Предисловие 

На Камчатке я хотел побывать давно. При этом пользоваться услугами турагенств и быть ведомым в удовольствиях не хотелось. Езда "дикарем" с непонятными перспективами также привлекала мало. Кроме того, и доходы мои достаточно возрости лишь сравнительно недавно. 

И вот однажды в нашем с.к. "Барьер" появился товарищ родом из Петропавловска-Камчатского, а у меня образовалась свободная неделя отпуска. И я решил: "Не могу больше ждать! Пусть несколько дней для Камчатки это и мало, а через год, допустим, можно будет больше, но как говорится: где я, а где "через год"? :) 

  Таким образом всё это и случилось. В дополнении ко всему, товарищ предложил мне ехать с велосипедом, что добавило развлечений и очков опыта:)
1. Самолет 

Этот раздел адресован тем, кто ни разу в жизни или очень давно (как я) не летал на самолетах. Летающим часто он может показаться банальным. Но раздел считаю обязательным - для жителя европейской части России добраться на Камчатку в разумные сроки можно только самолетом, поэтому для него Самолет является обязательным пунктом программы развлечений. Причем два раза: туда и обратно. У меня же, кроме того, была расширенная задача: в самолет с велосипедом. 

Для того чтобы сдать велосипед в багаж я его сильно разобрал и тщательно упаковал. Это, однако, занимает значительное время. Может быть при наличии нормального велочехла можно было разбирать не так сильно, и упаковывать не так тщательно, но у меня его не было. В аэропорту услужливо предлагают все заворачивать во много слоев широкой "пищевой" пленки, но я узнал об этом только в аэропорту.

Велосипед мой весит 15 кг. Вместе с дополнительно напиханными в него вещами упаковка оказалась примерно 20 кг. Довезти это все до Шереметьево на общественном транспорте оказалось изрядно тяжело (это не рюкзак). Все-таки, насколько легче, когда ты едешь на велосипеде, а не он на тебе! И ещё я осознал: авиаперелеты - занятие для состоятельных людей. На это ненавязчиво указывает всё, включая способы добраться до аэропорта, которые простые и понятные только дорогие. Но всё-таки, я добрался до Шереметьево и нужного терминала в нем относительно дешевым способом. Самый же оптимальный способ туда добираться из Москвы - автобусом или маршруткой от конечной станции метро. Насчет возможных опозданий из-за пробок - см. ниже.

Итак, главное - это добраться до аэропорта, после чего ваша жизнь становится легкой и приятной, ибо там есть ТЕЛЕЖКИ! БЕСПЛАТНЫЕ! В отличие от вокзалов поездов.

Подъезжая к Шереметьево подивился, насколько резво теперь самолеты взлетают по сравнению с прошлыми временами. Боинги устремляются в небо под углом градусов эдак в 30. Такое впечатление, что им крылья не особо и нужны:) Последний раз я летал на самолете 14 лет назад и, кажется, тогда "Тушки" взлетали гораздо более полого.

 Оформление велосипеда в багаж прошло на удивление гладко, хоть и определили его в негабарит. Регистрация также была легка: электронный билет, кроме паспорта ничего от тебя не нужно. Но всё когда-нибудь заканивается, в том числе и хорошее.

  Мда... товарищи/господа... как же 3D развращает людей! В данном случае не 3D-игрушки, а 3D-реальность! В воздухе двум самолетам разминуться достаточно легко, проблемы возникают только в районе взлетно-посадочной полосы, но как я понимаю, они не очень серьезные. Как следствие, самолеты в большинстве своем летают как и когда им заблагорассудится. Плюс погода бывает нелетная. Расписание указывает лишь на минимально возможное время вылета. То ли дело поезда - всего 1D, а как дисциплинирует! Попробуй опоздать на пару минут, потом будешь не знать куда себя деть на этом одном дэ. Поэтому опоздание поезда - вещь из ряда вон выходящая, а самолеты у меня вызвали ассоциацию с маршрутными такси. Я приехал в аэропорт сильно заранее, но на основе наблюдения за собственным и параллельными рейсами вывел следующее правило: если вы едете в аэропорт и немного опаздываете - не беспокойтесь, с большой вероятностью ваш самолет вас все равно переопоздает. Возможно, вас даже подождут (вероятность этого сильно зависит от того, каким классом вы летите ;-)

 Подозреваю, что читатель уже заждался продвижения моего повествования поближе к Камчатке. Но напоследок хочется остановиться еще на одной теме: сейчас в самолетах образовалась странная традиция (у части пассажиров), пришедшая, подозреваю, с загнивающего Запада, приветствовать удачную посадку самолета аплодисментами. Нет, пилот конечно молодец и все такое, но во времена моего счастливого социалистического детства удачная посадка самолета считалась явлением обыденным и никаких аплодисментов ни у кого не возбуждала. Неужели сейчас удачная посадка самолета стала настолько из ряда вон выходящим явлением, что заслуживает аплодисментов?

Если так, то мне очень повезло целых 2 раза: туда и обратно:) И новые камчатские знакомые мне при расставании все, как сговорившись, желали удачного полета И МЯГКОЙ ПОСАДКИ! К чему бы это? Может быть ну их нафиг, эти самолеты капиталистические...
2. Прибытие, знакомство, акклиматизация 

Итак, встречайте Камчатку!
По прилёту ничто не предвещало приключений

Это первое, что видит человек, прилетевший в Петропавловск-Камчатский. Конечно, есть еще потрясающие виды вулканов, открывающиеся из иллюминатора самолета при подлете к Петропавловску, но доступны они только тем, кто сидит близко к иллюминатору. Мне так не повезло.

Надо сказать, что меня в путешествиях в значительной мере интересуют, так сказать, "невизуальные" явления. Часть из них можно наблюдать, но сложно или вообще невозможно сфотографировать/снять на видео. Адекватно их можно только описать. Это я и пытаюсь в меру своих возможностей делать.

Например, как сфотографировать явление "почти все машины на Камчатке японские с правым рулем"? А явление довольно забавное и непривычное. Фотографировать для этого машины с правым рулем, сами понимаете, глупо. Разве что вот так это можно проиллюстрировать:

Наблюдая местный автопарк я вывел глубокую закономерность: все отечественные автомобили на Камчатке с левым рулем, а иностранные - с правым :) Впрочем, отечественных автомобилей на Камчатке немного и они в основном принадлежат государственным структурам. Движение при этом правостороннее. Одно из следствий всего этого: на трассе водителям удобно крыть матом неосторожных ВЕЛОСИПЕДИСТОВ, слишком сильно выехавших на проезжую часть :)

Еще одно интересное явление из невизуальных - это разница во времени, которая составляет 8 часов. Полет от Москвы до Петропавловска занимает также примерно 8 часов. Таким образом, скорость полета самолета примерно равна скорости вращения Земли. Как следствие, перелет туда занимает относительно местных времен примерно 16 часов, зато обратно практически ничего не занимает:) В Москву прилетаешь примерно в то же самое время, в которое вылетел из Петропавловска.
 
При такой разнице во времени неизбежен процесс "акклиматизации". Разные люди про нее рассказывают разное, у меня она проходила следующим образом:

Туда: вообще никаких проблем. Вылетел вечером, в самолете поспал, прилетели примерно в 16:00, остаток местного дня бодрствовал, местной ночью опять поспал и далее нормально жил по местному ритму.

Обратно: несколько сложнее. Вылетели поздно вечером, в самолете, естественно, спал. Прилетели - опять тот же самый вечер. Пока добрался до дома было уже 2 ночи. Опять лег спать.

 Проснулся на следующий день и первую половину нормально бодрствовал. Однако после 15:00 страшно захотелось спать. Оно и неудивительно: в Петропавловске-Камчатском-то полночь! ((с) Радио "Маяк" :). Было воскресенье, поэтому лег спать и проспал до 9 вечера, потом немного пободрствовал и нашей ночью опять лег спать. Под утро порывался просыпаться сильно раньше будильника, но подавил в себе эти вредные поползновения. 

На следующий день пошел на работу. Повторилась та же история: после 15:00 очень хотелось спать. Но на работе спать нельзя, поэтому как-то доработал до конца рабочего дня, пришел домой и завалился спать. 

Назавтра повторилось то же самое, однако после работы я заставил себя бодрствовать до 12 ночи. После этого вся эта фигня прекратилась и я вернулся в местный ритм. Надо было сделать это в первый же день.

 А еще европейцам на Камчатке я настоятельно рекомендую отключать мобильный телефон на ночь. Или совсем:) Потому что обязательно в первую половину камчатской ночи кому-то приспичит позвонить вам чтобы порешать какие-нибудь рабочие вопросы. 

Несмотря на все эти обстоятельства, настроений отделяться от России, как мне рассказывали, у камчадалов не наблюдается. По причине того, что федеральная власть их и так не сильно-то беспокоит. Однако вернемся, все-таки, ближе к теме повествования.
Природа и все такое...

Сразу о главном. Виды Камчатской природы для равнинного человека из центральной России - это просто сюрреализм и разрыв шаблона. Представьте себе идиллическую русскую картину: лужочки, лесочки, березки... И посреди всей этой идиллии - вулкан торчит!


Так и обалдеваешь...
Хотя большие вулканы, конечно, видно не отовсюду. Более типичный Камчатский пейзаж, пожалуй, такой:


Это сопки, которые являются давно потухшими маленькими вулканами. Поэтому вулканы на Камчатке везде, где не доказано обратное. :)

  Климат на Камчатке северный. Несмотря на то, что Петропавловск находится на широте южнее Москвы, Камчатку с севера омывает хлодное течение и погода там летом холоднее. Но и зимы суровой не бывает, ибо рядом океан и сглаживает. Что касается лета, то оно на Камчатке, как рассказывают, длится не более месяца в году. Мне повезло - мой остаток отпуска пришёлся как раз на местное лето:) 
 Растительность в целом похожа на европейскую, но из деревьев основное - карликовая (каменная) береза. Дерево это невысокое (вырастает метров на 10 максимум). Древесина ее тонет в воде. В огне тоже горит.


Другие лиственные представлены незначительно. Высоких европейских деревьев я там не припомню. Еще часто встречаются красивые кедровые стланники.


 Почвы на Камчатке вулканические - это сильно бросается в глаза, даже в городе. Типы почв те же, что и в Европе (песок, глина,...) но все такое серо-коричневое... Так что не расслабляешься, каждый день видишь, на чём живешь. 

После прилета, на остаток дня мы поехали за город "на шашлыки". Здесь я столкнулся с первым явлением из цикла "суровые будни камчадалов". Итак, представьте себе: КАЖДЫЙ житель Петропавловска после тяжелого трудового дня может выехать НЕДАЛЕКО за город и всего за каких-то 100-200 РУБЛЕЙ, принять ванну в природных ГОРЯЧИХ ИСТОЧНИКАХ С МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДОЙ!


Может быть во-многом поэтому моя акклиматизация на Камчатке прошла без проблем:)


 Еще одним элементом, на этот раз уже действительно суровых будней Камчадалов, является гнус, т.е. комары и мошки. С ними сталкиваешься при выезде на природу и особенно в лес. Мошек мне не с чем сравнивать, но северные комары - это нечто! Эти твари совершенно не похожи на культурных европейских комаров, которые нападают с осблюдением некоторых приличий и разлетаются от простых взмахов руками. Северных же на понт не возьмешь! Они нападают с остервенением на все незащищенные части тела (да и на защищенные тоже) и в их "ззззззз...." явно слышится бескомпромисное желание тебя СОЖРАТЬ... Местные жители, однако, спокойнее себя ведут в их присутствии. Наверное договорились по понятиям, времени у них было для этого много...
А в речках рыба красная плавает, нерестится...
3. Океан. 

На другой день поехали мы к океану.  Погода выдалась пасмурная, периодически накрапывал дождик. В Европах я, честно говоря, по такой погоде вряд ли из дому бы вышел, но здесь суровость погоды и пейзажей огранично дополняют друг друга. Петропавловск расположен в Авачинской бухте, от океана довольно далеко, поэтому доехать требует некоторого времени. Но вот мы почти у цели:


При подъезде к океану песок стал настолько зыбучим, что велосипеды не ехали ни на какой скорости - пришлось идти пешком.


  Океан описывать бесполезно - смотрите!
Суровые будни камчадалов проявили себя и в этот день. Итак представьте: захотелось вам вдруг прокатиться на велосипеде вдоль прибоя - та нет проблем!



 Пользуясь случаем захотелось конечно же омыть, пусть не сапоги, а ноги и пусть не в Индийском, но в еще более грандиозном Тихом океане:


Однако степень омовения оказалась выше ожидаемой.


 Полностью купаться при таком волнении как-то не хотелось, ибо грозило окончательным смывом в океан. Поэтому полюбовались еще видами и поехали обратно. 


 На обратном пути посетили спортивную скалу. На неё можно легко зайти с обратной стороны и с неё открываются замечательные виды на всё побережье.

4. Авачинский вулкан 
Дорога. Сухая речка.

Если вы никогда не были на Камчатке, и у вас есть всего пара дней, чтобы посмотреть местную природу, то вам дорога на Авачинский вулкан.


 Место это у петропавловцев популярное, если не сказать попсовое, но это его нисколько не портит. Вулкан вообще сложно испортить - он сам кого хочешь испортит:) Каждый год там устраивают "день вулкана" с массовым забегом на него. Заехать туда достаточно просто, если нанять машину-внедорожник. Мы же, есс-но, поехали на велосипедах. 


 По дороге я заценил разнообразие и оригинальность местных географических названий.



Заезжали мы на вулкан через Сухую Речку - это некоторый, так сказать, овраг между Авачинским и Корякским, который является речкой только весной, а летом представляет собой высохшее, довольно ровное русло, которое служит дорогой.


Вулканы - горы относительно ровные, это значит, что при восхождении на них нужно практически все время подниматься по уклону вверх. Особенно ровно в таком месте, как Сухая речка, где наносы сгладили все неровности рельефа. Возникает иллюзия, что перед тобой ровная дорога, легкая для катания по ней на велосипеде. Но есть один нюанс: эта дорога на самом деле имеет уклон 100м на километр. К тому же песок иногда рыхлый.


Как следствие, едется странно-тяжело, пока не поймешь в чем дело. Потом едется просто тяжело. Вначале, правда, не очень, но со временем уклон постепенно повышается. В полном соответствии со схематичными картинками, которыми обычно рисуют вулканы.


 Виды, однако, по сторонам красивые. Идиллию портит только знание о медведях, бродящих где-то там по берегам. Но нам ни один не встретился, на сухой речке им в-общем-то нечего делать...

Подножие вулкана

Cухая речка проистекает из снежника. Далее идёт просто дорога в горах. Уклон все повышается, силы убавляются, передачи переключаются на все более низкие. В конце заброски до места ночёвки некоторое расстояние шли пешком, ибо таких передач на велосипеде не предусмотрено, а если бы они и были, то пешком было бы всё равно быстрее.



 По пути встречалась живность - суслики. Вживую видел их в первый раз.

 При ближайшем рассмотрении эти создания оказались здоровыми тушами, откормлеными туристами и совершенно не боящимися людей. Они подбегали вплотную и даже не просили - ТРЕБОВАЛИ ЕДУ! Фотографироваться же давались с трудом, ибо за мгновение до того, когда у меня заканчивал фокусироваться фотоапппарат, они меняли диспозицию.


  Еды у нас, однако, и для самих было мало и мы поехали дальше. 
По мере продвижения вверх, растительности становилось все меньше, а пейзажи - все более суровыми. В южных горах на высоте 1км еще вовсю кипит жизнь, но здесь не так.


Добрались до лагеря спасателей, там остановились ночевать.


Напоследок полюбовались фантастическими видами. Спать легли рано, чтобы завтра вcтать в 5 утра и подниматься на вулкан.

Подъем на вулкан

Наутро погода была облачная и туманная, но безветренная. Авачинский открылся, показав этим добрый знак.
Подъём на вулкан является довольно монотонным занятием,
развлекаемым периодически открывающимися из облаков видами окужающих пейзажей.
В частности, грандиозным Карякским вулканом.
Выше количество снега уменьшается. Вулкан активный и поэтому тёплый, температура почвы с высотой повышается. Вскоре со снежника мы вышли на тропу. В связи с ежегодыми забегами и просто значительным потоком туристов, на Авачинский ведёт мощная и незарастающая народная тропа шириной в два габарита человека. По ней даже можно ехать на квадроцикле. Cледы их мы постоянно наблюдали. Однако вблизи вершины для них уже слишком круто. 

Лёгкость Авачинского обманчивая, особенно в туман. Кое-где тропа теряется и преврашается просто в поле шлака.
Как я уже писал, крутость склона вулкана постоянно повышается. И вот количество переходит в качество - склон начинает представлять собой критическую осыпь шлака. То есть, любое наступание на неё ногой приводит к съезжанию участка осыпи вместе с ногой вниз почти на то же расстояние на которое нога поднялась. В результате ты вроде-бы шагаешь, но эффекта от этого особо нет. Плюс постоянно засыпаются камешки в ботинки. Приходится тщательно выбирать относительно плотные места, куда поставить ногу.
В связи с грандиозными масштабами данной осыпи, со временем это явление заметно не уменьшается, несмотря на все толпы покорителей Авачиского и ежегодно забегающих на него камчадалов. Здесь однако, справедливости ради отмечу, что участок на фото выше - это т.н. спусковая дорога, там есть более пологий обход, но мы решили идти так. Однако выше за ним, последний участок до вершины - критическая осыпь без вариантов.
При приближении к вершине шлак из чёрного превращается в красный. Растительности давно уже нет, пейзажи вокруг либо марсианские, либо лунные.
Правда кое-где сюрреализм нарушается снежниками.
Здесь вы, присмотревшись, можете наблюдать очередное явление из серии "суровые будни камчадалов". Вот гуляете вы чёрти-где, по вулкану и вдруг кому-то удалённому захотелось с вами поговорить. Что делать? Ответ прост - ПОЗВОНИТЬ ВАМ ПО МОБИЛЬНОМУ! ИБО ОН ТУТ ЛОВИТ!
Вблизи от вершины начинаются выходы горячих вулканических газов.
А осыпь становится настолько критической, что идти по ней становится уже совершенно невозможно - там вдоль тропы провешена верёвка, подтягиваясь за которую только и можно подняться на гребень кратера. И вот наконец мы достигли цели нашего восхождения.
На вершине - в кратере

Кратер Авачинского на момент нашего посещения представлял собой не-классическое и довольно причудливое вулканическое образование. Борта неровные из красного шлака, местами покрытые налётом серы из-за выхода газов, в центре лавовая пробка из причудливо застывшей лавы чёрного цвета, с излиянием её вниз по склону в сторону Петропавловска.
Ещё фотографии есть в альбоме .
С одной стороны кратера есть активная часть, откуда выходит облако пара.
А также рядом есть остаточный кратер в виде узкой щели, уходящей вниз.
 Мы вообще-то спелеологией занимаемся, по пещерам лазим, но посмотрев внутрь данной щели, лезть туда категорически не захотелось, даже со снаряжением, если бы оно с нами было. Щель вроде бы выглядела совершенно спокойно, оттуда не вырывалось никаких газов, подземных звуков и прочего. Но что-то было в этой щели неуловимо зловещее и сильно отличное от обычных приятных пещер в известняках. Вообще вся окружающая обстановка отдавала спокойной жутью. Было тихо, ветра практически не было. Над кратером вяло гуляли туманы, газы курились, пары вырывались... Нет, не для людей такие места - они больше подходят для обиталища драконов. 
 
Спуск

Пора было возвращаться. Кстати объясняю, почему на Авачинский стоит начинать подниматься в 5 утра. Дело в том, что если вы пойдёте сильно позже, то встретитесь там с толпами туристов, желающих того же, что и вы. И впечатление от вулкана будет не то. К тому же, утром погода, как-правило, лучше. Мы взошли на кратер примерно в 9 утра и побродив там примерно час, на обратном пути почти у вершины начали встречать следующих посетителей, а далее ещё и ещё усиливающимся потоком. У седловины Авачинский-Карякский находится много туристических лагерей разной степени стационарности и народу по окрестностям гуляет достаточно много. Но нам уже это было неважно:) 
Спуск с вулкана по критической осыпи - на удивление лёгкое, приятное и быстрое дело, способное вознаградить вас за все труды по подъёму на вулкан. По критической осыпи вы фактически бежите или прыгаете вниз, но силы при этом почти не тратите, т.к. вся энергия падения плавно гасится в осыпи, нагрузки на ноги минимальные. При этом жалеешь, что критическая осыпь не везде:)
Добравшись до лагеря, отправились обратный путь на велосипедах.
И тут я неожиданно (!) обнаружил, что в нашем многоборье предстоит ещё один вид спорта - DownHill длиной более 20 км, причём нехалявный. Помните, что дорога на вулкан имеет почти постоянный подъём? А на обратном пути он превращается в почти постоянный спуск. Итак, вначале нам предстояло несколько км спуска по кривым горным дорогам, а затем остаток по Сухой Речке, которая ровная только относительно окружающей местности, а не так, чтобы вообще. Даунхиллом я раньше никогда не занимался. С начала спуска начал моросить дождь и соответственно наступила грязь. Мои V-brake сильно стёрлись очень скоро и я понял, что дальше часто тормозить просто нельзя, иначе я сейчас останусь без колодок и дальше уже будет вообще непонятно как ехать. А у товарища были дисковые тормоза и для него всё это было не актуально. А вот домой приехать вовремя было актуально.
У нас оставалось с собой по последнему сникерсу. Мы их съели и далее решили не тормозить (с).
Даунхилл по Сухой Речке - это то, ради чего одного можно приехать на Камчатку. Ты летишь по каменистой дороге на такой сумашедшей скорости, на которой ральше и не думал бы по таким дорогам вообще ездить. Долго летишь. И понимаешь - что всё неожиданно хорошо получается :) Даже можно регулировать скорость своего движения, съезжая с колеи в более рыхлый песок или в более каменистые места:)
Петропавловск 

На следующий день до самолёта я гулял по Петропавловску. В целом по своему виду он похож на многие другие областные центры Российской Федерации, которые развились в основном в новейшее время. Некоторую необычность придают сопки, между которых он расположен и то, что в центре города находится озеро.
Ещё из местного колорита можно отметить рыбацкую традицию сушить бельё на верёвках, натянутых между домами. На фото ниже между домами не провода, а бельевые верёвки. Они закольцованные и перекинутые через блоки, чтобы можно было сдвигать бельё.
Больше фотографий есть в фотоальбоме. Я приезжал туда ещё раз через несколько лет, за это время город стал выглядеть лучше, более ухоженным.
Более подробные описания есть в туристических путеводителях, мне вряд-ли стоит соревноваться с ними. 
Мой обратный самолёт опоздал еще больше прямого и я не успел на метро. Таксист, который меня подвозил, оказался на машине с правым рулём...

Комментарии
О Маршруте