Авто-спелео экспедиция в пещеры Ирана
Экспедиция планировалась как разведочная, все цели и задачи выполнены полностью.
Автомобильный маршрут Москва-Баку-Астара-Керманшах-Хамадан-Исфахан-БандерАббас-Кешм-БандерАббас-Тегеран-Астара-Баку-Москва длиной 13,5 тыс. км. Посетили пещеры массива Кух-и-Парау (Ghar Parau, -751 м, гулбочайшая пещера Ирана), экскурсионную пещеру Алисадр, пещеры Ghar Sarab и Soobashi, соляные пещеры на острове Кешм, в том числе длиннейшую пещеру мира в солях - Tri Nahashi.

Фотографии из Ирана на сайте у Максима Попова
Москва - Иран

А именно предполагалось:

- посещение пещеры Ghar Parau, -751 м, глубочайшая пещера Ирана на этот момент. Находится в районе г. Керманшах, 500 км юго-западнее Тегерана. Пещера исследуется с 1971 г (открыта англичанами, ими же пройдена до -751 м). У нас по техническим причинам не получилось пройти пещеру до дна (сломались два пробойника под спиты, а в пещере надо бить и бить, навески SRT там практически нет, дошли до -400м). Удивительно, на чем там ходят иранцы - полиэтиленовая "подарочно-упаковочная" веревка, на которую смотреть страшно, не говоря уже про лазить по ней. Тем не менее пещера интересная, подходы теперь известны, на плато недалеко от входа стоит каменный домик, довольно вместительный.

- посетили район Алисадр (севернее г. Хамадан). Карст района довольно забавен - в степи стоят отдельные сопки, высотой 100-200 м, внутри которых горизонтальные обводненные пещеры, уровень воды в которых выше уровня той самой степи, друг с другом не соединяются. Самая известная пещера района - Ghar Alisadr, ныне экскурсионная (длина 11200 м), очень красивая, много воды (до сухой части полчаса плыть на лодке, в пещере 17 градусов, вода 14, очень прозрачная, мечта спелеоподводника, наверное :). Также мы были в п. Ghar Sarab - по имеющейся топосъемке длина около 2 км, но первым же выходом была обнаружена новая система ходов, вторым выходом - вторая :) В общем есть где поработать. Воды очень много, приходится постоянно плавать между сухими ходами. Температура ниже, чем в Алисадре, хотя пещера рядом (5 км), я бы сказал около 8 градусов, хотя не мерили точно. Вода везде стоячая (нигде не видели течения, очень чистая). Были также в пещ. Soobashi, но не впечатлило - грязно и некрасиво. Кроме работы в известных пещерах, интересен также поиск новых в этом районе - такое ощущение, что они есть ровно под каждой сопкой по одной штуке. Пещеры очень красивые и необычные, у нас таких аналогов не знаю. Совершенно реально отрыть что-нибудь абсолютно новое и необычное, огромных размеров.

- третий район для разведки - остров Кешм, Персидский залив. На острове имеется огромный соляной купол Намакдан, диаметром около 6 км, в котором множество пещер (заложенных, понятно, в солях), одна из которых (Tri Nahaci) на днях стала длиннейшей в мире в солях (6200 м), обогнав израильскую (5600 м). Район очень интересен и необычен. В частности, вода в пещерах имеет температуру около 27 градусов и соленость 380 гр/литр - это предел растворения поваренной соли при такой температуре. Очень смешно плавать в ней - тело погружается примерно на 2/3, остальное торчит. Всплыл даже Макс Попов, который в остальных жидкостях немедленно тонет. Форма одежды - комбез на голое тело, после выхода из пещеры надо бегом бежать до Индийского океана (500 метров) и мыть комбез и тело в нем, пока все не кристаллизовалось :) Огромные галереи, подземные соленые реки, соляные сталактиты, гелектиты и еще чего-то длиной до 5 метров, цвета белоснежного. Встретили там чехов, которые работают уже 8-ой год, у них много материлов по району, они и соединили две пещеры в длиннейшую в мире соляную. Снизу (на уровне моря) соляной купол имеет несколько крупных пещер-источников, наверху (несколько плато и склоны) - множество колодцев, самый большой, который мы видели - не менее 40 метров, чисто промытая вниз труба диаметром 3-4 метра. Колодцы соединяются с пещерами источниками, образуя огромные системы перепадом до 400 метров. Интересно, что чехи, делая навеску, используют ледобуры, под которые предварительно делают дырки пробойником - больше в соли ничего не держится надежно. Также в Иране есть около 80 крупных соляных куполов, большинство из которых не исследовано совсем.

Технически наша экспедиция выглядела так:
Основным транспортом был микроавтобус Мазда Бонго, который пробежал в сумме больше 13500 км от Москвы до Москвы. Ехали через Азербайджан, также и возвращались. Иран - довольно дешевая и совершенно безопасная страна, ездить туда в экспедиции одно удовольствие. На 1 доллар можно заправить 60 литров солярки, за 7000 км по Ирану наши затраты на топливо составили порядка 20$. Еще очень дешевые пирожные в местных кулинариях :) Да и вообще нет ничего, что было бы дороже, чем в России, большинство сильно дешевле. Местные власти совершенно лояльны к иностранцам, особенно русским. За все время у нас ни разу не проверили в Иране права или документы на машину, не было ни одного конфликта с местными властями, жителями или даже намека на то, хотя выделялись мы на улицах и дорогах как мамонты в Москве. Даже выезд на встречную перед гаишником и разворот тут же через двойную сплошную не вызывал в иранцах нелюбви к нам, скорее наоборот - все сразу стараются помочь :)

В итоге даже на остров Кешм мы заехали на своем транспорте, и вообще оказалось очень удобно возить с собой в кузове кучу различного снаряжения для использования в разных пещерах (у нас было все от снегоступов и 1 км веревки, до ласт и подводного ружья :) Единственный неприятный момент - пересечение границы Россия-Азербайджан и Азербайджан-Иран - долго по времени. По пути туда мы простояли 43 часа на границе с Азербайджаном, который ввел запрет на въезд машин с правым рулем, но в итоге проблема была решена и мы въехали. Обратно обе границы заняли 5 часов времени, в будущем планируем использовать вариант парома Астрахань-Анзали(Иран) - проще.

Общая длительность - 27 дней, по стоимости вышло примерно по 450$ на человека вместе с визами.

Москва - Баку

Баку - Тегеран

На остров Кешм
Увеличить карту: [ 1024x1024 ]  [ 2048x2048 ] [ ОРИГИНАЛ ]
Расположение острова Кешм
Тегеран - Бандер-Аббас

Бандер-Аббас - Кешм

Эпилог

Иран - замечательная страна во всех смыслах, рекомендуем :)