Иордания
Пещеры в Большой Сирийской пустыне

Прощаемся с Марком и Ленкой и выезжаем дальше. К вечеру пересекаем Иорданскую границу и оказываемся в хошемитском королевстве Иордания. Сказывается это в первую очередь на ценах (они в три-пять раз стали выше), и на деньгах (монеты не круглые, а какие-то многоугольные). Долго в потемках ищем трассу на восток в Ирак, и уже совсем в темноте, свернув с трассы разъезжая по путсыне пытаемся поъехать к пещере, используя GPS. За 600 метров до цели машина окончательно вязнет. Вечерняя разминка, заключающаяся в толкании машины, и спать. Впервые за всю поездку - в палатке. Ночью холодно, пригождаются купленные вчера шкуры. Теперь практически все наши дальнейшие вечера будут проходить как в шатре султана, развалившись на подушках-спальниках-шкурах, под бренчание музыкальных инструментов и в клубах кальянного дыма.

День 2 января целиком посвящен погружениям в пещеры. Он стал по сути единственным спелеоднем нашей спелеоэкспедиции. Не все пещеры нашли, но те что нашли - оказались лавовыми и поинтереснее сирийской 15-метровой длины. Особенно впечатлила последняя, найденная практически на закате. Посреди ровной, одинаковой во всех направлениях каменно-песчаной пустыни круглая дырка в земле, диаметром примерно 20 метров. Так неожиданно, что едва успели затормозить. Вниз - вверх, только по веревке. Вниз 10 метров и плоские ходы (суммарной длиной порядка 800 метров), словно в компьютерной игре типа Princ of Persia, спустился от плоской пусnыни на 1 уровень вниз и гуляешь там. Внизу кстати - единственное место, где по ночам не холодно. Понаблюдав луну и звезды сквозь большую круглую дырку в потолке подымаемся наверх.

Оазис Азрак и пустынный замок Амра

Оазис Азрак находится в самом центре Сирийской пустыни. Если грубо прикинуть, то к нему ведут четыре дороге, по одной из них мы приехали (от Мафрака, на границе с Сирией), по второй уедем в сторону Аммана. Третья ведет в Ирак (примерно 100км), Четвертая - в Саудовскую Аравию (30 км). Азрак означает - "голубой", видимо в честь огромного озера, которое тут находится. Вдоль главной улицы пестрят своими названиями и картинками рестораны. На картинках часто изображена бутыль. Сюда заглядывают иногда оттянуться саудовские шейхи, ведь закупиться алкоголем у них в стране проблематично. Сам оазис знаменит тем, что здесь останавливается на отдых бесчетное количество разнообразных перелетных птиц. Среди местных птиц есть знаменитый арабский орикс, ему и памятник установлен. Впоследствии, правда, получив проспектик о Вади Рам увидели какого-то козла, и подпись под ним - орикс. В последнее время из-за грабительской выкачки воды озеро обмельчало и превратилось в болото. О чем мы и узнали на собственном печальном опыте. Сначала завязла Мазда. Бросив ее отправились в сторону мерцающей полоски пешком. Не буть озера на карте и его описания в книжке - можно было решить что это мираж. Идем и идем. Уже второй час идем. Местность - абсолютно ровная потрескавшася от жары, но влажная глина, периодически засасывающая путешественников. Надоело нам идти - вернулись назад. Ни озера ни птиц так и не увидели. Зато нафотографировли кучу отличных узоров для desktopa под ногами. Место очень красивое и солнечное.

Замок в пустыне. Называется Амра. Прямо возле трассы, решили заглянуть. Внешне очень мал и невзрачен, а на входе еще и требуют 1 динар. Долго сомневались, но все же пошли, о чем не пожалели. У входа - колодец. Спорим друг с другом сколкьо метров. варианты 50, 25, 20, 18, 16. Спрашиваем у служителя. 45 говорит. Потом в книжке обнаружили, что 36 на самом деле. Внутри - удивительным образом сохранившиеся фрезки, в которых и есть суть этого замка. На одной - как в игре Civilization, сидит в центре правитель Арабов, а по бокам 6 проигравших правителий, среди которых нубиец Негула, вестгот Родерик, перс, еще кто-то, и двое учеными пока не расшифрованы. Еще есть фреска с изображением Христа, причем нарисованная мусульманами, которым и рисовать то нельзя людей. В последней комнате - звездное небо. Было еще что-то - читайте книжку (у Леночки осталась), а еще лучше приезжайте и смотрите. На прощание смотритель сыграл нам грустную красивую мелодию на местной однострунной балалайке изготовленной из верблюжей шкуры.

Мертвое море и источники Ирода

Спускаемся с 800м до -400м. Уши заложило очень мощно, раскладывает далеко не сразу и с сильным хлопком. Но воздух - реально лечебный какой-то. Все сопли пропали, дышится легко и свободно. Разложив на пенках спальники и кальян сели играть вечером в Что? Где? Когда? Звание лучшего игрока и Хрустальный Орикс присуждены Леночке. Знатоки выиграли 6-5. Потом началась музыкальная пауза под которую плавно все отрубились даже не залазя в палатку. Утром (а многие еще и вечером) пошли купаться в Мертвое море. На прибрежных камнях от волн остаются соляные наносы. Реально потонуть там невозможно. Обсуждаем израильских шпионов-лазутчиков, пересекающих под покровом темноты Мертвое море на пузе. Единственная неприятная особенность - стаи мух, облепляющих все интересное сколько нибудь долго находящееся в стационарном положении. Будь то наша хавка или наша Мазда.

Выезжаем. Сначала смотрим панораму сверху с гор. Красивый и совершенно непривыхных пейзаж. Крутые красно-бырые скалы, за которые цепляются ярко-зеленые пальмы. Пытаемся попасть в гор.источники Маана, но там хотят 10 динаров с человека, доторговавшись до 5 динаров обнаруживаем отсутствие этих самых динаров и уезжаем на бесплатные водопады и источники Ирода (Зара). От предыдущих они отличаются помимо цены еще тем, что тут куча мусора и иорданцев. Но нас это не смущает (по крайней мере мужиков). Димыч и Серега свалились в какую-то теплую лужу и валялись там переворачиваясь со спины на бок на живот и обратно навернео часа два, пока Серегу не укусил за задницу местный клоп. А так бы наверное до следующего утра и валялись. Остальные нашли себе свои клевые помывочные места. Некоторые прям в море, возле впадения горячего ручья. Поплавал в море, смыл соль в ручье, и снова в море. Релаксировали так долго, что стемнело и такие достопримечательности как пещера Лота, его жена в виде соляного столба, Содом и Гоморра остались нами не посещенными, что впрочем никого особо не расстроило.

Акаба и Красное море

На гитаре лопнула струна, а щипчики кальяна потеряны, однако жизнь прекрасна и вечера проведенные в палатке под южным аравийским небом нам запомняться еще надолго. Вчера мы пили пиво, купленное по рекордно высокой цене. Дороже не встречалось даже в Москве. Сегодня - Акаба. Свободная экономическая зона. Тут нам продают две бутылки виски по цене одной, а баксами удается расплачиваться по курсу один бакс к одному динару. Потягивая охлажденное морем пиво, валялись весь день на пенках завернутые в спальники на пляжу и поеживаясь от холодного ветра никак не могли понять зачем в эти места (Шарм-эль-Шейх всего в какой-то полуторасотни км) едут отдыхать тысячи россиян. Разве что помочить сапоги в Индийском океане. Однако гидра, маска, ласты и жизнь становится интереснее. Буквально в 20 метрах от линии прибоя - сказочные коралловые города с разноцветными обитателями.
Вади Рам

Сказочное место. Наверное апофеоз всего путешествия. Тут в общем то описывать нечего, надо смотерть фотографии, а еще лучше съездить и посмотреть вживую. Пустыня, красные барханы, скалы, каньоны, каменные мосты, древние петроглифы, арабы, верблюды. Место просто огромное, туристов - никого. Хотелось залезть куда-нить повыше и засесть за медитацию. Наверное так и делал пару веков назад знаменитый Лоуренс Аравийский, времени у него было тьма, у нас, к сожалению - только один день. Из приключений запомнились два: громогласная утренняя песнь какого-то ненормального араба в 5 метрах от палатки в 4 часа ночи. И вечерняя авария, когда везший нас джип столкнулся на нерегулируемом перекрестке с другим таким же джипом. Закутанные в арафатки водителе сразу же повыскакивали из кабин на улицу, направились друг к другу и .... пожали руки, поцеловались, и похлопав по спине товарища по несчастью, громко рассмеявшись разъехались. Уже ночью, переежая в Петру, с удивлением константировали что в Иордании уровень снега примерно на полметра выше чем в Москве (где его не было вовсе в этот момент).
Петра

А вот это уже раскрученный туристический брэнд. Одновременно с нами его посещали порядка сотни русских туристов из нескольких групп. Леночка, например, встретила мужика из соседней лаборатории. Арабы так и лезут чего-нибудь продать и прокатить на "феррари аирконлишн" (это верблюд обычный) или "феррари аудисистем" (это осел орущий). Структура как у Вади Рам, только здесь сохранилось гораздо больше гор, соотвественно вади (ущелья, каньоны между ними) гораздо уже. Ну и плюс собственно Петра, высеченный набатейцами в античном стиле город. Высечены только фасады, внутренные помещения неглубокие, но для жилья вполне достаточные. Эх, если б не видеть заранее основную картинку, то вид на вырастающее сквозь узкую щель каньона здание казначейства наверняка б сразил наповал. Как он сразил повторных первооткрывателей этого места (что было совсем недавно, поэтому наверное архитектурные фасады тут хорошо и сохранились). Но картинка эта есть везде, во множетсве журналов и фотоальбомов, в х/ф об Индиане Джонс, и даже на марке в иорданской визе. Свои прелести мы здесь все таки нашли. Это очередные акустические забавы (внутри чьей-то гробницы), прекрасный предобеденный сон в местном амфитеатре, и самое, пожалуй красивое здание, предзакатный монастырь, наиболее удаленный памятник, практически повторяющий вид казначейства. Вечернее общение за кружечкой мятного чая с бедуинами, неплохо знающими и постоянно расширяющими свои познания в русском языке, и игра в "Детский Сад" и воспитателя дядю Лешу. До сих пор и в Сири и в Иордании мы не встретили ни одной собаки, повсюду были только стаи бродячих бездомных кошек. И вот наконец увидели собаку! Что неудивительно, собака эта откликалась только на "кис-кис".
Мадаба

Плод убеждения Димычем и Леночкой руководящего состава. Находится практически по пути, чего б не заехать? Известна своей мозаикой. Спевра посмотрели мозаичную карту христианского мира, частично сохранившуюся по полу христианской церкви святого Георгия. Потоптались вторично по посещенным ранее источникам Ирода и другим древнебиблейским местам. А потом, выбирая по книжке чего б посетить, выбрали то место, где было написано enter free. Это оказалась школа мозаики. Преподаватель школы - милая руссковорящая девушка Катя (ее мама из Москвы) провела нам экскурсию, позволила покрошить немного мозаики и ответила на массу накопившихся вопросах об Иордании и иорданцах.
Джераш

Последний наш город в Иордании. Древнеримская Гераса. Развалины по идее должны были нам наскучить, но в Герасе их было столько много и так толково преподнесенных посетителям, что место нам понравилось. А может виной тому была прекрасная солнечная погода? Под конец Иордании мы настолько устали от высоких цен, что в Джераше нам удался хет-трик: бесплатно с тыльной стороны пролезть через дырку на территорию древнего города, бесплатно послушать экскурсию на русском языке, бесплатно послушать концерт арабской национальной музыки исполненной на волынках(!) и барабанах в местном амфитеатре.