9. Дробление. Поломки. Озеро.

Неспешный спуск к Верхоречью Неспешный спуск к Верхоречью
Брод Брод
Большая починка на 2,5 часа в общем Большая починка на 2,5 часа в общем
Лесные дорожки, куда ж мы из колеи денемся :) Лесные дорожки, куда ж мы из колеи денемся :)
Великий господин Азимут Великий господин Азимут
Пикник на обочине Пикник на обочине
Закат у озера Закат у озера
На это сил хватало всегда! На это сил хватало всегда!

Финарос – Верхоречье – Синапное – [р.Окурка – хр.Хошпар] – оз.Охотничье
28 км

С утра моросит легкий дождик, и неизвестно, сколько он продлится. Думается мне, что лезть по грунтовкам в горы к яйлам - не самый лучший выбор.
В этот день наша группа немного видоизменилась: Костя и Максим, как наиболее быстрые члены команды, конечно не докручивали все эти дни, в основном из-за огромного числа проколов и длительных ожиданий. Поэтому приняли решение наверстать упущенное :) И это конечно вполне понятно :). Мы договорились о встрече с ними уже в Севастополе. Думаю, что Максим или Костя опишут при возможности их интересный путь за эти 3 дня. Еще из-за работы пришлось уехать Андрею О.

Погода пришла в себя. А наш дальнейший маршрут тоже претерпел изменения: вместо г.Кемаль-Эгерек мы выдвинемся к Ай-Петри.

Не спеша доехали по сомнительному асфальту до Синапного и уткнулись в шлагбаум. Дальше Загорское водохранилище, проезда нет. Значит нужны обходные пути, их было у нас 2. Один короче (по маркированному маршруту!! вдоль р.Окурка на кордон Зеленый), другой длиннее (на п.Высокое). Мы подумали, что короче будет лучше, забыв, что лучшее - враг хорошего :)

Свернув с более широкой грунтовки, дорога повела нас вдоль ручья Окурка... Ох, уж это название :), уже тогда оно предостерегало нас :). Вполне себе нормальная грунтовка, иногда с колеями, но ехать можно. Проехали очень красивое место - Охотничье озеро. Въехали в лес и всего-то осталось позади километра 2.5, как поломался Миша: что-то с цепью и переключателем. Ожидание, сидя на краю дороги. Проехали еще несколько сот метров, снова поломка у Миши: загнуло петух в спицы. Снова ожидание. Так мы потеряли около 2,5 ч.

Едем, сверяемся с картой, получается, что дорога ведет нас не совсем туда, куда нужно.. Это странно, развилок не было.  Грунтовка чем дальше, тем меньше похожа на проходимую, тесная тропа с колючими кустами. Пробираемся так некоторое время, пока вдруг снова не показывается нормальная дорожка. Обрадовались :), но ненадолго. По карте выходит, что нужно сдвигаться к югу, а мы идем строго на запад. В этот момент заметили какую-то старую отворотку, пробуем пройти по ней. Дорога действительно очень старая, завалена основательно. Перетаскиваем велики через ветки и бревна, даже перебрались через небольшой овраг, а потом она закончилась... Была и нет ее! Пытались пройти по склону холма, но завалов слишком много, да и уперлись в грандиозный овраг. Как ни печально, но пришлось вернуться, хотя  вроде бы оставалось до нормальной дороги совсем немного. Овраг слишком велик...

Выбрались мы обратно на то место, где свернули, решили чайку попить и вернуться вообще обратно, к той самой самой первой развилке. Проехали-то всего 4 км, а времени прошло казалось полдня :)

Я попробовала обойти окрестности с навигатором, но в нужном направлении дорога уткнулась в непреодолимую стену ежевики. Все одно к одному - возвращаемся к Охотничьему озеру. Самое потрясающе приятное было к том, что все ребята воспринимали наши плутняки с юмором. Столько шуток, смеха не было наверно ни в одном походе! За это им всем просто отдельное спасибо!

Вернулись к озеру уже на закате. И самое озеро оказалось очень живописное, и закат необыкновенный. Никто не пожалел, что мы вернулись к нему. Костер, палатки, ужин и конечно песни под гитару. Каждый имел возможность проявить свои вокальные способности, и тут не обошлось без приятных и веселых сюрпризов :) Чего стоит только песня "Show must go on" в исполнении Миши и на русском языке!!! :)))))). Такое не забудется никогда! :)

А до Ай-Петри мы сегодня не добрались :)

10. Ай-Петри

Утро... Утро...
Долина р. Марта Долина р. Марта
Спуск от Высокое Спуск от Высокое
Источник Пания Источник Пания
Тут я спала :) Тут я спала :)
Солнечноселье Солнечноселье
Большой Каньон Большой Каньон
Красота... Красота...
И опять Осень И опять Осень
Незапланированная, но отличная ночевка в кальянной :) на Ай-Петр Незапланированная, но отличная ночевка в кальянной :) на Ай-Петр
оз.Охотничье – г.Караул-Оба – пер.Высокое – Высокое – Солнечноселье – Аромат – Соколиное – Большой Каньон – г.Ай-Петри
50 км (грунт)

Неведомый п.Высокий, он действительно находился высоко на самой горке :). Пришлось взбираться к нему больше часа до развилки Солнечноселье - Высокое.
А дальше благодатный спуск, хотя и довольно крутой и каменистый, зато прямо в поселок к магазину )))
Небольшой перекус, покупка винограда (4 гр/кг) в частном секторе... Объеденье! :)
Дальше все просто. Асфальт и ускоренный спуск до Аромата. Еще несколько км, и вот перед нами серпантин на Ай-Петри, все те же 23 км.
После 5 км подъема мы оказались у Большого Каньона, который решили осмотреть. Оставили велосипеды с вещами рядом с кафе и вперед на самостоятельную экскурсию.

Большой каньон Крыма — это и колоссальный размыв, сделанный в северном склоне Главной гряды рекой Аузун-Узень, и самый значительный в Крыму тектонический разлом, происшедший в период активных горообразовательных процессов в третичное время (несколько миллионов лет назад). Поднимитесь от села Соколиного 4,5 км по шоссе Бахчисарай — Ай-Петри — Ялта, войдите в ущелье. По дну каньона весело бежит горный поток, который с помощью валунов высверлил в своем русле несколько котлов глубиной до 5 м. Вода в них чиста и холодна, поэтому их называют «ваннами молодости». Наибольшее сужение каньона у его дна доходит до 2—3 м, а ширина между стенами в верхней части не превышает 150—200 м. Высота склонов около 350 м, длина ущелья — 3 км.

Потом еще 18 км подъема :) Мы конечно растянулись, уже к окончанию подъема стемнело. На улице стало довольно холодно, где-то около +2. Мы забились в кафе "У Сережи", заказали еду в ожидании остальных участников. Через некоторое время выяснилось, что сильно отстал Раф. Из-за разболевшегося колена часть пути ему пришлось идти пешком. Мы уже строили всякие планы: от спуска на поиски до поездки на машине, которую предложил хозяин кафе. Прошло еще некоторое время и от Рафа пришла СМСка, что у него все в порядке, он на канатке, устраивается на ночлег. С нашим ночлегом еще не было решено, поэтому мы покатили к Рафу.

В общем случай снова распорядился лучше, чем мы могли придумать сами. Кемпинг назывался "Мераба", мы были одни в трехэтажном коттедже, заняв третий этаж - кальянную :)
Там нас совсем разморило, напившись чаю и чуть немного покрепче, благодаря гостеприимному хозяину, успели даже послушать замечательное исполнение Рафом песен Высоцкого, а потом просто расползлись по "каютам" :)
11. Беш-Текне + верхняя дорога

Утро на Ай-Петри Утро на Ай-Петри
Пещера Трехглазка Пещера Трехглазка
Урочище у пещеры Урочище у пещеры
Вот так все выветривается Вот так все выветривается
Без начала и конца Без начала и конца
Каменные языки Каменные языки
Изумительная верхняя дорога Изумительная верхняя дорога
Прямо под скалами Прямо под скалами
Ай-Петринская яйла Ай-Петринская яйла
Спуск к ур. Воронцовский лес Спуск к ур. Воронцовский лес
Тропа Беш-Текне Тропа Беш-Текне
Уезжаем из Оползневого Уезжаем из Оползневого
Пейзаж с велосипедом Пейзаж с велосипедом
г.Ат-Баш, пер.Ат-Баш-Богаз г.Ат-Баш, пер.Ат-Баш-Богаз
Впереди Оползневое Впереди Оползневое
г.Ай-Петри – пещ.Трехглазка – Ай-Петринская яйла – г.Купол – ур. Воронцовский лес – котл. Беш-Текне – пер.Ат-Баш-Богаз – тропа Беш-Текне – Оползневое – под г.Кильсе-Бурун
40 км

На утро мы разделились еще раз. Прошлый день оказался тяжеловат для Рафа, и они снова с Димой решили спуститься с Ай-Петри в Ялту, отдохнуть :)
Теперь 7 человек продолжили путь. Дальнейший маршрут лежал по Ай-Петринской яйле.

Совсем рядом с канаткой располагается известная пещера Трехглазка. К сожалению мы смогли полюбоваться только огромным тройным провалом, в каждом из которых нарисовал глаз :)

Трехглазка.

Пещера Эмине-Баир-Коба (пещера Трёхглазка) — пещера с тремя провалами-«глазницами», оборудованным входом и спуском по ступенькам в огромный карстовый зал.

В пещеру ведет крутая лестница на глубину в 38 метров.

Пещера интересна тем, что температура в ней круглый год, как в холодильнике, — не более +10 С, а на самом дне возвышается большой конусообразный сугроб из оледеневшего снега.

Об этой пещере люди знали давно. Древние охотники здесь хранили свою добычу, на веревках через центральный «глаз» опуская её в ледяные подземные закрома. При необходимости поднимали, сколько нужно, провизии и снова опускали. А граф Воронцов использовал пещерный лед для охлаждения вин, напитков и продуктов. Его пилили и, сложив куски в огромные бадьи, укутанные, чтобы удержать холод, доставляли на волах по крутым извилистым дорогам вниз.

Замечательные фотографии

Ай-Петринская яйла очень красива и примечательна: выветренные останцы, разноцветные кустарники и лес, голубое небо, а также возможность посмотреть со значительной высоты на море...

Хорошо укатанная дорога привела нас на высоту 1239 м и уткнулась в в/ч. Пришлось обходить по тропе не сильно много, так как за базой дорога продолжилась. Выйдя на край яйлы, мы были потрясены открывшимся видом...
Продолжаем путь, спускаясь осторожно вниз на велосипедах и затягивая их после в очередную горку. Вокруг царство осени. Воронцовский лес пересекаем влет, полное ощущение, что мы снова у себя на Карельском перешейке.
Увидев в очередной лощине скошенную траву, мы не смогли удержаться, чтобы не завалиться на нее... Рядом дикие яблони, ветки которых полностью облеплены маленькими яблочками, аромат наполняет лощину...

Еще немного и мы в котловине Беш-Текне. После сомнений и раздумий продолжать ли путь дальше по яйле ввиду неясности дальнейшей дороги, решили спуститься через перевал Ат-Баш-Богаз по тропе Беш-Текне к Оползневому. Да и кушать хотелось )))), завтрак был скудный.
Тропа Беш-Текне непростая, сильно каменистая с обочиной в виде обрыва :), резкие повороты и промоины. Но красива очень!! Когда спустились до высоты метров 600 дорожка стала более походить на парковую, ехать одно удовольствие, хотя конечно камни и рытвины все же никуда не делись :)

У Оползневого вполне оценили точность названия. Дорога превратилась в одну большую промоину, поплутав немного в поисках альтернатив, выехали почему-то на территорию бывшего детского лагеря "Строитель". И только перекинув велики через ограду, почувствовали себя на асфальте. :) Небольшой спуск по территории, все заброшено, или может уже закрыто? Склонялись больше к первому варианту. Еще раз перекинули через ограду, и мы на верхней дороге.

Первый делом в магазин, эх... нельзя совершать покупки на голодный желудок :)))) Набрали сверх меры :))))) Обедали на подвернувшейся рядом с дорогой крыше какого-то магазина (терраса снизу) :)

Путь дальше - это рай для велосипеда! Оставленный грозный знак "Оползень. Дорога закрыта" отсекал все автомобили, хотя местный житель сказал, что все работы по восстановлению дороги после оползня завершены.
Итак: скалы, подходящие прямо к дороге с одной стороны, обалденный вид побережья и моря с другой стороны, идеальный асфальт, полное отсутствие машин, небольшой уклон на спуск и 7 велосипедистов. Идилия! :)

Время присматривать место для стоянки. Хотя на такой скорости непросто это было сделать :) Но, если нужно, все находится.
Место чудное, с дороги не видно, достаточно места под наши палатки и отличное костровище.
Ужин, песни и кучка тел, заснувших у костра :) - день удался!
А костер этот был крайний в этом походе, как ни печально...
12. Два перевала и катер

Базилика Базилика
Церковь Вознесения Христова Церковь Вознесения Христова
Главная улица Главная улица
Место крещения св.Владимира Место крещения св.Владимира
Колокол Колокол
Руины города Руины города
Амфитеатр Амфитеатр
под г.Кильсе-Бурун – пер.Байдарские ворота – Орлиное – пер.Перовский – Гончарное – Золотая балка – Инкерман – [катер] – Севастополь – бухта Омега
70 км

С утра продолжили путь по чудесной дороге. Серпантин открывает перед нами все новые и новые виды, и вот впереди еще одно чудо - церковь Воскресения Христова, как-будто парящая в воздухе.
Перевал Байдарские ворота с сувенирными лавочками и 3-х километровый холодный спуск, Байдарская долина, обед на склоне. Пролетели не останавливаясь Орлиное, немного повкручивали на Перовском перевале и снова ошеломительный спуск до  водохранилища у г.Гасфорта. В Золотой балке пытались поесть винограда, на круговой развилке свернули к Инкерману.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь и крепость Каламита - их восстановление и реставрация кажется идет все быстрее.

Комета продолжает век,

Тайна скал, веков туман,

Пещерный город Инкерман.

Таял звук по капле где-то,

Винил крутил времен вендетту,

Легкий бриз вином по венам

Красиво, хорошо, блаженно!

Осенний лист один печальный

В изгнании молчит о тайне.

Океан ласкает гребни,

Поезд в барселону дремлет.

(Дидюля)

Очень подробно и интересно об Инкермане

Крепость Каламита
Находится в Инкермане. Высоко над дорогой, на плато Монастырской скалы, хорошо видны остатки старинных крепостных сооружений, а в нижней части скалы остатки христианского пещерного монастыря. Это филиал Херсонесского историко - археологического заповедника "Крепость Каламита".

Каламита - один из интересных памятников крымского средневековья. С юга и запада крепость защищена обрывами, с севера и востока - высеченным в скале рвом и стеной, состоявшем из трех куртин с пятью двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляет 1500 кв.м.
Возникновение Каламиты относится к VI в. Вероятно, крепость была воздвигнута для защиты торговых путей, которые вели из степной части Крыма в Херсонес. Позже, с расцветом в юго-западной Таврике феодального княжества Феодоро (в XV в. в русских и западноевропейских источниках его называли Мангупским), в устье речки Черной стал развиваться торговый порт Авлита. Для его защиты мангупский князь Алексей в 1427 г. перестроил крепость. В 1475 г. княжество Феодоро пало под ударами турок. Стремясь укрепить свои позиции на побережье Черного и Азовского морей, турецкие завоеватели возводили здесь новые крепости, перестраивали старые. Перестроили они и Каламиту, приспособив ее к использованию огнестрельного оружия. Они владели Каламитой до заключения Кючук - Кайнарджийского мирного договора (1774 г.).
Турки переименовали крепость, назвав ее Инкерманом, что означает "пещерная крепость". Название это не случайно: скала, на которой построено укрепление, изрезана многочисленными пещерами. Одни из них имели военное значение, другие использовались как хозяйственные, культовые и даже жилые помещения.

Подъехали к причалу, а там сразу на катер - повезло :) Слопали пока плыли две дыни.
В Севастополе разделились: Ян и Олег поехали узнавать на счет места для ночевки, а мы в Херсонес, перенестись на 25 веков назад.

Херсонес Таврический - так назывался город, основанный древнегреческими колонистами более двух с половиной тысяч лет назад на юго-западной оконечности Крыма. Теперь его руины - одна из достопримечательностей Севастополя.
Слово
"херсонес" обычно переводят с греческого как "полуостров". Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры - воинственное племя, населявшее соседние горные местности, - послужили причиной эпитета "Таврический", то есть, "расположенный в области тавров". Этому городу-государству суждена была долгая жизнь - почти две тысячи лет - и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии.

Наиболее полная информация и красивые фотографии представлены в Википедии.

Вечером в темноте мы прокатились по Севастополю с поисках Яна с Олегом и обозначенного ими места встречи )))))

13. Обед на причале

Палатка под платаном Палатка под платаном
У маяка У маяка
Пора... Пора...
Обед на причале Обед на причале
Песни на прощанье Песни на прощанье
Вот так мы и готовили Вот так мы и готовили
Севастополь

Сегодня крайний день, спали долго, просушивали вещи, гуляли по побережью и купались... Полный матрас...
К полудню  добрались до вокзалов, чтобы узнать расписания автобусов и электричек-поездов. Над всеми давлело близкое расставание.
Прощальный обед прошел довольно весело :) Усевшись было в ресторанчике на центральной набережной, мы вдруг снялись  с него, закупили продуктов в магазине и расположились непосредственно на причале :) Как в старые добрые времена: пенки, горелки, миски, кружки. Ян с Олегом приготовили свое вкуснейшее блюдо из риса и рыбы...
... Время неумолимо. Сначала проводили Олю, затем уехали Ян и Олег. Поезд у Танюши с Мишей только завтра, они проводили меня с Андреем Ш. на поезд. Там мы и распрощались, надеюсь до новых встреч!
Небольшие итоги

Проехали: 540 км, в т.ч. асфальт - 197 км

- перевалы: Маски, Лапата, Кок-Асан-Богаз, Байсу, Высокое, Ат-Баш-Богаз, Байдарские ворота, Перовский
- яйлы: Караби, Тырке, Долгоруковская, Ай-Петринская (половину)

Посетили:
- пещеры: Большой Бузлук (Караби-яйла), Красная (Долгоруковская яйла), Эмине-Баир-Хосар и Мраморная (Чатырдаг- яйла), Трехглазка (Ай-Петринская яйла)*
- водопады: урочище Панагия, Большой Каньон
- арх.дост-ти.: Генуэзская крепость (Феодосия), Мечеть Узбека, монастырь Сурб-Хач, Инкерманский пещерный монастырь и крепость Каламита