Начало 
Как всё начиналось. И немного о маршруте.
Как это было.

Уже давно хотелось чего-то большего однодневных покатушек. И после прошедших 3-х дневного Вело-ПВД через территорию ХМАО и Томской обл. и 3-х дневной же пешки от Тирляна до Инзерских зубчаток, самым простым казалось - это объединить  эти походы. То есть поехать на велах в Затирлянье. Так родились идея и маршрут. Сразу нашлись единомышленники Александр Колгатов ака Nik и Юрий Краковский ака Mega Volt. Спасибо, парни. Более того, мы даже зарегистрировали поход на первую категорию в МКК и успешно сдали отчёт. Ниже представлю некоторые выдержки из него.
Немного о маршруте

Маршрут строился с целью посмотреть природу Южного Урала, побывать на местных достопримечательностях – природный парк Иремель и хребет Инзерские зубчатки. Иремель примечателен тем, что это вторая по высоте (1582 м.) вершина Южного Урала. Самой высокой является – Большой Ямантау (1640 м.), но она находится на территории заповедника. И так уж сложилось, что обязательной вехой у путешествующих по югу Уральских гор стал Иремель. Хребет Инзерские зубчатки заслуживает внимания благодаря своей неописуемой красоте.
Так же целью похода являлось проверка возможностей группы в условиях пересечённой горной местности. Активная часть маршрута планировалась кольцевой с радиальными выездами к горе Ялангас, хребту Инзерские зубчатки и массиву Б.Иремель. Начальная и она же конечная точка маршрута - г. Белорецк.

Нитка маршрута:
г.Белорецк – п.Тирлянский – ур.Журболото – хр.Ялангас – ур.Журболото – ур.Миселя – хр.Инзерские зубчатки – ур.Миселя – п.Тирлянский – с.Николаевка – г.Бол.Иремель – с.Николаевка – п.Тирлянский – г.Белорецк

График движения
День пути
Дата
Участок
Протяженность км.
Покрытие, характер пути
Погодные условия
1
15.06.11
г.Белорецк – п.Шушпа - п.Тирлянский
60
Асфальт, каменистая горная дорога
Ясно
+20С
ветер слабый
2
16.06.11
п.Тирлянский – ур.Журавлиное болото
24
Лесная дорога, тропа, каменистая горная дорога
+19
утром ясно
вечером дождь
ветер слабый
3
17.06.11
ур.Журавлиное болото – г.Ялангас - ур.Журавлиное болото –ур.Шаткова поляна
27
Лесная дорога, тропа, луг (кочкарник), лес
+20 ясно
ветер слабый, штиль
4
18.06.11
ур.Шаткова поляна – ур.Миселя
16
Лесная дорога, тропа, лес, просека
утро +19
ветер слабый
вечер +13
ветер умерен-ный
5
19.06.11
ур.Миселя – п.Тирлянский
28
Лесная дорога, каменистая горная дорога, тропа
+10
тучи сильный порывистый ветер
6
20.06.11
дневка



7
21.06.11
п.Тирлянский – с.Николаевка – Б.Иремель
61
Грейдер, лесная дорога, тропа
Утро штиль ясно +10
день умеренный ветер +20
8
22.06.11
Б.Иремель - с.Николаевка – п.Тирлянский
50
Грейдер, лесная дорога, тропа
+25 ясно ветер слабый
9
23.06.11
п.Тирлянский – г.Белорецк
45
Асфальт
+15 дождь
ветер слабый

12.06.11.

Отправление из Нижневартовска поездом «Нижневартовск – Пенза» в 19:48 по московскому времени. Ехали в плацкартном вагоне, велосипеды, упакованные в мусорные пакеты, без проблем легли поперёк багажных полок. С проводниками по поводу велосипедов трений не возникло. Но на всякий случай с собой были распечатанные «выдержки из действующих правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте России»
14.06.11.

Прибыли в Уфу в 12.55 Собрали велосипеды, сдали рюкзаки в камеру хранения. Так как до отправления поезда «Уфа – Сибай» оставалось ещё достаточно времени, посетили пару магазинов велосипедных запчастей и туристического снаряжения. В 22:20 поездом «Уфа – Сибай» отправились до г.Белорецк.
15.06.11 
Г. Белорецк - п. Тирлянский

6:25 местного времени прибыли на станцию Белорецка. Собрали велосипеды, сфотографировались на фоне далёких гор и двинулись в сторону города. 

На въезде в город мы не смогли проехать мимо скульптуры огромного лося. На другой стороне дороги гостей города встречает памятник сталеварам

В 7:50 подъехали к автовокзалу, чтобы уточнить расписание междугородных автобусов. Там же в кафе и позавтракали. Посмотрели на Белорецкий пруд, образованный плотиной Белорецкого металлургического комбината на реке Белой. Примерно посередине пруд разделяет на две части пешеходный мост, по которому работники ходят на завод. Мост кстати знаменит – здесь снимали «Вечный зов». Вообще эти места приглянулись кинематографистам – в окрестностях также снимали фильмы «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка». Там же рядом можно увидеть старинную водонапорную башню, построенную в 1916 году по немецкому проекту на средства Белорецкого железоделательного завода.

В 9:30 подъехали к Белорецкому поисково-спасательному отряду. Зарегистрировались.
    В 10:00 были в дирекции природного парка «Иремель», с целью получить пропуск на группу на территорию парка. Оказалось что никаких пропусков не надо, нужно лишь зарегистрироваться на посту при въезде на территорию парка. 

Выдвинулись к п.Тирлянский.
  Дорога – асфальт приличного качества с уклонами до 10%. До поворота на Шушпу путь преимущественно с набором высоты, после поворота – с потерей высоты.
              В 12:00 остановились у родника рядом с дорогой на территории садов-огородов. Как рассказал председатель местного СОТа - родник подшефный, за ним ухаживают школьники одной из школ. Возле источника есть лавки и столик под «грибком»

В 12:20 остановились на перекус у поворота на п.Шушпа. Съездили в посёлок, когда-то это была узловая станция узкоколейной железной дороги. Станции уже нет, как впрочем, и узкоколейки, а посёлок постепенно превращается в дачный. Здесь же находится тренировочная база спасателей. Нас этот посёлок заинтересовал так же тем, что тут снимали сцены фильма «Пропавшая экспедиция». Правда единственное, что узнаётся из кадров фильма – Марьин утёс . Всё остальное же с тех пор сильно изменилось.
  Дорога до посёлка хоть и не длинная, но крутая – с уклонами до 15%, каменистая, местами попадаются хорошие булыжники. При разумной степени осторожности езда вниз доставляет массу впечатлений, ибо трасса получается техничная.

В 15:20 подъехали к п.Тирлянский , в 15:55 уже были в туристском приюте «Инзерские зубчатки». До конца дня закупились провиантом, поставили в маршрутку отметку на почте, посоветовались с хозяином приюта – Леонидом по поводу проходимости местных троп. 
23:00 отбой

16.06.11 
П. Тирлянский - Марюткин камень - ур. Журавлиное болота - г.Устинская

07.00 Подъем
10:00 выехали в сторону урочища Журавлиное болото. Погода: ясно +20 ветер слабый. Дорога - неплохо накатанная лесная дорога с уклонами до 14%  первую часть пути преимущественно вверх. Часто приходилось идти, ибо въезжать в крутые горки с рюкзаками и после привычки ездить по плоскому в родном Нижневартовском районе не очень получалось.

Через 100м. от въезда в лес набрали воду в роднике. Через 5 км. остановились у скалы Марюткин камень. Спрятали велосипеды, забрались по тропке на скалу, с которой открывается отличный вид на посёлок.

Сфотографировались и двинулись дальше по дороге на юго-запад до пересечения с просекой через 800м. Повернули на просеку в южную сторону. На просеке оказалась сравнительно неплохо накатанная колея. Через 1,5 км возле родника повернули на запад по лесной дороге.

Ещё через 1,5км. свернули на тропу идущую к г.Мал.Столбищи через высоту 1021,8 Постепенно тропинка затерялась (где-то мы промахнулись, через 1,2 км. пошли на запад через лес, так как просека уходила в сторону от маршрута. По пути местами попадались медвежьи следы и разрытый муравейник.
    15:00Через 0,5км. вышли на тропинку и двинулись по ней на запад. Отсюда путь проходил преимущественно с потерей высоты. Тропа узкая, заросшая по краям высокой травой, поэтому приходилось контролировать скорость, тем более что тропинку местами преграждали упавшие деревья. Не толстые стволы перепрыгивали с ходу. Благо для внедорожного велотуризма заплечный анатомический рюкзак подходит больше, чем «велоштаны». Перебрались по бревну через р.Тирлян. Местные называют её здесь в истоках – р.Тихая.

17:10 ур. Журавлиное болото. Пошёл несильный дождь. Выехали к разобранной узкоколейной дороге, дальше двинулись по ней в южном направлении. Насыпь узкоколейки буквально изрыта колеями от Уралов и подобной техники.

В точке отмеченной на карте выстой 759,6  где насыпь делает резкий поворот на восток, съехали на дорогу в сторону п.Отнурок. Дождь усилился.
    20:00 между г.Устинская и высотой 865,9.Дороги совсем раскисли, скорость передвижения упала. Хоть место и не самое удобное, решили встать на ночлег.
17.06.11 
Г.Устинская - р. Каменный ключ - г.Устинская - ур. Журовлиное болото - р.Тирлян

07.00 Подъем
10:00 выехали. Погода: ясная +21 ветер слабый. Дорога вниз, поначалу каменистая, дальше скользкий после дождя глинозем . Через пять минут спуска по глинистому участку велосипеды стало заносить, стало трудно держать курс. Остановились, оказалось глиной забито всё – задние перья, горилла вилки, система, кассета, переключатели. Кое-как выковыряли глину, идём пешком. Даже не нагруженный велосипед нагребает грязь и колёса блокируются. Приходится идти по колее, а велосипед вести по траве на обочине.

11:15 Каменный ключ. Перебрались по бревну через ручей. Дальше сравнительно твёрдая грунтовая дорога. Отмыли велосипеды. Встретили инспекторов лесхоза, уточнили дорогу.
12:30 Доехали до тропы на южном склоне г.Ялангас. На тропе заметили медвежьи следы (взрослой особи с потомством). Следы свежие после ночного дождя. Решили не рисковать и поехали в сторону. Журавлиного болота. Из-за раскисших дорог часто приходилось спешиваться и идти, ведя велосипед рядом.

16:00 урочище Журавлиное болото. Здесь по насыпи узкоколейки на запад 2,5 км. до фермерского хозяйства. Далее на север 3км. Здесь дорога стала уходить на северо-запад к реке, нам же по карте нужно было на северо-восток.
  18:30 Съехали с дороги на восток, выехали на Шаткову поляну. Нашли дорогу отмеченную на карте. Это оказалась давно заросшая тележная колея. Ехать невозможно, идти оказалось тоже не легко, протаскивая велосипеды через кочкарник. На небе ни облака температура около +30, ветер стих.

19:30. Дошли до леса.  Кончилась питьевая вода. Да и к урочищу Миселя уже не успевали. Решили ехать к реке на ночлег. Пройдя триста метров на запад по вырубке, вышли на дорогу, по которой доехали до берега реки Тирлян. Место оказалось живописным – река тут тихая, на берегу охотничий домик и недостроенная баня.
23:00 отбой.
18.06.11 
Р. Тирлян - ур. Миселя

07.00 Подъем
10:00 Выехали в сторону ур.Миселя по слабо накатанной грунтовой дороге. +18 не сильный ветер. Через 3км. доехали до большой поляны, на которой по карте обозначен перекрёсток аж шести дорог. Отчётливо видна только колея в сторону г.Большие столбищи. Потеряли около часа на то чтобы найти дорогу на северо-запад к г.Красный обвал.

12:45 На поляне, отмеченной на картах как высота 803,8 , дорога опять затерялась в траве. Отыскали старую давно не езженую колею по направлению к Миселям, от дороги осталась только невнятная тропинка. Ветер усилился и стал порывистым. Постепенно колея пропала в русле ручья, который на картах обозначен справа вдоль дороге. Русло перегорожено стволами упавших деревьев, через которые приходится перетаскивать велосипеды, скорость передвижения сильно упала.

13:50 Вышли на просеку и далее стали продвигаться по ней в северном направлении. Через километр повернули на просеку в восточном направлении. Просека слилась со старой вырубкой, обозначенной на карте чуть южнее, и заросла частым подлеском.

14:50 через километр вырубка кончилась. Далее на северо-восток через лес. О том, что тут когда была дорога можно догадаться только по просвету между деревьями.
15:10 вышли на лесную дорогу идущую к Миселям на северо-запад. Дорога проходит по правому берегу р.Тирлян, поднимаясь в горку вдоль обрыва над рекой. Хотя по карте нарисовано, что дорога в этом месте пересекает реку через брод, на местности даже старый указатель брода сохранился.

15:30 перешли в брод р.Тирлян. Глубина не большая, не больше 0,5 м.

16:00 ур.Миселя Лагерь разбили чуть севернее фермерского хозяйства, на пригорке, здесь популярная стоянка у туристов идущих к Инзерским зубчаткам. Постирались, искупаться не удалось, ветер усилился, температура упала до +13.
19.06.11 
Ур. Миселя - хр. Инзерские зубчатки - ур. Миселя - ур. Голявкино - п. Тирлянский

07.00 Подъем. Температура +10, ветер сильный порывистый
Юре  нездоровится. Решили съездить на Инзерские зубчатки и потом сразу в п.Тирлянский по дороге через Миселя. Там уже по состоянию – если Юре станет лучше, то после дневки продолжить путь на Иремель, если же нет, то остаться в Тирлянском до даты отъеда на поезде.
10:30 Выехали по направлению к северной оконечности хребта Инзерские зубчатки на северо-запад. Дорога - наконец можно ехать, не спешиваясь то и дело, за исключением случаев, когда путь забирает круто в горку.
12:20 Доехали до конца дороги на северной оконечности хребта , дальше только пешком. Оставили велосипеды в лесу.

12:55 Поднялись на скалу выдающуюся на запад от хребта. Подняться можно без спецснаряжения, соблюдая разумную осторожность. Вид открывается потрясающий - сразу как поднимаешься, перед глазами вырастает на западе хребет Ямантау с самой большой горой Южного Урала – г.Большой Ямантау. А если обернуться на юго-запад, то во всей своей красе перед нами предстаёт хребет Инзерские зубчатки, напоминания своими очертаниями спину стегозавра с его костяными пластинами.

13:20 Спустились со скалы и поднялись выше по хребту в юго-восточном направлении. Здесь находится вход в цирк. За проходом на видной берёзе привязана пластиковая бутылка с записками, вложили и мы свою. Нашли тайник геокешинга. Вложили в тайник приз, забирать ничего не стали. Из цирка вышли с восточной стороны, спустившись по курумнику, в котором меж камнями нам попалась змея. Вид определить мы, к сожалению не смогли и сфотографировать не успели – быстро уползла.

15:00 По лесу с восточной стороны хребта дошли до велосипедов Выехали в п.Тирлянский.
16:00 ур. Миселя. Перешли в брод р.Миселя. Далее по накатанной грунтовке на восток.
9:50 п.Тирлянский. Туристский приют «Инзерские зубчатки» Здесь есть так необходимая просуженному Юре баня, ну и в посёлке конечно же есть аптека, а то запасы аптечки стали иссякать.
20.06.11

Дневка. Днём погуляли по посёлку. К вечеру Юра сказал, что ему лучше и завтра он сможет ехать. На радостях пакуем снарягу в рюкзаки.
21.06.11 
П. Тирлянский - с. Николаевка - г. Б.Иремель

7:30 Выехали. Температура с утра +9 штиль.. Дорога до с.Николаевка (30 км.) профилированная гравийная. После 10:00 поднялся встречный ветер.

11:00 с.Николаевка. Зашли в магазин, он тут судя по всему единственный. И поставили отметку на почте. Тут в сорока метрах севернее от почты начинается дорога на Иремель, которая пересекает р.Малый Авняр по мосту. Но мы этот поворот проскочили и свернули на грунтовую дорогу через луг через 1 км. Через 400 метров брод через р.Мал. Авняр. Брод мелкий, проехали на велосипедах, не спешиваясь. Через 5 км. брод через р.Бол. Авняр. Тут глубже – до полуметра, переходим вброд. Здесь находится пост природного парка Иремель, дальше проезд на машинах запрещён, путь перегорожен импровизированным шлагбаумом из бревна. Через 2км. брод через р.Тыгын переходим спешившись. И ещё через 1 км. брод через р.Синяк похожий на два предыдущих.

14:00 доехали до родника, воду набирать не удобно, приходится цедить кружкой (далее родники попадаются довольно часто вплоть до седловины). Тут же стоянка со скамейками из бревён, ибо колея тут кончается, дальше тропинка. Дальше тропу часто пересекают курумники с г.Синяк. Если группе предстоит возвращаться, поэтому же пути, а велосипеды или возможности ездоков не позволяют перескакивать камни и пр. неровности (к примеру велоштаны этому не способствуют), то имеет смысл оставить велосипеды здесь. Мы оставили их выше, ещё выше есть смысл тащить только подготовленные для даунхилла велосипеды. Здесь же планировалось разбить лагерь, но так как времея было ещё только 15:30 решили идти до вершины.

17:30 дошли до седловины. Сильный ветер. Отсюда до вершины крутой подъём по камням. Тропы как таковой нет, более-менее лёгкий путь обозначен красными флажками, не столько для поднимающихся, сколько для тех, кто идёт вниз. Дышим перед финишной прямой, ибо прямая довольно крутая :) Мимо продефилировала стайка девушек под предводительством мужественного самца (видимо инструктор или гид). Девушки першёптываясь, периодически производили указующие жесты, объектами которых были наши велошлемы. При этом иногда слышалось что-то вроде - "экстримальный подъём" :)

18:20 вершина 1582,3м.
ВЕРШИНА!!!
Описывать это бесполезно. Бывалые понимают о чём я, а тому кто такого не испытывал, ни слова, ни фото не передадут и сотой части той красоты и тех ощущений. Это надо видеть. Это надо пережить. 
На вершине администрацией парка установлен металлический сундук, в котором лежит журнал посещений. Не смотря на то, что природный парк Иремель существует с 2011г, журнал в виде большой (форматаА4) общей тетради исписан туристами на половину. Только мы за пару часов на седловине и вершине встретили несколько групп.

18:40 начали спуск.
20:30 спустились до стоянки у родника, по пути забрав велосипеды. Разбили лагерь.
22.06.11 
Г. Б.Иремель - с. Николаевка - п. Тирлянский

10:20 выехали
  11:20 брод через р.Синяк
  11:25 брод через р.Тыгын
  11:40 брод через р.Бол. Авняр
  12:40 с.Николаевка. Хотели побаловать себя шоколадными батончиками, но магазин закрылся на обед (обед с 13:00 до 15:00). Поэтому купили в частном доме полуторалитровую бутылку домашнего молока и буханку свежеиспеченного хлеба. Хлеб продают в одном из двух кирпичных коттеджей, здесь его пекут на всё село.
16:30 п.Тирлянский.
23.06.11

10:00 выехали в г.Белорецк. Можно было и позже, так как поезд только ночью, но нам нужно было сняться с учета в поисково-спасательном отряде. Температура Всю дорогу лил дождь.Температура +16
15:00 г.Белорецк
15:30 Снялись с учёта в ПСО г.Белорецка
17:00 ж/д станция г.Белорецка
22:40 загрузились в поезд Сибай - Уфа
24.0611

05:20 прибыли г. Уфу
08:00 погрузились в поезд Уфа – Нижневартовск.
26.06.11

05:00 прибыли в Нижневартовск
P.S. 

Как повествует крайняя глава описания из официального отчёта для МКК:
"Поход в целом удался, поставленные цели достигнуты, основные задачи выполнены.
Группа привыкает к новым для себя условиям пересечённой местности в горах на 2-3-й день похода. С каждым днём участники покоряют всё более крутые горки, не спешиваясь. Казалось невероятным, но на самой низкой передаче тоже можно ехать, вернее только на ней порою и можно ехать.
Маршрут оказался сложнее, чем предполагалось в следствии излишнего доверия старым картам и интернет-форумам. Первая часть похода вплоть до урочища Миселя больше похожа на пешеходный туризм, чем на велосипедный. Многих дорог обозначенных на картах давно не существует, какие-то превратились в узкие тропки.
Не совсем удачно выбрано время похода. В данной местности прохождение данного маршрута более актуально чуть позже – в июле, когда подсохнут дороги."

Что вынесли для себя?
Стоило оно того? Впечатления?
Стоило. Впечатлений масса. Слов чтобы передать все чувства... их... не то чтобы невозможно подобрать... такие слова ещё не придумали... Это наши первые, хоть и небольшие, но горы... Первые полторы тысячи... Хочется верить, что их будет больше и они будут всё выше и выше :)   

Комментарии
Guest10.02.13, 11:52
Велопоходы 
Я бы ещё добавил: ГДЕ лучше останавливаться на ночлег, возможные попутные радиальные выходы в красивые места.
Возможные варианты дальнейшего прохождения велопохода ...
Например, по лесным дорогам, на Тюлюк, и с восхождением налегке на Иремель со стороны реки Тюлюк или самого Тюлюка ...
Павел Попов01.02.13, 11:53
Зачем тащили велики? 
Не важно кручу педали , или топаю пешком,я -двигаюсь,дышу,живу!
SeRG_ant20.09.12, 18:25
Зачем тащили велики? 
Мы мазохисты :) Думалось что мы всё таки будем больше ездить и меньше ходить. Но сложилось так как сложилось. Но я ни о чём не жалею, было классно. :)
О Маршруте
Категория сложности: 1
Опубликовал: SeRG_ant