21.07
Сегодня погода существенно не изменилась. В то время, когда мы проснулись, около 9.00, дул ветер, на озере были волны, однако, по сравнению со вчерашним вечером, ветер немного стих. Всю ночь шел дождь. В часовне, где мы ночевали, почти везде капало с потолка, сырые вещи высушить не удалось. Собрались и отплыли около 13.00. Мужикам, которые нас приютили, подарили рисунок их часовни, нарисованный Жанной. Хотелось как-то их отблагодарить. Остаток озера прошли под парусом. Потрясающее ощущение. Чувствуешь себя яхтсменом, кроме этого, не тратишь энергию на греблю, и кат идет быстрее. На весла перешли на реке Варчатывис, которая вытекает из озера и впадает в реку Войкар, переходящую в озеро Войкарский Сор. Здесь увидели лебедя. Удивляет, насколько дикие здесь места. Чаще стали попадаться дикие гуси, утки же наоборот потихоньку исчезают, но их по-прежнему очень много. Течение в реке Варчатывис относительно спокойное, хотя мы ожидали обратного, иногда попадаются перекаты, пару раз даже пришлось влезать и тащить кат по камням. Немного не доходя до впадения в Войкар встали на обед, а после него почти сразу попали на более полноводный Войкар. Река быстрая, часто встречаются перекаты, но воды высокая, поэтому идем без проблем. Чтобы как-то отвлечься от однообразной и утомительной гребли, рассказывали недавно прочитанные книги. Королем вечера стал Толян, рассказывавший Фаулза. С интересом слушали все. Очень здорово помогает грести. Под конец дня проплыли мимо одиноко стоящего на берегу домика-сарая. Останавливаться в нем не стали, о чем пожалели ровно через 5 минут, когда начался ливень и вымочил нас до нитки. Сушились у костра дружно и долго. Если река сохранит такую же скорость течения, то, возможно, завтра вечером дойдем до Войкарского Сора, но это маловероятно.
22.07
Ночью дождя, на удивление, не было, поэтому утром сушиться не пришлось. Из-за того, что вчера поздно легли спать, сегодня встали так же поздно, в 11.00. Сутра наш кат чуть было не унесло разлившейся рекой. Оказывается, что разлив реки на 10-15 метров в ширину здесь вполне нормальное явление. Хорошо, что вовремя заметили и оттащили наше плавсредство дальше на берег. В 13.30 вышли. До обеда нас ожидало окончание «Девушки французского лейтенанта», начатое вчера Толиком, затем был «Коллекционер» все того же Фаулза, все в том же исполнении. Чтение или просто пересказ на лодке здорово помогают грести. Хорошо убивается время. Река, по которой мы плыли, становилась все шире и шире, местами достигая 200-250 метров. Затем река просто превратилась во множество проток и островов, течение заметно ослабло, поэтому пришлось лечь на весла. Через 3 часа хода встали на обед. Эта процедура длилась 2 часа. Сейчас есть хочется все больше и больше, здорово не хватает сладкого. Во время обеда пытался рыбачить: безрезультатно. Вода, вероятно, слишком мутная, поэтому рыбалка откладывается до чистой воды. До обеда удалось совсем близко увидеть большую птицу (спорили, орел это или беркут). После обеда начали читать на лодке книжку, которую Жанна взяла с собой. Книжечка довольно мутная, но чтобы убить время… Почти сразу после обеда все протоки стали сходиться в одно русло, и река стлала очень широкой. На горизонте показалась деревня Вершина-Войкар. Останавливаться в ней не стали. Видели несколько людей. Домов в деревне относительно много. Через несколько километров показалось озеро Войкарский Сор, до которого мы и планировали сегодня доплыть. Вдаль озеро уходит за горизонт, вероятно переходя в разлив Малой Оби, куда нам завтра предстоит дойти, очень бы хотелось под парусом. Встали у входа в озеро на небольшой полянке, где обнаружили заросли морошки (попадается уже спелая, хотя немного недоспевшая с кислинкой мне, откровенно говоря, нравится больше) и молодые кедры, один из которых завтра, возможно, станет нашей мачтой. За день проплыли чуть больше 30 км.
P.S. Весь день было сухо и ощутимо теплее, чем вчера. Вечером удалось просушить кроссовки, так что теперь у меня две рабочие пары обуви.
23.07
За ночь погода изменилась. Поднялся ветер и хлестал дождь. От вчерашнего теплого и тихого вечера не осталось и следа, но к подобным ситуациям мы уже привыкли, развели костер и просушили вымокшие за ночь вещи. Сутра успели наесться морошки около лагеря и сделать мачту из кедра для нашего ката, который получил второе и, скорее всего, конечное название «Урал» (по-моему, подходит больше, чем первое). Отплыли в 14.00. К этому времени ветер почти стих, но все же удалось идти под парусом, вообще я понял, что парус=матрас, потому, что в течение трех часов, пересекая озеро, мы лежали, читали вслух книгу и не знали, чем себя занять, кроме этого все замерзли. Через 3 часа мы пересекли озеро и увидели на входе в Малую Обь поселок Усть-Войкар. Поселок показался достаточно большим, поэтому мы решил зайти и поискать магазин. Магазин нашелся, но для этого пришлось зайти к продавщице домой. В магазине было куплено 8 шоколадок, 3 кг пряников, много печенья, 2 кг сахара, рулон туалетной бумаг (зачем последнее, сие мне не ведомо). В животе приятно забурлило. Поразили цены: ровно в два раза больше, чем в Н.Н. (бутылка BagBier 2 л стоит 85 р.). В поселке все жители – коренное население (то ли ханты, то ли кто-то еще). Прошлявшись по поселку час, отплыли, чтобы найти место для стоянки. Проплыв не больше двух километров, нашли неплохое место на берегу. Причалили в 19.00. Устроили праздник живота, совместив обед, ужин и пряники. Короче, день сегодня получился отдыхной. Всего проплыли около 15-18 км, но уже вошли, как и планировали, в Малую Обь. До Салехарда осталось 150 км, до Шурышкар, откуда ходит метеор, 60. Если не будем успевать по графику, сможем на него сесть, но хотелось бы дойти, как и планировали, до Салехарда.
24.07
Проснулись сегодня в ставшей уже обычной обстановке: мокро и сыро. Ночью опять шел дождь, но все уже настолько привыкли, что дождю особого значения никто не предавал. Не спеша собрались, сходили в лес, точнее перелесок у воды и нашли там грибы (подберезовики, шесть штук), собрали и решили вечером добавить их в кашу. После того, как мы вышли из заболоченности на открытую воду, поняли, что вышли зря, лучше бы сидели на месте. Очень сильный северо-восточный ветер дул почти в лицо. Под парусом идти было практически невозможно. Кат постоянно сносило к пролеску на другом берегу. Здесь обнаружилась одна отрицательная черта нашего катамарана: при его грузоподъемности 1500-1600 кг, загружен он у нас не более, чем наполовину, из-за этого баллоны высоко выдаются из воды. При сильном боковом ветре кат здорово несет в сторону. Двигаться невозможно ни под парусом, ни на веслах. Таким образом нас и снесло на затопленный остров примерно в километре от места нашей предыдущей стоянки. Там, закрепив кат между деревьями, мы пытались переждать ветер. Ни тут-то было, он и не собирался ослабевать. В течение четырех часов мы пытались заняться хоть чем-нибудь. Я, в основном, пытался спать. Все здорово замерзли, т.к. ветер дул пронизывающий буквально до костей. Через четыре часа мы решили попробовать отойти от острова на веслах, а затем поставить парус. Маневр не удался, при этом обломилась примерно на 1 метр мачта. Мачту починили, т.е. укоротили и решили пересечь остров, благо тот был затоплен. Выйдя на другой берег обнаружили, что там волн почти нет и можно идти на веслах. Так и сделали. Затем поставили парус. Решили плыть до первой более или менее сухой земли. Пришлось идти галсами. После некоторого времени, когда мы никак не могли поймать ветер, и нас несло практически только в бок на очередной затопленный остров, мы все таки нашли нужный курс, при этом скорость наша возросла настолько, что никто и не ожидал. Примерно через километр или два мы причалили к земле, пройдя за день всего не более 4-х километров. Что же, в такую погоду, действительно лучше никуда не соваться и ждать улучшения. Налицо переход из одного атмосферного фронта в другой. Теперь окончательно решено плыть до Шурышкар, т.к. много времени потеряно и не известно, сколько будет потеряно во время нашей отсидки на острове (то место, куда мы приплыли, судя по всему, остров). Высадившись, обнаружили неплохую ямку, в которой, предварительно закрыв ее тентом от палатки, приготовили обедо-ужин и высушили вещи. На острове много морошки, уже много попадается спелой (удалось набрать целую кружку). Да, как это ни странно, вода в Оби по цвету напоминает ирландское красное пиво (исключительно субъективное мнение, порожденное больным мозгом ?). Чем это обусловлено, не знаю. Ветер по-прежнему не стихает. Видно, как с северо-запада идет новая стена облаков. Вероятно, она принесет новые дожди. До Шурышкар около 55 км, т.е. два дня хода при благоприятных условиях.
25.07
Проснувшись утром, мы впервые за последние несколько дней увидели Солнце. Вчерашняя смена погоды оказалась сменой к лучшему. Облаков на небе почти не было, но по-прежнему дул Норд-Вест, который нам был совсем не по пути. Причем дул достаточно сильно. И все же решение было принято. Выходим. Сначала на веслах, а потом, как получится. До отхода успел набрать вторую кружку спелой морошки (первая была набрана вчера в честь Олиных именин). Вообще, морошки много. При желании и наличии тары можно набрать, но у нас, к сожалению, нет ни первого, ни второго. Вышли, как уже стало обычным в середине дня. Прежде всего, нам предстояло найти основное русло реки. Обь в разливе – это целое море. Понять, где и что находится трудно даже с картой и компасом. Основное русло искали до обеда, около 2,5 часов. Найти его помогла деревня, которую мы заметили на правом берегу. Сверившись по карте, вышли на большую реку. Стали искать место для обеда. Остановились на ма-а-а-леньком клочке земли. Практически все затоплено, но, тем не менее, пообедать все же удалось, на что было потрачено около 2-х часов. Перед обедом увидели баржу, которая при ближайшем рассмотрении оказалась рыбоприемным пунктом. Местное население подъезжает к ней на моторках и сдает рыбу. Какую именно, неизвестно. Вообще, моторная лодка здесь – основной вид транспорта. Так сказали мальчишки в Усть-Войкаре. Это не удивительно, учитывая то, что река здесь больше напоминает море, разливаясь в ширину на многие километры. После обеда продолжили наше движение. Все стало проще, потому, что ветер почти стих, и течение помогало нам, кроме этого, парус немного прибавлял хода. Комбинация весла+парус зарекомендовала себя с лучшей стороны. Кат таким образом набирает неплохую скорость. Периодически по ходу нашего движения нам попадались моторки, но разговоров с местными мы не завязывали. Через 2,5 часа теперь на левом берегу показалась деревня, которая на карте обозначена как нежилая. Это не совсем так. Осмотр с воды показал, что люди там все таки есть. После деревни попался проплывающий мимо катер «Зоолог» с пьяной командой и еще одна рыбоприемная баржа, рядом с которой к нам на моторке зачалились два в драбадан пьяных аборигена и начали нести всякую лабуду про то, что рыбы в реке совсем мало и т.п. От них быстро удалось отвязаться и почти сразу встать на стоянку. Чтобы убить скуку, сегодня опять весь день читали все ту же книжку, что и вчера. Дочитали. Такой бестолковой литературы мне очень давно не попадалось. Какая-то чушь оккультная. До Шурышкар, откуда каждый день ходит метеор, осталось 12-15 км. Возможно, завтра до обеда дойдем. Так что деятельная часть нашего похода может закончиться уже завтра.
26.07
Сегодня был последний день деятельной части нашего похода. Сутра не спешили, т.к. до Шурышкар планировали доплыть к обеду. Так и случилось. За три часа при относительно неплохом течении добрались. По пути видели много лодок, идущих вверх и вниз по течению (Обь похожа на проспект, по которому ездят машины) и большую баржу, везущую песок. Встали недалеко от села у крутого берега, сразу же пошли на разведку. Село оказалось больше тех, которые встречались раньше. Есть причал, несколько магазинов, дом культуры. Строится больница и интернат для детей. В ДК работает вполне адекватная девушка Оксана. С ней удалось поболтать, она сказала, что до Салехарда метеор идет 2,5 часа, билет стоит 244 руб. и что билеты продаются на самом метеоре. Еще она дала полистать книжку с фотографиями Шурышкарского района. Оказалось, мы в Ямало-Ненецком автономном округе, который является частью Тюменской области. В поселке мы купили сладкого к чаю и вернулись в лагерь. Разобрали катамаран, который честно работал последние две недели и вез нас на себе аж 250 км (стоит сказать, что мы его тащили 75 км). Затем поужинали до отвала (еды осталось много, и надо все съесть). Теперь можно сделать некоторые выводы из похода относительно снаряжения: в первую очередь стоит отметить прелесть трекинговой палки, без которой в горах (особенно на спуске), как я уже отмечал, делать нечего. Качество палки прямо пропорционально ее цене. У нас сломались почти все дешевые и остались невредимыми дорогие. Также в горах необходима хорошая обувь с жесткой подошвой, дабы не чувствовать каждый камушек под ногами. У меня были берцы, и они здорово помогли. От мозолей отлично спасают портянки. На сплаве на ноги необходимо надевать химзащиту, иначе на каждой стоянке придется сушить обувь. Рюкзаки от промокания спасли гермомешки, изготовленные из толстого полиэтилена и обмотанные для надежности скотчем. Себестоимость такого мешка всего 30 руб., но со своей задачей он справляется отлично. Что же, поход удался на славу. Впереди нас ждут еще несколько вокзально-плацкартных дней. Метеор на Салехард отходит завтра в 11.30.
27.07
Сегодня был первый день пути в сторону дома. В Шурышкарах, как и планировали, сели на метеор до Салехарда в 11.30. Два с половиной часа по воде – и мы на месте. Обь действительно широкая. После слияния всех русел ширина ее не меньше 3-4 км, не считая разливов. Еще подъезжая к Салехарду, позвонил домой. Наконец-то услышал голоса родителей. За три недели похода, откровенно говоря, я здорово по ним соскучился. По Салехарду удалось немного прогуляться пешком. Город строится. Повсюду пестреют разноцветные крыши зданий. В городе много строительной техники. По дороге увидели красивый храм. Зашли. Изнутри храм великолепен. Повсюду очень красивая резьба. В храме сказали, что резьба была заказана в Белорусской епархии. Хотел освятить три крестика, которые вырезал в тайге (себе и родителям, поскольку свой я потерял где-то на маршруте, отсюда и родилась идея сделать крестики самому). Не удалось. Что же, освящу в Нижнем. Пройдя несколько километров по городу, дошли до рынка, где купили хлеба и йогурта на обед. Рядом с рынком видели выставочный центр и памятник оленю. Заходить в выставочный центр не стали, поскольку спешили в Лабытнанги. Сели на «Газель» (проезд до паромной переправы – 40 руб.) и через 20 минут подъехали к той самой переправе. Там мы обнаружили… памятник мамонту. Не знаю, где такое еще можно встретить. Перебрались быстро (и дешево – 10 руб.). Затем еще одна «Газель» от пристани до Лабытнанги (30 руб.), которая подвезла нас до самого вокзала. Подойдя к кассам, обнаружили, что те закрылись 20 минут назад, но на вокзале есть автомат, который показывает время отправление, стоимость билетов и кол-во свободных мест в поездах, по-моему, по всей России. Вокзал круглосуточный, поэтому решили ночевать в нем, тем более, поезд на Москву, в котором мы поедем до станции Инта, отходит завтра в 7.00. В Инте мы перехватим поезд Воркута-Новороссийск, идущий через Нижний. Скинув вещи, пошли гулять по городу. Он, кстати сказать, производит удручающее впечатление. Единственной радостью был книжный магазин, где удалось купить два номера альманаха «Обская радуга» (цена за оба – 50 руб.!!!) с художественными произведениями местных авторов. Теперь жалею, что купил только два, хотя была возможность приобрести еще несколько номеров. Рассказы стихи и легенды в этих альманахах достойны внимания. В поезде будет, чего почитать.
28.07
Сегодня весь день трясемся в поездах. Встали около 7.00, чтобы купить билеты на поезд. Временные пояса совершенно перепутались в голове. Весь Лабытнанги живет по Салехардскому времени, т.е. +2 часа от Москвы. Весь, кроме вокзала, который меряет время по Москве (таким образом, наш поезд отправляется все же в 9.00, а не в 7.00, как я писал). Сели в поезд и знакомая «полиритмия вагонных колес» застряла в ушах почти на 12 часов, пока поезд вез нас до станции Инта, где мы должны были пересесть на поезд Воркута-Новороссийск. Ехали между горами, которые сегодня были в облаках, ехали мимо столба Европа-Азия, который, кстати сказать, оказался не таким уж и большим, как мы его себе представляли, ехали мимо Елецкого, где начинался наш маршрут, вспоминали «мясную тундру», но больше всего взгляды привлекал Владыка Гор Полярного Урала – Пай-Ер, на который мы смотрели чаще, чем куда-либо во время нашего маршрута. На станции Чум вышли подышать свежим воздухом. Девчонки плели венки из клевера. Тундра прощалась с нами розовыми островами цветущего иван-чая. И опять монотонный стук колес… Вышли в Инте в 16.35. Пошлялись немного по поселку, который, в общем-то, и поселком назвать сложно, такой он маленький. В 19.40 сели на поезд и вышли, что называется, на финишную прямую. Ехать осталось совсем немого (1 день и 1,5 ночи).