Работы в Дзоу

Начиная от зала Абхазии пещеру уже никак не назовешь вертикальной. Большие объемы – лабиринт ходов над рекой в разломе высотой несколько сот метров. В верхних частях встречается глина, хотя и не очень много (на наш взгляд). Отличительная особенность – большое количество очень мелкого песка. Уже после первой ночевки в зале Абхазии из всех, кто там был начал “сыпаться песок”. Дальнейший поиск продолжения занял три выхода. Поставленные маркера приводили из зала Абхазии в обвальный зал “со стрелочками” – зал с низким сводом из которого уходило несколько ходов во все стороны. Маркированный черной стрелкой справа ход приводил к реке, но идя далее по реке Влад и компания продолжения не нашли. Вода уходила в камни в озерце сразу после небольшого очень красивого каньона. (мы думаем, что в этот момент в пещере было очень много воды, т.к. наверху третий день шли дожди и не успевающая уходить вода коллектора создала озеро которое закрыло продолжение под одной из стенок.) После интенсивного поиска и раскопок группа проникла в восходящую систему ходов, которая далее свалилась на основной ход (если такое название здесь вообще применимо). Двигаясь наугад, но вниз они пришли к сифону S3. Где на стене прочитали, что экспедиция 1998 года дошла до этого места пещеры. По результатам своих поисков Влад нарисовал вот такой схематичный рисунок и добавил, что это “просто сыр и искать здесь можно до бесконечности”. (Увы, я очень торопился в Москву, поэтому на этом месте мне пришлось покинуть команду – Влад) На самом деле реальность чуть менее страшная. Достаточно оказалось сустившись с веревки, которую повесил Влад в найденной им системе уйти по ходу направо (это если лицом к стене вдоль которой спускаешься) – мы это сделали по ошибке, и придерживаться разумной логике (других объяснений здесь дать не можем), то очень скоро можно выйти снизу в большой высокий наклонный обвальный зал из которого дальше ведет мощный ход. А там вскоре появятся старые маркера. Побегав вверх вниз по многочисленным, но широким ходам вы приходите к площадке старого ПБЛа. Место маркировано только парой веревочек и большой тяжелой шиной набитой неизвестно чем (мы не проверяли, но наверное мусор). Немного дальше по основному ходу мы поднялись по висевшей веревочке и пришли к полусифону. Оказалось, что зря мы все это время тащили гидры. Полусифон отчерпан, более чем нужно. Глубина не более 0.5 метра, потолки не менее 0.4-05. метра. Черпанул только Лавров и то на обратном пути из-за своих маленьких сапожек. За полусифоном еще одна веревка вверх. Дальше мы не сходили. Увы и ах! Две ночи в ПБЛе на –1000 без пенок заставили нас сильно поменять планы. Знали бы прикуп, не дали бы наверх поспешных команд. Также проверили маршрут которым ходила до этих мест команда Cavex. Из примечательных вещей там – одна каменная труба довольно сильного наклона длиной метров 40. Там веревка повешена. На участке, отрытом группой Влада, не помешало бы добавить в одном месте метров 15 веревки, потому что глину на склоне мы уже сильно размесили, а уклон большой - стало скользко. В общем и целом, маршрут которым ходила команда Cavex короче, но тот которым пользовались мы, возможно, предпочтительнее в случае большой воды (потому что он существенно выше в начале). Сделанные замеры температуры дали следующие результаты: - температура воды в коллекторе (-1020 м) =4.0 град.; - температура воздуха возле коллектора (-1020 м) =3.9 град.; - температура воды в ручье на –700 м =3.1 град.; - температура воздуха на –700 м =3.3 град.; - температура воздуха в зале Абхазии (-1000 м) =4.0 град. Грубая оценка объема воды в коллекторе дала величину от 300 до 500 л/сек., обращаем внимание, что оценка производилась, когда вода уже спала после паводка.