Заброска на Загедан

Смотрите фотографии из походов на Загедан здесь

Отчет команды с/к «Барьер» (МФТИ) о спелеопоходе на Загедан

Ростовский спелеорайон, Урупское карстовое плато)

с 7.08.06 по 22.08.06

Москва - Заркан

5.08. суббота 19:50 Москва вкз – 6.08. вскр 23:30 Армавир – 7.08. понед 7:20 Черкесск

«Организм беспокоится, хотя этого не нужно» (слова командира)

На вокзал нашу команду пришли провожать друзья: Юра Коршунов и Андрей Закиров (кто-то еще?) К 10 часам наш кружок у 18 вагона стал постепенно разрастаться, пока не достиг 15 человек в окружности. Все на месте. Можно отправляться.

В поезде Москва-Нальчик нас встретил колоритный проводник, пьяный в зюзю длинновязый мужчина, который, дыша в сторону при проверке билетов, проговорился: «Быстренько, быстренько. У меня там еще документация осталась». Ага, бутылочка, бутылочка документации.

В нашем отцепном вагоне №9 (завтра нас прицепят к электричке до Черкесска) многие знали, что такое тикка и пенозад, и что спальник нужен, для того, чтобы съэкономить 60 рэ. Было как-то по-домашнему.

…Чтоб дяденька проводник не приставал к нам с бельем, я с командиром сбежала к нашим на «базу» в 18 вагон. Состоялся поздний ужин и вечерний сеанс игры в мафию. Мы пили чай из кружек и уплетали ксюхины вкусные котлеты. А еще мы беседовали на темы: «Сколько гигабайт едет с нами в Карачаево-Черкессию?», «Хватит ли нам там еды?», «Чабаны и бараны» и решали многие другие организационные вопросы. Всё это происходило под прицелом фотографов, которыми оказались многие в нашей команде (Катя, Никита, Антон, Зеленый, Серега, Леши). Рома, ко всему прочему, снимал на видеокамеру.

…Следующий день прошел, также как и предыдущий, только с большей частотой повторяемости действий. Почти на каждой остановке мы выползали из духоты вагона подышать и подвигаться. А в Ростове некоторые по собственному желанию приняли душ из ж/д брансбойта.

По проверенной по телефону информации в Черкесске +50 градусов в тени.

…К 10 часам вечера народ зашевелился. За 2 минуты стоянки в Армавире высадиться успели все, а Рома даже познакомился с организующим подъезд к заставе Лантратовым, а команда - с Лешей, Леной и Тимой.

…Невосполнимая потеря за поезд: бидончик с поварежкой.

7.08. понед Черкесск – Курджиново - погранцы на Заркане.

Дурдом с погранзоной

«Здесь прикалёбываются к каждой мелочи», - заметил кто-то из очереди.

«Что делать, если даже на дверях не написано, что нужно для оформления пропуска?» - риторический вопрос из толпы.

…Ранним утром в понедельник мы вылезли из поезда в Черкесске. Начинался новый день, новая неделя, и нам предстояли совершенно новые заботы и дела. Мы должны были оформить пропуска в тоже новую (недавно кем-то придуманную) погранзону, куда вошел и наш спелеологический район.

…Таксист с золотыми зубами, увиденными мной при словах: «Сейчас время такое – кто кого обманет», взял с нас по 100 рублей за езду до КСС (ПСС).

На калитке, ведущей во двор к КССникам, значилось: «На территории злая собака». Мы поежились, но навстречу нам вприпрыжку уже несся, радостно виляя хвостом, щенок немецкой овчарки. Работающие в КСС ребята позавидовали нашим планам: «Эх, везет же вам!», но маршрутный лист все же оформили

Тот же золотозубый и плохоговорящий водила отвез нас до КПП на другой конец города. Никто еще не знал, что там мы пробудем с восьми утра до четырех вечера. Ходайтайство мы отдали и теперь ждали ответа. Все происходило супер медленно, вернее даже сказать, «ничего не происходило». Просто, народ всё скапливался и скапливался на пятачке перед контрольно-пропускным постом. К полудню люди начали знакомиться или казаться друг другу знакомыми. Мы уже изучили все надписи на дверях и заборах, типа «Пользование сотовым телефоном на территории части – должностное преступление» или «За разбрасывание мусора на территории части – час простоя».

Когда открывалась железная дверь КПП, и выходила девушка с жиденькой стопкой листов-разрешений, все вскакивали с пенок и сбегались, но везло лишь единицам. У нас в команде были иностранцы, поэтому для нас оказалось все дольше и раковистей

…Потом с 13 до 14 был перерыв, и мы, прячась в скудную тень, дошли до магазина, где охладились мороженным и водичкой.

Время три часа дня. Кто-то из туристов обнаружил на задворках КПП чахлый конопляный кустик, листья которого сразу же растаскали на «сувениры».

…На всякий случай, Рома на месте сделал третью копию заявления. Но, как выяснилось, в графе «Цель» не стоило писать представительно «исследование и топосъемка пещеры Физтеховская». Погранцам это показалось чересчур дерзко, они перепугались и требовали сдать все наше «оборудование» на заставе, так как никаких несанкционированных действий касательно даже подземной (!) части погранзоны, быть не должно. Лучше писать в этой графе, посоветовали нам, тупо, но безпроблемно «Отдых». Так мы и сделали.

Весь этот дурдом закончился к четырем часам. Нам подсказали, что прямой автобус до Курджиново, где нас ожидала вся команда, ровно в четыре часа отходит от автовокзала. Мы не растерялись и пошли на перехват. Сев на такси, доехали до первой остановки за городом, и прождав около получаса и не дождавшись, влезли в маршрутку до Карачаевска. Вылезаем в Кумыше. Я успеваю купить воду, бананы в перекус в магазине на заправке, как подъезжает наш «долгожданный» прямой рейсовый «Икарус», действительно опоздавший на 35 минут.

Я, сворачиваясь калачиком, сплю, а Рома осваивает видеокамеру. Курджиново.

А вот и наши, как и оговаривалось, около заправки. Наши рюкзачищи быстро грузим в грузовик и по бездорожью трясемся вверх, в горы, вдоль реки Лабы.

Дорожная пыль стоит столбом, но красоту этих мест нельзя пропустить. Народ пытается фотографировать, стукаясь о стенки лбом. Погранзастава.

К шлагбауму мы подъехали в полной темноте. Было около 10 вечера. Дальше полосатого, ограничивающего движение, бруса, на транспорте нас не пустили, так как на водителя не было пропуска. Убодать вояк не получилось, поэтому сделали ночлег в 50 метрах от поста. Утро вечера мудренее.

Потери:

1. моя столовая ложка. Заменена денисовской чайной.

2. время на дурацкие и никому не нужные бумажки.

Черкесск. Оформление пропусков
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Очередь на КПП в Черкесске Очередь на КПП в Черкесске
Народ разлагается у КПП Народ разлагается у КПП
Оформление пропусков в погранзону обязательное требование для проезда/прохода в приграничные районы республики. Ситуация все время меняется. Описываю как было в 2006 году:
Получение пропусков может занять целый день. Основная проблема - ожидание у погранчасти.
Чтобы получить пропуска необходимо сделать следующее:
1. Заранее подготовить и распечатать три заявка и списка участников(информация о маршруте, сроках, целях, ФИО, паспортные данные, прописки участников )
ссылка на документы: http://www.dombai.info/info_propusk.shtml

Приехать в Черкесск в будний день с утра.
Поехать в КСС Черкесска и встать на учет. Они должны поставить печать.
Со списками и печатью КСС стать в очередь у пограничников, подать документы и ждать.

На всех неграждан России необходимо сделать по две ксерокопии паспорта(главная страница и прописка )

В цели путешествия пишите просто "отдых". Другие более умные вещи писать настоятельно не рекомендуется. Мы написали "исследование и топосьемка пещеры Физтеховская" и чуть не поимели большие проблемы. У нас потребовали разрешение на проведение топосъемки пещеры. Так как у нас его естественно не было, то потребовали оставить "оборудование" на посту в погранзону, и пообещали контрольную проверку на местности. К счастью компасы на посту оставлять не пришлось. Зато на посту нас ждала другая засада. Наш местный водитель(из Лабинска) не был вписан в список. И машину не пропустили. Дальше пришлось добираться на лесовозах.
Комментарии к параграфу
  • а какие конкретно места входят в погранзону?

Заркан. Загедан. Начало подъема

лесовоз лесовоз

8.08. Вт. Пост – пос. Загедан –военная часть– чудесная поляна

На «бетоновозе» уехали наши рюкзаки, а мы пешкодралили еще 2 км. Выйдя на дорогу, мы наконец-то увидели горы, разные – со снежниками и с лесами.

В поселке Загедан черные курицы перебегали нам дорогу, а сетка в воротах на футбольном поле, по определению состоящая из множества ромбических дыр, протерлась до трех больших.

Опять колючка, опять вояки проверяют паспорта. «Все в порядке, можете двигаться дальше», - благосклонно заявил нам солдатик, говоривший по рации с начальством, и помог мне и Ксюхе дотащить канчик и пакет до конца части. И вот она - СВОБОДА. Паспорт убран в гермоксивник, ботинки хорошо зашнурованы, начинается проверка на выносливость, смекалку и прочие свойства характера. Решено было идти в две ходки, так как нужных вещей оказалось больше, чем людей.

Мы пробирались по лесу, переходили по бревну через бурную реку. Было тяжело и непривычно столько идти с рюкзаком…Блуждали, нас одолевали мухи, но в конце концов часам к трем мы вышли на чудесную полянку, на которой явно уже кто-то недавно останавливался.

Парни ушли во вторую ходку, а мы, девчонки, отлично искупались и постирали в ледяной Лабе кто что. Елки вдоль реки росли радостные, «лапы» у них смотрели в небо. По ходу нашего маршрута широкая Лаба на наших глазах превращалась в тоненький ручеек. Ночью была гроза и долгий ливень.

Потери: меня покусали осы. Многих из нас покоцала крапива и борщевик, следы от которого остаются на память на целых три года.

9.08. ср

Второй день заброски.

Шли шаг в шаг в основном вдоль реки. Была одна переправа, и пробравшись через бурелом, мы вышли на тропу, проложенную нашими предшественниками. Идти стало значительно легче.

До трех дня преодолели поле и лес. Остановились перед самым серпантином на твердом болоте рядом с водой. Кругом заросли крапивы и мяты и тучи гнуса.

Встретили еще двух туристов, видевших здесь Медведа и Медведёнка.

Привычно поставили палатки, дежурные сварганили ужин. Вечерний костер, никак не хотевший разгораться, по словам командира, был похож на противотанковый еж, обвешанный носками. Не вынеся такого «парфюмерного» сочетания, все мухи разлетелись. Рано разбрелись по палаткам и заснули как убитые.

К перевалу Кырт-Хуа

10.08. чтв

Третий день заброски. Жарко. Берем серпантин.
"Серпантин" - Тяжелый участок пути с большим набором высоты. Потом до перевала плавный набор высоты. Вот они, оказывается, какие - альпийские луга! Какое разнообразие трав и цветов! Желтая бабочка на голубом цветочке, оранжевая бабочка на розовой колючке, полосатый кузнечик на нежно-зеленой травинке.

На одном из привалов, в тени могучих сосен, я любовалась белой лентой горного ручья. А из черных пятен в серых скалах бьют родники. Преодолев серпантин, мы оказались в долине с неспешным ручьем. Отсюда виден наш завтрашний перевал.

На ночлег остановились в клевом местечке, на ровном желтом ковре из цветков «куриной слепоты» прямо перед осыпью, от которой до перевала Кырт-Хуа рукой подать. Неподалеку питьевой «дневной» снежник, а также ручей. Отсюда видно водопады и загеданские озера цвета медного купороса. Наши молодцы ушли во вторую ходку за трансами, а оставшиеся в лагере наблюдали, как пушистое серебристое облачко пытается перевалить через горы в нашу долину. Целиком перелезть у него не получалось, и оно пошло на компромисс: рваными порциями, довольное, оно улеглось на дне долины. Как только солнце спряталось за гору, сразу же похолодало. Спать было очень удобно, и это было здорово, ведь завтра нас ждало восхождение.

Потери: Лена натерла ноги и теперь хромает.

Кырт-Хуа - Лагерь Физтеховская

11.08. Пят

Четвертый и заключительный день заброски. С утреца с Ленкой сбегали на речку помыть голову в реке.

Хорошо выспавшись, мы, полные сил, храбро ринулись вверх по осыпи. Покорение сыпухи прошло удачно. Многие первый раз в жизни карабкались по такому склону да еще с рюкзаком. Мое впечатление от сыпухи – это экстремально, но страшней всего было спустить камень на нижеидущего, точнее ползущего. А к рюкзаку я приноровилась на первых ста метрах, и он больше меня не перевешивал.

До перевала Кырт-Хуа шли по «тропинке» траверсом. На перевале в туре нашли перевальную записку, забрали ее и написали свою. Отдыхая, устроили небольшую фотосессию, прорекламировав солнечные батареи на фоне Афигенного горного пейзажа.

С перевала открылся вид на Поле чудес – карстовое известняковое поле. Попасть туда можно съехав на попе (рюкзаке по выбору) по снежнику. По данным GPS идти в базовый лагерь физтехов нам осталось немного: по Полю и вниз. Место известное и посещаемое, но укреплений из камней для палаток от ветра досталось не всем. Для них настало «время собирать камни», а остальные растянулись на пенках созерцать красоту «дома на ближайшие две недели». Исследуя местность, около кухни, под камнем были обнаружены заначки прошлых лет. Чего там только не было! И комбез, и сапоги, и кирка внушительных размеров, и совковая лопата, и мешок карбида, и транс с веревкой, а еды разнообразной, начиная от гречки с рисом и заканчивая маслом, на несколько лет вперед!!!

Подумать только, народ занес сюда это всё на себе!

В этот вечер я видела свою тень в лунном свете, а черное небо все было усыпано звездами, складывающимися в созвездия.

Цели
Физтеховская

12.08. суб

«Тут как на курорте, - пошутил кто-то, - на снежнике две трубы: горячая и холодная».

Встали, как и полагается по нерабочим дням, поздно, где-то около 10 утра. Спали бы дольше, но из палаток нас выгнало разгорающееся солнце. Здесь, в горах, мы к нему ближе. Первыми спуститься в пещеру должны были 6 человек: Рома Железов, Саша Шварцберг, Илья Зеленин, Костя Мищик (вышел), Серега Карепов (вышел), Леша Титов. Ждать мы их должны были к завтрашнему вечеру.

Еще 5 человек (две Кати, Антон, Никита и Ксюха) отправились покорять самую высокую гору в этом районе - Уруп, зная лишь её приблизительное месторасположение. Траверсом прошли по склону, потом зарубались на ледник кто, чем мог (Антон, например, штативом от фотоаппарата). Над ярко-белом, обдающим холодом, снежником порхали по-летнему разноцветные бабочки. А на комочках земли в трещинах серых скал росли незабудки: желтые, голубые и белые. Видели горных козочек, прытко сигающих со скалы на скалу. Добравшись до перевала, из записки, оставленной украинскими туристами в августе прошлого года, выяснили, что никакой это не перевал Высоцкого, а перевал Уруп-Аугора. Значит, Уруп точно где-то рядом, с радостью решили мы. Поднимался ветер, и мы оказались в облаках. Несколько минут стояли в плотном веществе облака, но вскоре ему надоело держать нас в себе, и оно ушло вниз в долину. Надо было налаживать связь, и наконец-то позвонить маме. Мы показывали мобилке здешнюю красоту гор, но Билайн упорно не принимал больше трех палок. Смс отправлялись нехотя, а дозвониться с высоты перевала вообще не удалось. Где-то выше, ребята связь все-таки поймали.

Придя в лагерь, завхоз очень удивилась, а потом и рассердилась, увидев, как народ ел «суп из топора»: водно-кетчупная основа с макаронами. «Что нормальный суп приготовить не могли???» - возмущалась она.

Еще в этот день повесили навеску для тренировки, и Антон, подтягивая себе снарягу, всех очень веселил своей «спелеологической» походкой.

Вечером было пасмурно, но к ночи небо растянулось, и стало опять звездным.

13.08. воскресенье

Новое реалити-шоу «Голод на Загедане»

Утром дежурных поджидала неприятность. Обе горелки отказывались работать, и мы, голодая, жрали сало, которое Денис щедро резал ломтями размером с ладонь. После завтрака все по очереди с риском для жизни шаманили над изобретением фирмы МСР. К обеду стало ясно, что, если не случится чуда, придется отправлять экспедицию добровольцев в долину за дровами.

Чтобы развеяться от этих грустных мыслей Ксюха, Никита и Сº пошли купаться в Загеданские озера, а остальные остались в лагере страдать фигней. За этим занятием нас и застали вышедшие из пещеры Серега и Костя. С ними из-под земли поступили ценные указания командира насчет дежурных и следующих спускающихся в ПБЛ. Узнав наши печальные новости, Серега уединился на кухне колдовать над горелками. И, о чудо! Он их возродил!

В 7 вечера Серега повел меня и Дениса в пещеру Физтеховская через Ростовскую с целью остаться в ПБЛ и потопоснимать. Теплый свет карбидки рассеивал естественный мрак пещеры. Мы бодро дошагали до первой наклонной навески. По очереди, дошли до Тройного. Веся над Тройным колодцем, я, затаив дыхание, смотрела в пропасть, которая была входом в мир другой, более глубокой пещеры Ростовской. Мне нужно было распереться так, чтобы эта бездонная щель оказалась у меня между ногами. Веревка, ведущая вниз, растворялась в абсолютной черноте. Моя же шла наверх. В Серпуховской ветке нас встретили Рома, решивший провести вторую ночь в ПБЛ, Леша Титов, Саша Шварцберг и Зеленый, вылезавшие на поверхность. Обменявшись новостями и пожелав друг другу счастливого пути, разошлись в разных направлениях. Мы прошли через зал Чрева, Головку Сыра, посмотрели на мост Даина (может, Маст Дай?), не дыша проползли по гелектитовому Белому и Пушистому.

ПБЛ представлял собой зальчик с зажженными свечами в нишах и с выкопанными в глине ступеньками, а на пригорке стояла парусиновая палатка с вышитой дудкой и надписью «Не дудеть!». Рядом с ней грудились продукты питания, которые под землей были гораздо разнообразнее, чем в лагере наверху, пятистами метров выше. Оглядевшись вокруг, можно было увидеть новогоднюю елочку, сморщенные шарики и лифчик навскидку 52 размера (народ здесь отмечал новый 2004 год) Стащив с себя комбезы и умывшись, мы затащили еду в палатку и принялись делиться впечатлениями. Из того, что заплесневый сыр показался нам французским деликатесом, мы сделали вывод, что с глубиной всякая еда улучшает свои вкусовые качества.

14.08. понедельник

Ночь, утро, время обеда – определяются по «спелеологическому велению». Ночь в ПБЛ по ощущениям ничем не отличается от утра в ПБЛ. В пещере всегда одинаково темно и сыро. Слова из могилы: «Ну, что? Утро, что ли?» ознаменовали начало нового дня. Выбравшись из тесной для пятерых, а для четверых в самый раз, могилы, мы плотно позавтракали, облачились в комбезы, и пошли без снаряги дальше за ПБЛ в Страну Чудесию, за которой располагалось Кладбище животных (или игрушек?)

На обратном пути нашли ход, который решено было оттопоснять и назвать «Музыкальной шкатулкой». Выходили через Ростовскую. Встретили Курзенкова и Антона, которые добрались до Серпуховской ветки с целью пофотографировать. Вместе перекусили и сфоткались. Пока Ромка перевешивал провис с каверзным узлом посередине, Ден, Серега и я, развлекали себя и Рому пением старых советских песен. Пройдя Тройной, за ним обнаружили Катю Белякову, Лешу Титова и Костю, спускавшихся в ПБЛ. Обрадовали их огромным разнообразием жратвы и возможной встречей с Курзенковым и Абызовым над Тройным.

Мы вышли из пещеры в ночь. Сразу в нос ударил свежий горный воздух, наполненный ароматом всех трав альпийских лугов! Задрав головы, мы любовались огромным звездным небом! Только после нахождения самых интересных созвездий мы, не спеша, отправились в лагерь, ориентируясь на уютно мигающий маяк.

П.С. В этот день до Тройного через Ростовскую на акклиматизацию также спускались новички Лена, Болгар и Ходьков.

Урупские достопримечательности
Долина реки Ацгары

15.08. вторник

Утром Роме в голову пришла замечательная идея: «А почему бы не спуститься в долину реки Ацгары?» Действительно, почему нет?! Денис, Леша-средний, Лена, Илюха и Катя с воодушевлением поддержали предложение командира спуститься с облаков на землю. А Ксюша, Никита, Саша и Антон в это время, наоборот, ушли под землю на траверс в Физтеховскую. Тогда как Катя Белякова, Леша Титов и Костя Мищик сегодня выходили из ПБЛ.

Прекрасная погода, чистое небо и яркое солнце! Зеленые ковры растительности перекрывают серые, будто рваные выходы пластов известняка. Мы бодро траверсили все ниже и ниже через поля кожистых вечнозеленых зонтиков рододендрона.

Потом Рома подвел нас к щели метр шириной и шесть длиной, на стенке которой красной краской была сделана надпись «CS-PV-02». Оказалось, это кадастровый код пещеры Физтеховской, которую физтехи-спелеологи открыли в 1994 году. Мы пофотографировались на ее фоне и продолжили спуск в долину, где рос целый лес, а на открытой местности были видны одинокие сосны и повороты русла реки.

Альпийские луга состояли из такого количества разнообразных трав и цветов, что мы только диву давались. Одни - причудливых форм, типа ленкиного любимого «волосатого одуванчика», другие – таких расцветок, что не передать словами! (Смотрите фотографии Сергея Карепова)

Спускаясь ниже, мы сначала наткнулись на кустики черники, спрятавшиеся в зарослях рододендрона, а потом увидели «трехкаскадный» водопад. Черника оказалась крупной и очень вкусной, а ледяные брызги водопада, искрящиеся на солнце, остудили наши разгоряченные лица. Потом, аккуратно прыгая по камням в ручье, мы спускались дальше и дальше, пока еще не задумываясь о том, что придется подниматься обратно.

Ручей петлял, и много всего интересного попадалось нам на пути: толстая серебряная нитка паутины, преградившая нам путь, не порвалась при попытке ее растянуть, она была упругая, как резинка. А единственная карликовая береза, встретившаяся нам, была столь корява, что вообще было непонятно, как она так могла так расти. Всю жизнь, я была уверена, что мак бывает только красным, а здесь он – ярко-оранжевый! Чудеса, да и только.

Внизу нас ожидал райский уголок с тенистыми соснами, зарослями сладкой малины и прохладой бурной реки. Объевшись малиной, мы решили искупаться в реке с сильным потоком чистой воды.

Но вот пришла пора двигаться в обратный путь. Девчонки в коротких шортиках пытались быть мужественными, пробираясь через чащу по тропкам горных козлов или каких-то других животных. Изредка нам попадались лужи теплой грязи, в которых принимали солнечные ванны эти вовсе не мифические животные.

Мы перелезали через колючие елки, отгоняли от себя стада мушек, а потом, отправив парней вперед, с наслаждением мылись под водопадами, никак не желая покидать прозрачную стену воды.

А потом мне вдруг вспомнилось, что я и Илюха дежурные. Мы почти бегом припустили до лагеря…

…Приготовленный на ужин рис с соей Серега назвал «афигенным пловом».

P.S. В этот вечер было красивое небо – розоватого оттенка с белыми перьями облаков.

P.S.2 Сегодня я заметила, как козы с удовольствием съедали остатки макарон и гречки.

Покорение Урупа

16.08. среда

Делать топосъемку зала Чрево через Ростовскую ушла двойка Карепов-Чекарев, через Физтеховскую на траверс в Ростовскую ушли Железов, Титов и Зеленин, также через Ростовскую исследовать «дырки» и «ходы» Головки Сыра и ночевать в ПБЛ спустились Шварцберг, Китаина, Абызов и Печерский.

Покорять Уруп вызвались обе Кати, Тимофей, Алекс и Костя. Путь нам был известен, более того мы теперь точно знали, где Уруп, а где лжеУруп. Кстати, выбравшись на Поле Чудес, мы нашли место, куда ветер доносил обрывки «линий» мобильной связи.

Мы скальником спустились с Поля Чудес и до снежника, решив с ним не связываться, взяли еще ниже.

На противоположной стороне где-то на хребте послышался грохот. Что это? Присмотревшись, можно было разглядеть в видоискатель фотоаппарата стадо коричневых козочек, которые, казалось, примагничены к отвесной плоскости серого хребта. Это они, проказницы, совершили обвал в горах, и ускакали, нашкодив.

Нам до их прыткого скакания далеко…Траверсом мы добрались до перевала Высоцкого, который никак не могут преодолеть тяжелые ватные облака, зависая над ним какое-то время. Чтобы не мерзнуть, мы прыгаем с валуна, покрытого красно-желтым лишайником, на серый обломок породы, с валуна на валун, с породы на породу. Потом упорно ползем вверх по красноватой осыпи, которая столь же упорно везет тебя вниз. Всё это сильно напоминало компьютерную игру-бродилку, в которой у тебя только одна жизнь…

Долго ли, коротко ли, мы, наконец, поднялись туда, где Билайн показывал все пять палочек связи. Я дозвонилась маме, как же она была рада слышать мой голос!

Мы стояли на хребте. Темно-серые тучи-обезьяны большими кусками проглатывали голубое небо. Впереди виднелась гора Уруп с высотой 3232 метра, слева от нас проглядывался перевал Высоцкого, справа – пустота, скрытая плотной пеленой тумана. Когда туман рассеялся, мы увидели чудную долину, очень похожую на нашу. Но теперь вершина Урупа скрылась в рваных тучах, который все плотнее укутывали ее. Ребята устремились к триангуляционному пункту, не обращая внимания ни на что. Мы же предпочли наблюдать приход грозы на хребте. Серые тучи набухали, неумолимо надвигаясь на нас.

«Они обязательно зацепятся за трехтысячник», - Катя рассказывала, как это «страшно встречать грозу на вершине». Становилось холодно, а ребята все не показывались, только дали о себе знать победным кличем, который утонул в раскатах грома. Несмотря на весь суеверный страх перед грозой, четкие белые молнии, рассекающие небосвод, и фиолетово-синие массы, ползущие к нам на хребет, вызывали завороженный восторг и прилив сил. Дождавшись ребят, мы в плотном тумане, двигались к осыпи. Остались позади бока грозовых облаков, появилась видимость, начал накрапывать дождик. Теперь быпоскорее добраться до лагеря, ведь уйдя после обеда, мы пробыли на Урупе до шести вечера.

Гроза шла за нами попятам. Только мы достигли лагеря, как пошел сильный дождь. Как ни странно, над нашим лагерем ночь опять была звездная, но вдалеке, дальше за Урупом свирепствовала гроза. Яркие вспышки молний освещали небо желтыми и малиновыми красками. Это продолжалось довольно-таки долго.

Пятиозерье

17.08. четверг

Сегодня Рома, Кати, Илюха, Денис, Алекс Болгар, Тима, Леша Титов, и Лена прошли по сложному и интересному, не лишенному экстрима, маршруту на Пятиозерье.

Пройдя через водопой, на снежнике ребята устроили войнушку. При подъеме на мнимый перевал с туром заметили много перспективных дыр с сильной тягой. Потом по шершавым горным породам траверсили вперед. Здесь, случайно заглянув в одну из трещин, мы разглядели на дне рожки до ножки бедной козы. Потом, карабкаясь вверх под углом 60 градусов, перевалили через горы.

Удивительная картина открылась нашему взору. Такой глубины и плановости был пейзаж! На переднем плане, но очень и очень далеко, были лазурные озера, глаза Земли, затем рельеф постепенно поднимался и образовывал первую волнообразную ленту гор с заплатками снежников. За ней шла вторая - горы с остроконечными вершинами, покрытые вуалью расстояния, третья и четвертая ленты гор сливались по цвету с небом, но мы знали, что это – Главный Кавказский хребет с его коварными ледниками и свирепыми ветрами!

Мы молча сидели и лицезрели эту красоту, вдыхая чистый горный воздух. Впереди перед нами лежало такое необъятное пространство, что хотелось разбежаться и полететь! Вместо этого необдуманного поступка, мы устроили соревнования по скоростному спуску «лифтом вниз» по сыпухе. В долине текла, казавшаяся ручейком, мощная река, рос, казавшийся крохотным, могучий лес, тут и там на склонах лежали снежнички.

Ноги сами нас несли вдоль по склону. Мы сбрасывали высоту, пока не вышли к разлившейся речке. Из-за преграждавших ей путь нагромождений камней и папортниковых ковров, она разделилась на множество весело бегущих ручейков. Как только мы спустились с холма, нашему взору предстало зеркало горного озера, окольцованного горами.

…Вода по ощущениям была градусов восемнадцать, а тут еще скверный дождик начал накрапывать, даже гром пару раз шарахнул.

Мы переместились ко второму озеру. Желающие наперегонки доплывали до огромного камня, выпиравшего из середины озера. Катюха, перепробовав все известные «позы макрушника», устроилась на животе, и почти касаясь озерной ряби, фотографировала царевну-лягушку.

Вода в этом озере показалась купающимся на два градуса теплее, чем в первом. Шагая по камням, через хаос камней вперемешку с рододендроном и черникой, мы играли в игру «Не наступи на землю» и двигались к пересохшему водопаду. Несколько раз останавливались, наслаждаясь гармонией, царившей в здешней нетронутой природе. Мы обнаружили вокруг себя настоящий японский сад камней: естественные каменные горки, прозрачные заводи, мягкая трава. Любой японец, увидев такую красоту, ни за что на свете не согласился бы покинуть это место. Вот и мы тоже упирались…ненарочно…

Нашей целью было вернуться в лагерь со стороны Поля Чудес, т.е. через перевал Кыртхуа. Но по мере набирания высоты, становилось понятно, что вряд ли эти отвесные скалы можно преодолеть скальником. Только пролетавший над нами огромный орел вернул нас в действительность. Растянувшись цепью, мы шли вверх траверсом по хребту. Отсюда видны все пять горных озер, расположившихся относительно друг друга, как пять олимпийских колец.

Да, искупаться в пяти горных озерах, мечта каждого путешественника. А до Загеданских озер с их водопадами, нам сегодня дойти не суждено. Посмотрели на них только сверху, ведь на часах уже шесть вечера. Делать нечего, нужно возвращаться.

Назад было решено идти траверсом по осыпям, где как бы нам в помощь горные козочки проложили тоненькие дорожки. Кое-где пришлось огибать выступы гор, пользуясь скалолазной техникой, потом по уже знакомой осыпи вползали на четвереньках на седловину, «вверх лифт не работал».

Когда мы добрались до седла, мы поняли, что надо торопиться. Туман со стороны лагеря сгущался. Я краем глаза заметила какое-то быстрое движение на земле, и действительно, нашла под камнем прятавшегося горностая. Он незлобно пошипел на меня и скрылся.

Через перевал спускались по очереди, так как камни летели только так. Последний участок пути шли в густом тумане, а у тура на ложном перевале были в 20:45.

Вечером, откуда ни возьмись, пришел Мухарский Юра и притащил французское вино и бородинский хлеб. На вопрос «Как же ты нас нашел?», он ответил просто: «Вы за собой такие слоновьи тропы оставляли, что это было несложно!»

В полдвенадцатого ночи вылезли наши ПБЛщики: Ксюха, Шварцберг, Абызов и Печерский.

Жизнь в лагере
Три дня до сброски

18.08. пятница

Сегодня завхоз решила провести ревизию съедобных запасов, и вот какой разговор состоялся у нее с замзавхозом по запихиванию еды в общественность, Денисом.

Катя Денису, возвращающемуся со снежника, где заначена еда: Сколько палок колбасы осталось?

Денис: Сейчас, я поближе подойду, чтоб никто не слышал.

Итак, нам была объявлена анархия на колбасу, сахар, туалетку и кетчуп. Сегодня, в основном, все матрасничали, хотя некоторые сознательные личности, такие как Карепов и Железов знакомили Юру Мухарского с пещерой и топоснимали Чрево. А в районе ниже пещеры Золотое Дно Илюха, Леша Титов и Костя занимались cave searching и откопали новую перспективную пещеру Холодильник. Узкая входная щель была забита снегом, а на стенках искрились капельки льда. Ребята, замерзая, постоянно меняли друг друга. Катя Белякова фотографировала это событие, а Катя Суржикова запечатлела процесс копания на видео. Антон веселил народ. А дождик пару раз пытался загнать нас в палатки, но у него ничего не получалось...

19.08.суббота

Через Ростовскую в полдень на топосъемку ушли Железов, Зеленин, Титов и Мищик, следом за ними через час ушли Мухарский и Курзенков топоснимать Чрево. Через Физтеховскую после топосъемки Головки Сыра и окрестностей в ПБЛ должны были уйти ночевать Ксюша, Никита, Алекс Болгар и Саша Шварцберг.

Оставшиеся в лагере провели этот день по-разному, Катя фоткала дерущихся козлов, Лена училась играть на флейте, Серега закольцовывал топосъемку, или мы все вместе просто сидели и общались на разные животрепещущие темы. Мясо в виде коз было совсем рядом…

P.S. День изречения Серегой культовой фразы «Они убили Кенни…два раза…»

20.08.воскресенье

По старой доброй традиции, рассказанной нам Ромой, в последний день похода, пара спелеологов отправляются в кош к чабанам за бараном и вкусным козьем молоком. Взяв с собой пару метров старой веревки и сахар, Тима и Алекс в два часа дня ушли за бараном. Спасы назначены на завтрашнее утро…

Мы провели весь день в ожидании, пуская слюньки и вспоминая разные известные человечеству способы приготовления баранов в походных условиях…на двух горелках. И чем больше мы над этим думали, тем меньше нам хотелось возиться с этим бараном. Но это дело принципа, и мы терпеливо ждали возвращения ребят.

Когда они показались на лжеперевале, мы облегченно вздохнули: баран не шел за ними следом, и они были с пустыми рюкзаками.

Расспросив их хорошенько, было выяснено, что:

А) Чабаны уже давно не удивляются людям, пришедшим с гор.

Б) У них нет необходимости в сахаре и прочей еде.

В) Бараны не их, а они за них отвечают головой.

Г) Чабаны вместо барана дали ребятам бесплатный совет: насобирать рододендрона и заварить из него вкусный чай…

Последний пункт дежурные выполнили. Перед сброской все спали, как убитые.

К Черному морю
Сброска

21.08.понедельник

Сегодня начиналась сброска. Раненький подъем, завтрак и сборы, сборы, сборы…Говорят, уходить в дождь хорошо.

Напоследок кинув взгляд на наш опустевший лагерь, мы вереницей шагали в обратный путь. С рюкзаком, от которого уже успела отвыкнуть спина, шли по Полю Чудес, дождались отстающих на перевале Кыртхуа, и опять шли вдоль склона по узкой тропинке, вниз по осыпи. Нас догоняли дождевые тучи.

Плохая погода настигла нас на середине пути от перевала до серпантина. Тропки, трава и камни стали скользкими, мы падали. Он прекратился также внезапно, как и начался. Серпантин мы преодолели нормально. Потом включился автопилот.

Особенно запомнилась переправа вниз по ручью и последние минуты ходьбы по уже знакомому лесу. Вот и наша Поляна, где мы купались голышом в начале похода. Только сейчас там уже плескаются парни, ну и что, если кто-то смущается, пусть отвернется. По традиции купание повторили, только более основательно, с постирушками и гидромассажем.

На этой стоянке нашлась моя столовая ложка, пришел конец мучениям с чайной. Уставшие за день, мы рано заснули.

22.08.вторник

…Слышу кто-то продирается сквозь чащобу леса…Ба, да это Никита…«А я думала, ты – медведь с медведенком…»

Через знакомый лес по дороге, перелезая через завалы из упавших деревьев, мы подошли к поваленному бревну через стремительную реку. Натренированные к концу похода, все без проблем перешли. Вот и пограничный пост.

Мы сидели в тенечке, ожидая отстающих и автобус. Не прошло и часа, как поднимая пыль, перед нами затормозил долгожданный автобус. Наконец-то нас куда-то везут, а не мы куда-то идем!

На дороге случилась небольшая авария: камень пробил покрышку. Пока водители чинили транспорт, мы, рассредоточившись по поляне, наслаждались вынужденной стоянкой. Не теряя зря времени, мы наполняли легкие горным воздухом, который скоро должен смениться на морской, и впечатывали в память угловатые очертания гор, которые скоро перейдут в горизонтальность моря.

На автобусе без приключений мы сбросились до Лабинска, где нас поселили на турбазе. Первым делом по приезду нас повели в душ для очищения души и тела. А потом под проливным дождем мы гуляли по городу и по магазинам.

Ночью отменили сухой закон и бухали, отмечая благополучный спуск с гор.

На море

23.08.среда

Рано-рано утром нас погрузили в автобус, в котором мы и проснулись до конца. А когда проснулись, начали ловить сотовую связь, выходить в интернет, чатиться в аське, короче юзать все доступные на сегодня блага цивилизации прогрессивного человека.

По серпантину, с нависающими скалами, по автомобильным трассам, так мы и добрались до автокемпинга в Небуге. Поставили наши бывалые палаточки и бегом купаться в море. Не скажу, что это принесло огромное удовольствие, ведь температура морской воды мало отличалась от температуры воздуха, да и спуск до глубины был каменистый, и если присмотреться августовское море было довольно грязным. Но, несмотря на все это, мы с радостью поплескались в соленой водичке, с грустью вспоминая прохладу бурных горных речек…

24.08. четверг

25.08. пятница

26.08. суббота

Эти три дня мы провели в Небуге на море, а значит, их можно считать за один бесконечно длинный день, с перерывами на ночь.

Отдыхать на море это значит полноправно маяться бездельем, пить холодный квас/пи-и-иво, объедаться пироженым/мороженым, купаться, сколько влезет, пить по ночам неразбавленный медицинский спирт…короче, делать то, чего душа просит, а у кого-то она просто требует. Фотографам нравилось устраивать фотосессии на пляже на закате, а нам - быть моделями…

27.08. воскресенье

Ура, сегодня мы свалили с моря. «Поезд домой» - какое сладкое словосочетание после душной и жаркой, битком набитой нашими рюкзаками маршрутки и целого дня, проведенного на вокзале в Туапсе.

Кстати, мы сходили на туапсинский городской пляж и были неприятно удивлены близостью нефтяного завода…

Соленые, загорелые/обгорелые/облезающие (выбрать нужное) мы загрузились в поезд. Туту-туту-ту-ту-туту…

28.08.понедельник

Хоум, свит хоум, ай кейм бэк!