На студенческих зимних каникулах мы собираемся провести зимний поход в пещеры Ливана. Поход организуется совместно с ливанской ассоциацией Libanaise d’Etudes Speleologiques. Это отличная возможность посетить пещеры в субтропиках с командой опытных ливанских спелеологов. Предполагаемая погода: +20 солнечно.
Бейрут

Отчет

Зимой 2015 года в клубе возникла идея организовать спелеопоход за рубеж – это отличная возможность побывать в других пещерах, а также пообщаться и обменяться опытом с другими спелеологами. Рассматривалось несколько вариантов, окончательно было решено отправиться в Ливан. До поездки существовали некоторые опасения, связанные с политической обстановкой в стране, которые исчезли по приезду. С помощью друзей, мы наши общий язык и на протяжении всего похода активно взамиодействовали с ливанской ассоциацией спелеологов Libanaise d’Etudes Speleologiques (http://www.alesliban.org), также известная как ALES. Страна находится на горной местности, что способствует развитию спелеологии и Геологии. Большинство людей занимающихся этими науками проходят практику на родине техники SRT во Франции. ALES хорошо организованный спелеологический клуб, со своими традициями и особенностями.

Ливан

Ливан когда-то был французской колонией, и местная система образования копирует французскую: в течение 14 лет все предметы в школе, кроме арабского и английского языков, преподаются на французском, поэтому ливанцы свободно говорят как минимум на арабском и французском. Жители Ливана очень гостеприимны, с момента нашего прибытия в аэропорт Бейрута и практически до последних часов перед отлётом в Москву наша команда была окружена приятным вниманием, дружелюбностью и постоянными гостинцами из местной еды. Лагерь разбили в роще около загородного домика одного из членов ALES, Эли, в уютном месте среди скал.

Несколько слов о местной кухне. В походе нам довелось отведать довольно много национальных блюд, и это тоже интересный опыт. Одно из любимейших блюд ливанцев — хумус (hommos, hummus). Это тёртый нут с оливковым маслом и лимонным соком. Местные едят это пюре, зачерпывая его кусочком лаваша. Вкус у этого блюда весьма специфический, поэтому нам больше пришелся по вкусу хумус в фалафи (falafel). Это обжаренные в масле шарики хумуса, завернутые с овощами в лаваш. По виду фалафи выглядит как шаурма, но на вкус кажется, что внутри хлеб вместо мяса.  Следует отметить любовь местных к выпечке, так как нам на каждом шагу приходилось встречаться с лепешками с тмином, лепешками с сыром и перцем, лавашем и печеными сладостями. Ещё один забавный момент, чуждый человеку из России, состоит в том, что местные едят лимон, как мы едим апельсин: чистят кожурку и едят дольками.

Ливанцы — душевный народ, они, как и россияне, любят шумные застолья с песнями, шутками и плясками. Ливанцы, каждый раз запевая свои арабские песни, просили нас спеть тоже что-нибудь русское. Уж очень им нравилась наша «Катюша». Народным танцем считается «дабке» - люди встают в шеренгу, берутся за руки и начинают отплясывать на 3 счёта повторяющиеся движения ногами, которые обязательно начинаются с громкого удара ногой в пол. Чем громче и синхроннее этот удар, тем считается более профессиональным исполнение танца.

Пещеры

За время похода команде удалось побывать в 8 ливанских пещерах, некоторые из них внутри не отличишь от кавказских, разве что там было гораздо теплее. Две пещеры нам запомнились больше всего, одна необычайно красивая и горизонтальная, другая поражающая своими размерами и бесчисленными каскадами вертикальная.

Ain el Libne

Ain el Libne, занимает почетное четвертое место в списке самых протяженных по стране. Еще вечером предыдущего дня нас предупредили, что сегодня нашу команду ждет вероятно самая долгая заброска до пещеры, в результате которой, предстоит пройти около 12 километров по глубокому снегу. Длина ее чуть превышает четыре километра, а вход расположен на высоте 1900 метров. Сама пещера расположилась в очень красивом ущелье, которое полностью было отдано под огромные  яблочные плантации, так что путь до нее, как нам обещали, в солнечную погоду должен был доставить лишь удовольствие.

День же начался не совсем так, как мы привыкли за время пребывания в этой прекрасной стране. Облачное небо, моросящий дождь и туман так и хотели обрушить все наши планы на фотографии этого прекрасного места. Уже в восемь часов около нашего лагеря нас ждал Джордж,  тоже сильно негодовавший из-за погоды. После того, как мы выехали, к группе присоединился уже ставший другом спелеолог Себастьян. Преодолев все мокрые и опасные серпантины на нашем пути, мы наконец-то уткнулись в неочищенную и полную снега дорогу, где, быстро переодевшись и позлившись на плохую погоду, мы двинулись к пещере. По прикидкам все того же Джорджа нам предстояло преодолеть 12 километров по колено в снегу.

Снега и в правду было много, так что скорость группы оставляла желать лучшего. Туман, который не давал в полной мере насладиться всеми красотами того места и потупить с фотоаппаратом побольше времени, казалось, играл нам на руку. Но  что за чудо!  Уже спустя два часа ливанские ребята радостно сообщили, что пещера совсем близко. Со средней скоростью 2-3 км/ч по колено в снегу  и  с перекурами мы преодолели 12 ливанских километров за 2 часа!

Вход в пещеру представляет собой небольшой ручей, втекающий в грот. Ограничение по весу позволило нам взять только три гидрокостюма на команду, один был сразу отдан Свете, другие два доверили опытным парням, которые должны были подстаховывать лезущую в страхе свалиться в воду команду. Воды там было действительно много - многочисленные глубокие места и водопады, встречались на каждом шагу. В большинстве мест, ребятам без гидр приходилось применять свои навыки скалолазанья, чтобы не оказаться по пояс в воде. Но надо сказать, что уже спустя 10 минут в голове у нас пронеслась мысль, что время на заброску было потрачено не зря - бесконечные натеки и образования радовали глаз повсеместно. Кое-где приходилось чуть ли не ползком преодолевать узкие места меандра, в другом же месте трехметровый водопад - пещера радовала своим разнообразием и различными красивостями. Спустя некоторое время, ливанцы сказали, что пора разворачиваться, иначе до машины будем добираться в темноте. И вот уже через несколько часов мы находились у выхода.

За время, пока мы были в пещере погода успела разгуляться, так что сделав общее фото, мы побежали обратно к машине, любуясь открывшимися видами на долину. По натоптанной тропинке мы добрались до нашего минивэна всего лишь за час. После чего отправились на клубное собрание наших друзей из ALESа. Для многих это была, пожалуй, самая красивая, горизонтальная пещера.

Qattine Azar

Основной пещерой в нашей экспедиции считалась  Qattine Azar.  Ее глубина достигает 522 метров(вторая по глубине в Ливане), однако зимой для посещения доступно только верхние 180 метров.  Ниже этой отметки, увеличившиеся потоки воды мешают безопасному продвижению по веревке. На эту пещеру мы выделили два дня, в течении которых планировалось пройти до конца безопасного маршрута, а на следующий день снятию навеску. Сами ливанца ходят в пещеру летом, когда в пещеры меньше воду. В ALES не принята установка ПБЛов, и ночевка под землей, поэтому они делают 30 часовые выходы, но зато ложатся спать домой в кровать.

Пещера имеет поразительный по красоте вход, расположенный в середине скалы, рядом с 30-метровым водопадом. К входному гроту ведет тропа,  представляющая собой узкий карниз у стены ущелья.  Сам грот представляет собой просторный тоннель. В конце грота, под самым сводом на высоте восьми метров расположена незаметная железная дверь. Добраться до нее можно только по веревке,  свисающей с потолка.  За дверью находится узкий извилистый и очень длинный лаз,  в котором невозможно было даже распрямиться, вдобавок лаз местами был затоплен водой на десяток сантиметров. Лаз резко обрывается в огромный 70 метровый колодец. Сам колодец, кроме своих размеров и неожиданностью своего появления после узкого хода, ничем не примечателен.  Сверху невозможно было увидеть его дно, и его глубину мы знали только благодаря схеме, которую предоставили нам ливанские спелеологи.

После колодца пещера представляет собой просторное ущелье,  называемое меандром, с гладкими стенами и иногда встречающимися группами натеков и сталактитов. Дно этого ущелья представляло собой непрерывный каскад из водопадов и ванночек,  через которые протекал поток воды. Периодически встречались уступы, на которых также надо было вешать веревку. Следующий колодец можно назвать большим «душем», двигаться по веревке приходилось под непрерывным потоком брызг идущих от расположенного совсем рядом водопада. Фактически,  вся вода,  которая бежала под нашими ногами в ущелье теперь стекала в 40 метровую пропасть.

Всю дорогу после пещеры печка в машине работала на максимум, после такого душа не мешало досушить свои вещи.  Было душно и жарко, но все терпели. Так мы ехали около часа. В итоге, мы высохли, зато сиденья под нами изрядно промокли.

Заключение

Ливан — страна контрастов, в один день мы могли и играть в снежки, спускаться в пещеру, и купаться в море. Нам повезло, что в пещерах нас сопровождали опытные ливанские спелеологи, они поделились с нами бесценным опытом  и своим позитивом. Последний вечер ливанцы из клуба ALES устроили прощальное барбекю. Кто-то принес мандолину и остаток вечера мы слушали загадочные восточные песни…