Предисловие

001 Волга 001 Волга
После прошлогоднего большого похода по Мещере на второй год владения (и/или овладевания) Щукой мне хотелось чего-то более категорийного и, желательно, живописного - в моем представлении это значит со скалами и лесом по берегам. В качестве региона был выбран Южный Урал с его пологими каменистыми горками и несложными реками. Первоначально я планировал поход по р. Белой, но впоследствии он был отвергнут из-за легкости и чрезмерной обжитости мест. Выбор пал на Сакмару. Маршрут от села Юлдыбаево до города Кувандык. Места тоже достаточно хоженные. Особенно участок до Янтышево, на котором располагаются главные достопримечательности реки: порог Ложный Яман-Таш, порог Яман-Таш, шивера Питекантроп, порог Баракал и шиверистый участок Гранатовая долина. Ниже по течению Сакмара достаточно спокойна, и плыть до Кувандыка стоит только ради удлинения маршрута. Поход был пройден соло, соумышленников в родном городе мне найти не удалось.

Наименование реки:
Сакмара.
Сложность:
фон 1,5кс, максимально 3кс.
Дата прохождения:
9-18 Мая 2008 г.
Погода:
+15-17 днем, переменная облачность с дождем, ветрено. Ночью до 0 градусов.
Маршрут водной части:
от дер. Юлдыбаево до города Кувандык.
Протяженность маршрута:
220 км.
Ходовых часов:
5-6 часов каждый день с перерывами, одна полудневка.
Заброска:
поезд Орел-Москва, Москва-Магнитогорск, автобус Магнитогорск-Сибай, Сибай-Стерлитамак (до Юлдыбаево).
Эвакуация:
поезд Орск-Москва (от Кувандыка), Москва-Орел.
Течение (скорость):
быстрое с порогами и шиверами.
Ширина реки:
от 15 до 40 м.
Дно:
каменистое в верховьях, постепенно переходит в илисто-земляное в нижнем течении.
Цвет воды:
по весеннему мутная.
Берега:
невысокие поросшие лесом скалы в начале маршрута постепенно отступают от реки и переходят в сопки к концу маршрута.
Естественные препятствия:
шиверы, пороги (ложный Яман-Таш - 2 кс, Яман-Таш  - 1, 2, 4 ступени - 2 кс, 3 ступень - 3 кс, Баракал - 2 кс), в нижнем течении - стволы тополей в русле.
Искусственные препятствия:
несколько мостов - проходимы.
9 Мая Пт

003 "неоплан" 003 "неоплан"
004 автовокзал Сибая 004 автовокзал Сибая
012 первый перекат 012 первый перекат
013 у Ложного Яман-Таша 013 у Ложного Яман-Таша
014 вход в Ложный Яман-Таш 014 вход в Ложный Яман-Таш
015 "Гранд Каньон" 015 "Гранд Каньон"
016 Ложный Яман-Таш 016 Ложный Яман-Таш
017 вблизи 017 вблизи
018 выходная шивера 018 выходная шивера
019 вид назад 019 вид назад
020 безымянная шивера 020 безымянная шивера
021 скалы 021 скалы
022 кубизм 022 кубизм
023 перед Яман-Ташем 023 перед Яман-Ташем
Отъезд. Погода в Орле отвратительная. Холодно. Мелкий дождь. Прогноз тоже не утешает. Домашние намекают, что если я не поеду, то они будут очень рады, но я с гневом отвергаю даже мысль об этом. Отец довозит меня до вокзала и помогает погрузиться в фирменный поезд "Южный Буг" Николаев-Москва. Намек? Может податься туда в следующий раз?

В поезде холодно и грязно. Шесть часов до столицы наблюдаю хмурый пейзаж за окном. В Москве нарезаю круг на метро, чтобы убить время и на Казанский вокзал. Магнитогорский поезд неожиданно оказался исключительно чистым. Проводники исключительно вежливые и внимательные, я даже потом сделал об этом запись в Книге жалоб и предложений. Ни до, ни после этого я такого сервиса в отечественных поездах не встречал! Вечером погода не изменилась - дождит. Я поужинал и лег спать. Проснулся рано утром, глянул в окно – там все в какой-то синеве и тумане. Расстроился и снова заснул.

10 Мая Сб
Утро. Ярко светит солнце. На небе ни облачка. За окном - разгар весны! Из впечатлений особенно отложилась в памяти Волга в Сызрани и в Самаре - увидел ее первый раз в жизни. Гигантская река с пойменными «лиманами» по берегам. Впечатляет, но жить здесь я бы не хотел. Слишком большие пространства воды, но в то же время не море. Сложно объяснить, но мне кажется, было бы мне здесь неуютно. После наших-то лесостепей. В Самаре были в обед – вышел из поезда размять ноги и позвонить домой. Погода отличная! К вечеру уже ехали по предгорьям Урала, ожидал уже вечером увидеть скалы, но не дождался – стемнело раньше.

11 Мая Вс
Утром увидел первые скалы перед Магнитогорском. Деревни как у нас в Средней полосе, но стоят в узких долинах между гор. К Магнитогорску скалы пропадают. Город стоит на равнине, на обоих берегах подпруженного Урала. Правобережье - в Европе, левобережье - в Азии. Большая часть жилых массивов расположена на правом берегу Урала, а Магнитка или Магнитогорский металлургический комбинат - на левом. Город с широкими улицами и сталинской архитектурой. Частного сектора немного – в основном новые таун-хаусы. Многоэтажки на окраинах нестандартные и тем приятные.

Приехал я в 7-00. На вокзале узнал расписание поезда на Сибай – не скоро, в обед. Выйдя на привокзальную площадь (налево) увидел остановку пригородных автобусов. Сибайский стоял уже под парами. 80 км до Сибая домчали за час. Дорога отличная. В Сибае почти 2 часа пришлось ждать автобуса на Стерлитамак. Сибай - это уже Башкирия. За время ожидания нескромно разглядываю башкир и надписи на их языке. До Юлдыбаево ехали медленно и с большим количеством остановок. Я едва не прозевал свою! Погода солнечная, теплая, но видно, что весна здесь наступает намного позже, чем у нас. В глубоких оврагах остались языки снега, а в бочажках повсюду стоит вода. Ветрено. Ветер не холодный, но сильный.

Автобус остановился почти у моста через Сакмару. Названия всех указателей здесь дублируется на башкирском. Лодку накачивал на другом берегу реки. Созвонился с домашними и в путь! Река быстрая, отличные перекаты. Приходится поработать веслом. Брызги в лицо. Через лодку перекатываются волны! Природа очень красивая: скалы плитами расходятся во все стороны, все поросло соснами и березняком. У меня легкое дежа-вю – Гранд Каньон. Особенно перед Ложным Яман-Ташем. Высокие скалы, порог. Отличное место для стоянки по левому берегу. Осмотр порога и проход. Чисто. На радостях перетащил лодку назад и прошел порог еще раз. Это моя первая 2 кс.

По пути встретил башкира-рыбака, попросившего перевезти его на другой берег. Учитывая, что у меня однушка, я призадумался над его предложением. Впрочем, жалость возобладала над здравым смыслом, абориген устроился на корме моей Щуки и был благополучно переправлен на другой берег. С его слов чуть ниже расположено отличное место для стоянки на левом берегу, правда туда временами забредает ведмедь. Правда он никого не трогает. Левый берег сразу потерял для меня свою привлекательность, и было решено искать место для ночевки на правом. Наконец, останавливаюсь перед Яман-Ташем. К своему удивлению обнаруживаю протертость в дне Щуки как раз под сиденьем. Первым делом расстилаю на траве брюки и анорак и пропитываю их антиклещевым спреем. Переодеваюсь, развожу костер, ставлю суп. Разбиваю палатку и клеюсь (к слову, заплатка легла отлично, дома решил оторвать и переклеить – не получилось).
12 Мая Пн

047 вверх на скалы 047 вверх на скалы
048 носатая гора 048 носатая гора
049 другой берег 049 другой берег
Встал поздно. Отсыпался, да и утром было прохладно. Перекусил, сходил ниже по течению посмотреть на реку. Думал, что стал около первой ступени четырехступенчатого Яман-Таша, а оказалось, что это была входная шиверка. Яман-Таш прошел и по воде и по суше. Сначала осмотр – потом проход. Третью самую сложную ступень опознал по памятнику погибшим здесь когда-то водникам. Если первая и вторая ступень представляют собой несложные сливы через каменистую гряду, то на третьей ступени слив узкий, в виде буквы "V", в который еще надо попасть и удержать равновесие в лодке между двумя встречными струями воды. Третью и четвертую ступень пришлось проходить разом – пристать между ними невозможно – сильная тяга. Зато после 4-ой ступени река успокаивается и разливается в круглое «озеро». Слева над ним высится большая скала. Удобные места для стоянок.
Причалил, взобрался на скалу посмотреть на шиверу «Питекантроп», протянувшуюся на километр ниже по течению. Вид отличный, но нет сотовой связи.

Все пороги прошел при отличной погоде. К концу дня стало более облачно. Шиверу прошел пару-тройку раз чиркнув по камням. Река очень красива – я не могу наглядеться. Прошел деревню Староякупово и устье Крепостного Зилаира. Далее пытался найти ориентир - гору Эльмак, но, к большому сожалению, не нашел. Когда понял это, высадился на берег и взобрался на ближайшую гору осмотреться и попробовать позвонить. На самой вершине мне таки удалось отправить СМС. Поговорить не удалось. И Эльмак я тоже не увидел.
Причалил снова на правом берегу. На опушке березового леса, рядом родник. Палатку ставлю в 10-15 метрах от ближайших кустов и деревьев. Уже начался сезон клещей, а на открытых местах их практически нет.

13 Мая Вт
Перекусил и отчалил рано. В 10-00. Почти сразу пошли деревни. Значит, остановился вчера удачно. Перед порогом Баракал прошел очень красивый каньон. Снова высокие скалы! К порогу подошел к 14-00. Высадился на правом берегу около стоянки со столом, сделанным из каменной плиты. Прошел, осмотрел порог. Поднялся на гору в надежде на связь. Но тщетно.

Баракал прошел нормально, но входная шивера мелкая и коварная. В пороге посередине реки торчит каменный зуб, который надо обходить справа. Остановился сразу за Баракалом у одноименного ручья. Перекусил. Малость устал к этому времени. Передохнул и поплыл дальше. Погода хмурая, солнце скрылось за тучами.

Опять понадеялся на связь у деревни Сабырово, но связи не было. Долго обплывал деревню. Река петляет, снова и снова возвращаясь к ней. Начал моросить дождь. Высаживаюсь на берег. Место счел подходящим – каменистый пляж, за ним луговина. Первым делом разбил палатку и перенес в нее все вещи. Потом развел под мелким дождем костер и поставил вариться суп. Потом помылся! Вода холодная – не более 10-12 градусов. О том чтоб окунуться полностью не идет и речи. После мытья переоделся в чистое и уселся в палатке есть густой суп. Непередаваемое наслаждение! Дождь несколько раз переставал и начинался заново. К вечеру погода наладилась, небо прояснилось. Я сделал себе чаю и стал готовиться ко сну. Может завтра сделать полудневку на помывку одежды и сушку вещей?

14 Мая Ср

Сглазил насчет полудневки. Пришлось таки сделать. Хотя с вечера погода вроде бы наладилась, с утра опять все в тучах. После завтрака меня уже подмочил легкий дождь. Хорошо бы устроить сушку. Отплыл поздно – в 11-20. быстро дошел до Гранатовой долины. Река снова течет в окружении гор. Несложная шиверка на входе. Слева обнаружился ручей, сбегающих по плитам с горы. Высаживаться не стал. Погода не располагает, да и экономлю силы. На выходе из долины – 2 шиверки. Обе длинные, первую необходимо осмотреть. Я обнаружил всего один проход – под самым левым берегом. Прошел чисто. А вот во второй шивере камней меньше, но большие стоячие валы. Один из них я поймал в правую скулу Щуки. Окатило водой буквально с головы до ног.

Спустя около часа после выхода из Гранатовой долины, решил остановиться для просушки, благо дождь вроде бы перестал. Высадился на правом берегу у впадения в Сакмару ручья. Время – около обеда. Стоянка обустроенная – лавки, стол, кострище, дрова. Приготовил обед, перекусил. Постирался, развесил вещи для просушки и практически сразу после этого начался дождь. Пришлось делать вынужденную полудневку. Под дождем поднялся на ближайшую горку - полюбоваться окрестностями и попытаться найти БиЛайн. Вид отличный. Связи нет.

Вернулся в лагерь как раз к приходу гостей. Сначала прибежал пес. Мелкий, запыхавшийся и весь в репьях. Вылетел пулей из лесу, добежал до залитого дождем костра и буквально рухнул наземь, пытаясь отдышаться. Спусти минут 20 (!) на мою поляну на лошади выехал пастух - хозяин собаки. В тот же момент пес сорвался с места и умчался дальше вверх по реке. Поговорили с пастухом - он искал отбившуюся от стада корову. Потеряв, за неимением у меня спирта и сигарет интерес к собеседнику, абориген поехал вслед за собакой.

Вечер. Читаю в палатке книгу. Дождь идет непрерывно уже несколько часов. Достаточно сильный. Гремит гром. Выходил проверять палатку – подсунул под тент гермы, чтобы вода оттекала подальше от палатки. Сзади палатку накрывает лодка. У стола меж тем «сохнут» постиранные вещи. Костер давно залит. Читаю, допиваю холодный чай с холодным ужином и ложусь спать под шум дождя. Ночью несколько раз просыпался – смотреть, не подтекает ли вода под палатку – все в порядке – меня не заливает.
15 Мая Чт

090 Серебрянная скала (?) 090 Серебрянная скала (?)
091 погода налаживается 091 погода налаживается
114 черемуха по берегам 114 черемуха по берегам
115 отмели 115 отмели
116 на камнях растут деревья 116 на камнях растут деревья
Выспался. Дождь ночью затих. Но с утра, стоило лишь высунуть нос из палатки, он начался снова. Часам к 10 погода вроде бы начала налаживаться. В тучах стали проскальзывать разрывы, а в них – голубое небо и изредка солнце. В такие моменты вокруг все преображается! Развожу костер и начинаю сушить на нем вещи. К 11-00, кажется, просохло все. Но как только я начал собираться в путь начался сильный дождь. Я едва успел закинуть вещи обратно в палатку, которую, к счастью, еще не успел сложить. Прям как назло! Пережидаю дождь. Спустя некоторое время решаю все-таки плыть дальше. Собрался и отплыл. Снова идет дождь. Он мочит меня даже больше, чем неспокойная река. Вскорости дождь переходит в ливень. Несколько раз он прекращается, но потом начинается снова. Где-то перед Янтышево я наткнулся на брошенную туристами баню из целлофана и сделал себе из него пончо.
С погодой творится какая-то чехарда! Проливной ливень сменяется ярким солнцем и наоборот. Настроение соответствующее – сумасшедшее. Несмотря на трудности все-равно хочется пройти весь маршрут до конца.

В Янтышево – солнце. Взобрался в очередной раз на гору – связи нет. После Янтышево снова начался каньон как в Гранатовой долине. Красиво! Дождь и солнце стали сменять друг друга еще чаще. Я плыву под солнцем и вижу впереди стену дождя, плыву в дождь, и за поворотом реки резко начинается солнечный участок. А потом задул ВЕТЕР. Я, пожалуй, никогда не встречал ветра такой силы. На реке против течения шли волны высотой чуть не до полуметра. Плыть практически невозможно – лодку сдувает то вбок, то назад. Если при таком ветре лодку развернет боком к ветру, то это верный оверкиль. Продвигаюсь вперед очень медленно. Миновал Акназарово, отплыл 2-3 км и стал на ночевку на левом берегу. Долго определялся где ставить палатку. Широкая полочка у реки переходит в крутую высокую гору, поросшую лесом. Сначала хотел разбить лагерь под горой – там меньше ветра, но оказалось, что там еще лежат языки нерастаявшего снега. Пришлось ставить палатку на открытом пространстве. (И правильно – утром поляна под горой была вся покрыта инеем). Ветер помог мне просушить все вещи. А вот с палаткой и особенно с костром пришлось туго. К счастью к вечеру ветер утих. Небо прояснилось.

16 Мая Пт

Отплыл в 10-30. Ветер поднялся как раз к тому моменту, как я стал собирать вещи. С утра обнаружил недалеко от своего места стоянки родник. Красивый. Сбегает с горы по плиточной осыпи. Место вчера было выбрано удачно.

После отплытия еще некоторое время тянутся горы. Временами приходится бороться с ветром. Далее река выходит на широкую равнину. Течение ослабело, и ветер усилился. По пути перекусил, не выходя из лодки – река теперь позволяет с собой такие вольности. Во время второго дневного привала высадился на берег размять ноги. И неожиданно в чистом поле поймал сеть! Поговорить не смог, но удалось отправить СМС.
Вскоре начались деревни, и характер реки изменился. Горки совсем отступили от берега. Низкие земляные берега осыпаются в воду. Постоянно попадаются щебенчатые осыпи и намывы. С берегов в реку падают подмытые деревья. В русле много затонувших деревьев. Родников стало меньше. Пейзаж стал какой-то восточный – по берегам много тополей и… цветущей черемухи. Вдалеке – сопки.

Ночлег отыскал на правом берегу реки за Мало-Абишево у брода. Место посещаемое, но, надеюсь, сегодня меня никто не потревожит. Погода ясная, но днем дул очень холодный ветер. Замерз малость.

17 Мая Сб

Ночью опять было холодно. Вчера, правда, вообще был иней. Сегодня просто росное утро. Солнце взошло в облаках. Зябко. Перекусил и отплыл. Погода шалит – то светит солнце, то все небо закроют тучи. Прохладно. На реке окончательно пропали перекаты. Берега заросли тополями и черемухой. Черемуха цветет. Аромат над рекой необыкновенный. С моим продвижением на юг – на глазах наступает весна. А в Орле это все уже прошло. Как будто вернулся на месяц назад во времени.

Расслабился и, как следствие, потерял ориентиры. Нашелся только у Чураево. Наконец-то полноценная связь. Поговорил с родными. Дальше на повороте реки произошел забавный случай. С внешнего берега к внутреннему упал гигантский тополь. Проход остался слева между кроной и галечной отмелью. Ширина прохода – 1,5 м. В тот момент, когда я все это заметил, за мной по берегу погналась с лаем собака одного из рыбаков. Мы оба рванули к проходу: она по насыпи, я по воде. К счастью в этой гонке я пришел к финишу первым, и проход оказался достаточно глубоким.
На свою последнюю на маршруте стоянку я встал ниже Чураево на правом берегу в тополиной роще. Берег галечный… Напала тоска в связи с окончанием маршрута. Через силу собрал палатку, пообедал. Вроде отпустило.

Искупался, вода холоднющая. Вечером сварил себе фирменного походного супа – горохового с копченостями. Завтра – Кувандык!
18 Мая Вс

126 следы бурения 126 следы бурения
127 деревня перед Кувандыком 127 деревня перед Кувандыком
128 у подножия горы 128 у подножия горы
Как назло ночью прошел дождь. Утром заморосил снова. Едва разжег костер, чтобы приготовить завтрак.  Последний день маршрута самый унылый. Единственное интересное место – пещера на правом берегу. Высадился и прошел всю пещеру до конца. Происхождение явно рукотворное. Местный житель подтвердил мое предположение, сказав, что пещеру пробили геологи, в поисках места постройки на Сакмаре плотины. По его словам, в горах на левом берегу в паре километрах от реки есть такая же пещера.

Начались техногенные места. Кувандык тянется бесконечно, то отходя от реки, то вновь приближаясь к ней. Места и люди здесь кажутся одинаково унылыми (простите меня, аборигены). Наконец доплыл до финиша - автомобильного моста через Сакмару. Высадился, насколько возможно обсушился и пошел на вокзал. Пересек мост, подъехал на маршрутке. На вокзале купил билеты (Орский поезд за полночь) и отметил возвращение в цивилизацию чипсами, колой и бананами - захотелось именно этого. А домой купил башкирское пиво.

Посмотреть стоит
Очень красива природа Южного Урала – от пологих предгорий со скалистыми выходами, поросшими лесом горками до равнин и сопок, лежащих в преддверии казахстанских степей. Советую обязательно взобраться на одну или несколько возвышенностей, вид вокруг – замечательный. Возможно, вам повезет больше меня, и вы не пропустите гору Эльмак. Из рукотворных сооружение можно выделить разве что башкирские деревни похожие и одновременно непохожие на наши среднерусские и, конечно, пещеру на подходе к Кувандыку.

Итог
Экспедиция прошла немного сумбурно из-за капризов погоды, но в целом удалась. Интересная (учитывая мой небогатый водный опыт) река, не дающая скучать, симпатичные, малонаселенные места. В принципе, можно было больше времени посвятить участку до Янтышево (идти медленнее) и меньше времени участку от Янтышево до Кувандыка. Простая заброска и выброска. Серьезных минусов маршрут, на мой взгляд, не имеет. Рекомендую весьма!