Заброска

Здравствуй, Море! Здравствуй, Море!
Московские люди при встречей с югом и южным черным морем бегут сразу же купаться и кушать южную пищу. И пусть море на самом деле совсем холодное, а пища стоит в Адлере почти столько же сколько и в Москве. Юг же встречает северных гостей проливным дождем. Так может лить только на побережье моря, к которому выходят задерживающие облака горы.

охотничьи трофеи охотничьи трофеи
а ты записался добровольцем в экспедицию "Пионерская 2011" ? а ты записался добровольцем в экспедицию "Пионерская 2011" ?
Также начиналось моё путешествие в Абхазию летом прошлого года. В какие-то считанные секунды человек промокает до нитки и последней денежной купюры спрятанной меж страниц паспорта. Из-за невообразимового количества экспедиционного груза (20 трансов, 30 коробок, 20 рюкзаков) перетаскивали все в несколько ходок. Просто хватаешь ближайший тюк и пошел. Поэтому надеть конкретно на свой тюк дождезащитный чехол никак не получалось, а когда наконец удалось — то дождь уже закончился.

Кто-то словно выключил душевую колонку в небесах, едва команда спелеологов вступила на территорию Абхазии. Все вещи лежали огромной кучей посреди автобусной площади со стороны абхазской части погранперехода и их уже деловито сторожило три собаки, отбрехивающихся от покушений других собак. Наш конечный пункт — село Блабурхва и дом Гарика Бейя, куда мы неторопливо и добираемся уже в потемках.

Пионерская спелеолощадь Пионерская спелеолощадь
здесь живет лесной дух здесь живет лесной дух
тропами вверх тропами вверх
Кузня Кузня
Едва рассвело начались сборы в дорогу, а вышедшее солнце осветило натуральное хозяйство обычного абхазского двора. Гигантский винодельный деревянный чан в подвале на 1600 литров, рощица мандариновых деревьев и посадки хурмы по всему участку. Гранаты такое ощущение за фрукт вовсе не считаются, специально нигде в Блабурхве не выращиваются, не собираются. Растут аки сорняковые деревья вдоль дороги. Ну мы конечно не преминули полазить по этим сорнякам. Ноябрь — самое удачное время. Пока еще не холодно и снега нет. Уже начались мандарины, еще не закончилось фейхоа, и в самом расцвете хурма. А как прекрасно спалось в комнате с огромным железным тазом полным фейхуового варенья!

Заброску в район пещер можно осуществлять по разному. Автомобильные варианты с Бзабским хребтом не проходят. Уж больно кривы и колдобинны дороги, даже для Нивы и ГАЗ-66. Есть вертолетный вариант — но он дорог (от 30 до 40 тысяч по разным источникам), и самое главное — ненадежен. Вот нет видимости и не полетит. Ждите еще сутки. А это при наших всего шести сутках — не вариант. Более того — особо пока непонятно, куда именно следует лететь вертолету. (Теперь по завершению экспедиции я уже четко могу сказать куда, и этот вариант вполне разумный теперь).

Есть пеший вариант. Это две ходки, а следовательно два дня. В итоге берем лошадиный вариант. Стоимость лошади правда неприятно подросла (с 2000 руб до 2500 руб за животное) от варианта озвученного еще в Москве. Зато неожиданно поднялась грузоподъемность лошади (с 40 до 60 кг). А фактически — сколько веса дадите — столько и повезем. Вы главное только упакуйте его в 2N мешков (N = количество лошадей), а сколько получится трансов накидаем сверху.

высота 500, осталось набрать еще 1100 высота 500, осталось набрать еще 1100
осень осень
туман наступает туман наступает
и побеждает и побеждает
закат закат
Тяжелонагруженные непарнокопытные побрели вперед, однако людям тоже немало груза осталось. Цепочка из более чем двух десятков людей растянулось на всем длинном подъеме и остается только удивляться (а на самом деле восхищаться мудрым руководством), как мы друг друга не растеряли. Всевозможных поворотов и развилок была масса. Всю дорогу я старательно отмечал в GPS точки, и впоследствии это старание очень пригодилось.

Живописная тропа бежит и по лесу и пытается часто потеряться в опавшей листве. Следует быть очень осторожным и следовать основным принципам. А именно: лучшие ориентиры - засечки оставленные на деревьях, следы копыт под ногами и направление "По хребту". Однажды взгромоздившись на хребет тропа будет старательно бежать по нему. Ни в коем случае не следует спускаться в воронки и низины - пропадешь в буреломе и зарослях. Лучше потратить время в поисках казалось б потерянного направления.

Царство осени и безумство ярких желто-красных красок при подъеме вверх постепенно сменяется драматичными лесными пейзажами с деревьями-великанами постепенно погружающимися в плотный туман. Одно из них носит название "Кузня". По причине большого количества забитых в это дерево гвоздей и подков.

Лишь уже в потемках мы добрели к лагерю, разбитому прямо на тропе, на узком «перешейке» между двумя глубокими воронками. Высота над уровнем моря 1600 метров (старт внизу был на 300-х метрах). Все лошади кроме одной спустились виз в Блабурхву, и лишь Гарик вместе с самой выносливой клячей отправился дальше вверх, уже за зону леса, на альпийские луга, чтобы спустя двое суток вернуться с охотничьим трофеем — тушей молодого джайрана, подстреленного из автомата Калашникова.

Вообще ж этот лес примерно так и ощущался. Сказочный (из доброй сказки). Тихий, спокойный, окутанный легким туманом и какой-то тайной. Тишину изредка разрезают мелодичные загадочные вопли птиц и шуршание листьев под ногами путника. Совсем не холодно, можно упасть, закопаться в листву и смотреть, слушать, вникать...