От Попова Максима аки Супер-Макс
Cavex

Проводив нашу бодрую команду на юг, я на время забыл об экспедиции – мне-то уезжать еще через неделю… Но вот, непредвиденно подкралось 26 июля. Покидал шмотки в рюкзак, выпил с друзьями пива на дорожку и поехал в логово команды Cavex. Забрасываться мне предстояло с ними.
Эти бодрые парни ехали на Воронью с надеждой углубить ее. Из Москвы ехало 10 человек, но снарягу они везли на всех 30… Остальные должны были приехать из Питера, Украины и Испании. Поэтому мой рюкзак выглядел просто жалко на фоне этой кучи снаряги.
Благодаря обаянию Дениса Провалова, Кости Мухина и Скляренко Дмитрия вещи были погружены в вагон без особых эксцессов. Надо отметить, что проводницы нам попались просто красавицы, чем Cavex тут же воспользовался.
Ехали мы весело, быстро и что удивительно, без капли спиртного. Выгрузились в Адлере. Провалов остался ждать питерцев (они приезжали через 24 часа), а мы погрузились в электричку до Сухума и без особых проблем доехали до Гантиади (Цандрипш). На границе нас бегло проверили. Возможно, на погранцов хорошо действовала бумажка о том, что это экспедиция МЧС, либо они просто любили спелеологов, прославляющих эту маленькую, но гордую страну, но придираться не стали. Вскоре, правда, на границе достроят зал таможенного контроля и тогда будут заставлять выгружать все вещи из вагонов… За весь груз и за 10 человек с нас взяли всего 500 рублей.
В поселке нас ждали солнце, море, шашлык и куча знакомых спеликов. Ночь была с громом, молнией и дождем. Половину веранды Ватека залил дождь. К сожалению «Урал» Ватека сломался, поэтому на следующий день забрасывались на Газ-66. Провалов и К решили забросить почти все снаряжение и часть людей. Выехали не рано, ехали не быстро, приехали в 16.00 часов. Проваловцы выгрузились и стали забрасываться к своей Вороньей. Дальнейшая их судьба мне неизвестна.
Дорога вниз начинается с подъема

Вместе со всеми наверх забросились двое спелеологов команды «Сокольники РУДН» - Леша и Тома. Они отстали от своих потому, что Тому не пускали через границу из-за ее грузинской фамилии. Хотя она и гражданка России и прописана в Москве. Оказывается, для таких людей надо ехать в Сухуми (Сухум) с паспортными данными и получать разрешение. В неспешном темпе мы за 3 часа дошли от Орто-Балагана до стоянки Сокольников возле пещеры Илюхинская. Я переночевал у гостеприимных Сокольников. Они строили серьезные планы на проныривание четвертого сифона в Илюхинской.
Погода не предвещала легкого пути… Всю ночь шел дождик, а с утра плотный туман опустился на перевалы. Но что-то толкало меня на поиск приключений, и я пошел несмотря на видимость 50 метров и дождик. У меня была карта 500-метровка, GPS и множество описаний пути, что давало мне уверенность на успех. Бодро забежал я метров на 150 вверх. По описанию перевал должен быть в самой низкой точке седловины. Невдалеке вверху я увидел углубление в кромке скал и решил, что это и есть перевал. С некоторым трудом залез по сыпухе в наклонной щели до верху, заглянул за край и прифигел. Свистит ветер, туман, нифига не видно, но видно, что на 50 метров вниз пустота, отвес. На немного трясущихся ногах спустился вниз (а падать было куда), бросил рюкзак и стал искать другой путь на перевал. Вскоре он был обнаружен метрах в 100 левее. За перевалом картина тоже мало напоминала германский хайвэй. Брошенный камушек еще долго отдавался эхом, катясь по сыпухе. Но слава богу, вниз мне и не надо было. Надо было идти влево траверсом по жалкому подобию тропинки, которую метров через 200 я потерял. Ощущение у меня были как у ежика в тумане: из пустоты появлялись и метрах в 50 сзади исчезали скалы и камни. А я все шел по приборам – по GPS.
Дальше было проще – я легко перемахнул через второй перевал и стал спускаться в долину Дзоу. Моя лень здесь меня в очередной раз подвела: я не поверил своим точкам в GPS, обломился лезть за картой и упилил вправо в сторону снежника (думал, что идти надо по нему). Спуск был весьма стремным: метров 100 по крутым мокрым скалам, на которых не было сыпухи (она вся скатилась вниз). Вскоре я понял ошибку… Пришлось делать лишний подъем на 50 метров. Уже через 200 метров я увидел нашу кухню. Она должна была стоять на берегу озера, которое сейчас заменял снежник. Надо ли говорить, что я был насквозь сырой, а в ботинках неапетитно булькала вода. Я заспешил к лагерю. Но и тут попал в засаду: перед озером крутые скалы и мне пришлось вылезать повыше по сырой траве идти в обход.
СЛАВА СОЗДАТЕЛЯМ КУХНИ!!! Она замечательна. Я сижу сытый и уже почти сухой, на крышу кухни капает дождь, я смотал блочки и готов покорять ДЗОУ...