День второй. Первая пещера.

Дети должны что-то делать. Иначе Хаос придет быстро. Дети должны что-то делать. Иначе Хаос придет быстро.
Саша и Максим Болгов перед выходом в Сказку. Саша и Максим Болгов перед выходом в Сказку.
Прикоснуться к натеку можно только под присмотром :) Прикоснуться к натеку можно только под присмотром :)
Сашка у входа в пещеру Сказка. Сашка у входа в пещеру Сказка.
Дима Попов и Максим Болгов в Сказке. Дима Попов и Максим Болгов в Сказке.
Миша залез Миша залез

Первое мая порадовало хорошей погодой. Мы благоустраивали лагерь, тренировали детей, а ближе к вечеру устроили выход в пещеру Сказка. Думаю не один десяток  спелеологов, начинали свой путь под землей со Сказки. Вот и мы решили не выдумывать ничего, к тому же пещера была рядом. С утра правда было небольшое приключение – потерялся Миша.  Он вышел из воронки чтобы позвать меня на кофе и пошел…  Когда через 20 минут спохватились и стали кричать,  а  еще через 10 минут рыскать по окрестностям Миши уже и след простыл. Через пару часов он вернулся, точнее его привела пара туристов, на которых Миша наткнулся за Иртышом и попросил отвести его в лагерь возле Дублянской.

Выход в Сказку начался с того, что Сашка наотрез отказался туда спускаться, и я оставил его наверху, а вниз, кроме меня и Влада, спустились Максим и Дима. За час мы облазили все что можно и стали подниматься. Наверху меня встретил Саша, который сказал, что готов и хочет в пещеру. Потом подошли Таня с Мишей. В тот день Сказку посетили все кроме Ани, для нее и так все было сказочно. Вечером к нам пришел Коля с Кешей и негретят стало 10 J

Еще в тот день были сделаны первые луки для детей. И они стали лесными рейнджерами, охотниками и следопытами. Посвящая свободное время стрельбе и фехтованию, вместо загтовки дров.

Главный вывод – ребенок перестает бояться пещеры, когда видит, что туда лезут его друзья.

День третий. Виола и клещи.

Карабишные Робин Гуды Карабишные Робин Гуды
Хорошая погода Хорошая погода
В рукопашной схватке рост не главное В рукопашной схватке рост не главное

Второго мая мы пошли в пещеру Виола. Приключение это было на целый день. Тридцать метров по навеске вниз и вверх с перестежками – испытание для детей, стресс для взрослых. Сашка в этот раз был настроен решительно и терпеливо ждал своей очереди. Путь вниз и вверх он проделал трансиком (20+ кг). Виола произвела на ребенка сильное впечатление – большая, с натеками, колоннами и даже мышками. Перед тем как вылезать, Саша 20 минут лепил для мышек домик из глины, взятой с пола. Вернулись уже по темноте, удачно найдя тропинку ведущую от Виолы до Молодежной. Сашка поел и заснул, даже не послушав сказки на ночь.

Еще в тот день Сашку укусил клещ.  Вцепился гад в бедро не добравшись 10 см до попы. Клещ был смазан маслом, после чего выкручен ватной палочкой – технологию подсмотрел на ютубе перед отъездом в поход. За суетой его умудрились потерять и не положили в приготовленный пакетик, что не хорошо. Но прошло 4 недели и вроде бы все обошлось. Сашка все время бегал в длинных штанах, но клеща это не остановило. После первого клеща все опрыскали репеллентом штаны и обувь.

Главный вывод  - клещи в Крыму есть и это стоит учитывать при подготовке поездки.
День четвертый. Поход за водой.

В поход за водой В поход за водой
Движение к цели. Цель - вода Движение к цели. Цель - вода
Игры в индейцев Игры в индейцев
Бывшее озеро Эгизтинах. Бывшее озеро Эгизтинах.
Вот это и есть родник Вот это и есть родник
Общение с цветами Общение с цветами

Третье мая – никакой пещерной программы. В качестве культурной - поход за водой на родник возле Солдатской. Погода продолжала нас радовать солнечными днями и звездными ночами. Но запасы воды иссякли и нужно было их пополнить. Прогулка заняла часика три, воды принесли, но выводы сделали грустные. Воды на Караби все меньше, первый раз за много лет я увидел чтобы этот родничок был такой слабый. Даже нормальной струйки было не заметно. Он вытекал из под камня, а через десять метров уже бесследно исчезал под землей.  Поляной сухого камыша на месте озера Эгестинах меня было не удивить, а вот этим удалось.

Главный вывод – когда едете на Караби, берите больше воды, если не планируете тратить ежедневно по несколько часов на добывание ее.

День пятый. Ходьба и дождики.

Мокрые дороги Мокрые дороги
Когда кругом сырость, лучшее место для вещей - дерево Когда кругом сырость, лучшее место для вещей - дерево
Стоянки в тумане Стоянки в тумане
Яблони в тумане призрачны Яблони в тумане призрачны

Четвертое мая – начало пешей части нашего похода. Погода нас дождалась. Вышли после небольшого дождика и все время до вечера и он нас навещал. Сборы были долгими, пока после завтрака все собрали уже снова захотелось есть, но обошлись чаем. Шли по дороге, что значительно удобнее, чем топать напрямую, было грязновато, но без этого никак.  Сашка в сапогах быстренько натер ногу, пришлось его переобувать, а ногу заклеивать пластырем.

К шести вечера пришли на лагерную поляну Восточный Суат. Много места, есть вода, лес сильно выбран, но отойдя от поляны дальше двухсот метров находишь и дрова. Вместе с нами на поляну пришли туманы, которых мы так долго ждали на Караби. Цветущие яблони в тумане стали призраками.  Дети, напуганные возможностью потеряться и пропустить ужин, жались к костру.

Главный вывод – ранний выход с детьми малореализуем. Проводя завтрак в 9.00, планируйте выход на 13.00 – не ошибетесь.

День шестой. Подход к Димерджи.

Местные Гарри Потеры Местные Гарри Потеры
Не хочу отдыхать, пустите меня даьлше Не хочу отдыхать, пустите меня даьлше
Красиво, но нам сюда было не нужно Красиво, но нам сюда было не нужно
Я полетел Я полетел
Это Тырке, а склон вдали - уже Димерджи Это Тырке, а склон вдали - уже Димерджи
Вечерни свет и нет дождя Вечерни свет и нет дождя

Пятое мая – Коля с Кешой покинули нашу команду, чтобы вернуться в Москву. Негритят снова стало восемь. А с утра снова шел дождь. И сборы наши снова были долгими. Пока мы поднимались на Терке дождик отвел душу на нас. Детишки стали грустными. Только Сашка держался за мою руку и не унывал. Так мы шли, шли, пока не поднялись. Тут и дождь прекратился. Дальше мы шли по открытому пространству, любуюсь склонами, ожидающего нас Димерджи. Шли и не заметили, как зашли не туда. Там куда мы зашли было красиво, но не было воды, не было дороги в нужную нам сторону. Поэтому пришлось нам развернуться и пройти назад полтора километра, чтобы найти место, где сбились с пути.

Новая развилка вывела нас в узкое ущелье, на не широкую тропинку, которая должна была привести нас на лагерную стоянку с водой. Тропинка была не только «не широкой», еще она была не ухоженной (из-за лежащих на ней поваленных деревьев) и скользкой (из-за дождя). Стемнело, спускались с фонариками на лбу и матюками сквозь зубы. Сбросив метров 200 тропинка стала более пологой и темп нашего движения по ней вырос. Уже после 21.00 мы вышли к лагерной поляне, где было полно ровного места и большой ручей. Сашка быстренько залез в поставленную палатку, а после того как его переодели, сказал, что полежит в ожидании ужина. Ужин был готов через полчаса, но маленького героя было уже ничем не разбудить.

Главный вывод – дети крепче, чем кажутся. Но убеждать их терпеть, быть героями и т.п. – малоэффективно, им нужно рассказывать сказки.

День седьмой. Матрасный :)

Санек доволен, что сегодня не нужно идти Санек доволен, что сегодня не нужно идти
Цветы и дети - вечная тема Цветы и дети - вечная тема
В палатке хорошо, когда снаружи дождь В палатке хорошо, когда снаружи дождь
В ожидании выхода В ожидании выхода

Шестое мая – началось как обычно. Обычно утро начиналось с того что с рассветными сумерками просыпались птицы и начинался птичий гомон – сплошная какафония свиста, писка, щелчков и уханий. После того как солнце появлялось воочию гомон стихал, разделяясь на отдельные птичьи диалоги, становилось тише и можно было еще вздремнуть.

Так было обычно, но в этот день с первыми лучами солнца в спальнике завозился Сашка и сказал: «Где моя каша? Хочу есть.» Убедить  его, что ужин был и ему его приносили мне не удалось. Пришлось вставать и делать чай. После вчерашнего ночного забега детки были не резвы, собирались медленнее обычного. Когда пришло время складывать палатки на небе собрались тучки, стало накрапывать, и мы решили подождать. Подождали немного, потом еще немного, а потом, к всеобщей радости, решили никуда не идти. Валялись в палатке, гоняли чаи, читали книжку – так и день прошел.

Главный вывод – дети всегда готовы отдохнуть от подвигов и по-матрасничать, какими бы героями они не были.

День восьмой. Димерджи.

Димерджи богат лесопосадками Димерджи богат лесопосадками
Привал - отличная возможность зарисовать впечатления Привал - отличная возможность зарисовать впечатления
Под Димерджи Под Димерджи
Перевальчик между Южным Димерджи и Димерджи Перевальчик между Южным Димерджи и Димерджи
Уже видно море Уже видно море
Перекус на обочине Перекус на обочине

Седьмое мая – переход через Димерджи. Погода с утра была отличная, но вышли мы все-равно после полудня. Сходу набрали 300 метров высоты  и поднялись на Димерджи. Ветерок подул, тучек нагнало, дождик понемногу смачивал дорогу и нас за компанию. Мы шли мимо низкорослых густых сосняков и березовых перелесков. Все время не покидало ощущение, что тут должны быть пещеры. Карстовое плато достаточно высокое, четко видны залегающие вертикальные пласты известняков. Что мешает – много леса и дерна, мало воронок. Найти возможный вход здесь гораздо сложнее. Зато в этих сосновых лесках можно разместить лагерь на 100 человек и никаких проблем с местом или дровами не будет. Правда воду нужно завозить – сразу и много, но опять же никто тут ООП не объявил. Даже если не найдется пещер, тут можно провести прекрасную неделю у вечернего костра под звездным небом.

Спуск с Димерджи начинается в очень примечательном месте – узенькое ребро = перевал = перекресток. Мы с него пошли направо вниз, а при наличии времени могли бы сходить прямо на Южное Димерджи. Спуск вниз по лесной дороге был вполне линеен, но мы умудрились потеряться. Точнее идущая сзади часть нашей команды, срезала спуск и обогнала первую группу, которая села их подождать. Сидела и ждала, а потом пошла назад искать. Потеряли час времени на этом «приключении», но это было не страшно. Потому что дождики ушли, солнышко пригревало и подобные проблемы никого не пугали. Потом стал совсем солнечно, впереди море показалось.  Стали мы искать место для нашей последней ночевки. Обозначенная на карте полянка была велика, имела воду, почти не имела дров (все было выбрано) и была подозрительно унавожена. Нашли закуток почище и поставили там палатки.

Главный вывод – надо бы сходить на Димерджи  и поискать пещеры, или грибы, или просто пожить.

День восьмой. Завершение.

А вместе мы команда А вместе мы команда
Цивилизованное питание - рыбка в кляре на фоне аквариума Цивилизованное питание - рыбка в кляре на фоне аквариума
Мальчик и море - совсем не по Хемингуэйю Мальчик и море - совсем не по Хемингуэйю
Камешек для посещений Камешек для посещений
Летающий малыш - почти Карлосон Летающий малыш - почти Карлосон
А что ел крокодил? А что ел крокодил?

Восьмое мая – день А. «А» - значит Алушта. С утра, как обычно, никуда не спешили. После завтрака думали над тем, что же нам точно больше не нужно? Пытались это доесть. Нестройной группой пошли в сторону села, но через километр нас догнал УАЗик и водитель предложил всех отвести в Алушту за 400 рублей с машины. Цена небольшая, но в машину 8 человек с рюкзаками не влезали. Договорились что женщины, дети и груз едут до трассы (пара километров), а там будет вторая машина. Как все женщины, дети с грузом разместились в машине - не знаю. Упаковка, видимо,  была не простая. Пока все паковались, мы с Владом изобразили из себя спортсменов и прибежали на место, обогнав автомобиль на 5 секунд. Если бы не ботинки у меня на ногах, то иллюзия могла бы быть более полной.

В Алуште нам нашлось жилье рядом с автовокзалом за 300 рублей с человека. В цену вошли нормальные комнаты, чистое белье и горячая вода. Помывшись и одевшись в чистые футболки пошли чревоугодничать. Лет пять не был в Алуште, что-то в ней изменилось. Она стала еще более заточенной под отдыхающих. Поели, посидели на море, дети полетали, по дороге назад еще что-то ели. Пока не стемнело.

Главный вывод – туристы даже в чистых футболках на отдыхающих не похожи.

Девятое мая – день Победы. Мы ехали в аэропорт и наблюдали крымчан, строящихся в праздничные колонны. Считаю, что наблюдаемый энтузиазм это не выдумка и могу сказать, что жители полуострова считают день Победы по-настоящему своим праздником. А сам полуостров по-прежнему прекрасен и интересен для всех, кто любит путешествовать.