В поисках горняшки

За пять дней из Москвы на вершину Эльбруса и обратно. (отчет - Д.Славин)
1 день

0-й день. Кажется я нахожусь в отличной спортивной форме. Рюкзак собран не в последнюю ночь, а заранее. К поезду отъезжающему в аэропорт пришел не за 1 минуту до отправления, а за 10. Ну что ж, посмотрим как оно дальше будет...

В аэропорту МинВод нас встречала толпа таксистов и перевозчиков, из которых мы выбрали 2 конкурирующих группировки. Цены названные группировкой А были подозрительно дешевле цен названных водилой Б, да и к тому же за А говорили посредники, а за Б сам водитель с вместительной, согласно нашим габаритам, машиной. Нельзя умолчать и о характерных воровато-бандитских физиномиях представителей А. Остановились на водителе Б, а конкретнее Мурате (он нам в итоге очень понравился и всем его рекомендуем, вот его телефон +79289554978, красный микроавтобус, кажется Мерседес).

Выяснив что нам знакомы аж три разных почти двухметровых девушки из города Пятигорск, для начала решили отправиться туда. Дело в том, что последний наш участник - Автотанька, прибывала на поезде только через 9 часов. Зато с грузом газа и снаряжения (сильно облегчив задачу авиаперелета). Мурат согласился бесплатно доставить нас к Провалу, и самостоятельно встретить ночью Таню с грузом на вокзале. Не поверив нашему кристально честному водителю, все, кроме меня, выгрузились возле Провала с рюкзаками, и совершали акклиматизационную вылазку с заспинными тяжестями по улицам Пятигорска, я же прогуливался налегке, наслаждаясь нежным курортным воздухом. Окончательной целью прогулки был выбран окруженный четырьмя орлами монумент на месте дуэли Лермонтов - Мартынов. Монумент этот находился в лесопарковой зоне, и в темноте мы долго уверенно шли по лесной дороге, со стоящими вдоль нее раскачивающимися автомобилями, едва не совершив полный обход горы Бештау, пока все-таки не выпытали у одного из автомобилей сведения о том, что памятник остался далеко позали. Найдя наконец монумент, и посвятив его изучению ровно 5 минут, последующих три часа провели в шалаше ресторана "Шалаши" под приятный аккомпонимент азербайджанской кухни и русского шансона, что постепенно усыпило всех концессионеров.

1 день. Спать решили все-таки не в шалаше, а в лесу. Пройдя метров 100 вверх по тропинке, расстелили на траве пенки и спальники (тут я впервые за последние 5 часов пожалел, что избежал акклиматизационной нагрузки) и заснули под открытым небом. Ночью какая-то отчетливая галлюсинация ходила вокруг нас по чаще с налобным фонарем, но приблизиться так и не рискнула. Утром (когда в 4-00 прозвенел будильник) в 5 метрах от нас обнаружилась туристическая палатка. Правда когда еще сильнее посветлело и я осмелился подойти к палатке вплотную, выяснилось что это всего лишь корень дерева. В 4-30 возле места дуэли состоялось воссоединение всех участников и грузов. Отрубившись на полу микроавтобуса я проснулся в полвосьмого, уже в Азау. На улице шел ливень. Это слегка озадачило новичков Эльбрусского мероприятия... Все наши пуховики, изотермики, полары, пластиковые ботинки и многое другое было предназначено для борьбы со снегом и льдом, и точно не с дождем. Однако спустя час заработала канатка, вознесшая нас вверх на 2,5 километра, где дождь превратился в снег, а вскоре и вовсе прекратился. Ехавший с нами водитель ратрака (снежный трактор) по имени Музофар (и утвердавший что он один из потомков знаменитого Чокки Замлиханова), клялся и убеждал нас, что путь от станции Мир далее наверх до Бочек засыпан многометровым снегом, и нам его не преодолеть. Если конечно не воспользуемся услугами ратрака. Заварив картофольное пюре, мы обдумывали его предложение. Пока ходили за снегом для пюре, убедились, что проваливаться в снег не придется, и вежливо забили на Музофара. С Мира Эльбрус не видно.

После завтрака началась реальная акклиматизация. С тяжеленными рюкзаками наверх до приюта Бочки. Только-только вошли в ударный ритм и начали потеть, как через 40 минут показались и сами Бочки. Селимся в одну из них по 400 рублей с еще не обгоревшего носа. Прогресс идет семимильными шагами. Окна кажется пластиковые, без щелей, электричество уверенное (не разваливающееся), множество розеток. Стоят обогреватели, возле синего домика - кран с водой (правда капать начинает только часов в 9 и заканчивает с заходом солнца). Горняшка преподносит неожиданный сюрприз: у всех участников зверский аппетит. Начинаю переживать за количество продуктов, их то мы брали с учетом того, что аппетит пропадет. После сытного обеда получасовой полудрем и акклиматизационный выход до Приюта 11. Захватываем попутно несколько килограмм груза на каждого. С Бочек Эльбрус не видно.

Удивительно легко добираемся до Приюта 11. Пока на головную боль жалуется только Андрей, да и Юрик выглядит как-то утомленно. Приют весь занят на много дней вперед. Даже воду попить не дают (правда, когда мы все ушли, Настя раскрутила постояльцев на море вкуснейшего чая). Впрочем после наших карельских опилок (Арсений почему-то именно так назвал пакетированный Ахмад) любой чай - вкуснейший. Уже подумываем, не стоять ли тут в палатках (там уже стояли несколько, причем одна прямо посреди сгоревшего старого Приюта), как открывается дверь и появляется мужик в ковбойской шляпе и пером. Это Саша - смотритель более верхних вагончиков, абсолютно пустых на данный момент. Перебираемся выше. Тут нас не просто поят, но и угощают апельсинами. За соседним столом - матерые геленджикские мужики, акклиматизируются перед пиком Ленина. По утрам бегают на вершину/седло, катаются на борде вниз, где выпивают пиво ящиками. Оставляем вещи, прощаемся со всеми, обещаем завтра вернуться и вниз. С Приюта 11 Эльбрус не видно.

Вернувшись обнаруживаем что с грузом унесли все крупы кроме карпюра (на 1 раз) и сахар (который потом снова унесли еще выше и догнали 1кг рафинада только на скалах Пастухова, когда его уже никто есть не стал). Зато под кроватью обнаруживается то самое пиво, 10 ящиков. Вежливо интересуемся можно ли пить и по чем. Можно. 50 руб. Внезапно под газовой плиткой на полке обнаруживается 12 яиц. Уже ни у кого ничем не интересуемся и просто их варим. Воды холодной нет, чтобы откалупать яйца развлекаемся запихивая их в сугроб. Карпюр на завтра, сейчас пьем бульоны зажевывая колбасой. Народ жутко голоден. Первыми из продуктов в небытие ушли пряники. Вечерняя игра Бибис на тему "Голод и прочая Кулинария" и ложимся спать. Климатические условия сна - Ташкент.
2 день

готовим пюре готовим пюре
Моем в снегу вчерашнюю посуду, кто-то пытается чистить в сугробе зубы. Обнаруживаем пропажу Настиного фотоаппарата. Завтракаем пюре, тушенкой колбасой. Жор не проходит. Отличная форма тоже. На приют взбегается едва ли не быстрее чем вчера, но только сегодня со всем весом. Правда дышится уже не так легко. Парацетамол из аптечи идет на ура. Туда же глутамевит и прочие адаптогенные таблетки. Только Арсений ничего не ест (из колес). Долго не задерживаемя, забираем с собой палатки, лопаты и верх к скалам Пастухова. Эльбруса не видно. Да вообще мало что видно, метет метель. Сильно отстаю от группы Арсений-Вова-Андрей идущей впереди. Падаю на хвост каким-то англоговорящим товарищам, видимо также совершающим акклиматизационный выход. Иду след в след, особо голову не подымая. Дышится тяжело. Плеер слушать не могк, отмораживает уши. Внезапно, где-то между скалами Спасателей и скалами пастухова товарищи останавливаются и начинают одевать кошки (сначала не понял зачем, потом догадался - видимо просто потренироваться, подогнать кошки). Ну не ждать же. Обхожу, иду дальше. И тут понимаю что нахожусь на целине. Под ногами - ни следа ратрака, ни следа товарищей. Видимость 10-15 метров, ветер. Не видно ничего, только гдето снизу продолжают примерять кошки. Долго, минуты 3-4, замерзая от статичного положения смотрю по сторонам, и наконец краем глаза замечаю мелькнувшую в разрыве пурги вешку, иду к ней. Дальше от нее видно следующую и так до скал. Появляются какие-то полузаметенные следы ушедшех вверх. Вскоре, словно часовой на посту - Андрей. Говорит, что все. Пришли. Заброска бросается где-то тут в щель между камнями и поворачиваем вниз. Ждали только меня, остальных развернем на обратном пути. Вскоре из пурги появляется Юрик. С огромным трудом разварачиваем его и идем вниз. Уже часов 5 вечера, но продолжают попадаться на встречу какие-то упорные люди идущие вверх. Все наперегонки с горняшкой гонятся за акклиматизацией.

На кухне дядя Саша с пером в шляпе. Он удивленно вращает в руках пакет пельменей. Вот, говорит, клиенты принесли с собой. Готовь нам. А как их тут варить? Советуем жарить, и вскоре на кухне появляются клиенты поедающие жареные пельмени, йогурт и лимоны. Завистливо смотрим на них. Первые признаки пропадания аппетита к нашей невкусной еде. Еще часа два общаемся и играем в различные интеллектуальные игры. Пьем Прасковейский коньяк с Музофаром. Наблюдаем человека с надписью на спине Ч РОССИИ. Ужинать никто не хочет, поэтому на нижней кровати в своем вагончике сооружаем подобие дастархана с разнообразными вкусностями припасенными на случай пропадания апетита. Кольца кальмара, сладкая кукуруза, зеленый горошек, сало. Туалет тут знатный. Находится на уступе, прямо над пропасть, закреплен тросами безопасночти. Подход не простой, по скольким скалам и глубокому снегу. Продувается всеми ветрами, в том числе мощным порывом дующим прямо из туалетного ответстия. Во время вечерних и ночных походов по нужде наблюдать Эльбрус не удается.
3 день

Проснулись. Эльбрус видно!!! Появляется некоторое разочарование оттого, что планируем пойти завтра, а не сегодня. Но сегодня уже поздно. 8 утра, мы только вылезли завтракать, а геленджиксие мужики уже вернулись с вершины. Впрочем у них есть облегчающие обстоятельства: ночной (в 3 часа) ратрак до скал Пастухова для раннего подъема, и сноуборд за спиной для быстрого спуска. Борьба с горняшкой идет уверенно и на всех фронтах. Едим огромное количество гречки, колбасы, тушенки и всего, что найдем. Выходим наверх. У хороше погоды обнаруживается побочные эффекты: холодно и ветренно. Левая нога, рука и щека сильно мерзнут. В кончиках пальцев начинает колоть.

С разной скоростью добираемся до скал Пастухова. Неутомимой Арсений начинает строить снежную стену из фирновых кирпичей. Постепенно приходящие в себя и восстановившие дыхание участники ему помогают. Юрик строит паралелльно туалет. Все мощно одеты и сильно закутаны, напоминают внешне телепузиков. Пока строили и ставили палатки испортилась погода. Стало понятно, что выбиваемся из привычного графика (до обеда вверх к месту стоянки, потом без вещей выход еще выше для акклиматизаци и вниз на стоянку спать). Сегодня же соваться вверх в образовавшееся сплошное "молоко" бессмысленно. Ложимся спать (если так можно назвать бессонное валяние в спальниках при свете дня сопровождаемое жадными попытками заглотнуть побольше кислорода). Юрик смог приготовить пшеничную кашу с рыбой, все сказали что она необычайно вкусная, однако больше половины не доели. ННаконец-то исчез аппетит, а в меня еще и не лезет местная дистиллированная вода (любой температуры и под видом любого возможного напитка). Последнее развлечение дня - спасы. Услышав сквозь шум ветра маячок, Арсений и Вова пошли выручать погибающих в пурге альпинистов, но ничего кроме мигающего и уехавшего ратрака не обнаружили. Правда Арсений нашел на скалах аккуртано сложенный 3 газовых баллона и бутылку водки, но оставил их в покое. Эльбруса снова не видно, всю ночь падает снег.
4 день

Встаем в 4-00. Эльбрус видно! Вчера так устали, что никакой воды на утро не натопили. Час готовим затврак состоящий из чашки горячего чая и пастилы. Время кажется упущенным по собственному раздолбайству, но через полчаса после старта (состоялся около 5-00) стало понятно, что раздолбайство нам только помогло. За ночь выпало столько снега, что на вершуну можно взойти не надевая кошек. Снег надо тропить, чем и занимается вышедшая раньше нас группа восходителей. Солнце уже встало и космического холода не наблюдается. И самое удивительное - нет ветра. Усталось после каждого шага, неторопливые движенья, одышка - все это никуда не делось. Иду вперед, стараюсь не останавливаться дольше чем на полминуты и совсем не оглядываясь назад. Вешки вдоль Косой полки - новые, с флажками, стоят через каждые 5-10 метров. Твержу себе как мантру, что нахожусь в отличной форме. Как ни странно помогает. Взобравшись к 11 на седло, с удивлением обнаруживаю остаток сил, т.е. можно идти дальше.

Эльбрус - сложная вершина. Новичкам с первого раза покоряется редко. Автотанька сдалась где-то еще на подъеме к Косой полке, Андрюха боролся долго, и практически дошел до конца Косой, только вся беда в том, что он не знал, что это конец. Он просто видел тропу уходящую куда-то за поворот. Сразу за каменным выступом на повороте, тропа перестает идти вверх, становится горизонтальной, оттуда полчаса и седло. Почуствовав, что замерзают ноги, попытавшись безуспешно докричаться до идущего впереди меня (чтобы узнать долго ли еще вверх), он развернулся и пошел вниз.

На седле нас четверо (Арсений, Вова, Настя и я). Переоделись потеплее, надели таки кошки (лучше надеть их сейчас в удобной обстановке, а не на склоне, когда приспичит), поели шоколадку и подождали Юрика. Юрик буквально приполз и обессиленно свалился в сугроб. Решаем согласно первоначальнмоу плану на Восточную вершину пойдут Арсений и Вова. Я пойду с Настей и Юриком на Западную. Она хотя и считается более сложной, но в условиях предстоящей тропежки, когда предыдущая группа в полном составе уже тронулась на Западную - проще.

Выступаем. Настя, впервые став на кошки, идет на удивление уверенно. Юрик остался на седле лежать в сугробе. Сказал, что навернео пойдет вниз, но может быть и вверх. Ему надо прйити в себя. На склоне напротив наблюдаем активно передвигающиеся тропящие точки Арсения и Вовы. Потом там совершенно с другой стороны появляются еще четыре точки. К нас же - пара стремных мест (где кошки все-таки пригодились, хотя возможно было и без них), длительный взлом вверх (в уже привычном темпе, 5 шагов и полторы минуты отдыхаешь) и мы на вершинном плато. Тут почему-то куча народа, словно на воскресной прогулке в парке. Догнанная нами группа иностранцев с гидами, какие-то восходили нагнавшие и нас и их снизу... Сил остается только на приветливое взмахивание руками. Медленно ползем к вершине. Последние 3 местроа - самые сложные и самые крутые на всем пути восхождения, правда упасть и улететь с них некуда. И вот мы на вершине. 12-05. Потрясающих видов нет. Точнее они есть, но совсем не те, которые описывались прошлыми восходителями и ожидались. Мы стоим на холмике, на вершинном плато, виден еще кратер Восточной вершины, а вокруг - бесконечно буйство моря облаков. Сидим, словно боги на Олимпе. Настя замечает вдалеке одинокую фигуру, говорит, что Юрик. Спрашиваю: "Почему ты так решила?". Отвечает, что иностранцы по одному не идут, только с гидами. Ждем полчаса - дейсвительно Юрик. Снова "ползет", останавливаясь через каждых три шага. Ждем его на вершине, ветра нет. Пока ждем, проходят американцы с гидом. Очень счастливые и совершенно обессиленные. Поздравляем друг друга с Russian Independance Day. Удивительно, но моя мыльница тоже работает. Фотографируемся вместе с пришедшим Юриком, не даем ему упасть тут на вершине в сугроб и отдыхать, и начинаем спуск. Налетает облако, видимость ухудшается, мелкий снег.

Ждущим нас на седле Арсению и Вове не видно даже склонов Западной. Тут на спуске пожалуй самый сложный участок всего восхождения. Американцы идут так медленно (даже медленее Юрика, что не без труда, но приходтся их обгонять). Встречаемся, наконец, на седле и делимся школадкой и впечатлениями. Один американец, пришел, упал и лежит. Гид вставил ему в рот трубочку с кислородом. Ого! Они еще и баллон сюда затащили. Завистливо смотрим на употребление буржуями яблок и Кока-Колы и начинаем спускаться вниз в молоко. Погода похоже тут стандартна. С рассвета до полудня - идеальна, дальше портится. Не успел до полудня взойти - значит не успел вовсе. Боже! Какая ж эта Косая длинная! Вроде ж помню, как-то поднимались, но спускаться конца ее нет и нет. Видно 10 метров вперед, где и поместились все 5 чпускаемых. Периодически кто-то спотыкается и садиться отдыхать в снегу. Хорошо хоть тропу не замело (уж больно много народу прошло сегодня тут вверх-вниз). Меня начинает долбить кашель. Вдруг появились Скалы Пастухова и палатки. Ура! или скорее Уффф! Наконец-то все...

Юрика колбасит горняшка. Предалгает собирать лагерь и идти вниз. С ним соглашается Настя и я. Пока обдумывали предложение, звонили Мурату насчет завтрашней сброски и планировали как бы завтра встретиться, силы окончательно покидают и мы просто падаем в палатки, где наблюдатся типичный Ташкент. Только дистиллированная вода любой температуры и имеющаяся у нас пища ни в каком виде просто не лезут. Меня спас лимон. Остался у нас один, я его по долькам, утолил жажду и голод одновременно. Остаток дня посвящен обсуждению достоинств жареного сулугуни и баклажанов с сыром и орехами в Долгопрудненском ресторане азербайджанской кухни "Лозанна". Отдельным пунктом идет обсуждение достоинств гранатового сока, а также сравнительный анализ пепси и кока колы. Спать не получается, на улице еще светло. Эльбрус не видно. Отныне и до конца поездки.
5 день

Просыпаемся в 5-00. Погода не балует, вылазить и собираться не хочется, но еще больше хочется того, что обсуждали вчера вечером. Вылазим. В процессе сборов обнаруживается поломка одной из дуг палатки и потреянный ранее фотоаппарат. Часто приходится использовать мальцы и они здорово мерзнут. Завтрак отменяется и 7-00 выходим вниз. Оставляем наши снежную и каменную стенки, авось кому-то еще понадобятся. 8-00 мы уже возле вагончика дяди Саши. Вид обалденный. Мы живем в этом мире, как в слоеном пироге. Снизу, на уровне Бочек - молоко. Сверху, на уровне скал Пастухова - молоко. А у нас на Приюте 11 - солнце и чудесный день. Наверняка слои погоды распространяются выше и ниже. Одно не радует - и наш вагончик, и кухня, и жилище Саши - заперто. Кругом ни души. О судьбе Саши не знают и в здании Приюта 11. Все бы ничего, да только позавчера мы оставили здесь фотоаппарат, 2 пары кроссовки, изотермик, 3 палки колбасы и много чего еще. А сегодня - самолет. Юрик и Настя уходят вниз в Бочкам, будут оттуда звонить, а мы остаемся загорать. Да, именно загорать. Раздеваемся до пояся, расстилаем пенки на снегу и загораем. Наконец звонит Юрик, сообщает телефон Музофара, с которым мы и связываемся. Он обещает во второй половине дня прийти и открыть вагончик. Слава богу, у нас есть Автотанька, которой не нужен ни самолет ни поезд, она автостопом поедет обратно. Оставляем ее ждать Музофара, а сами валим вниз.

Снег под солнцем превратился в кашу. Даже по ратрачному следу ноги проваливаются глубоко вниз. Бочки. Не останавливаюсь, иду дальше, вдруг краем глаза замечаю, что слева работает канатная дорога. Черт! Т.е. Ура!, но Черт побери, какие это были тяжелые 50 метров вверх обратно к бочкам, к началу канатки. Вверх тело с рюкзаком или без идти совсем не хочет. Юрик с Настей тоже заметили канатку, метров через 300, и подыматься обратно просто не стали. Грузимся на канатку, едем вниз в молоко (слой солнечной погоды закончился). Мы - единственные, кто едет вниз. Навстречу пестрая толпа горнолыжников. Один спрашивает, видно ль Эльбрус и откуда. Другой объясняет товарищу, что вот сечас поднимемся и посмотнрим на Эльбрус. М-даа. Даже просто увидеть Эльбрус для многих людей - необычайное счастье. Постепенно с повышение в воздухе уровня кислорода, приходят мысли и начинаешь ощущать, что ты - не просто увидел Эльбрус, но и взошел.

Азау. Проехались сквозь снежно-облачно-молочный слой и оказались снова в солнечном слое. Кругом зеленеет трава, и продается кока-кола, хычины и шашлык. Прямо рай на Земле. Автотанька проявляет чудеса скоркостного передвижения и настигает нас еще до отправки нас на машине Мурата. По пути останавливаемся на поляне нарзаном. К ярко зеленым краскам мира добавляются ярко оранжевые. Красиво и вкусно. Только пить надо сразу, потом выпадает осадок и некрасиво и неэстетично. Минеральные Воды. Автотанька уходит на трассу а мы сворачиваем на Аэропорт. Кто б подумал в этот момент, что мы прибудем в Москву практически одновременно! На въезде в аэропорт - менты. Высматривают в паспорте у троих отсутствие штампика о постановке на воинский учет. Предлагают, проехать куда-то, оформить, заплатить штраф 500 рублей, еще что-то. Поскольку приехали мы рано, до самолета еще 4 часа, никуда не едем, давлению на штраф не поддаемся и ругаемся. "Звонок другу" (юристу Чарахчьяну) дает идею попросить оформить протокол о задержании здесь и сейчас, прямо на месте задержания. Снова ругаемся. Спустя 15 минут появляется "добрый следователь", мирно расспрашивает о том где работаем, учимся ... и отдает паспорта. Прододжаем объедаться уже в уличном кафе, возле аэропорта. Заходим в здание за 2 часа до рейса и начинаем процедуру перепаковывания, одевания на себя лишних и тяжелых вещей и т.д. В итоге - вес багажа каждого участника, почти как в аптеке - ровно 20 кг. Только лететь уже некуда. Оказывается рейс отменили. У Андрея завтра утром защита диплома. Вове к 9-00 надо нести свой паспорт на получение нового заграна. У Юры ночью промальперская работа. Куча кинутых пассажиров мечется по аэропорту, несчастный предтставитель авиакомпании Интеравиа пытается как-то оправдаться, но ничего не может, так как его руководство тоже кинуло тут на растерзание. Пассажиры требуют назначить снова рейс, возместить им транспортные расходы добирания до аэропорта и моральный ущерб. Чуть позже, хотя бы просто их накормить и поселить. Выясняется, что улететь можно только завтра утром. Доплатив из своего кармана 2550 рублей. Летайте самолетами Интеравиа!

Хорошо, что у Юрика была карточка. Сняли денег, допалатили и поселились в гостницу. Дежа вю. Живем в том же шестиместном номере, что жили вчетвером 7 месяцев назад. Снова объедаемся и пьем литрами лимонад Дюшес. Во Внуково будем теперрь уже только в 11 утра 6-го дня. Андрюха поедет на сдачу диплома вооружившись ледорубом, но это уже совсем другая, равнинная история.