теги: организация

Стратегия спелеопохода, тактика штурма, организация лагеря, ПБЛа

План лекции в курсе по начальной спелеоподготовке при с.к. “Барьер”

(План лекции в курсе по начальной спелеоподготовке при с.к. “Барьер”)

Предпоходная подготовка.

  • 1. Первое с чего начинается поход (не только спелео) - идея.
    Есть человек (группа единомышленников) и у него (них) есть идея экспедиции и желание ее провести. Из среды, как правило из этой группы, но не обязательно, выделяется человек(и) – организатор(ы). Как правило, он и есть командир. Бывает, что размах идеи сильно не соответствует опыту участников, тогда ищутся на стороне более опытные люди, в том числе и командир. В этом случае, не всегда командир - главный человек в команде. Пример: А командир команды, хотя всем ясно, что реально начальник В.
  • 2. Второе - командир (инициативная группа).
    Следующий пункт состоит в наборе команды. В принципе команда набирается в соответствии с целями похода. Для похода-прохождения какой-то одной пещеры (до 4 категории) команда больше 12 человек не нужна. Если людей будет больше, то это приведет к бардаку и безделью. Минимальный состав для такого похода - 6-7 человек (точнее от пещеры), при этом кто-то должен быть всегда наверху, что бы сбегать за спасателями. Команда может быть и в 20 и в 30 человек, но здесь решающее значение преобретают “объем котла”, количество снаряжения и опытных людей в команде (Пример: новичовый поход, поход “Петров и женщины”). Нормальная команда это 10-12 человек. Еще задолго до похода командир должен стараться совместить опыт участников с задачами. И кому-то сказать, что ты Вовочка, ниже -300 не попадешь (или возможно не попадешь). Это все во избежание “косых взглядов” и “обидок”.
    Важным фактором является психологическая совместимость. Мы все не святые и человеческие взаимотношения - вещь сложная. Штатного психотерапевта в команде нет и командир должен до похода постараться исключить людей с которыми могут быть “проблемы”. Командир имеет право не взять человека, если его присутствие может серъезно нарушить план похода. При этом во многих статьях о психологической совместимости говорится, что в любой команде должен быть лидер, запевала и мальчик для битья (человек которым все будут недовольны и он будет вынужден отвечать большинству тем же) – на нем люди «разрежаются». Набор команды - реальный и требуемый опыт, психологическая совместимость, личные качества.
  • 3. Распределение должностей в команде (“каждому по способностям, от каждого по труду” - в начале, далее - как получится, но командир отвечает за «справедливость»).

  • Важно знать не только опыт человека, но и то, кем он раньше ходил и куда. Хороший завхоз он для любого похода хорош, но горные раскладки для спелеопохода не слишком годны. Раздавать в начале надо самые главные должности и самым искушенным людям. Инициатива всегда приветствуется. В идеальной команде, командир ничего не покупает, не пакует, не шьет, а только ставит задачи и назначает время и место для проверки.
    Примерные должности: завхоз; зам. завхоза; ответственный за снаряжение (1-3 человека в зависимости от размеров и сложности пещеры); ответственный за организацию лагеря (комендант); ответственный за организацию ПБЛа (если он есть); медик; фотограф; командир.
    Дополнительные должности: зам. командира; боцман; кассир; зам.ком. по баб.вопр.; можардом (если есть “Зима”) и пр.
    Не всегда все удается расспределить, поэтому многое приходится делать самому (или контролировать).
Теперь о делах перед походом.
Список дел перед началом похода:
  • а) сбор информации о районе и пещере (топы, схемы навески, описания, отчеты, топографическая карта района, общение с опытными людьми, поиск проводников);
  • б) создание команды (набор людей, раздача дел);
  • в) учет личного снаряжения (пещерного, лагерного и что можно использовать для нужд команды);
  • г) собрать с людей деньги (лучше сразу и много, но это редкость);
  • д) купить билеты и подготовить всю не пешую часть маршрута (заказать машины, узнать расписания);
  • е) сбор командного лагерного имущества;
  • ж) сбор навески (опираясь на схему, учитывая особенности, подписывая и нумеруя трансы). Не надо жадничать;
  • з) сбор ПБЛа или пункта для перекусов;
  • и) покупка продуктов и упаковка. Важно учесть: легкость (если долгая заброска), разнообразие, местные особенности (высота) и т.п.;
  • к) подготовка специального снаряжения (для съемки, восхождений, раскопов (лопаты, узкие трансы) или заброски (лыжи, бахилы)) и тренировки;
  • л) оформление документов (маршрутная книжка от МКК, сопрводительное письмо, списки команды, пропуск в погранзону и т.п.);
  • м) сборы, раскладки в поезд, отъезд.
Закончилась предпоходная часть.

Поход, не пещерная часть.


Поезд, где исправляются мелкие недоделки, производится ремонт. Проверяется комплектность, что-то еще можно докупить в дороге. Поскольку все в наличии, то можно попробовать составить график штурма.
Заброска - умение находить золотую середину между: экономией денег, экономией времени и экономией сил. В начале тратят то, чего много.
По прибытию на место устанавливается стационарный лагерь, раз и до конца. Качество подземной работы во многом определяется жизнью наверху. Не забыть завести в лагере такую вещь, как журнал выходов и жестко отслеживать дежурство.

Поход, пещерная часть.

Различают несколько видов работ в пещерах, а именно:
  • 1. Прохождение пещеры до дна (делание траверса и т.п.) c ПБЛом или без.
  • 2. Организация своей навески, пробивание под SRT.
  • 3. Топосъемка, протягиване телефона.
  • 4. Поиск, первопрохождение (включая наряние, восхождение, раскапывание).
  • 5. Фото- и видеосъемка.

Эти работы, как правило, сочетаются между собой и бывают в комплексе (первопрохождение с топосъемкой).
Далее, имеет смысл изобразить (чего обычно не делают) график предполагаемого штурма пещеры. По оси оX время пещерной части похода по оси oY глубина пещеры. При составлении стараются минимизировать время возможных задержек (для групп встречающихся на колодцах), учесть разное время необходимое для разных видов работ.
Опираясь на этот график составляются группы на выход. Количественный состав группы определяется задачами на данный выход (снизу), мобильностью группы (сверху) и комфортом выхода. Стандартные группы по 2, 3 и 4 человека. Четверки (и более) используют, как правило, при заноске и установке ПБЛ, когда много мешков, а сама навеска до ПБЛа почти готова или просто для выходов в донную часть по готовой навеске. Больщая группа удобна, когда в пещере много сложных меандров и приходится передавать трансы по цепочке. При организации навески, хорошо использовать двойки, так меньше всего народу мерзнет. Тройка очень сильная группа широкого профиля, имеет смысл, когда выход может быть очень длительным (постоянно меняясь, люди отдыхают). Не надо всех опытных сгонять в одну группу (для двоек это правило лучше не рассматривать, там главное - скорость) при организации навески. Ходить одному запрещено, но в нелабиринтовой пещере, один человек из 3 или 4 может начать дорогу наверх в одиночестве и раньше остальных при наличии у него запасного света (лучше двух ). Бросать последнего нельзя никогда. Если последнего не слышно и не видно уже более часа, то нужно ждать (встречать, принимать меры).
Также как и организация навески, прохождение любого участка в пещере требует подготовки. В старых пещерах все наиболее сложные участки известны заранее и методы борьбы с ними есть в описании. Например: Линза и Штанга в п.Солдатская. Если про это вы ничего не слышали, то сначала внимательно осмотрите участок и представте, как вы по нему пойдете. Если уже куда-то влезли, то надо забыть про страхи и неуверенность (подобные вещи, только губят), помните, что вы не один.
Ориентация в пещерах (особенно лабиринтового типа) затруднена, даже при наличии карты. Надо уметь ориентироваться и находить выход. Для этого подходят следы в глине (иногда целые тропы), метки на стенах (маркера, стрелки, лепка из глины), турчики, тяга воздуха, направление течения воды.
О воде. Бывает ее много. Для некоторых пещер есть опасность паводка. Если вы идете в такую пещеру, то надо узнать “время промокания” и если ваша группа ведет затяжные работы в донной части с характерным временем > “времени промокания”, то желательно организовать телефон и возможные места отсидок на время паводка. Такие места, как правило, известны заранее и их бывает не много. Узнать, затапливаемо это место водой или нет, можно по высоте смытого слоя глины, налипшему на стенах мусору. (Очень характерно для Алека, п.ТЕП).
Помимо стандартного набора снаряжения на группу надо иметь самоспасы. При более «спокойных» выходах достаточно одного самоспаса на группу.
Несколько правил при паковании навески. Концы веревки укладываются последовательно, большие собираются маленькими бухточками по 10-15 м. На каждом трансе запись чего в нем лежит (сверху вниз). На конце каждого куска веревки узелок. Если хорошо известна схема, то можно в начале каждого завязать “восьмерку”.
Характерные времена выходов: аклиматизация 5-7 часов, выход 10-20 часов. Всегда для любой группы назначается контрольное время + 3 часа от предполагаемого, а еще через + 2 часа - спасы. В наборе спас группы должна быть минимальная аптечка, перекус, средства для организации мини лагеря, блочок, запасная веревка. В составе человек знакомый с медициной и полиспасом.

Организация ПБЛа.


Нужен ли ПБЛ вообще и возможно ли его поставить. Если лагерь в полутора часах ходьбы от входа, то он не нужен. Достаточно оборудовать пункт для перекусов. Лагерь нельзя поставить, если на всем участке (2 часа от входа - дно) нет ни одной относительно горизонтальной площадки (ТЕП), хотя в этом случае можно организовать гамачный ПБЛ.
Когда есть хоть что-то (площадка), надо смотреть прочии факторы. Не смоет ли ПБЛ паводком. Есть ли поблизости вода, проветриваема ли данная система ходов, есть ли шхельда, велика ли опасность падения камней, не льет ли с потолка. Когда эти факторы удотворяют требованиям, а площадка не очень, то ее можно построить. Камни гладутся слоями, большии снизу, по-мельче сверху, в конце «локирую» глиной или мелкими камушками.
Размер ПБЛа определяется видом работ. Стандартный ПБЛ на 4 человек, бывает на 6 и более, но это не классика. Спят, как правило, для нашего клуба, в “могиле”. Если ПБЛ гамачный, то “могила” не подходит, берут спальники. Проснувшись надо убирать “могилу”- спальники в герммешок(!) предварительно слегка подсушив, что бы она зря не отсыревали. Температура воздуха в разных пещерах сильно отличается, поэтому спальники берутся “по погоде”.
При работе под землей руки постоянно возятся с глиной, отчего сохнут - кожа портится. Поэтому очень рекомендуется не забывать брать с собой в ПБЛ питательный крем. Еще одна важная вещь для ПБЛа - часы. Эксперименты по длительному пребыванию под землей без знания времени показали, что человек выходит на двухсуточный режим. Сутки у него составляют 30-40 часов. Полагаться на чувства (время есть, время спать, время просыпаться) нельзя. Через 3-4 дня режимы людей наверху и внизу настолько расползутся, что не о какой согласованности действий нельзя будет говорить. Есть и спать надо много, но по режиму!
Еще одна приятная мелочь - галоши, в пещерах, куда экспедиции постоянны имеет смысл держать их в месте ПБЛа постоянно. Вообще, постепенное складирование снаряжения в ПБЛе - правильно (канчики, пенки, полиэтилен, емкости под воду). А вот мусор надо выносить всегда, как только кто-то идет наверх, скапливать его неверно. В связи с этим стоит вспомнить про мусорные пакеты и пустые трансы.
Если холодная пещера, то неплохо иметь в ПБЛе газовую лампу.
Лавров С. В.
Материал опубликовал Сергей Лавров

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария: