Пройдено около 800 метров новых ходов в п. Физтеховская, большие объемы в восходящей ветке. Подъем примерно +220, с учетом рохождения вниз в эту же экспедицию получаем амплитуду Физтеховской 300 м. Нашли еще один сумасшедше красивый район. Обжили зальчик "лужники" и нашли мирабилит.
Заброска
5 августа: День первый

Возможно, господь и успел создать землю за семь дней.
Мы – не господь. Хорошо, что успели обмотать все, что можно, скотчем и не забыли жизненно важных вещей. Кстати, учитывая, сколько мы вбухали скотча, необходимо ввести отдельную статью расходов «Скотч». Но забудем о скотче.
Благодаря помощи Д. Савкина (обычная палочка-выручалочка для Лаврова в ситуации «Караул! Все пропало.») и его нового штурмана Людки люди и все вещи вовремя прибыли на Курский вокзал. Потом они перебрались поближе к вагону (благо поезд подали вовремя), и...
Разумеется, в конце мы понервничали, так как за 10 минут до отправления у нас не было «еды в поезд» (в списке команды такое название получила Наташа Казанцева, без намеков на каннибализм), а за 5 мин. – «аптечки» (Диляра Кулеева). Но вот все на месте. «Тень отца Гамлета» дала последние наставления завхозу. Толпы провожающих (к этому моменту их было поболее, чем отъезжающих) проорали нам последнее: «Прощайте, уроды!!!» И уроды тронулись. Кроме нас в вагоне оказались женщины, дети, собака породы спаниель и др. туристы.
Два первых парадокса:
- без особых напрягов мы распихали по весьма полному вагону все наши вещи;
- практически все взяли белье (наверное стареем, хочется комфорта: кресло-качалка, камин, плед, теплый кисель).
Через час самые старые члены команды начали взывать к кормилицам, стараясь выдавить из них слезы и пищу, давя на то, что «за весь день только один чебурек» наполнил их своим содержанием. И очень быстро мы всей командой узнали, какие они … пирожки от Оксаниной мамы. Мама заслужила специальную благодарность команды. Потом Серж бренчал на гитаре, Макс жаловался на жизнь и говорил про какую-то социальную справедливость, а за спиной смеялся призрак «тени отца Гамлета». Огорчало отсутствие лимонов к чаю, они затерялись где-то в вагоне.
Потом наступил сон.
6 августа

Первый подъем – первая проверка паспортов. Некоторые уже не легли обратно, а с начало позавтракали, а потом легли. Завтрак закончился около 14.00 с подъемом Сержа. После этого командир занялся подбивкой финансов. Остальные начали рассматривать картинки (между прочим, в плане Физтеховской-Ростовской один из старых туристов опознал картину Чурлениса) и читать книжки («О современном туристическом быте», «Кот которого любил Брамс»). Вялость процесса хорошо сопрягалась с пасмурным небом за окном, и все это вело к общей сонливости. Только опытные спелеологи не забывали о главном. Обед, когда же обед! Не время спать!
Хочется добавить, что население вагона относилось к нам благожелательно, и мы надеялись не омрачать его в дальнейшем.
Завхоз разбирает продукты (наверное, ему интересно, чем же мы будем питаться в походе), Серж что-то шьет (комбез для Макса), Макс занимается делом, достойным РТ-шника – электротехникой, Лавров пишет, но... Когда же обед!
Макс П.: Хочется отметить наличие в поезде кваса, который привезли из Долгопы, но совсем не было пива... Мы это, как могли, исправили, но все равно маловато, потому и не так весело. Командир говорит страшные слова «сухой закон». Скажет - как отрежет :-)
Опять Лавров: Сухому закону – быть... Квас – круто, квас от Очаково – дважды круто. А вот лимончики мы уже не можем найти... неужели к нам пришел бардак?
Обед был, потом был ужин, который начался с двух арбузов, купленных в Таганроге Максом и Лавровым. На обратном пути они едва не опоздали на поезд, но бог милостив. Оказалось, что он милостив не только к ним, но и к Оксане с Наташей. Милость господа безгранична. После арбуза был ужин из рыбных консервов (кажется нам тогда сильно не хватало диетолога в помощь завхозу). Банка в хобот. Потом был Ростов. К этому моменту все перебрались на более престижные полки. Так Макс М., например, занял престижное 18 место (вместо 37). Потом снова искали лимоны и... нашли! (Вот что значит нюх завхоза!) Оказывается, Лавров с Сержем спрятали их в своем купе и якобы забыли (ловко они их спрятали, а потом больше всех орали). Перед сном вспомнили про командные бумаги и заполнили их наконец-то. Оказалось, что у Оксаны хороший почерк.
7 августа

Поезд не опоздал (15 минут не в счет). На вокзале нас ждала Светка (она так и не научилась слушаться старших и провела ночь в поисках приключений и знойных карачаев, а может здесь другие мотивы). Сразу после прибытия команда рассосалась: Аленка и Макс М. на рынок, Светка с Диляркой звонить, Коля с Максом П. к погранцам. Когда поезд уже уходил, проводница появилась из дверей с некоторой светлой рубашкой и начала доказывать, что это наше. Некоторые предлагали взять одежку на тряпочки, но восторжествовала справедливость и проводница осталась со своим трофеем – шкуркой неизвестного пассажира. Потом появилась Ольга Бычкова, ее к нам привез свекр. Сама она имела весьма запаханный и взволнованный вид. Оно и понятно, больной ребенок = усталые родители.
К 9.00 подали автобус. За это время некоторые местные водилы уже соглашались везти нас за 2500. Был реальный шанс сэкономить 500 р., но «скупой платит дважды», а «давши слово – крепись» - так учит народная мудрость. К тому же проводить нас приехал сам хозяин.
Вот приехали мы, значит, к погранцам и узнали, что может в 14.00, а может в 15.00 получим пропуск. Спокойно, без паники!
Пропуск мы получили около 11.00. В это время Макс с Лавровым уже полчаса искали Липченко. Нашли дом правительства, кучу всяких интересных зданий, но вот «Гидрогеологию» они бы вряд ли нашли (никто о такой в Черкеске не слыхал). Но через полчаса хождений Лавров заглянул в записную книжку и нашел там адрес. Оказывается, это совсем рядом с погранцами, но в другую сторону. Из достоинств Черкеской архитектуры оценили здание местной прокуратуры.
В 11.30 мы все-таки выехали. До Курджинова доехали без осложнений. Ошиблись пару раз, но не сильно. В дороге Ольга развлекала всех разнообразными позами на тему «как можно спать в автобусе», Наташа всем улыбалась, а Лавров пытался играть в папараци. Но вот как только мы съехали с трассы, все началось. Главным героем стал водила. Он никогда не был в горах и это полный пип... Ехали со скоростью ~ 15 км/ч, при этом водила много курил и несколько раз пытался соскочить. Но ему не дали и он довез нас почти до конца (правда почти за 5 часов – рекорд). Водила получал 20% наших денег = 600 рублей. «Добрый» Лавров дал ему стольник премиальных, «за смелость». Но водила попросил пачку сигарет, так как его полторы пачки «уже кончились». Еще в дороге был арбуз, который Ольга купила в Зеленчуке. Хороший оказался арбуз.
Около 19.00 начали подъем. Придя на место предполагаемой ночевки увидели, что по здешним склонам прошел каменный поток и все смешалось, все изменилось, об ожидаемой полянке можно было забыть. Сделали две ходки. Потом была переправа через Загеданку по срубленным деревьям, поздний ужин. Готовили ужин Наташа и Диляра.
8 августа

Подъем действительно состоялся в 6.30. Только Лаврова разбудила не Наташа, а Оля. Тогда она, по-видимому, больше всех ратовала за «порядок». Номером два стал Коля, командир – он тоже «за порядок» (первые дни). Поняв, что в этом углу уже встали он пошел за Наташей. Гречка с мясом + чай в лесу, где полно дров – дело получаса, что и доказали дежурные. Относительно недолгие сборы, и в 9.00 народ потянулся вверх.
Примерно в это же время к нам в лагерь подтянулось три погранца. «Нам велели содействовать вам во всем,» – отрапортовали они. Смысл сказанного до всех дошел через час на первой остановке на поляне. Там, кстати, оказалась команда Ж. Павлова. Их командир поведал нам, что и дальше дорога несколько видоизменилась и нас ждет неприятный сюрприз = Ж... Но вернемся к погранцам, на первой же остановке мы увидели, что три стража границ, точнее, двое из трех украсились довольно знакомыми мешками. Естественно, всех заинтересовало: «что бы это значило? какой сейчас местный курс тур. мешков?» и т.п. Оказалось, что курс приемлемый: 1 рюкзак = 1 автомат Калашникова (АКМ под патрон 7,62, года 83 – старое, но надежное и проверенное оружие). Всех охватил волнительный холодок, мало ли на что способны эти новые альпийские стрелки Оксана и Наташа. Но страхи были излишни, никакой быстрой агрессии, шантажа и чего-то подобного не последовало. Сразу всех охватили фантазии несколько иной направленности, как-то: «толпы крепких парней в формах погранцов России тащат на перевал Кыркт-Хуа трансы с веревкой и продуктами. А чтобы коварные сваны не покусились на «святое», все это паломничество прикрывают с высоток девушки с автоматами.» К слову сказать мысли о том, как стреляют Наташа с Оксаной волновали не только нас. Потому что вскоре стражи границ изъяли из автоматов девушек рожки с патронами, заменив их грибами и т.п.
Пофантазировали – и вперед. Вот и она Загеданка, вот и он, обещанный Павловым пипец. Все здесь иное. Новое. Правда, удалось найти в кустах старую тропу. Но на ней оказались новые подлянки. Некоторые весьма неприятные. Часа через полтора вылезли на поляны. Ура! Пересчитали состав и не досчитались пары рюкзаков, автоматов, девушек и трех пограничников. Подождали с полчаса, появились ребята команды Павлова (уныло топающие в сторону перевала на ночлег). От них мы узнали, что они нашу потерю не находили. Ну, поохали – и за работу. Час ходьбы, и вот она – поляна перед серпантином. Точнее сказать, эти заросли крапивы, со спрятанными в них развалинами и газовым баллоном, мало походили на поляну, но что делать. Оставили вещи, оставили Диляру, оставили Диляре пачку напутствий (куда же без них), и вперед, точнее, назад.
Алёнка встретила ребят чаем, хорошим настроением (скучала наверное) и всем, чем может еще встретить завхоз. Пища!!! Но мало :( Они поныли, и получили еще сыра. Потом Ольга собралась и поспешила вниз на поиски телефона. Быть родителем – это серьезно и ответственно, душа всегда не спокойна. Заодно попросили ее поискать девушек через связь с заставы. Потом убежали наверх Светка с Алёнкой. Потом мужики стали пытаться забрать все вещи, попутно решая аналитическую задачу: «Придет Рома или нет?» Забрать все оказалось выше сил. Долго прятали в лесу три транса и три кулька. Двинулись вверх и через 10 мин. встретили и Рому, и Наташу, и Оксану. На радостях накормили их останками сыра, за это время Максы и Лавров подтащили заначку, плюс мужики еще от себя вещичек добавили и пошли все вместе в гости к Дилярке. А когда пришли, то увидели (и узнали), что девушка в одиночестве способна на бурную деятельность. Вытоптанная ей площадка напоминала место, где носороги занимались чем-то неприличным + дрова и костер + вода = чай. Жизнь наладилась, вот только на небе начали сгущаться тучки и мошки задолбали. Около 21.30 в лагерь пришли Коля и Рома – последние наши ходоки.
В качестве вечернего шоу была организация ночлега для «заблудших» девушек. Наташа, Оксана и Рома имели на троих один спальник и палатку Ромы, которая первое время напоминала нам конструктор «сделай сам» (когда же мы научились собирать домик от фирмы Novo-Тур, то убедились, что сделали они редкое г…, а не палатку). Споры и обсуждения вспыхивали и затухали. Истина была в том, что обездоленную девушку был готов принять любой из ребят, а вот девушек со спальником, желающих приютить обездоленного Рому было не много. Я (Лавров) концовки не дождался и ушел спать, но по слухам на финальной стадии великого пере-рас-подселения сказали свое слово и сами «виновники торжества» (Рома). Ну, да бог с ними. Спалось плохо, под боком какая-то хрень мешалась всю ночь – не шел сон.
9 августа

Утром обнаружилось, что дров нет, а те, что есть – мокрые. Дежурные посмотрели друг на друга и пошли искать примусы. Макс М. успел один из них разжечь, потом подтянулся штатный примусолог – Макс П., удивленный тем, что «топор не стучит, а его не зовут». В итоге с примусами справились всего за час.
С утра отправили на поиск потерянных вещей «заблудших овечек». Они не спорили молча вышли «на задание» в 10.00. Потом стали сами собираться, но тяжело это выходить с мешком по дождю. Во время второй ходки по серпантину внизу появилась Ольга и радостно помахала нам рукой, значит, ее Алиска здорова. А вот то, что она потеряла палатку – грустно. И общий вид ее говорил о весьма бурной ночке. К вечеру на новой стоянке собралась вся команда.
Таскали по мокроте вещи на серпантин, все вымокли. Вместо обещанной ровной площадки с низкой, мягкой зеленой травкой и кучей других славных вещей на коше была обнаружена все та же мокрющая высоченная крапива (ее мы легко вытоптали с помощью многоопытной в этих делах Дилярки). После обеда затащили часть трансов до полдороги к перевалу. Многие нашли в себе силы помыть головы и иные части тела. Еще на новой площадке было меньше мошкары, чем перед серпантином и спалось легче.
10 августа

Был чудесный рассвет, хотя его кроме дежурных так никто и не увидел. После завтрака все дружно двинули таскать вещи на перевал (занесли все, кроме лагеря). Вышедшие первыми Коля и Макс соорудили мостик через Загеданку. Подобрали вчерашнюю заначку и ее тоже затащили. Некоторые сходили на перевал даже по 2 раза.
Максы на перевале надули шарики, которыми в Москве на платформе перед поездом всех щедро оделили Димка Маслов с Ритой и стали размышлять о возможности проведения здесь демонстрации. Коля с Максом П. на обратном пути прогулялись с перевала по местным озерам (Голубое, Мертвой лошади) и поимели кучу раков при спуске со склонов в долину. Вечером пошел дождь и все разбежались по своим норам. Кто-то пел, другие спали, Коля зачитывал избранные места из книжки про современный туризм (по возможности громко, чтобы другие слышали).
Хитрый Лавров не полез во вторую ходку на перевал, а вместо этого взял GPS и пошел отмаркировал спуск с Поля Чудес и основную=конечную стоянку. Но господь все видит. И вечером у Лаврова на ноге выскочил приличный ожог борщевика. С горя он помыл ноги и постирал носки.
11 августа

День прибытия в основной лагерь!!! Позавтракав с утра, по чудесной солнечной погоде с белыми облачками на вершинах гор все дружненько собрали лагерь и двинули на последний штурм перевала (правда, с разрывом минут в 40). На Поле Чудес встретили гуляющего Женю Павлова. Он тоже мучался с ожогом борщевика и с интересом прослушал микролекцию о пользе цинковой мази.
Пришедшие на место дальнейшего существования (лагерь в Ростовском районе) Серега Л. и Коля полезли в старые заначки, вся команда с радостью к ним присоединилась. Бутылка гречки, 2 куска полиэтилена, карбид, канистра с бензином, горох (для извращенцев), рис, куча рваных сапог, ржавые кастрюлька и сковородка, но и это было не все. Ждали главного, и вот из глубины показалась бутыль с бесцветной жидкостью, емкостью 1 литр. Это оно. Это спирт! Разлив 97 года – пять звездочек :)
Почему-то со всех сторон потянулись руки и неуверенные голоса начали делать слегка странные предложения типа: «Давайте, я это уберу...». Но находку отдали командиру, потом он почему-то отдал бутыль завхозу. Но Алёнка тоже отнеслась весьма безответственно к оказанной «чести» и бутыль ушла в снежник, оттуда она попала на кухню. С кухни часть бутыли ушла на командный стол, а другая затерялась среди окрестных камней. Но и это ненадолго.
Сходив в последний раз на перевал за остатками командного имущества, вся команда приступила к возведению фортификационных сооружений вокруг палаток (отводные рвы, брандмауэры...). Мало ли чего может случиться, ведь Лавров всю заброску запугивал грядущими стихийными бедствиями. Весь вечер по долине в тумане разносились звуки перетаскиваемых камней и вопли обладателей отдавленных ног и рук. Дошло дело и до крови. Группа скрытых демонистов окружила командирскую палатку письменами нацарапанными кровью девственницы.
Основная часть
12 августа

13.00 Коля, Макс П., Светка – выход в Ростовскую, навеска до Тройного колодца + заброска трансов. Контроль – 20.00, спасы – 22.00. Вернулись в 20.30 (залезли в 14.00, вылезли в 20.00). Навесили все до траверса Р-Ф (+ почти весь траверс кроме последней полочки). Еще Коля по ошибке прогулялся в Эрмитаж.
Сергей Л. – выход в Марксистскую 18.00, вернулся в 21.15. забил 2 спита, повесил 2 колодца, говорит что К27 теперь нормально пробит под SRT.
Погода с утра наичудеснейшая. От вечернего тумана не осталось и следа. На небе ни облачка. Кое-кто умудрился обгореть еще до завтрака. Произвели два разгоночно-разминочных выхода в пещеры. А еще весь этот день Макс М. посвятил раскопу воронки над предполагаемым ?-метровым колодцем (почти по центру лагеря). Его производительность восхищала, если что он не пропадет, найдет себе работу в каком-нибудь кладбищенском кооперативе
20 августа

Утром какой-то чересчур шустрый горностай пытался умыкнуть комбез с вешалки, но был замечен Ольгой. Поняв, что обнаружен, воришка бежал, прихватив с собой сон нескольких человек.
На завтрак Макс П., Ольга и Серега Л. Сварили макароны, приготовить что-то более приличествующее спящим синьорам и синьоритам не позволили скудные запасы. Команда проснулась и дала свою высокую оценку завтраку невнятным мычанием. После еды Лавров начал гнать «счастливчиков» на выемку навески. В его голосе стали проскальзывать командные нотки, которые он с самого начала похода умело маскировал под больное горло. Подошли двое ребят, узнав, что мы сегодня снимаем веревки в п. Ростовской, сказали, что идут вынимать все из Драного меандра. Попросили не забыть их в пещере.
Пользуясь общим интеллектуальным ступором и прочими рычагами управления, Лавров во время завтрака назначил дежурными на сутки Сержа с Алёнкой. Серж потребовал объяснений, получил их с пяток и успокоился.
Потом пошел дождь, и идет, и идет... уже почти 3 часа. По разным палаткам спят Макс М., Дилярка и Серж. Где-то в окрестностях затерялась Аленка, прихватив с собой канчик с остатками завтрака (этого ей надолго не хватит). На глубине от 100 до 200 метров бродят четверо спелеологов (Макс П., Ольга, Светка и Коля). Еще многих уже давно интересует местонахождение группы Наташа – Оксана - Рома.
14.30 вышли из Марксистской Ольга с Максом П. Они сняли обе навески, принесли в лагерь 2 транса и стали алкать чего-нибудь горячего и вкусного во внутрь. Лавров в это время согрел кофейку и сидя на кухне потчевал завхоза плюшками, которых, как она считала, уже давно нет. А может быть, это мытье головы лишило ее последних воспоминаний о продуктах.
В 15.10 вернулись Наташа, Оксана и Рома. Принесли с собой подберезовик (это гриб) – 1 шт. и банку черники с брусникой (последняя недозрелая). Еще у них было по палке (видимо, на случай конфликта с местными) и по довольной улыбке (на все остальные случаи).
Сержа все-таки отправили за водой и сразу появилось солнышко, а может народу поднабралось. Вот, Макс М. жарит сало с луком (обычная приправа ко всем нашим блюдам, кроме чая), а в котле кипит грибной суп.
В 15.45 пришел Серж с водой и наша грибная каша снова превратилась в грибной суп. В народе созрела идея перегонного куба, однако просто принести с собой спирта выходит дешевле.
Около 17.00 пришел Липченко. Оказалось, что наше спешное снятие навески поломало ему планы. Рассказал немало дельного о пещерах на Загедане и Дженту, не удержавшись «пнул» Сапожникова, в конце похвалил нас и ушел.
В 17.30 вернулись из Ростовской замерзшие и обозленные Светка с Колей. Они забили спит на траверсе и больше часа ждали, пока зубцовские ребята снимут свою веревку с Драного меандра и вылезут по нашей наружу, найдут потерянный фотоаппарат. В последний момент, когда из света на двоих осталась загибающаяся карбидка и тикка с севшими батарейками, были встречены парень с девушкой, идущие в Эрмитаж. С них было взято обещание, что на обратном пути они снимут веревку с обеих наклонок и принесут в лагерь.
Потом был ужин. Допили спирт и начали подбираться к личным заначкам, но тут вмешалась погода. Все разбрелись по палаткам. Но здоровые рефлексы взяли свое. И Макс, прихватив личную флягу, назвав Ольгу с Лавровым «старпёрами», ушел в ночь на поиски приключений. Приключений (фляги) ему хватило на час-два, потом он вернулся и уснул.
В этот вечер гулял весь Загедан. На Барлоге праздновали день рождения Зубца и уход Павлова, ростовчане радовались возвращению своих чудо-путешественников.
13 августа

Ушли в Ростовскую: 10.15 – Макс, Алёнка; 12.00 – Серега, Серж, Коля, Диляра. Планируемое возвращение: 21.00 – Коля, Серж; 14.08 18.00 – Алёнка, Диляра; 16.08 – Серега, Макс. Коля с Сержом вернулись в 1.30 (залезли в 12.45, вылезли в 0.45, 45 минут блуждали по темноте). В Марксистскую: 17.00 – Макс П., Света. КС – 22.00. Вернулись в 21.30. Дошли до третьей веревки (не повесили). Удлинили вторую (не хватало). Дотащили трансы до третьей веревки.
Был прикол с Ромой. Он ушел утром погулять на озера и до темноты не вернулся. Люди волновались, но все обошлось, после пары попыток Рома был приведен в лагерь (сила + шантаж + запах пищи победили первобытные инстинкты).
14 августа

13.35 ушли Светка + Коля = :-) в лес за грибами. КС – 17.30.
21.00 Макс П. с Ольгой в Физтеховскую до ПБЛ. КС 15.08 в 22.00.
В 19.00 вернулись Алёна и Диляра. Планировали выходить не спеша, прогуляться... Прогулялись по всем неправильным направлениям (это они думали что по всем, а на самом деле вариантов было намного больше) и вышли только после того, как клятвенно пообещали настучать по ушам врагам, которые гадят (перетряхивают карбидки) в пещерах. Настучали. Выходили шесть часов.
В лагере с уходом завхоза началась продуктовая анархия.
ПБЛ: Обуреваемые смелыми фантазиями, согретые женским теплом, Макс М. и Лавров покинули ПБЛ, чтобы углубить Физтеховскую. Макс ушел на 30 мин. раньше, забрав с собой фурнитуру. Придя в «Забой», Лавров принес с собой транс с веревкой и увидел странную навеску из стропы за Е.О. Оказалось, что Макс уронил шлямбурник, но неглубоко.
Рубились они почти восемь часов, изорвались, прошли на 40-50 метров вниз, но в итоге заткнулись на щели. На обратном пути сняли навеску (дабы не огорчать Сержа перспективой топосъемки в такой попе). Выпив в ПБЛе чаю, они сходили и исправили навеску в Дюшкином юбилее (добавили перестежку).
Оля с Максом П. появились в ПБЛе, когда их уже и не ждали. Макс с Лавровым спали и по началу не поверили, что кто-то кричит. Но ничего, хорошим людям и шоколадка найдется, зато спать теперь теплее :)
15 августа

19.30 – Коля, Света до ПБЛ. КС – 16-го вместе с Максом и Лавровым.
Полдня шел дождь. К 11.00 проголодавшиеся командир и завхоз вылезли готовить завтрак. После завтрака дождь усилился, все опять расползлись по палаткам.
В 23.50 Макс П. и Оля вылезли из Ростовской. Вышли 14.08 около 21.00, дошли до ПБЛ к 3.00 т.к. блуждали по Физтеховской (не знали дороги, пытались идти по карте – беспонтовое занятие). Днем Максы и Лавров пошли дальше. Путь их лежал из спальни в сортир и дальше на восток (не понимать буквально). Вернулись в ПБЛ очень довольные и возбужденные: больше километра первопроходов по великим красивостям. Нужна топосъемка.
Обратный путь от ПБЛ у Ольги и Макса занял 3 часа, особо не напрягаясь. По пути встретили Колю со Светой.
16 августа

На завтрак – огромное количество рисовой каши. В результате, отвалившись от тарелок, все лениво сидят/лежат вокруг кана и точат лясы. Никто никуда идти не собирается, разложение полное. Только неутомимый Рома вышел погулять (восхождение на скалу Белая).
13.40 – Оксана и Рома на озера, Наташа за грибами, обещали вернуться в 20.00, вернулись через час, т.к. опять начался дождь.
16.00 – Серж и Алёна в Физтеховскую. Выход – 19.08.
Около 19.40 из Ростовской вышли Лавров с Максом М.
Вечером после выхода на поверхность, когда где-то за облаками зажглись звезды, а в желудка уютно устроился ужин, все вспомнили про спирт. Воспоминания обошлись команде в 2/3 литровой бутылки, которую нашли в заначках (из запасов 97 года). В этот день на Загедане объявились: Зубец (из Донецка) и группа ростовчан во главе с Виктором Яшкиным (Мастер).
Одолеваемый маразмом Лавров, который весь поход что-то забывал вышел из ПБЛ на поверхность, забыв внизу решетку. Пришлось ему на Тройном делать выбор: или овладевать искусством левитации, или стопером Макса. Второе оказалось куда реальнее.
17 августа

Около 19.00 из Ростовской вышли Коля и Светка.
Макс П., Наташа, Оксана с 16.00 до 20.00. Наташа обнаружила большую пропасть между собой и спелеологией.
М&М (Макс с Максом) намечали возможные верхние входы в стороне Тимирязевской ветки. Лавров весь день таскал воду и что-то готовил (еще он заклеил комбез). На ужин был клевый плов (результат коллективного творчества).
Лавров и Ольга ушли ночевать в грот на перевал, чтобы утром увидеть Загеданские озера во всей красе. По дороге они наблюдали что-то вроде болида. Большой красивый метеор пересек небосклон и скрылся за скалами. Даже желание успели загадать.
Ночь была холодной и ветреной, а утро – пасмурным. Часам к 10 вылезло солнце и путешественники заспешили в лагерь, где их ждал завтрак (18.08) – картошка с рыбой и колбаса.
18 августа

Макс и Лавров – 12.00, Диляра и Оля – 13.00 ушли в Ростовскую.
Светка с Ромой пошли покорять Эрмитаж.
Макс П. и Коля пошли копать новые щели с надеждой вывалиться в Темирязевскую ветку (13.00).
Коля с Максом П., а потом еще и Светка рылись в будущих пещерах, но к результатам относим пока только один геморрой.
Выход в Ростовскую прошел. А дело было так: сначала Макс с Лавровым за 1 час дотопали до Чрева. Все это время Лавров думал, что же он забыл. В Чреве они оставили снарягу и пошли в Мышинную Норку. Около 40 минут Макс штурмовал узость в Мышинной норке, а Серега мерз в ожидании. Не ясно, кто из них был несчастнее в конце: замученный Макс или замерзший Лавров.
Потом они вернулись в Чрево и в ПБЛ (оба сильно мечтали о встрече с Сержом). Но столь ожидаемая встреча не состоялась, ПБЛ был пуст. Стоит отметить, что за два дня он преобразился.
Облагородился тентом сверху и пенкой на входе (не ясно только, зачем тент надели наизнанку). Как и все вновь приходящие в ПБЛ, Макс и Серёга занялись анализом деятельности предшествующей группы. Итак, халвы осталась одна пачка, печенья – одна пачка, шоколадка – 1 шт. Исчезли орехи и майонез. Зато осталась куча консервов (рыба, тушенка). Так что с меню Сержа и Алёнки все стало понятно. Однако где результаты? Этот вопрос мучал нас пока не нашлась книжка с названием «Топы» (с другой стороны блокнот напоминал записную книжку Кукрыниксов). Вот оно – почти 40 пикетов, почти 400 метров!!!
Теперь, когда нашлись продукты и результаты Макс с Серегой вспомнили о девочках (но первым делом – самолеты). «Где же ты, моя Сулико?» (читай: Оля и Диляра). Чтобы не терять времени, мужики сделали борщ. Стоило пище приготовиться, как появились девчонки. Вышли на запах, Дилярка унюхала борщ за 2 колодца (может у нее в родне есть хохлы?). Подкрепившись, Серёга с девчонками убежали смотреть красивости. Стоит отметить, что пока народ придумывал названия этой неземной красоте, Серж все уже назвал. Мы с интересом узнали про каких-то землекопов, зал Сухарик и Кладбище Домашних Животных. С кладбищем мы не согласимся!!!
Конечно, девочкам все понравилось (и борщ, и красивости) – смелое суждение. Вернувшись в ПБЛ Серега с Ольгой выпили чаю с остатками печенья и обсудили свежую новость от Макса. У него получилось, что галерея с красотами на 100 (!) метров выше ПБЛ. А ведь это середина подъема. Что было в ПБЛ потом – секрет. А вот Лавров с Ольгой совершили перелет на поверхность с несколькими промежуточными посадками. На небе были звезды, по поверхности носился одичалый ветер и тушил карбидки, а в лагере на кухне готовили ужин при свечах Светка с Колей. Макс П. в это время пытался согреть Оксану и признаков жизни не подавал.
Ужин состоялся и был он хорош. Самые вкусные макароны «по-загедански от Светки» (рецепт не разглашен, т.к. это коммерческая тайна). Потом долгое чаепитие и сон (был уже второй час ночи). Из событий лично не наблюдаемых:
- Светка сводила Рому в Эрмитаж (3 часа) и обратно (1 час). При этом она вела с ним всю дорогу воспитательную работу, в результате которой выйдя на поверхность Рома сразу сбежал вниз, в леса, подался в партизаны. В качестве заложницы взял с собой Наташу.
19 августа

В лагерь пришло разложение! После раннего (8.00) завтрака начались сборы. Кто на Уруп, кто на Пятиозерье. В итоге только одна Оксана ушла на поиски Ромы с его заложницей. Остальные, прособиравшись несколько часов, так и не ушли никуда. Активность проявляла только Светка, но вскоре и она добралась до «банана» и там затихла. Около 14.00 Ольга отправилась готовить суп.
14.45. Сижу возде кухни, жую сыр, слушаю серенады на варганах в исполнении Ольги и Макса. Хорошо!
Светка варит суп. Последний час их общение с Колей и Максом на тему «куда пойдем» напоминало басню про лебедя, рака и щуку. Вот так они никуда пока и не ушли.
А около 18.00 вылез Макс М. и Ко с трансами ПБЛа и частью навески. Вышедшая на поверхность группа сразу разделилась: «Мальчики направо, девочки налево». Так вот, лагерь, видимо, был справа, потому что девочки до него не дошли. Заблудших дочерей нашел Макс П. Если верить сплетням, в лагерь они и не рвались. Хотя по приходу жадно пили чай и преданно смотрели в глаза.
На ужин была картошка с мясом, которая не сильно приободрила команду (что делать, ведь консервы кончились), а потом халва, которую некоторые восприняли как пытку, а прочие – как обычное издевательство (по 150 г в хобот на десерт – не шутка). Дальше бренчала гитара, горела свечка, вокруг которой мерз народ. Время от времени требовали спирта, но бесполезно. Поняв это, все разошлись спать. Последним был Серж. Он что-то играл на гитаре и тихонько радовался этому миру. Наверное, мир отвечал ему тем же, время покажет.
Сброска
21 августа

Серж и Аленка вовремя приготовили завтрак. Но вот команду на час раньше не разбудили, а зря. Позавтракали к 9.00. К 11.00 последние «ослики», навьюченные мешками и трансами, покинули лагерь. Мешки были не шибко тяжелые, но для сброски – прилично. А для девочек – слишком много (на мой скромный взгляд).
В догорающем лагере после нас остались остатки сухарей, кетчуп и что-то еще типа маечки Ольги. О кетчупе наш командир посчитал нужным сообщить Яшкину. Мастер пришел с нами попрощаться – приятно.
Первые мелодии серенады «мокрый пип...ц», которую потом погода исполняла в нашу честь несколько дней, мы услышали на Поле Чудес. В тот день «слезы расставания с Загеданом» особенно сильно пролились три раза. Для меня это было на спуске с перевала, около коша и на месте лагеря (первая стоянка на заброске).
К 17.00 дождь поутих, а к лагерю пришли все мальчики (кроме Ромы) и Оксана с Олей. Была найдена заначенная пища и разведен костер (разводили сообща часа полтора). Оказывается, нашу нычку с продуктами до нас нашли мыши. И оказалось, что уровень их интеллекта мы явно недооценивали. Хитрые твари первым делом перепробовали все, кроме консервов. Потом в число их фаворитов попало овсяное печенье (съедено полностью и тщательно, что подозрительно), после чего они взялись за ирис и съели его примерно на 1/3. Стоит отметить, что остатки ириса были выкинуты, т.к. лежа в лагере они привлекали мышей со всей округи.
В 19.00 все, кто пришел пораньше, уже попили чаю и отогрелись. Когда Коля с Серегой собрались идти узнавать про транспорт на заставе, а все остальные мужики на поиски «заблудших душ», появились сами «заблудшие души». Выглядели они безрадостно, но это было ожидаемое впечатление. «Особую» радость их появление вызвало у Ольги, но она это смогла осознать только через пару дней (ее собственный комментарий). Причина «особой» радости – палатка. Ольга потеряла палатку на заброске, а Светка нашла ее на сброске (видимо, девушки шли общими заповедными углами). Но она не просто нашла (первой ее нашла Дилярка), но и принесла палатку с собой. Слава сильной!
К погранцам и обратно Коля с Серегой проходили напрасно, не считая почти трехчасовой прогулки по свежему воздухе (там все, что ни делаешь – «на свежем воздухе»). Вернулись, съели макароны с рыбой и спать.
22 августа

Коля со Светкой исполнили завтрак – картошка с рыбой (рыба и картошка стали надоедать). Не успели закончить сборы, как начался дождь. До погранцов дошли уже «по мокрому». Здесь Лавров обнаружил, что его (точнее, взятый им у Гарри) фотоаппарат промок и не функционирует. Отчаянию Сереги не было предела, ведь за день до этого разорвались его Trezety, а теперь вот это. Собравшись на заставе (у шлагбаума) команда предалась любимым развлечениям с игрушками погранцов (фотографирование с автоматами, пулеметами и т.п.). Коля с Лавровым снова пошли искать машину. Зашли к некоему леснику, который приехал с семьей сюда отдохнуть. Звали его Султан. Султан сказал, что дорога плохая, что деньги его не интересуют и т.п. Ребята ушли, проведя попутно беседу с женой Султана. Сходили за молоком и сигаретами, а придя к шлагбауму увидели, что Султан свое мнение поменял. Не ясно, что так круто изменило его взгляд на этот вопрос. Наверное, деньги, т.к. запрошенные 1300 р. – не хило за его колымагу. Сговорились на 1000. И поехали.
Выпить молоко, естественно, не успели. А банки обещали вернуть хозяйкам. Пришлось обратиться к солдатам с «огромной» просьбой. Надеемся, что банки вернулись по адрессу. А молоко проследовало с нами дальше в ведре. Оно немало всех поразвлекло, когда пытались его пить в прыгающем кузове. Около 14.30 выехали на трассу, через полчаса от нас уехала Ольга. Еще через 20 мин. надеялись уехать и мы, но автобус Зеленчук-Лабинск в этот день не пошел. Как, впрочем, и Черкесск-Джубга и Пятигорск-Геленджик, о чем мы, правда, узнали глубокой ночью (а некоторые – ранним утром). Но сначала была обжираловка местными (привозными) деликатесами и дождь, Дождь, ДОЖДЬ!!! Ближе к вечеру приехала команда горных туристов из Перми, 13 человек в возрасте от 10 до 50 лет (похоже, «отцы и дети»), руководителя звали Михалыч. В отличие от нас, они устроились более комфортно и даже помылись в бане. Ну и пусть, хоть кому-то хорошо. Зато мы ночью спасли какой-то москвич утопающий в Курджиновской грязи.
Ночью Лавров свил себе из пенок гнездо среди вещей и словил «Икарус» до Краснодара (жаль, что «не пригодилось»). В целом это мог бы быть хороший день, если бы не дождь. Сырость и хорошее настроение плохо сочетаются.
23 августа

Утром мы сели на автобус от Курджиново до Лабинска. Рядом с нами сели ребята из Перми. В Лабинске Лавров подал «хорошую» идею заказать автобус до Белореченска на автобазе. Они вместе с Александром Михайловичем наняли ПАЗик за 1100. В это время Дилярка покинула нас на автобусе Лабинск-Новороссийск. И нас осталось 10.
Идея с ПАЗиком была хороша во всех отношениях, но кто же знал, что наше авто сломается в Майкопе, аккурат посередине города. После 2-3 часов боев с двигателем водила сдался и мы нацелились на автобус Майкоп-Белореченск в 14.40 В этом автобусе Лавров и Макс М. быстренько познакомились с двумя длинноногими сестрами, которым они тут же рассказали: «да мы из Москвы», «да мы с перцами, что по телевизору, часто пьем вместе», «да наши папы учили ваших друзей» и т.д. На самом деле один «в обвальном цехе селедкам хвосты рубит», а другой .?. (спросите у Светки). Естественно, девочки были поражены до глубины нутра, но своих адресов ребята не оставили.
В Белореченске нас встретил очередной ливень, но, благодаря близости вокзала, пирожков и кефира, эта встреча не произвела на нас сильного впечатления.
Электричка 16.50 почему-то выехала на один час позднее, но этого времени Лаврову хватило, чтобы сориентировать GPS.
Потом мы ехали, ехали, ехали. Поели салатик (очень вкусный) и продолжили ехать, ехать и ехать. «- Где конец нашей дороги, учитель?
- Конец дороги совпадает с ее началом». (фраза из фильма «Стадо голубых быков, бредущих по Амбартоголу»)
Около 23.00 мы приехали в Лазурную. Там пермяки вскинули на плечи мешки и поспешили к месту предполагаемой ночевки. Ну и мы там переночевали. Только мы туда дошли двумя группами (слишком многих сдержали на ст. Лазурная естественные побудительные мотивы).
Потом было купание в ночном море. Трудно представить более счастливую толпу больших идиотов. Таким теплым, ласковым, нежным море бывает только один раз за поход. В первый раз и после трехдневынх мытарств под дождями с рюкзаком.
А потом некоторые легли спать, а некоторые пошли в какую-то забегаловку. Где пили какое-то вино, ели какое-то мясо, а проснулись под вопль «Подъем, морские скотики!» (оравший остался неивестен). Некоторые проснулись.
24 августа

С утра мы перекинулись с Лазаревской на Лесную. С помощью пермяков нашли место и поставили лагерь, после чего маленькими группами все посбегали в Лоо. Основные цели были традиционными: шоппинг (очки, тапочки, маечки), дегустация вин (об этом вспоминать не хочется), чревоугодие (ели все и в три горла).
В 13.40 было совершено насилие над личностью завхоза и очень удачно :).
Как видно из меню выше, кушали мы в Лоо с душой. Помимо того, что ели, еще и развлекались. Не слишком оригинально, но с душой. Пили, дегустировали вино (не путать с «пили»), пытались преобразить завхоза (местами получилось неплохо). Кое-кто развлекался с кефиром и национальными диалектами. Наташа прикупила маску с трубкой, как оказалось – зря, вода мутная, не видно ни фига.
25 августа

Лавров с Максом сидят в Хосте. 12.40 – «Восточная кухня», на столе уже закончили свое существование лагман, манты, чайник зеленого чаю и 0,5 л «Черного лекаря». Тут Макс вспомнил, что сегодня вечером его брат Алексей в сопровождении отца выезжает в Москву.
14.15 – хорошо сидим в «Восточной кухне». Тетушка, которая выписывала нам счет, долго удивлялась и говорила: «Ребята, вы шутите. Унас очень большие порции. Вас, наверное, четверо, а не двое». Ха-ха! Закончились 1.5 литра «Черного лекаря». Пора уходить.
15.30 – позвонив домой, Лавров с Максом случайно оказались в кафе «Прохлада», где только ради поддержания авторитета кафе взяли по чебуреку и по сметане.
Замеры перед этим показали:
Лавров: рост – 170 см, вес – 66,6 кг
Макс М.: рост – 175 см, вес – 65,3 кг
19.15 – ст. Сочи. Электричка Адлер-Туапсе только что набилась людьми. Макс предложил тост «За удачу!», Лавров его поддержал. Эх, хорошее вино «Черный лекарь»!
...А за час-два-три до этого. В РГО Лавров и Маслов М. пили в обществе Белоусова, Сереги и Кирилла (все они из турклуба Перово). Узнали последние новости, пожалели, что не застали девочек Косорукова, чтобы узнать у них про Фишт.
В Лоо они пошли к Свете. Она им была рада (немного наивно и самоуверенно сказано). Сели в центре зала и предались «ритуальному самомучительству». Шашлык был жестковат, но он очень понравился местной кошке, с которой наши спелеологи все время старались пообщаться (видели они в ней родную душу). Как-то незаметно стемнело, какая-то местная эстрадная звезда запела какие-то заезженные шлягеры. Хорошо сидели, говорили о важных мировых проблемах: спелеология, люди, бабы, б-божественно... После 23.00, когда закончилось вино, ребята прогрелись кофе с коньяком и пошли назад к морю. Кошка и Света остались довольны (на наш взгляд), но купаться при луне желания не высказали.
С песнями и сигаретами не курящие Макс и Лавров притопали в лагерь, где вся команда уже не один час давилась каким-то отвратным напитком. Искупались и спать. Закончилось 25-е.
Говорят, что в этот день Рома нырнул с аквалангом за 500 р. и нашел в морских глубинах крутые очки для плавания. Алёнка прикупила себе одежку цвета незрелости. Куча народу лазила «в», а затем и «по» сочинскому дендрарию. Светка даже порвалась от усердия. Дождей не было. Море к вечеру стало спокойным и чистым.
26 августа

Первой, уже традиционно, проснулась Оксана. Потом Наташа. «Кто рано встает, тому бог дает» – говорит народная мудрость. Наташе бог дал саранчу в штаны. Просто повезло, ведь такая встреча бывает раз в жизни.
После утреннего купания и утреннего чая начались сборы домой. И никто не опоздал на электричку, и вроде бы ничего не забыли.
12.40 – едем в электричке. Некоторые все еще посасывают леденцы, купленные минут 40 назад у какой-то бабушки.
В 14.00 электричка приехала в Туапсе. Коля подбил бабки. Кое-кому кое-что досталось (в смысле денег). Наташа высказала желание остаться с Ромой здесь еще на 3-4 дня. Видимо, «третий раз за год на море» – серьезно. Начала привыкать.
Светка с Алёнкой, отобрав у Коли последние командные деньги с хитрым видом спрятали их в карман. Их улыбки чего-то обещали, но вот чего – не ясно, надеюсь, мяса, вина и сыра… и шоколадку. :)
Коля с Максом П. ушли звонить на телеграф. Один в Черкесск в ПСС (чтобы нас не спасали), другой – в Москву (чтобы нас встретили) – но это все дела командные. Макс М. и Серж пошли знакомиться с городом Туапсе и его обитателями, заодно и прикупить кое-чего.
Пришли девочки (Света с Алёной) и принесли первую партию продуктов (4 мешочка). Интересно, зачем они купили чай (у Сержа в мешке ПБЛ-ный) и сколько всего всякого добра они намерены перевести на нас.
Рома с Наташкой, по-видимому, все-таки поедут в Москву. На сдаче билетов теряется 50% стоимости. Вернулись девчонки, принесли по 0,7 л вина на лицо. А Макс принес Лаврову 3 л (кагор + «Лекарь»). Ну, почти все подготовительные этапы к операции «Поезд на Родину» проведены, теперь осталось немного. Только где же наш командир?
Вот и командир с Максом появились.
- Позвонили?
- Позвонили...
- Удачно?
- Посмотрим.
Поезд пришел вовремя, что должно было нас насторожить, но увы...
Первый раз про паспорта проводник спросил нас на погрузке. Потом через 5 минут, потом еще через 5. Пришлось подвергнуть себя обструкции. Горек был вкус цикуты...
С холодной рожей довольного выполненным долгом негодяя проводник объявил, что мы имеем двух зайцев, что наши маршрутки его не волнуют, а решать вопрос должен (и может) начальник поезда. Пошли к начальнику поезда Лавров, Коля и Макс М. Макса точно не стоило брать, потому что увидав это полукавказское лицо с таким странным сочетанием, как Виктор Алексеевич, всех сразу начали разбирать нездоровые эмоции. И Макс не сдержался первым, намекнув, что некоторые странные люли на букву «м» только и думают, как бы сорвать денег. В.А. покраснел, набычился, стал требовать от Макса, чтобы тот пошел прочь (доказывая, что он – король). Пришлось ему помочь уговорить Макса. Но добрые отношения более были невозможны. Дальше поспорили о том, об этом, но требование 1000 руб. осталось. Пришлось его удовлетворить.
Напоследок В.А. сказал нашему проводнику:
- Молодец, хорошо работаешь.
- Гав-гав...
Настроение нам подняли перовцы. Сначала пришел вечно молодой Гриша Саневич с девушкой, потом еще. Появился вчерашний знакомый Сергей все с тем же выражением добродушия и счастья на лице. Потом еще один мальчик с девочкой. Но это был МАЛЬЧИК. Не странно, что на любой разговор об узостях он делал замечание типа: «Взрывать надо» (при его-то размерах оно понятно).
Ближе к ночи, когда стало темно и за окнами «не видать ни зги», достали вино и «in vino veritas». Veritas искали не всем скопом, а по частям. По 6, по 4, по 3, по 2, по 5 человек и т.д. и т.п. Сначала все скрывались от проводника, играли в шпионов. Потом надоело, «вышли в поле» (в смысле, в тамбур), сели и продолжили, пока не кончилось (в смысле, силы и здоровье).
27 августа

8.00 проснулся Лавров, увидел девушек напротив и не смог уснуть. Одновременно проснулся Коля и вспомнил, что девушки чего-то от него хотели ночью, но подробности терялись в глубинах сознания. Появился Макс П., достали карты. Решили записать пулю до 10.
Пишут пулю уже часа три. Сделали перерывчик на перекусик.
Пуля закончилась: Коля + 55, Светка + 45, Лавров + 17, Макс П. – 117. (Вообще-то Макс в конце сыграл мизер, а Лавров обижался, что Светка дважды «подсадила» его на вистах).
Лавров и Макс М. сходили к перовцам, порешали с Гришей Саневичем кроссворд (не простой оказался кроссвордик). Вернулись назад: семечки, чай, «тоска, тоска, тоска». Из культурной программы – муки Лаврова и спасение его от мук с помощью «иммодиума».
Жизнь, похоже, налаживается: открыли бутылку «Мускателя», пошли рассказы про собачек.
17.20 – шел второй час укрощения мальчика Саши из Истры. Все уже изрядно подзадолбались, но Серж с Колей продолжали свое черное дело. В конце концов ребенка признали не дрессируемым и вернули родителям.
Около 21.00. после ужина (салатик с картошкой) вся команда вышла провожать Макса М., значит, это Мичуринск.
28 августа

в 4.00 (поезд не опоздал, как и предсказали перовцы) на Казанском вокзале нас встретили :) Димка Савкин, Митька, Димка Маслов с Ритой, Юра Коршунов, Костя Ушаков, Коля Хмелевский и еще трое знакомых Наташи с Оксаной. Короче встречающих было больше, чем приезжающих. Ну, с такой командой поддержки мы быстро и легко добрались до Долгопы и других мест (это кому куда надо), что бы подготовиться к блиннику. УРА!
Приколы нашей команды

Гадание на командирском кале.

В автобусе:
Лавров: - Коровы охренели, с дороги и не думают уходить.
Ольга: - Коровы, лошади – у них священные животные.
Лавров: - Клево, хочу чтобы меня объезжали все. Что надо, чтобы стать священным животным?
Ольга: - Для начала отрастить рога.

Спелеология – плотоядный вид туризма. Человек, который не ест мяса, не испытывает физического влечения к пещерам.

Происхождение сушеных бананов: в тундре вырастает низенькое, скрюченное, переколбашенное деревце. На нем вырастает маленький сморщенный бананчик. И со словами: «Жизнь – отстой» умирает...

О, эти нежные женские руки!.. На их прикосновение реагируют даже бездушные трансы...

У коша Дилярка, оглядывая заросли мокрой высокой травы вокруг: «Смотрите, это же тропики».
Светка: «Нет, Дилярка! Это – Вьетнам!».

Во время первого выхода под землю Лавров что-то забыл, но не предал этому значения. Во время второго он забыл перчатки и даже сбегал за ними, но как не старался не вспомнил про конденсатник. Далее было так…
Сидит Лавров в Физтеховской (только что вылез из Тройного) и ждет остальных. Проходит пять минут, потом десять, потом еще немного. «Однако я начал подмерзать. И сыровато как-то.»
Еще через пару минут. «А одел ли я конденсатник? Кажется, нет. Наверное, поэтому так сыровато. Блин! Ведь точно забыл. Дай-ка посмотрю.» Широким жестом Лавров расстегивает липучку комбеза и замирает в шоке. Нет конденсатника, ничего нет, только голое тело – грудь, пупок и все прочее, как положено!
«Господи, неужели я и изотермик забыл надеть.» К счастью забыл только конденсатник, а изотермик просто не застегнул.