Заброска и сброска

Этот литературный труд не претендует на сколько-нибудь полное освещение широкого круга вопросов, связанных с этой замечательной пещерой, но создан лишь с целью облегчить дорогу идущим следом, дабы не повторили они наших ошибок, а сделали свои собственные.В этом отчете мы стараемся не повторять сведения, уже известные из отчетов прошлых лет.

Заброска на поезде из Москвы до Курганинска или Армавира. Оттуда часто ходят рейсовые автобусы до Лабинска (время в пути - 40 мин. и 1 час соот.). Далее следует самый длинный участок пути: Лабинск - Курджиново (время в пути - 2 час). В Лабинске существует билетная касса на это направление, но дешевле отдать деньги водителю. (На автовокзале в Курджиново нам даже пришлось сдать уже купленные билеты, иначе водитель нас не брал.) Однако само Курджиново находится довольно далеко (примерно 6 км) от поселка Псемен, где отходит дорога на Рожкао, Дамхурц и Загедан, на которую нужно попасть. Поэтому ловить автобус до курджиновского автовокзала - мазохизм. Мы в разные годы опробовали два пути: 1.Доехать до Псемена и, немного не доезжая до автобусной остановки, вылезти в месте ответвления от трассы дороги на Рожкао (она уходит вправо по ходу автобуса). Далее по этой дороге придется пройти до конторы лесозаготовителей (1 км), а лучше до шлагбаума (6 км, через шлагбаум ходят абсолютно все машины на Рожкао), где и ловить следующую попутку. Смену лесорубов возят по понедельникам и пятницам. 2.Доехать до Бескеса (рейсовые туда не ходят), до старого моста через Большую Лабу. Так как машины через мост не ходят, дальше никто не повезет, поэтому нужно перейти мост и пройти 0.5 км до шлагбаума. Кстати, погранпост со шлагбаума перенесли на турбазу Загедан, поэтому погранков мы вообще не всретили. Путь от шлагбаума до Рожкао преодолевается на попутках (15 - 20 км). От Рожкао до пещеры 12 км по старой лесовозной дороге. Она начинается на левом берегу реки у лесопилки и идет все время вверх. Единственная неоднозначность - развилка у поваленного столба с надписью '28'. Там нужно свернуть вправо, хотя основная дорога уходит налево. Вскоре после развилки дорога проходит через перевал (1810 м) и спускается к избушке (кордон Дорбун-Кол), где и удобно поселиться. Майская находится в пяти минутах ходьбы от избушки круто вверх по тропинке. Тропинка будет по левую руку, если стоять на дороге лицом к избушке. При сброске полезно знать, что через автовокзал в Курджиново в сторону Лабинска проходит 3 рейсовых автобуса: в 7.10, 8.45 и 15.40.
Описание пещеры Майская
Прохождение

До зала нашего ПБЛа в пещере необходима гидра. За полусифоном вполне достаточно коротких резиновых сапог, так как лишь кое-где нужно идти по мелкому ручью. Полусифон можно облезть посуху через узкое очко, но удобнее пройти его в гидре и затем оставить ее в Московском зале. До конца зала HСС очень хорошо идется по телефонному проводу. Возможно, хорошо бы шлось и дальше, но в этом месте провод кончается. Для ориентации в пещере мы использовали алюминиевую фольгу. Идея оставлять куски фольги на развилках и других неоднозначностях хорошо зарекомендовала себя на практике.
Режим обводнения

До посещения пещеры мы считали, что она непаводкоопасна, однако оказалось, что это не так. Все сведения по этому вопросу были нами получены от первопроходца Майской А. И. Гофштейна, в настоящее время - представителя МЧС в этом районе. Отставание паводка от наружного сброса воды (сильный дождь, таяние снега) составляет 12 часов и продолжительность паводка при кратковременных осадках имеет тот же порядок. Hаиболее безопасное в смысле паводков время - август и глубокая зима. Осенью во время периода сильных дождей и весной в период таяния снегов некоторые проходы полностью заливает водой.