На Дхызре сходили п. Печальная (паводок), найдено еще 5 новых входов. Затем были в пещ. Подземная Хоста. Команда - 6 человек, все - продвинутые новички (1-2-3 похода).

Дзыхра - массив типа Алека между реками Мзымта и Псоу. Средняя высота - около 1 км, куча мелких пещер. Его исследовали в 70-х годах, но потом открыли Алек и все переселились туда. Сейчас известно около 20-ти пещер на хребте, средняя глубина - 30-40 метров.

Пещеры

Мы, как впрочем и все остальные на Кавказе этой зимой, в течении 5-ти дней боролись с паводком. В первый день повесили пещеру Печальная (она же МГУ-шниками зовется Клизматрон, теперь мы знаем почему :), за остальные 4 дня сумели только вынуть навеску, ни о каких исследованиях речи уже не шло. Для сравнения представьте себе реку пещеры Снажная в среднем течении (100-150 л/сек) в пещере вроде Майской или Школьной, в которой традиционно половина уступов пролезается скальником в распорах. Вход Печальной - воронка размером 5х12 метров, в которую в паводок ухает эта река. В процессе первого дня у нас произошло ЧП - Олег Иванов упал в 7-ми метровый колодец, чем сильно нас перепугал. Сам момент падения я не видел - видимо сорвался из распора, хотя сделать это было довольно сложно - распор совершенно не опасный, куча полочек, но тем не менее...

Результат - легкое сотрасение мозга, утопление (упал в озеро под водопадом без сознания и пролежал там около 2-х минут), содрана кожа на голове местами, прочие легкие травмы не в счет. Реанимация и подъем в колодец моими силами (вот уж где я пожалел, что не учился спасработам и порадовался что хоть что-то умею !), затем втроем подняли его с глубины 70 метров за 3 часа, последние уступы Олег вылез уже сам. Кроме Печальной, слазили еще в 2 маленькие пещеры (название неизвестно), нашли 5 потенциальных входов, а также пещеру Красноярские Штаны (-90м), все занесли в GPS.

Следующий элемент нашей программы - пещера Глубокий Яр - источник-разгрузка пещер северного склона Дзыхры. Находится в 300-х метрах от р. Мзымта. Красивое ущелье, прикольные подходы (по трубам водопровода над Мзымтой) и... облом. В резульатет того же паводка воды примерно в 10 раз больше, чем было, когда я там был в 2000-ом году с Шумейкой. В результате не смогли даже попасть в пещеру - навеска должна делать вверх вдоль водопада, что не сильно представлялось возможным, тем более с не очень опытной командой.

Далее сбросились в Хосту, где последовательно встретили всех наших и не наших спелеологов, с которыми отметили все их и наши достижения :))

На следующий день заехали под Воронцовку и поставили лагерь на Подземной Хосте. Из-за высокого уровня воды (насколько высокого - мы не смогли определить, поскольку раньше там никто из нас не был) всяческие лазания по пещерам были сокращены. Сходили в пещеру Пионерская и Подземная Хоста. Обе являются разгрузкой Воронцовки (находятся в 100-150 м друг от друга, гидрологически связаны. сухого прохода нет), довольно интересные - большие объемы, много воды, много мест, где надо плавать. Есть где полазить, причем по некоторым данным (Ляхницкий, Чеботарев) существует второй (верхний) этаж этой системы. Мы нашли как минимум два места, где никто не лазил (сухая чистая глина без следов) - но надо восходить, на что уже не было времени.

Само место Подземная Хоста очень красивое - огромный каньон, есть где полазить, много дыр в стенах. В общем - класное развлечение для спелеоскалолазов, как-нибудь соберу туда команду отдельно на эти пещеры - чем черт не шутит, вдруг правда в Воронцовку попадем :)) ?

Были еще планы попасть на Мчишту, но в очередной раз обломились из-за отсутствия времени (просто неуловимый Джо какой-то... :)