Погружение в провалы на плато Кугитанг. Пять человек, восемь забитых баллонов, сто метров веревки и надувная лодка. В экспедиции был снят отличный цветной фильм, которыйц пропал в недрах восьмого корпуса общежития МФТИ после отъезда Биггера в Китай.
О провалах.
Воспоминания В. Милявского

В провалы мы ныряли втроем: Эдик Лазарев, Сергей Осечинский и я. Еще там была девушка Ксюша и совсем молодой на тот момент паренек - Леша "без палки". По делу: провалов два (прим. - Ю.Евдокимов сказал, что сейчас знает 10 провалов, но нам были известны только 2); если встать к плато лицом, то к тому, который будет слева, можно было спуститься пешком, а к правому надо было спускаться по веревке. Веревку вешать не за что, камней, деревьев, скал нет - в 1989 навеску делали за "Урал", в 1990 хотели закопать несколько автомобильных скатов, но егеря спустили их в провал, и мы закопали титановые рамы от рюкзаков, за них и навешивались. Потом спустили вниз надувную лодку и с нее ныряли. В правый провал нырял я и, возможно, еще кто-то - не помню. Там никаких ходов нам найти не удалось, хотя - ныряли на остатках воздуха, помню - быстро замерз ("тегур", как всегда, тек), воняли тухлые птичьи яйца, и нет гарантии, что мы чего-то не пропустили. Я думаю, там можно еще поискать. Глубина колодца метров 30 - точно не помню, брали с собой 100 метров веревки, чтобы вешать в два конца. Глубина озера в провале - ну, метров семь, я думаю. Глубиномера толком у нас не было. В левый провал ныряли все вместе, втроем. Там узкая щель на входе, но не слишком - проходишь без проблем с аквалангом за спиной. Проход очевиден, там идти больше некуда. вываливаешься в огромный зал, потолочная плита под углом уходит вниз, на глубину, вся сверкает белыми отложениями - зрелище сказочное. Видимость отменная, метров тридцать, не меньше. Окончания этой плиты, какого-либо дна я толком не разглядел. Вывалившись в зал, мы открыли рты - так это было красиво и неожиданно. У меня плавучесть была отрицательная, обжало, и я сильно утонул, пока хватился. Размотал почти всю 40-метровую 8-миллиметровую веревку из своего мешка, т.е. глубина была метров 30. Набулькал воздуха в строительную каску и стал всплывать - компенсаторов у нас не было тогда :). Глубже идти мы не могли, ныряли со стандартными "Украина-2" и имели литровый баллон из под кислорода со "скорой помощи" в качестве альтернативного источника воздуха - "последний вдох" назывался :) Даже и на этой глубине зал подробно не обследовали - у нас не было компрессора, четыре забитых акваланга на троих - и все. Но мне сдается, что продолжение будет глубокое - метрах на шестидесяти. По объемам похоже, что там огромная система подводных пещер, сравнимая с "сухой" частью если не по протяженности, то по масштабам. И относительно горизонтальная, скорей всего (прим. - ждем результатов экспедиции Ю. Евдокимова 2013 года).
Воспоминания Э. Лазарева.

Опубликовано в газете "Крот", http://barrierorgru.marshruty.ru/1biger.htm

Вот появился вход в промежуточный зальчик, еще вчера об его существовании только строились догадки. Протискиваюсь в щель, акваланг звонко ударяет об ее стенку. Нужно аккуратней, а то порода здесь хрупкая, засыпет и табличку прибить нельзя будет. Остановившись на уступе, смотрю вниз, дна не видно, хотя и вода достаточно чистая. По пробным погружениям помню, что до дна зальчика около двух метров. Решительно отталкиваюсь и словно парашютист, но с гораздо меньшей скоростью устремляюсь вниз. Руки врезаются в ил, облако мутной воды поглотило все вокруг. Машинально вспоминаю "...далее вправо". Подтягиваю ходовой конец, как всегда застрял. Протискиваюсь в колодцеобразный ход, и тут тухнет фонарь, судорожными руками ощупываю фару, опять плохой контакт. Яркий свет, и вдруг перед глазами открывается картина, невольно заставившая меня прийти в восторг.
Огромный по своей величине подводный зал, луч осветителя не в силах раскрыть его объемов. Виден только уходящий в даль сводчатый потолок с причудливыми канделябрами. Дотрагиваюсь рукой до одного из перьев, оно тут же отваливается... кусок породы, оставив илистый след, уходит в бездну, которая так тянет и манит своей поразительной загадочностью.
Дыхание спирает, становится трудно дышать, пораженный такой глобальностью подводных просторов, вдруг вижу небольшой движущийся предмет. Его движение напоминало танец столь грациозный и великолепный. Да, это он, тот самый слепой среднеазиатский голец или, как его еще называют рыбка эндемик. Плавно шевеля плавниками, она остановилась перед маской. В свете фонаря рыбка играла золотистыми оттенками и напоминала таинственного ангела спасителя из тех далеких времен. Радостный вопль вырвался из груди и, журча пузырями воздуха устремился я вверх. Рыбка почувствовала биение воды, поспешила удалиться. Да, встреча была короткая, но незабываемая. Вернувшись снова на землю, вспоминаю, что глубина довольно приличная и неплохо было бы взглянуть на манометр.
Ну вот и все, пора наверх, поджимает время... наверх, чтобы вдохнуть теплый свежий воздух, увидеть радостные знакомые лица, попить чайку, поболтать о случившемся и приступить к осуществлению новых планов.
Выдержка из книги В. Мальцева.

Выдержка из книги Мальцева (http://www.vl-maltsev.narod.ru/index.html) - на момент экспедиции мы ее не читали и понятия не имели, куда мы ныряем.

"Исследование провалов развернулось не только по биологической, но и по спортивной линии. В провале с гольцами обнаружилось очко в следующую камеру - совершенно сумасшедшего объема полностью затопленный зал. Подводники, как наши, так и местные, провели туда ряд экспедиций, но дальнейшее исследование заткнулось по нехватке снаряжения. На глубинах до 58 метров, что уже было рекордом страны для пещерных погружений, дальнейших проходов не было. Не видно их было и на следующих 5-10 метрах, пробиваемых фонарем. А дальше нужны буксировщики, батареи баллонов со специальными газовыми смесями, и куча оборудования на поверхности. И слава Богу. Потому что последние экспедиции уже вызывали нечто вроде ужаса. Подводник шел вниз на пять минут с шестью баллонами, да еще четыре вешалось к потолку на точках декомпрессии для возвращения, которое занимало более часа. Страшно подумать, если что случится. Ближайшая рекомпрессионная камера, в которую нужно немедленно запихивать аварийно поднятого водолаза, находилась за две тысячи километров - в Красноводске. Так что любая мелочь - и можно заказывать гроб. А вообще ныряние в провалы оказалось несколько более осмысленным занятием, чем казалось первоначально. Неустойчивость гипса, о чем раньше как-то и не думалось, оказалось в большой степени скомпенсирована водной средой. Подводные объемы были гораздо менее обвальными и гораздо более проходимыми, чем сухие. Поэтому началась эра освоения новых провалов. К сожалению, пока интересного найдено мало. Провалы, выходящие на воду, оказались блокированы кусками обвалившейся кровли. Гольцы были найдены еще всего в одном, причем расположенном от первого всего в семидесяти метрах, но с ним на доступных глубинах не соединяющемся. Абсолютно уверен - подземные реки и озера Кугитанга таят в себе еще немало нового, даже если поверить тому, что провалы с гольцами исследованы с этой точки зрения полностью. К тому есть множество соображений, и главное из них - изолированность возможных популяций. Гидрогеология и гидрохимия подножья Кугитанга отнюдь не так проста, как это может показаться из моих предшествующих рассуждений. На хребте есть несколько десятков карстовых гидросистем, каждая из которых разгружается отдельно. Скорее всего, подгорно-подводные гипсовые пещеры объединяют их все своеобразным единым коллектором. Исходя из степени агрессивности вод и степени дырявости гипса, это должно быть именно так."