п. Нахимовская, (-380м, 3Б), а еще Дублянского, Виола, Чок-Рак и Красная на Долгоруковке (до развилки).
Заброска

Все было как-то слишком легко. Пришли, навесили Нахимовскую, все новичики по очереди сбегали вниз, нырнули за сифон, полазили и выбежали назад. Погуляли по мелким пещерам Караби, совершили марш-бросок на Долгоруковку, где провели 2 дня. Бравая четверка наплавалась в Красной и под струи дождя (первого и последнего в этом походе) покинули Крым. Нет, конечно все могло кончиться и хуже. Когда в первый выход кое-кто чуть-чуть не упал в стометровый колодец на голову командира. Но это было единственное, досадное, непотребное и поучительное...
21.04.2000

Без особых приключений вся команда, в составе 14 человек, села в поезд №071 Москва - Белгород, который в 19.40 начал вместе с нами свое движение в сторону солнечного Крыма. Выяснилось, что не поехало несколько человек.

Больше всего огорчились из-за отсутствия Гарри (Игорь Гринев) и его чудесного прибора (GPS-навигатор).
22.04.2000

Поезд прибыл в Белгород около 7 утра. Далее мы должны были сесть на электричку Белгород - Харьков, которая по достоверным сведениям, полученным товарищем Лавровым (командиром команды), должен был отправиться в 7.40. Но почему-то мы уехали только в 8.42. Каким-то чудом забрались в электричку вместе с шумными украинцами, которые, действуя по принципу "все свое ношу с собой", везли такое количество всевозможных ящиков, мешков, корзин, сумок и т.д., что в вагонах яблоку негде было упасть. По дороге поприкалывались с местных контрабандистов, таможенников и контролеров. Последние нас за просто так не отпустили, поэтому экономический эффект от того, что билеты были взяты только по территории России составил 10 руб. А еще пока ехали в электричке мы поменяли деньги. Ох уж эти гривны! Менять в электричке было действительно выгодно, но это мы поняли чуть позднее.

В Харькове мы вышли около 10.30 по местному времени, которое сдвинуто на час назад. Ожидая поезда Москва - Севастополь, мы всей командой поели местного "морозива", которое казалось дешевым, потому что еще никто толком не мог разобраться в местных деньгах. Поезд должен был приехать в 11.40, но опоздал на час. В итоге, мы уехали из Харькова только в 12.40.

В целом, на операции "граница" было сэкономлено по 150-200 руб. на человека.

На этом поезде мы ехали около суток. Народ играл в разные игры. Лавров, как обычно, травил байки. Но спиртного почему-то не пили, чем очень удивили проводницу, которая на каждой остановке зазывала к себе в "каморку" бабушек с пивом. Видимо мы решили добраться до крымских вин, а уж там...

Уснули только в 24.00, так некоторые личности не давали спать товарищам. Шуршали пакетами, что-то терли наждаком в течение двух часов (как выяснилось позднее, это был не наждак, а челюсти завхоза Мити, который втихаря пережевывал сухой цветочный чай каркаде). В итоге, не выспавшиеся, мы вывалились на платформу вокзала города Симферополь около 2 часов ночи.

23.04.2000

Сложив вещи и себя в здании вокзала, мы стали думать, что делать дальше. Некоторые люди пытались поспать, но тут пришла женщина с желтым агрегатом и стала производить такой шум, что сотрясались стены. О сне пришлось забыть.

В 8 утра мы должны были заброситься на Караби на машине КСС. Но они запросили немалых денег за заброску только вещей + пары сопровождающих, к тому же ждать 6 часов не хотелось. Мы нашли трех таксистов, упаковались и отправились на Караби. Катя и Дима Савкины остались в Симферополе, чтобы купить обратные билеты и зарегистрироваться в КСС. Встретиться с ними мы должны были уже около Нахимовской. Позднее мы узнали, что машина КСС на Караби в тот день так и не пошла.

Ехать было классно. Видимо, больше всех ехать понравилось Ромке, который "презентовал" свою каску одному из таксистов. Это была каска с зимнего похода на Воронцовку, но прошедшая upgrade, к тому же со светом.

Из-за бездорожья, нас не довезли километров этак 5 до метеостанции. Времени было около 5-6 утра. Вещей было много, поэтому решили забрасываться в две ходки. Жребий охранять вещи пал на Сашку. Почему-то на его лице не было радости. Перекусили салом с сухарями и отправились в путь.

Выбрали переходный перевалочный пункт, где остановились на время. Лавров с Артуром пошли искать п. Нахимовскую. Большая часть людей пошла за остальными вещами, а Митя, Леха ( он же комендант лагеря) и я с Надей остались готовить обед.

Дело как-то сразу не заладилось. То ли дрова слишком сырые были, то ли руки какие-то не такие. Но часа через два с помощью матерных слов, сухого горючего, спичек, дров, которые увлеченно таскал Леха и шаманства, удалось разжечь костер. Нагребли снега в кан, поставили топиться. Народ, ушедший за вещами, задерживался. Как выяснилось позже, всех задержал Серж, наткнувшийся на жилище клещей. Вскоре появился народ. Они схватили тарелки и угрожающе стали приближаться к нам. Вода только начинала кипеть. Вскоре пришли и Лавров с Артуром. Нахимовской они не нашли. О, Гарри! Где ты!

Наконец-то готов обед. После него, а также пытки колбасным сыром, учиненной завхозом, команду разморило настолько, что идти никуда не хотелось. Поступило предложение отрыть пещеру прямо здесь. Часам к 14.00 Лавров дал команду двигаться дальше в примерном направлении.

А в это время Катя и Дима уже давно искали нас в районе Нахимовской, обегая все соседние воронки.

На этот раз с вещами оставили Сержа, который тут же улегся спать.

Шли мы, шли. И уж не надеялись найти п. Нахимовскую, но вдруг чудо! Мы увидели людей на вершине холма. Они махали нам руками. Это были Катя и Дима. Через некоторое время мы встретились, и они отвели нас на стоянку, недоумевая, где это мы пропадали столько времени. К стоянке мы пришли к 16.00. Часть команды стала разбивать лагерь, а другая часть пошла за вещами, оставленными где-то на Караби. Найдя вещи и спящего Сержа, они решили сыграть над ним злую шутку. Они аккуратно взяли все вещи, оставив только его рюкзак и Савкинский и отправили Димку будить Сержа (о том, что мы встретились, Серж не знал). Серж открыл глаза и увидел Димку Савкина, щелкающего семечки. На вопрос где команда и вещи, он ошарашено стал озираться вокруг. Не найдя рядом с собой ничего, Серж весь как-то сник и ответил, что не знает. Они встали и пошли. Впереди шел понурый Серж, а сзади шел, еле сдерживающий смех, Димка. Народ с вещами сидел под деревом и дико прикалывался над видом Сержа. Через некоторое время Серж узнал в чем дело, оглянувшись назад и увидев народ шедший тихонько сзади. За нахождение пещеры оголодавший Димка Савкин получил от командира личный "Сникерс" (Лавров уже не мог больше есть).

Больше в этот день не случилось ничего примечательного.
Пещеры
24.04.2000. Нахимовская

Встав и позавтракав, мы разбились на две команды. Большая часть народа под предводительством Савкина, отправились на поиски Виолы. А Макс, Саша С., Митька и Лавров пошли навешивать п. Нахимовскую. Группе Савкина не удалось найти п. Виолу, зато они нашли пещеру п. Эгестенах-2. У Нади был первый выход в пещеру. Ее пришлось чуть ли не насильно сталкивать вниз. Пошла она в белых кроссовочках, светленьких штанишках и голубенькой курточке. Вернулась одного цвета с глиной, но довольная. Злой завхоз дал настолько маленький перекус, что бедный Серж ходил вокруг пещеры и откапывал прошлогодние орехи, коренья и жучков, пробуя все это на вкус. Некоторые орехи были даже ничего. Димка Маслов, чтобы не думать о еде, вырезал чудесный кол из дерева для эстетических целей. Ему, видимо, очень нравилось это занятие, потому что потом в лагере появилась чудо-кочерга, смастеренная им же. Возвращаясь, команда Димки заблудилась. Встречать их вышел Леха, сигналя фонариком. Он помог им найти лагерь, но заблудился сам. Пришлось его идти искать.

Группе Лаврова удалось навесить 200 м веревки, как и планировалось. Не обошлось без ЧП. Сашка просвистел по веревке, в результате он сильно ушиб плечо, а модная каска Лехи, не ожидавшая такого поворота событий, слетела с головы и скрылась на дне 100 м колодца, где до смерти напугала командира. Свет, не рассчитанный на такие приколы, разбился вдребезги. Хорошо, что только этим и ограничилось. Ранее Сережка Лавров, видимо для того, чтобы народ не расслаблялся, уронил скальный молоток, который наделал немало шума. Он упал вниз и искривился так, что потом им разве что грецкие орехи можно было колоть. Главной причиной ЧП все считают, хоть и новую, но очень страшную веревку. Как г.Коломне не стыдно такое г.. производить.

Савкины с ребятами пришли около 20.00. Следом за ним около 20.30 пришел и Лавров с остальными. За ужином все делились впечатлениями о прошедшем дне.

25.04.2000

Как всегда, хотели встать пораньше, но встали только в 10.00. Народ опять разделился, и в 12.00 все разбрелись по разным дырам Караби. Димка Савкин, Серж и Леха пошли в п. Нахимовскую. Человек шесть собрались идти в п. Дублянского. Шли они в сопровождении почти всей оставшейся команды. В дороге их застал дождь с крупным градом, отчего Ромкин и Катькин плащи превратились в решето. Все вымокли до нитки. Кто-то тихо выругался: "Вот карабец-то!" Появилось предложение вернуться в лагерь. Но оно было отвергнуто стойкими спелеологами. Придя к пещере, часть народа решила все-таки не лезть. Полезли Макс, я и Артур. Большим счастьем было, что перекус, рассчитанный на шестерых, достался троим. Только Макс почему-то не радовался. Он сказал, что еще несколько таких перекусов, и он не сможет больше есть сало, бананы и шоколад. До сих пор не пойму, как можно сочетать такие продукты. Хотя в пещере это кажется самым вкусным на свете, даже когда превращается в одну сально-хлебно-шоколадно-банановую массу с примесью глинки. Вернулись мы около 17.30, причем Макса можно было поздравить с первой самостоятельной навеской.

Еще одна партия нахимовцев ушла в 17.00 (Лавров, Митька и Димка М.). На глубине -180 м они пересеклись с группой Савкина, пообщались и разошлись. Савкинцы пришли в лагерь около 20.00 - 21.00. Сережка Лавров с ребятами пришли под утро, часа в 4.00. Причем, спокойно они это сделать не могли. Разбудили весь лагерь. Они спрашивали у всех, где еда, где чай, соль и т.д. Оказалось, что им просто захотелось пообщаться с народом, так как ужин, оставленный им с вечера они все равно не съели, наверное, не было аппетита.

26.04.2000

Завтрак. Большинство народа после него отлеживалось в различных частях лагеря и отходили: кто от похода в Нахимовской, кто от обильной еды. В этот и последующие дни мы наблюдали щедрость завхоза. Причем, мы не знали - радоваться или нет.

Хочется поподробнее сказать о нашем завхозе Митьке. Каждое утро наш чудо-завхоз клал продукты для дежурных под чудо-дерево. Вообще, с ним лучше было дружить, и тогда можно было получить лишний кусочек белого и вкусного. А иногда он начинал зверствовать. И тогда, чтобы получить чего-нибудь вкусного, нужно съесть сначала чего-нибудь невкусное. Под конец похода команду трясло при словах колбасный сыр и геркулес.

В 12.00 группа людей ушла в п. Нахимовскую. Остальные спали и периодически пили чай с плюшками, на который завхоз пока объявил коммунизм.

Около 13.00 Димка С. с Катей и Надей ушли в п. Дублянского.

Где-то в 16.00 пришел долгожданный Гарри со своим замечательным чудо-прибором. Он принес трехлитровую банку вишневого варенья, отчего Митя взвыл. Уже второй день он страдает от понимания того, что нам трудно съесть все то количество продуктов, которое у нас есть.

Еда в этот день готовилась постоянно. Не успевали съесть одно, как уже грелся кан для другого. Гарри предложил объявить голодовку, если завхоз начнет сильно зверствовать. Все его поддержали, после чего завхоз стал шелковым.

Около 21.00 пришел Димка с девчонками, которые кричали наперебой, чтобы им дали побольше борща, побольше еще чего-нибудь, чая, плюшек побольше, каркаде попить и т. д. В результате они объелись борщом и, как весь остальной объевшийся народ, не захотели ужина. Кан с рисом одиноко остался стоять у очага. Около 24.00 пришли измученные нахимовцы, которые немножко помогли дежурным. Причем Димка М. был уверен, что ел пюре, а не рис.

27.04.2000

Встали рано, так как нужно было снимать навеску с Нахимовской. В 9.00 ушла первая партия людей. Целью было - выход за сифон и выемка навески от -400 до -300м. Около 12.00 группа людей, не задействованных в снятии навески, во главе с Гарри и GPS отправились на поиски Виолы, решив по пути заглянуть еще и в Сказку.

Днем еще часть людей ушла в Нахимовскую для выемки от -300 м до -100 м. Надо сказать, что им пришлось почти час мерзнуть на -300 м, ожидая предыдущую группу.

Гарри и К удачно прогулялись, правда обратно они шли очень странным путем, который оказался вдвое длиннее, чем был. А все потому, что чудо-прибор доверили мне. Шли они час, шли два и, наконец, вышли к лагерю с другой стороны.

К часу ночи Савкин Д. и Серж тщательно приготовились к тому, чтобы снимать последние 100 метров навески, а заодно и вынуть, при необходимости из Нахимовской предыдущую двойку Масловых, которые должны были снять навеску от -300 до -100 м. Но им не пришлось этого делать, так как Димка и Макс настолько увлеклись, что сняли всю веревку (за это им было присвоено народное звание "Кони-здоровые"). Для Савкина это были самые короткие и приятные спасы и выемка навески.

Сброска
28.04.2000

Вкусно позавтракав геркулесовой кашей с вареньем (всю банку - 3 л. съели за один раз), народ стал собирать лагерь. От Сережки Лаврова донеслось: "О! Сквозь рис и геркулесовую кашу бодро проглядывает дно!" (это он отскабливал кан). Предстояла сброска с Караби к пещере Красная.

В 12.30 попрощавшись со стоянкой, ставшей уже родной, мы отправился в нелегкий путь. Солнце Караби палило нещадно, кеды и кроссовки стерались об острые камни, но мы шли вперед. Сильно "заболели" ботинки командира, но мы их "полечили" модной синей изолентой ( на всем плато не было моднее парня).

Леха, которому на рюкзак привязали каны, гремел на все плато. Еще ему, как коменданту лагеря, доверили нести очень ценные пакеты. Правда половина их развеяласась и затерялась где-то на Караби (как будто нечаянно). Изначально, эти удивительные пакеты были приготовлены для того, чтобы складывать в них сухари. Их оберегали от огня, дождя. Потом командир хотел сделать с помощью них дерево желаний. Но как-то не успел. Решили осуществить эту идею где-нибудь поближе к п.Красная. И вот эти пакеты продолжают путешествовать с нами.

Через 8 км около 16.00 мы спустились с Караби и устроили привал рядом с небольшим ручейком. Отдохнув и подпитав себя салом, сухарями и "Сникерсами", мы двинулись дальше. Энергии хватило еще на 6 км. Начинало темнеть. Решили разбить лагерь перед подъемом на Долгоруковку. Поужинав, часть народа пошла спать, а часть горланила песни у костра. Из палатки Гарри, в которую еще перекочевал и командир, то и дело доносился истерический смех (видимо Гарри привез с собой не только варенье). "Горячие финские парни" из "могилы", покинутые Лавровым, почему-то мерзли и пытались сманивать девушек (этим они безуспешно занимались весь поход ). А, вообще-то, все было хорошо и день можно было назвать удачным.

29.04.2000

Утром мы продолжили путь. Дорогу помнили смутно. Тем не менее все получилось почти идеально, Серега и Катя вывели народ на Долгоруковку, а дальше в дело вступил GPS. На Долгоруковке дул такой ветер, что всех болтало из стороны в сторону, как воздушные шары, некоторые пытались летать, к счастью недалеко (еще бы - с рюкзаками). Часам к 14.00 мы спустились с плато, обозревая открывшиеся взгляду красоты и нашли место для стоянки в районе пещеры Красная. С превеликим удовольствием все предались водным процедурам. Причем на командира лучше было не смотреть, чтобы не потерять нравственность. Да и на других тоже. Часам к 16.00 - 17.00 прибыла Верка, которую встретил в Перевальном Лавров. До позднего вечера народ делился с ней впечатлениями о проведенном времени. Вместе с Верой прибыл фотоаппарат, и его безумные вспышки преследовали народ повсюду.

Вечером откуда-то появились горячительные напитки. Наконец-то появилась работа для собутыльника зам.кома - Шуры Ильина. На ужин были макароны с сыром, который проделал с нами весь путь к этому дню и, кажется, оливки. К тому же раздобрился Митька, и мы получили по порции белого и вкусного. И "жить стало лучше, жить стало веселей!"

30.04.2000

Утром в лагерь явился Демократ (Кондорский Алексей) с помощничками и забрал транс с фурнитурой, а также часть веревки - для команды Каскадной, куда они направлялись.

В честь Пасхи был приготовлен замечательный завтрак. Жаль, вот только не было крашеных яиц. Вечером ожидалось празднество в честь дня рождения Маслова Димки. После завтрака большая толпа народа собралась ехать в Ялту или Алушту, в общем, поближе к морю, цивилизации.

Но придя в Перевальное, мы обнаружили, что уехать отсюда не так-то легко из-за проблем с транспортом. Большинство транспортных средств проезжали с табличкой "Мест нет" Причем, нам казалось, что там поместится еще человек 20, как минимум. Те автобусы и троллейбусы, которые все-таки останавливались, осаждались толпами озлобленных бабушек, которые простаивали на остановке по несколько часов. Прождав какое-то время транспорт, часть людей решила поехать в Симферополь или сходить в пещеру Мраморную, что было более реальным. Каким-то чудом шести человекам под угрожающие крики толпы удалось втиснуться в автобус, причем сидеть пришлось сначала на полу, так стоять было нельзя. Доехав до Алушты, мы закупились местным вином и продуктами и пошли на берег моря, где начали отмечать день рождения Димки. Было довольно весело, даже пытались побрязгаться в море. Вернулись в лагерь около 21.00. Там уже было все готово к "продолжению банкета". Было классно - охлажденное шампанское, торт со свечами (все это привезла Верка) и много других вкусных штук, в том числе "белое и вкусное". Из развлекательной программы были песни, исполняемые акопелло, монолог Митьки на тему "Что я чувствую", рассказывание различных баек и т.д. Спать в тот день легли поздно.

01.05.2000

Весьдень прошел примерно также как и предыдущий. Утром опять большое количество народа решили ехать в цивилизацию. Ялта, море, солнце, дегустационный зал манили... Четверо человек (Верка, Митька, Димка и Макс) пошли в п. Красную. Двухдневные попытки командира договориться на посещение всей командой засифонной части успеха не возымели. Да и здесь ребятам сильно повезло, что наконец-то приехал Саид (зовут его Леша) - единственный из "хранителей" Красной с кем еще можно договариваться по-человечески. Во всех остальных случаях - "только деньги могут сделать из человека джентльмена" и деньги немалые. Не надо думать, что Саид ходит задаром, но с ним общаться и добиваться желаемого намного проще.

За день до этого Лавров наблюдал, как за сифон собирали группу туристов из Москвы. Вкладывание 12 летних мальчиков, худеньких девушек, взрослых мужчин и дородных тетушек в одинаковые по размерам и далекие от идеального качества "Тигуры" - тяжелое зрелище.

Вечером на ужин была предложена хитро приготовленная баранина с гарниром (рис), огурчиками, помидорчиками, перчиками и другими вкусными штуками. Тайна происхождения этих яств командиром и дежурными раскрыта не была.

02.05.2000

6 - 7 утра. Собрав лагерь, мы двинулись в сторону троллейбусной остановки. Накрапывал мелкий противный дождь, перешедший потом в ливень. После 2 км пути мы были все мокрые насквозь. Мы сели в троллейбус до Симферополя, распугав своим видом местный народ. Нам даже выделили всю заднюю половину транспортного средства. Приехав в Симферополь, мы расположились в здании вокзала и стали обогревать себя разными горячительными напитками (в основном - кофе) и заедать их хахлобургерами. Около 11 утра мы сели в поезд и поехали домой. Причем у 4 билеты были до Харькова, а Ромка сразу сел к проводникам. Дальше мы дали проводнику денег и поехали от Харькова до Москвы.