Россия - паром - Турция 
24 декабря вечер

Удачно и засветло добрались до славного города Сочи. На спидометре две тысячи километров, из которых мне удалось проехать не больше 300, что сильно огорчало меня в первое время, но потом удалось смириться с таким мизерным временем нахождения за рулем. Оказывается, много интересного в машине можно сделать, пока она двигается, например, поспать, поесть, снова поспать, заправить машину, попить, повавляться и поглазеть в окно...

В Сочи на морвокзале нас уже ждала интернациональная составляющая нашей экпедиции - Сергей и Ольга. Купили билеты на паром - 65 долларов с человека и 525 за машину. Отправление намечалось на завтра, что вполне нас устраивало, так как мы практически не теряя времени продолжали наш путь в Иорданию.

25 декабря

Ранняя побудка оказалась напрасной, так как с моря дул жуткий ветер, и пальмы морвокзала, столь привыкшие к теплу, теперь гнулись под напором воздушных масс. Что-то мне подсказывало, что сегодня рейса не будет, но его посадку откложили всего на час. Удачно погрузились на пассажирско-грузовую баржу, как потом оказалось - речного типа с причудливым названием Апполония II. Судно было турецким, и турки сами принимали решение подвергать им свою жизнь опасности или нет, но страсть наживы что-то им шептала, и в 14.30 винты вгрызлись в морскую пучину, и мы, слегка покачиваясь, поплыли к берегу турецкому.

На барже
То, что творилось на барже, сложно передать словами. Народу было немного, и мы с комфортом окуппировали боковой диван корабельного ресторана, пока остальные грузили вещи в машину. Стреляли кипяток для чая, а некоторые особо продвинутые успели даже принять душ. Расчетное время движения парома 12 часов, но из-за поднявшегося волнения нам предстояло провести на судне значительно больше времени. После нашей выходки с расстиланием карематов (пенок) прямо на полу ресторана и заваливанием на них в спальниках половины группы, к нам подошел озадаченный, но настойчивый метрдотель, имевший опыт общения с типичными пассажирами парома - челноками и проститутками, огромными партиями снующими из России в Турцию и обратно. Кто-то из спавших стал отчаянно упираться руками и ногами и никак не хотел подчиниться воле представителя судна. Мне показалось, что метр был не алчным и предложил нашим уже засыпающим братьям-сестрам какую-то каюту совершенно безвоздмездно, то есть даром. Алена проверила это предположение, и, действительно, был предложен огромный холл с полом из зеленого сукна, на котором и можно было с комфортом разместиться совершенно бесплатно. Как только группа здоровья ушла спать, то ей в полном составе стало очень плохо. Настолько, что даже был разыскан корабельный доктор, который и был протеррорезирован на тему таблеток от морской болезни. Через некоторое время им полегчало, а мы продолжали тусоваться в ресторане. Серега, оклемавшись, сообщил презабавную новость - весь туалет был в какой-то субстанции, что никак не вязалось с настроениями в ресторане и временем движения судна - всего каких-то двадцать минут... В ресторане было просторно (половина пассажироов тусовалась в туалетах), свежо и комфортно. Качка постепенно усиливалась, и где-то в середине Черного моря достигла своего аппогея, что выражалось в следующем. Сначала попадали все табуретки возле стойки бара, потом послетали пепельницы и посыпались бутылки. Шум бьющегося и пересыпающегося стекла еще долго дополнял звуковую гамму. Можно догадаться насколько был большим крен судна, что даже люди падали с диванов и кресла со столами периодически валились, представляя реальную опасность спящим людям на полу.

Так как я был в первый раз на пароме и не знал как должен проходить обычный рядовой рейс, то думал, что это совершенно нормально, когда судно кренится до невероятных углов, но по приезде в Турцию просочилась информация, что ночью на море было 8-9 баллов шторма, а мы на речном (!) пароме оказались в этой качке. Буквально было сказано следующее: " Море сломалось!" Конечно же эта информация послужила поводом долгого обсуждения отважности пассажиров, выдерживших путешествие, пускай и не всех в хорошем состоянии.

На таможне с нас содрали 100 долларов за автомобиль (страховка 40 и оформление 60) и по 20 долларов за турецкую визу на каждого. Интернесой для меня новостью стало то, что в Турции цены на топливо такие же как и в Европе, а именно в 3 раза дороже российского аналога. Обмен долларов на турецкие лиры сопровождался вводом огромного количества информации включая телефоны, пароли и явки. Доллары поменяны и тут же куплены мандарины и другая турецкая еда, которую практически сразу же и уничтожили.

Остановились на площади по своим делам и никак не могли решиться поесть, но тут один очень солидный турок открыл дверь нашего фургончика и сказал волшебное слово "кебаб". Языковой барьер и нерешимость участников экспедиции поесть улетучилась и мы вдоволь наелись этого чудесного кебаба с мягким хлебом и все это запили айраном. Чай принесли в коньячных рюмках??? Мало, но забавно. Не просек я эту фишку:"Не желаете 100 грамм чая?", так как пью его обычно литрами, а тут такие мензурки...

26 декабря 20.30

Пару минут назад нас занесло на заснеженной горной дороге где-то в Турции. Как только мы отъехали от Черного моря, вдоль которого мы ехали целый день от Трабзона до Самсуна, мы обнаружили небольшую пробку из грузовых машин. Осмотр фур показал, что они буксуют на льду и водители устанавливают цепи на колеса. Средних размеров автобус активно подталкивали пассажиры и он благополучно миновал скользкий участок вмсте с нами. Нам же для преодоления подъема не потребовалось никаких усилий. Но тут мы видим как автобус впереди заносит и он разворачивается чуть ли не перпендикулярно дороге, но удачно вернулся обратно в ритм движения. Мы же немного поужасались, так как если бы мы были рядом, то нам досталось бы, но пока нам везет. Едем спокойно, ничего не подозревая, как вдруг нас разворачивает также как автобус впереди и мы, по счастливой случайности остановились и не улетели с дороги, но вдруг нас потащило назад и мы... уперлись в обочину. Хорошо, что она не заканчивалась сразу обрывом, а была как раз сконструирована для нашей остановки и дальнейшего самостоятельного возвращения на дорогу. Что и говорить, что все мы (в лице Сергея Карамана) испытали огромную бурю эмоций и стали активно обсуждать случившееся (пытаться успокоить особо говорливого С.К.). Мне как самому активному участнику обсуждений решено было дать ноутбук (чтобы утихомирить) и зафиксировать все события, что собственно и делаю. Во время движения была обнаружена легковая машина, свалившаяся в огромную канаву, являвшуюся разделительной полосой между полосами встречного движения. К сожалению фотка этой машины не была сделана по этическим соображениям. Что и говорить, что дальнейшее наше движение было крадущейся поступью по опасным и коварным дорогам Турции. Как нас заверили на пароме Сочи- Трабзон (Турция), это была хорошая дорога. По плохой - напрямик в Сирию через перевал мы не поехали, так как там обещали огромные ямы и закрытый из-за снежной бури перевал. Охотно им верили, когда ехали вдоль побережья, так как даже внизу у моря были места, где можно было улететь с дороги в обрыв и приходилось иногда месить снежное месиво, обливая обгоняемые машины плотной снежно-водной массой.

Быстро заснул, отдав свою судьбу, как и остальные участники поездки Ане, которая до полпятого вела наш микроавтобус в столицу Турции - Анкару. С ее слов получалось, что была еще пара-тройка подъемов, которые заставили немного помучиться и даже пару раз включать пониженные передачи. Все было благополучно после Анкары, мне передали бразды правления и я с удовольствием ехал до рассвета по отличному турецкому автобану Е90, соединяющий столицу со Средиземным морем. Как только рассвело, меня периодически стало накрывать и я стал уже прилагать какие-то усилия, чтобы не заснуть. Высунул руку в открытое окно на скорости 90 км/час и за 5 секунд чуть ее не отморозил, так как управлял автомобилем в майке без рукавов. Взбодрило в момент! На улице был, как мне показалось, жуткий минус, так как дело было в горах. Автобан превратился в дорогу с двумя полосами с глубокой колейностью, которая достаточно изматывала, особенно при встречных грузовиках, так как приходилось прижиматься к обочине, а колейность опасно раскачивала астомобиль. В общем, где-то за 200 км до Аданы я с удовольстивим завалился на лежанку, предварительно разбудив предводительницу, которая хотела подремать еще полчасика, но жажда к приключениям не позволила ей так шиковать, и она, ведомая приключенческими инстинктами, поехала по красивейшим горным местам Турции, которые я благополучно проспал.

Адана

При подъезде к этому крупному городу у Ани возник реальный вопрос, когда въезжать в Адану, так как было множестов заездов. Аналогию можно провести с Москвой - едешь, например, по МКАДу, а тут тебе предлагают заехать в Жулебино, в Митино или даже в Бирюлево. Нас спасло, что все-таки Адана не такой большой город, как Москва, но все равно мы накатали практически максимально возможное количество километров по этому городу в поисках сначала автобусного терминала, комплекса "Метро" (здесь я пытался настойчиво убедить Аню, что комплекс “Метро” – это черт-знает-что М1) и потом собственно автовокзала. Работник POLICa на вопрос где тут междугородние автобусы сказал нам, что нужно развернуться и специально для нас отодвинул пластмассовые конусы на двойной сплошной возле поста, которые мы благополучно пересекли и поехали блуждать в свое удовольствие - дороги хорошие, турки никуда не спешат и охотно с нами общаются. На автовокзале нас ждали трое участников, прилетевших на самолете из Москвы. Со второй попытки мы все-таки встретились с ними и наша "лежанка" немного приподнялась, так как три рюкзака благоприятно повлияли на ее уровень.

В который раз у нас не получилось помыть автомобиль, так как мойка грузовых (выше легковушек) машин была сломана, а за ручную мойку с нас запросили 5 миллионов, что было безумно дорого (автоматическая стоила 3 миллиона). Мое желание помыть машину собственноручно было отвергнуто из-за дороговизны мочалки для машины - 4 миллиона. Это не помешало нам отправиться на грязной машине дальше. Нам был искренне рад один турок на бензоколонке и на своем, турецком говорил, что он - местный житель в тулупе, теплых штанах и шапке, а люди из России в майке и шортах. Сфотографировались и даже обменялись e-mail (yduthotmail.com Uuduf - Юсуф по-нашему), на который я обещал отправить нашу фотку. Опыт покупки двух килограммов мандаринов, показал, что их хватает ровно на 3,5 минуты на 6 человек. Не сложно было посчитать, что на 9 человек мандаринов нужно было брать больше, что и было сделано - небольшая сеточка килограммов на 10 обошлась нам в 100 рублей и ее должно было хватить надолго...

Сирия (туда) 
Халеб (Алеппо)

Первый сирийский город. Бродим по экзотичному суку (это такой рынок состоящий из извилистых крытых улиц). Прямо на мостовой валется скелет, кебаб из которого мы решили съесть в расположенной тут же харчевне. Один из посетителей, узнав что мы из России с воплями "Мария Шарапова" и "Горбачев" снимает с себя шапку, шарф и начинает раздаривать. Мы его вовремя остановили (уже начинал стягивать с себя куртку). В центре города, возвышаясь над всеми зданиями - окруженная рвом величественная неприступная цитадель. Все входы уже закрыты, но воды во рве нет, а наличие силовых кабелей сброшенных по покатым стенам делает цитадель не такой уж и неприступной, что нам и удалось даказать :)
Хама

Город изображенный на самой мелкой сирийской купюре (50 фунтов). Знаменит своими деревянными колесами. С утра мы на них сели, а потом благополучно с колес слезли. Всего этих огромных водяных колес в городе порядка десяти, и никокой функции, кроме как для привлечения туристов нынче они не выполняют. Еще в городе есть (а точнее когда-то была) цитадель, аналогичная халебской. Только на холме возвыщающимся посреди города от цитадели не осталось решительно ничего. Находим винную лавку, но не можем найти обменника (не меняют даже в банке). Зато меняют прямо в лавке на улице. Первое знакомство с сирийским хумусом и фалафелью в местной харчевне. Знакомство с белорусским сирийцем в местной лавке сладостей.
Апомея и окрестности

Представьте себе идиллическую картину. Прекарсная солнечная погода, день близится к закату. Бескрайнее зеленое поле. В произвольных местах из него торчат античные колонны. Между колоннами лавируют, восседая на тракторах, укутанные в арафатки сирийские крестьяне, вспахивающие для посевов землю. Это и есть Апомея. Огромный древний город, целиком разрушенный и засыпанный. Раскопана только одна улица, но она - протяженностью почти 2 км - представляет собой бесконечный ряд колонн, оставшихся от зданий, выходивших когда своими фасадами на улицу. Бродя по мощеной мостовой представляются легионеры, бряцующие оружием и чеканящие шаг по этой же мостовой каких-то пару тысяч лет назад. Вход на единственную раскопанную улицу платный, 150 фунтов. Вооружившись 2 ISICами, водительскими правами, профсоюзным билетом, справкой из больницы и просроченной московской регистрацией удаестя доказать, что все мы (кроме уже пролезших бесплатно с дальней стороны) - студенты и билет для нас стало быть стоит 15 фунтов. История проникновения подобным образом в Сирии повторялась еще неоднократно, чего нельзя сказать об Иордании, где туристичсекий бизнес уже стал одной из основных статей государственного бюджета и халява там не прокатывала. Что же до самой Апомеи, то несмотря на свое достаточно разрушенное состояние она оставила среди всех развалин сильнейшее впечатление. Наверное виной тому антураж сельской местности (где-то в таких же условиях Шлиман раскапывал Трою), да и место это было для нас первым знакомством с наследием древних греков и римлям на Ближнем Востоке. В дальнейшем мы натыкались на развалины чуть ли не ежедневно.

Вечер, заполненный словесными и бессловессными играми, ночевка в неотапливаемой гостинице с холодной водой и вылетающими пробками, и вот мы уже готовы продолжать наше путешествие. По плану - поиск пещер на плато. Первая, суммарной длины порядка 15 м, оказалась помойной ямой посреди аула, правда там в одном месте из стены посыпались кости, и спелелоги-поисковики на короткое время почуствовали себя археологами-следопытами. Возле второй не смогли остановиться, третью не нашли, повергнув в шок местных пастухов, впервые со времен крестовых походов увидевших такое количество европейцев. Четвертая, пятая, шестая - оказались заполненными канализационными стоками. Несмотря на относительную неудачу, можно костантировать что пещерами местное плато скорее всего изобилует, просто на карту нанесены только те, что возле селений и активно используются местным населением. Прекрасная погода, отличные вида и умиротворенная сельская местность залитая теплым сирийским солнцем. Что еще нужно для счастья русскому путешественнику в холодном декабре??

Куаталь-аль-Маркаб (возле Баниаса)

А нужно ему найти средневековую крепость! Переваливая через горный хребет, наблюдаем невиданное дело - снег в сирийских горах (высота 1200 м). Спускаемся к морю и при помощи советской топокарты и GPS находим проезд к полуразрушенной крепости. История всех местных крепостей одинакова. Их строили либо крестоносцы, пытаясь закрепиться на завоеванных территориях, либо местные, пытаясь защитить от разнообразных завоевателей эти территории. Замки неоднократно отбивали нападение и не менее часто падали под ударами нападавших, после чего перестраивались меняя свой стиль с европейского на арабский и наоборот. А потом, как в анекдоте, появился лесник... точнее Саладдин и всех победил. В каждом замке вам обязательно расскажут, что его взял штурмом Саладдин. В Куаталь-аль-Маркабе мы наблюдали закат солнца, садилось оно в Средиземное море. Можно было прямо по секундам считать: 5, 4, 3, 2, 1 ... И солнце исчезло. И сразу же, в ближайшем минарете начинается молитва. Через какое-то время в другом, более высоком. А там где-то далеко снизу поют уже давно. Разноголосица муэдзинов постепенно покрывает весь склон, от прибрежного города, до аулов на тех самых 1200-х метрах.
Тартус и о-в Арвад

Встретившись с утра с последним участником экспедиции (а заодно и ее руководителем) - Юриком, отправились на остров Арвад, что находится прямо напротив Тартуса. Когда-то здесь был финикийский город и благодаря своему удачному положению ассимилировался другими нациями он медленее прочих финикийских городов. Какому-то из завоевателей пришлось даже строить насыпную дамбу от берега, чтобы спустя три долгих осадных года взять штурмом непокорных островитян. Дамбы давно уж нет, до острова добираются на корабликах, которые на пристани проважают два импозантных пеликана. Пеликаны кусаются совсем не больно, а даже забавно. На самом острове все застроенно городом. Самая инетресная часть - множество гуров, образованных морским прибоем. Если погулять там, то можно собрать ракушек и окаменелых мидий. Поиграли с местными пацанами в войнушку. Стреляли в основном по Ариэлю Шарону и иногда Джорджу Бушу, правда попали почему -то пласмассовой пулей не в этих двух злодеев, а в Серегу.
Замок Крек де Шевалье

Наиболее известный из всех местных замков. Оборонявшие его много веков местные настолько свылись с ролью, что обороняют до сих пор. Мазда приняла на себя выстрел каких-то детей. Грохот стоял такой словно это камень из пращи, а не обычный снежок. В самом замке сохранилось очень многое. И стены, и казематы, и молельня и даже рыцарские туалеты. Посетителей тоже немало, со всех концов света. Отщелкав все что можно и поизвращавшись в изобретении новых фотосюжетов осмотр замка завершили.

Во время объездной фотосессии (по периметру стен) пробили колесо. Первый за поездку раз, и как это не удивительно единственный. Вынужденная пауза позволиа познакомится с кслаасными местными девчонками. Ранья и Зульфия-Зухра были просто сама приветливость и очарование.

Вечером, изголодавшись, решили по пути заехать в Хомс. Народ требовал кебабов. Там только что закончилось празднование Куйрам-Байрама. Весь город был завален трупами животных и их окровавленными шкурами. По сточным канавам текли настоящие реки крови, а из мусорных бочков торчали копыта - единственное, что не подвергается полезной обработки при зарезании барана. Проблема "Как и где перекусить?" решилась путем уничтожения аппетита.

Дамаск

Несколько часов езды и мы наконец в старейшем столичном городе мира - Дамаске. Дамаск с самых древних времен знаменит своей сталью (клинками, мечами и пр.) Нынче же город примечателен древними автомобилями. Допотопные длинющие американские мерседесы, горбатые немецкие "жуки", советские "копейки" и "москвичи". Разве что никаких праворульных, кроме нашей нет. Ночью ищем гостиницу, а утром Марка. Марк - это наш московский знакомый, которого встретить в самой Москве - нереально, а вот на конезаводе под Тулой, или в Дамаске - запросто. Марк, уже четвертый день в Дамаске, поэтому рассказывает, где какая мечеть и чем она знаменита. А вот тут мавзолей того самого Саладдина. Чисто бытовые достопримечательности тоже интересны. Вот тут можно обувь починить. Вот туту самая вкусная шаверма, а тут - утренний кальян. Знаменитый рынок не впечатлил. Во-первых с суком мы уже знакомы по Алеппо, а во вторых - засилие китайского ширпотреба. Но находятся окрестные улочки, где продаются уже отделланные вчерашние шкуры, арафатки и кальяны. Именно этих три товара мы закупали в несметных количествах.

Днем - поезда на юг в Босру и окрестности. Вечером обратно в Дамаск. Праздновать Новый Год. Хозяева гостиницы наверное еще долго будут помнить этих странных постояльцев с их непонятным праздником :) Ночью, правда, явились представитель сирийской госбезопасности, после того как мы начали с крыши палить в огромном количестве петардами. Праздник пришлось продолжать на горе, возвыщающейся над городом. Тут обнаружилась масса обзорных точек и масса гуляющих сирийцев. Последние были счастливы попускать вместе с нами петарды, поводить хороводы, и дружно поскандировать "С новым годом!" и "Мария Шарапова!".

Босра и окрестности

Поездка на юг из Дамаска совершалась уже вдвенадцатером (вместе с Марком к нам добавилась его автостопная спутница Лена из Питера). Цель - посмотерть красивую местную долину, изобилующую водопадами и пещерами, а также городок Босра. Ну может быть по сирийским меркам долина и впрямь был живописной, но нам так не показалось. Водопад был искуственным, пещеру не нашли, так как заблудились и приехали на другой берег водохранилища, а моста - не оказалось. В итоге побаловались оливками не из банок, а растущими прямо на деревьях. Вкус оказался отвратительным, но как слабительное средство зарекомендовали они себя неплохо.

Босра оказалось куда интереснее. Развалины, развалины - а потом полностью сохранившаяся цитадель, куда, несмотря на поздний час, нас пустили, причем даже бесплатно. Половину цитадели занимает огромный амфитеатр. Поскольку было уже темно, наслаждались мы тут в основном не видами, а великолепной акустикой, благо собственных исполнителей хватало.

Иордания 
Пещеры в Большой Сирийской пустыне

Прощаемся с Марком и Ленкой и выезжаем дальше. К вечеру пересекаем Иорданскую границу и оказываемся в хошемитском королевстве Иордания. Сказывается это в первую очередь на ценах (они в три-пять раз стали выше), и на деньгах (монеты не круглые, а какие-то многоугольные). Долго в потемках ищем трассу на восток в Ирак, и уже совсем в темноте, свернув с трассы разъезжая по путсыне пытаемся поъехать к пещере, используя GPS. За 600 метров до цели машина окончательно вязнет. Вечерняя разминка, заключающаяся в толкании машины, и спать. Впервые за всю поездку - в палатке. Ночью холодно, пригождаются купленные вчера шкуры. Теперь практически все наши дальнейшие вечера будут проходить как в шатре султана, развалившись на подушках-спальниках-шкурах, под бренчание музыкальных инструментов и в клубах кальянного дыма.

День 2 января целиком посвящен погружениям в пещеры. Он стал по сути единственным спелеоднем нашей спелеоэкспедиции. Не все пещеры нашли, но те что нашли - оказались лавовыми и поинтереснее сирийской 15-метровой длины. Особенно впечатлила последняя, найденная практически на закате. Посреди ровной, одинаковой во всех направлениях каменно-песчаной пустыни круглая дырка в земле, диаметром примерно 20 метров. Так неожиданно, что едва успели затормозить. Вниз - вверх, только по веревке. Вниз 10 метров и плоские ходы (суммарной длиной порядка 800 метров), словно в компьютерной игре типа Princ of Persia, спустился от плоской пусnыни на 1 уровень вниз и гуляешь там. Внизу кстати - единственное место, где по ночам не холодно. Понаблюдав луну и звезды сквозь большую круглую дырку в потолке подымаемся наверх.

Оазис Азрак и пустынный замок Амра

Оазис Азрак находится в самом центре Сирийской пустыни. Если грубо прикинуть, то к нему ведут четыре дороге, по одной из них мы приехали (от Мафрака, на границе с Сирией), по второй уедем в сторону Аммана. Третья ведет в Ирак (примерно 100км), Четвертая - в Саудовскую Аравию (30 км). Азрак означает - "голубой", видимо в честь огромного озера, которое тут находится. Вдоль главной улицы пестрят своими названиями и картинками рестораны. На картинках часто изображена бутыль. Сюда заглядывают иногда оттянуться саудовские шейхи, ведь закупиться алкоголем у них в стране проблематично. Сам оазис знаменит тем, что здесь останавливается на отдых бесчетное количество разнообразных перелетных птиц. Среди местных птиц есть знаменитый арабский орикс, ему и памятник установлен. Впоследствии, правда, получив проспектик о Вади Рам увидели какого-то козла, и подпись под ним - орикс. В последнее время из-за грабительской выкачки воды озеро обмельчало и превратилось в болото. О чем мы и узнали на собственном печальном опыте. Сначала завязла Мазда. Бросив ее отправились в сторону мерцающей полоски пешком. Не буть озера на карте и его описания в книжке - можно было решить что это мираж. Идем и идем. Уже второй час идем. Местность - абсолютно ровная потрескавшася от жары, но влажная глина, периодически засасывающая путешественников. Надоело нам идти - вернулись назад. Ни озера ни птиц так и не увидели. Зато нафотографировли кучу отличных узоров для desktopa под ногами. Место очень красивое и солнечное.

Замок в пустыне. Называется Амра. Прямо возле трассы, решили заглянуть. Внешне очень мал и невзрачен, а на входе еще и требуют 1 динар. Долго сомневались, но все же пошли, о чем не пожалели. У входа - колодец. Спорим друг с другом сколкьо метров. варианты 50, 25, 20, 18, 16. Спрашиваем у служителя. 45 говорит. Потом в книжке обнаружили, что 36 на самом деле. Внутри - удивительным образом сохранившиеся фрезки, в которых и есть суть этого замка. На одной - как в игре Civilization, сидит в центре правитель Арабов, а по бокам 6 проигравших правителий, среди которых нубиец Негула, вестгот Родерик, перс, еще кто-то, и двое учеными пока не расшифрованы. Еще есть фреска с изображением Христа, причем нарисованная мусульманами, которым и рисовать то нельзя людей. В последней комнате - звездное небо. Было еще что-то - читайте книжку (у Леночки осталась), а еще лучше приезжайте и смотрите. На прощание смотритель сыграл нам грустную красивую мелодию на местной однострунной балалайке изготовленной из верблюжей шкуры.

Мертвое море и источники Ирода

Спускаемся с 800м до -400м. Уши заложило очень мощно, раскладывает далеко не сразу и с сильным хлопком. Но воздух - реально лечебный какой-то. Все сопли пропали, дышится легко и свободно. Разложив на пенках спальники и кальян сели играть вечером в Что? Где? Когда? Звание лучшего игрока и Хрустальный Орикс присуждены Леночке. Знатоки выиграли 6-5. Потом началась музыкальная пауза под которую плавно все отрубились даже не залазя в палатку. Утром (а многие еще и вечером) пошли купаться в Мертвое море. На прибрежных камнях от волн остаются соляные наносы. Реально потонуть там невозможно. Обсуждаем израильских шпионов-лазутчиков, пересекающих под покровом темноты Мертвое море на пузе. Единственная неприятная особенность - стаи мух, облепляющих все интересное сколько нибудь долго находящееся в стационарном положении. Будь то наша хавка или наша Мазда.

Выезжаем. Сначала смотрим панораму сверху с гор. Красивый и совершенно непривыхных пейзаж. Крутые красно-бырые скалы, за которые цепляются ярко-зеленые пальмы. Пытаемся попасть в гор.источники Маана, но там хотят 10 динаров с человека, доторговавшись до 5 динаров обнаруживаем отсутствие этих самых динаров и уезжаем на бесплатные водопады и источники Ирода (Зара). От предыдущих они отличаются помимо цены еще тем, что тут куча мусора и иорданцев. Но нас это не смущает (по крайней мере мужиков). Димыч и Серега свалились в какую-то теплую лужу и валялись там переворачиваясь со спины на бок на живот и обратно навернео часа два, пока Серегу не укусил за задницу местный клоп. А так бы наверное до следующего утра и валялись. Остальные нашли себе свои клевые помывочные места. Некоторые прям в море, возле впадения горячего ручья. Поплавал в море, смыл соль в ручье, и снова в море. Релаксировали так долго, что стемнело и такие достопримечательности как пещера Лота, его жена в виде соляного столба, Содом и Гоморра остались нами не посещенными, что впрочем никого особо не расстроило.

Акаба и Красное море

На гитаре лопнула струна, а щипчики кальяна потеряны, однако жизнь прекрасна и вечера проведенные в палатке под южным аравийским небом нам запомняться еще надолго. Вчера мы пили пиво, купленное по рекордно высокой цене. Дороже не встречалось даже в Москве. Сегодня - Акаба. Свободная экономическая зона. Тут нам продают две бутылки виски по цене одной, а баксами удается расплачиваться по курсу один бакс к одному динару. Потягивая охлажденное морем пиво, валялись весь день на пенках завернутые в спальники на пляжу и поеживаясь от холодного ветра никак не могли понять зачем в эти места (Шарм-эль-Шейх всего в какой-то полуторасотни км) едут отдыхать тысячи россиян. Разве что помочить сапоги в Индийском океане. Однако гидра, маска, ласты и жизнь становится интереснее. Буквально в 20 метрах от линии прибоя - сказочные коралловые города с разноцветными обитателями.
Вади Рам

Сказочное место. Наверное апофеоз всего путешествия. Тут в общем то описывать нечего, надо смотерть фотографии, а еще лучше съездить и посмотреть вживую. Пустыня, красные барханы, скалы, каньоны, каменные мосты, древние петроглифы, арабы, верблюды. Место просто огромное, туристов - никого. Хотелось залезть куда-нить повыше и засесть за медитацию. Наверное так и делал пару веков назад знаменитый Лоуренс Аравийский, времени у него было тьма, у нас, к сожалению - только один день. Из приключений запомнились два: громогласная утренняя песнь какого-то ненормального араба в 5 метрах от палатки в 4 часа ночи. И вечерняя авария, когда везший нас джип столкнулся на нерегулируемом перекрестке с другим таким же джипом. Закутанные в арафатки водителе сразу же повыскакивали из кабин на улицу, направились друг к другу и .... пожали руки, поцеловались, и похлопав по спине товарища по несчастью, громко рассмеявшись разъехались. Уже ночью, переежая в Петру, с удивлением константировали что в Иордании уровень снега примерно на полметра выше чем в Москве (где его не было вовсе в этот момент).
Петра

А вот это уже раскрученный туристический брэнд. Одновременно с нами его посещали порядка сотни русских туристов из нескольких групп. Леночка, например, встретила мужика из соседней лаборатории. Арабы так и лезут чего-нибудь продать и прокатить на "феррари аирконлишн" (это верблюд обычный) или "феррари аудисистем" (это осел орущий). Структура как у Вади Рам, только здесь сохранилось гораздо больше гор, соотвественно вади (ущелья, каньоны между ними) гораздо уже. Ну и плюс собственно Петра, высеченный набатейцами в античном стиле город. Высечены только фасады, внутренные помещения неглубокие, но для жилья вполне достаточные. Эх, если б не видеть заранее основную картинку, то вид на вырастающее сквозь узкую щель каньона здание казначейства наверняка б сразил наповал. Как он сразил повторных первооткрывателей этого места (что было совсем недавно, поэтому наверное архитектурные фасады тут хорошо и сохранились). Но картинка эта есть везде, во множетсве журналов и фотоальбомов, в х/ф об Индиане Джонс, и даже на марке в иорданской визе. Свои прелести мы здесь все таки нашли. Это очередные акустические забавы (внутри чьей-то гробницы), прекрасный предобеденный сон в местном амфитеатре, и самое, пожалуй красивое здание, предзакатный монастырь, наиболее удаленный памятник, практически повторяющий вид казначейства. Вечернее общение за кружечкой мятного чая с бедуинами, неплохо знающими и постоянно расширяющими свои познания в русском языке, и игра в "Детский Сад" и воспитателя дядю Лешу. До сих пор и в Сири и в Иордании мы не встретили ни одной собаки, повсюду были только стаи бродячих бездомных кошек. И вот наконец увидели собаку! Что неудивительно, собака эта откликалась только на "кис-кис".
Мадаба

Плод убеждения Димычем и Леночкой руководящего состава. Находится практически по пути, чего б не заехать? Известна своей мозаикой. Спевра посмотрели мозаичную карту христианского мира, частично сохранившуюся по полу христианской церкви святого Георгия. Потоптались вторично по посещенным ранее источникам Ирода и другим древнебиблейским местам. А потом, выбирая по книжке чего б посетить, выбрали то место, где было написано enter free. Это оказалась школа мозаики. Преподаватель школы - милая руссковорящая девушка Катя (ее мама из Москвы) провела нам экскурсию, позволила покрошить немного мозаики и ответила на массу накопившихся вопросах об Иордании и иорданцах.
Джераш

Последний наш город в Иордании. Древнеримская Гераса. Развалины по идее должны были нам наскучить, но в Герасе их было столько много и так толково преподнесенных посетителям, что место нам понравилось. А может виной тому была прекрасная солнечная погода? Под конец Иордании мы настолько устали от высоких цен, что в Джераше нам удался хет-трик: бесплатно с тыльной стороны пролезть через дырку на территорию древнего города, бесплатно послушать экскурсию на русском языке, бесплатно послушать концерт арабской национальной музыки исполненной на волынках(!) и барабанах в местном амфитеатре.

Masalaama, Jordan!

Сирия (обратно) 
Пальмира

Долина Евфрата


Комментарии
Guest04.02.13, 11:16
Скорбим! 
Эх, громят такую чудесную страну! Креста нет!
Очень все удобно и просто 
С машиной - чуть сложнее, надо налог заплатить, около 150$. а ЛЮДИ - 15 минут, никаких проблем, виза ставится по ходу дела, скоко стоит - забыл, баксов 20 примерно.
Guest05.03.09, 19:35
Как прошел процесс пересечения границы Турция-Сирия? 
Планирую велопоход в ноябре 2009 г. и интересует вопрос пересечения границы с Сирией на велосипеде.Не подскажите как это у вас все произошло?
О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин