Обустройство стационарной навески, бетонирование, расширение, штурмовая топосъемка
Абхазия-З.Бзыбский-Мчишта-П-1

Ты построил эти здания,

Ты направил русла рек.

Нет на свете выше звания,

Чем Рабочий Человек.

Николай Иванов, руководитель:

Экспедиция закончилась. Все благополучно вернулись по домам. Самое время подвести некоторые итоги.

Участники:

1. Драчкова Ирина Альбертовна

2. Гусаков Данила Сергеевич (Барьер)

3. Иванов Николай Львович - руководитель

4. Матвеева Ольга Геннадьевна (Барьер)

5. Снетков Евгений Юрьевич - председатель

6. Титов Алексей Юрьевич (Барьер) с женой Аней и дочками, Катей и Машей.

7. Хмелевский Николай Олегович

8. Шикалова Алла Александровна

9. Шлычкова Александра Сергеевна (Барьер)

10. Яковлев Дмитрий Игоревич (Барьер)

11. Якупова Талия Ильдаровна.

Это полный список. Заезд-отъезд участников в разное время. Минимальный состав – 5 чел. Минимальный срок участия в экспедиции – 4 дня.

Что удалось сделать в майские на П-1 нашей Красавице (и Абшдзе). По пунктам плана http://forum.mchisht...i-18/#entry3380http://forum.mchisht...i-18/#entry3389 и далее бессистемно, чтобы проще было оценивать КПД планирования. Нумерация (там, где присутствует) не по порядку, сохранена из планируемого списка.

4. Работа в приповерхностных притоках с целью поиска возможного менее неоднозначного прохода в нижнюю частьпещеры;

Силами Талии и Сени были обследованы притоки на -40 и -77 м.

Верхний, под К13 после Унитаза, начинающийся в месте предполагаемой установки «аварийного ПБЛ». Там ничего нового, по сравнению с отснятой Сибирской экспедицией в 2009 г., не обнаружено. Верхний этаж того же меандра, узко до непроходимости. В западной части за локальным (порядка 1 м) сужением видится объем. Заметной тяги воздуха в этом месте не заметно.

Приток на -77 м. На самом деле, тут расход примерно в 10 раз больше, чем в основном ходе. В плане идет в сторону (со стороны) входа в П-1 по трещине, параллельной основному ходу, в 3-5 метрах восточнее. Частично использует субширотную трещину, по которой развивается пещера под входным колодцем (примерно от входа до спуска к Штреку 1) и продолжается дальше на север. Удалось отснять метров 100, в плане примерно до окончания отвилка, в который мы сбрасывали глину при разработке вертикального штрека. Набор высоты при этом около 20 м. Далее Талия пролезла ещё метров 15 по горизонтали. Узко. Примерно на -70 м в этом притоке имеется развилка с притоком. Не исключено, что левый (западный) приток – это наш ручеёк, вливающийся в основной ход чуть ниже Унитаза, и пропадающий куда-то по пути вниз. Там тоже узко.

Основной резюм – менее неоднозначный проход в нижнюю часть пещеры не обнаружен.

3. Стационарная навеска;

1ое маяя. К13 из Унитаза

Основное время, силы и средства экспедиции были положены на реализацию этой задачи. Основные движущие силы – Талия и автор отчёта. При посильном (местами весьма) участии Лёши Титова, Сени, Иры и барьеровского Димы.

«Весьма хорошую» навеску от -55 м до притока на -77 м (не совсем понятно, правда, там ли по замыслу первопроходцев начинается Уступ Великана, или несколько ниже, в более вертикальной части) переделывали полтора дня. Правда, по дороге порасширяли чуть-чуть кувалдой очень уж «проходимые» места. Кажется, что всё-таки до полной проходимости (например, таких полезных спелеологов как Пётр Любимов, Евгений Снетков, а может быть даже и Алексей Шелепин) на этом участке нужно ещё несколько поработать технологией. Один-два выхода примерно. Спишем эту недоработку на первопроходческий азарт зимней экспедиции.

«Неоднозначную» навеску на Уступе Великана и далее до горизонтальной части переделывали дольше. Этот участок для навески, действительно, не прост. По глубине – 170 м, протяженность нитки – 220 м. Талия и Сеня предварительно спустились и поднялись по существующей (зимней) навеске. Повторять этот путь вновь наотрез отказались. Небольшой штрих – «Финишный» уступ они предложили назвать колодцем Бессмертных. Дай Бог людям, всерьёз и не один раз ходившим по той навеске, крепкого здоровья и долгих лет жизни! Спишем это на вышесказанное.

Возможно, мы где-то перемудрили или, наоборот, сделали слишком просто и нудно, где-то слишком перестраховались, а где-то, не исключено, и не увели верёвку от паводковых брызг. Паводка не было, ориентировались лишь на имеющийся водоток и морфологию-вторичноотложенность-на-стенах-колодца. В результате к уже провешенной навеске (исключая 12-мм фал на финишном уступе Бессмертных и часть демонтированных за ненадобностью точек) дополнительно потрачено 240 м верёвки и смонтировано порядка 100 точек. Навеска уже требует апдейта. В одном месте без «должной ловкости» верёвка таки касается стены. А на некоторых вертикальных перестёжках (особенно в местах сращивания верёвок) стоит заменить узкие бюджетные рапиды на грушевидные конговские (жаба, к сожалению, начала душить уже в процессе организации навески). Ну и за коротковатые каремы мне уже не раз досталось…

Основной резюм – походим, посмотрим, будет надо – переделаем. По крайней мере, теперь не страшно ходить самим и посылать вниз по навеске кого бы то ни было.

Для навески использована коломенская статическая 10-ка, 35 нержавеющих анкеров, 50 хорошо оцинкованных анкеров Хилти (B FVZ 8-10/75), пара десятков леруа мерленовских анкеров, 32 конговских рапида, около 40 бюджетных рапидов, 100 бюджетных ушей.

2. Мониторинг состояния шурфа и (при необходимостисрочные работы по укреплению;

С вибратором удалось договориться

Договорились предварительно, что потратим 3 дня исключительно на бетонирование - поддержим зарождающиеся хорошие традиции. Первоначально планировалось забетонировать участки от существующей плиты вверх до выхода в вертикальный штрек и вниз до выхода в Унитаз. То есть всю горизонтальную часть штрека. А то и продублировать зимнюю плиту.

Непосредственно заливали два дня. Предварительные работы слабо поддаются учёту. В результате забетонирован лишь участок от существующей плиты (она, признаться, внешне выглядит весьма хорошо) до выхода в вертикальный штрек. В монолитные стены на 15-20 см вглубь забиты 10-мм нержавеющие штыри общей длиной 30 см. Расстояние между ними в ряд – 20-30 см. К торчащим из стены штырям проволокой привязаны 10-мм стеклопластиковая арматура. Продольные пруты выполнены тоже из стеклопластика. В толстых местах выполнен второй слой сетки. Часть объёма, там, где встречаются большие обвальные или технологические полости, запенена монтажной пеной. Смесь (цемент-песок) замешивалась из расчёта 1:3-1:2. Вода – по проступанию влаги на поверхности замеса при похлопывании лопатой. Пластификатор – по вкусу. Снизу по опалубке постукивали кувалдой, сверху долбили вибратором до проступания воды на поверхности смеси или по щелям в опалубке. На примерно 2 в плане наклонных метра при средней ширине 0,75 потрачено 4 мешка цемента, 10 мешков песка, 20-25 м стеклопластиковой арматуры, метра 3-3,5 нержавеющей арматуры, канистра 5 л пластификатора. Толщина отлитой плиты от 20 до 40 см. Дальнейших телодвижений по укреплению забетонированного в мае участка, на первый взгляд, не требуется.

Основной гуру-бетонщик – Коля Х. При посильном участии многих остальных. На первый взгляд получилось всё очень качественно и надёжно. Посмотрим, как это будет выглядеть осенью.

Предварительно можно рекомендовать всем последователям придерживаться подобной технологии. Осталось неиспользованными 3 баллона с пеной(по другим сведениям 1), 25 м стеклопластиковой арматуры, 24 шт 30-см нержавеющих штырей. Забазировано у Рауфа, если не ошибаюсь. 18 нерж штырей в подплывунном гроте, 6 - у Рауфа.

1. Топография (подземная и поверхностная);

Проекция на линию меридионального разлома
П-1 план май 18

П-1 Разрез

Силами Жени и Иры выполнена топосъёмка тщательно калиброванным прибором ДистоХ с одновременной отрисовкой стен участка пещеры от входа до грота Унитаз. Интересно будет сравнить её с топосъёмкой этого же участка, выполненной в ноябре прошлого года прибором не столь качественно откалиброванным (15 мин против 2-х дней). Справедливости ради стоит отметить, что к 15 минутам, потраченным на не столь качественную калибровку прибора следует также прибавить несколько часов отрисовки плана и разреза-развёртки  по классической технологии. А к 2-м дням качественной калибровки прибора добавить ещё несколько часов на непосредственно проведение и отрисовку топосъёмки на месте. Возможно, разница окажется существенной…

Талия и Сеня отсняли приток на -77 м. Сеня и барьеровская Саша – участок от Унитаза до притока на -77 м. Коля И и Сеня – вертикальный участок от притока на -77 м до низа финишного уступа (колодец Бессмертных). Коля Х и барьеровская Оля – ближний участок нижней горизонтальной части. Протяженность отснятой части 730 м, амплитуда – 270 м. Общая глубина пещеры, включая неотснятую часть, оценивается в 300-320 м (в разных частях).

Высота входа в пещеру (от уровня верха воронки, от которого и считалась глубина) параллельно определена по GPS и по секретной крупномасштабной топокарте. Высота – 380-390 м н.у.м.

Таким образом, можно предварительно утверждать, что нижняя часть пещеры П-1 находится на уровне известных сухопутных ходов Восточной ветки пещеры Мчишта.

5. Работа в нижней части пещеры;

Низкий ползун с ручьем на глубине -200 (?)

К сожалению, непосредственно на первопроходческую работу в нижней части пещеры времени у нас хватило очень немного. До обнаруженного зимой озера, за которым может есть, а может нет прохода дальше вниз по течению, никто из нас так и не дошёл. Единственное, что можно утверждать – горизонтальная часть с пережимами в весенний паводок не затапливается.

Талия и Лёша Титов навесили чернеющую пустоту в конце «сухого хода» в начале горизонтальной нижней части. Вроде бы кажется, что прямо под финишным уступом находится 90-градусная развилка между основным и «сухим» ходом. Но если верить результатам топосъёмки, «сухой ход – это просто продолжение основного хода вверх по той же трещине. Чернеющая пустота оказалась двумя объёмными последовательными колодцами, общей глубиной порядка 55 м, ведущих в просторный зал, заканчивающийся сифонным озером. В озеро втекает небольшой приток. Колодцы и спуск к озеру чрезвычайно заглинены и камне-глино-глыбопадны. Очевидного продолжения вниз или вверх не замечено. На входе в чернеющую пустоту ощущается тяга воздуха, внизу – нет. Лёша предлагает в названии этих колодцев или озера обыграть младенческую тему. Типа, он в экспедиции был с младенцем (Лёша с Аней привезли с собой дочек - трехлетнюю Машу и трёхмесячную Катю), у Лёши Шелепина второму сыну месяц ещё не исполнился, Рыбки - Наташа с Женей - на днях родили сына… Ну и глина, куда сапог до половины погружается на раз-два, тоже с детской неожиданностью как-то непроизвольно ассоциируется. Стоит подумать

Топосъёмку новой части не сделали, глубину оценили по альтиметру.

2. Телефонизация П-1 (решили, что надо).

Танцы , с телефонкой

Закуплено, распутано, смаркировано колечками по 20 м, уложено в транспортный мешок и заброшено до горизонтального штрека 500 м двойного полевика. После внимательного ознакомления с верхней частью пещеры и некоторых размышлений решили, что провешивать телефонку дальше пока рано. Нужно сначала закончить с расширением.

«Поиск потенциальных входовПроверка известныхно заброшенных»

Силами Жени и Иры полтора-два дня было потрачено на поиск пещеры «2 кило». Не нашлась. Обнаружены два новых объекта: понор и понор с фрагментом меандра. Без явной тяги.

Гарик похвалялся в следующий раз ткнуть пальцем в 2 кило.