершает по 4 клубных экспедиции в год. Поэтому с приближением зимы мы стали задумываться о том, куда же пойти на этот раз. Зимой большинство спелеологических районов становятся труднодоступными, поэтому выбор невелик. В конце прошлого года в клуб пришли новые ребята, которые захотели пойти в поход. Их участие так-же накладывало ограничения на сложность пещер, а следовательно и район. На рассмотрение было выдвинуто несколько вариантов: кавказкие, уральские, пинежские пещеры. На Кавказе и Урале наш клуб бывал неоднократно, и последние годы летние экспедиции проходят именно там, поэтому было решено отправится на север, на Кулойское плато в пинежские пещеры, которые находятся примерно в 300 км к востоку от Архангельска.
Даты похода, по традиции, назначили на каникулы, с 28.01.12 по 5.02.12. К этому путешествию мы готовились основательно. В феврале столбик термометра в архангельской области опускается до – 40 градусов, поэтому необходимо взять достаточно теплой одежды. Летом этот район сильно заболочен и, дороги до пещер нет, поэтому добираться туда зимой проще, нежели летом.
Путь от поселка Пинега до домика лесничего равный 12 км мы преодолевали на лыжах. Обычные лыжи тут не подойдут – провалишься по пухляку, да и ноги замерзнут в простых ботинках, поэтому мы использовали широкие туристические лыжи с тросовыми креплениями, некоторые участники шли в валенках, другие в утепленных зимних ботинках. Добравшись до домика, занялись его обустройством. Для поддержания хорошей температуры внутри уходило много дров на топку печи. Температура в домике была около 20 градусов, но вечером, когда готовили ужин, доходила и до 35.
Следующие дни были посвящены спелеологии. До ближайшей пещеры, «Ломоносовской» - 400 метров, а до следующей, пещеры «Олимпийская», около километра, и до «Хрустальной» около пятисот метров. Часть пути к пещерам преодолевалась на лыжах, остальную же приходилось идти сквозь бурелом пешком. Скорость передвижения на лыжах по лесу составляет около 1,5 км/ч. Пинежский спелео-район невероятно прекрасен. В первую очередь, кристаллами льда во входных частях пещеры в зимний период. Кристаллы самые разнообразные и необычные. Кристаллы тут наращиваются в совершенно необычных направлениях. В дополнение к кристаллам – множество ледяных сталактитов и сталагмитов. Несмотря на сильный мороз, эти пещеры сильно обводненные, температура в пещере около нуля градусов – это тепло по сравнению с архангельскими морозами. Для того чтобы попасть в основную часть «Ломоносовской» нужно пройти в арку, из которой вытекает подземная река, уровень воды – чуть выше пояса, а высота свода около полутора метров. Идти приходится против течения, интересный вход в пещеру, не правда ли? Нырнуть в такую воду с мороза мы не рискнули, а вот полностью облачившись в сухой гидрокостюм пройти там становится возможным. После прохождения такого полу сифона испытываешь незабываемые ощущения, пройдя вглубь пещеры, мы вышли на основной поток, а пройдя еще несколько хрустальных залов, подошли к большому сифону (ходу полностью заполненному водой). По данным архангельских спелеологов, этот сифон длинной 250 метров соединяет пещеру с «Олимпийской». Прохождение таких сифонов требует серьезной подготовки и должного оборудования – scuba set. Достаточно необычно выходить из воды в такой мороз. В считаные секунда твоя «резиновая кожа» схватывается на морозе, и надо успеть выскочить из этого гидрокостюма. Выход опытной части команды прошел успешно, никто не замерз, и мы решили сводить туда новичков. Им, несомненно, все тоже очень понравилось. Недалеко от домика была маленькая баня, и в последний день перед сброской решили погреться там. Встав в 9 утра, мы пошли её топить. Весть день печь была полна дров, банька сильно промерзла, да и на улице было не жарко, в тот день около – 34. Хорошо попариться нам так и не удалось, только погрелись немножко, разогрев конструкцию до 60 градусов.
Утром следующего дня нам предстоял обратный путь, чтобы не опоздать на поезд пришлось выходить далеко засветло, и первые несколько часов наблюдалась цепочка фонариков плывущих в лесу. Северный день очень короткий, и солнце поднимается не очень высоко, а по моим ощущениям, весть световой день красками был похож на утро плавно переходящее в вечер. В итоге мы довольно быстро добрались до поселка, кататься на лыжах теперь умели все, хотя в начале похода для некоторых участников это было довольно затруднительно. К поезду успели вовремя, время пролетело быстро. Вернулись усталые и довольные. Вечером 5 февраля на перроне Ярославского вокзала в воздухе стояло -9 градусов по Цельсию, как же это тепло.