п. Университетская, п. Навджинлагат Состав: Нитишинский Михаил (ФМХФ) Нитишинская (Когон) Людмила (ФУПМ) Дзюра Артем (?) Лещанский Илларион (?) Володин Евгений (ФОПФ) Перов Дмитрий (ФРТК) Змиевский Сева (ФАКИ) Половьянов Дмитрий (?) Сеньк Сергей (?) Кузнецова Эвелина (?) Вагапов Рустам (?)
Заброска
Владикавказ

25 января в 23.20 мы загрузились в 29 поезд "Москва - Владикавказ" и в 9.20 27-го прибыли на конечную станцию. Автобус отправляется со старой автостанции (5 мин. ходьбы от ж/д вокзала). Автобус до В.Фиагдона отправляется в 9 с минутами, 11.20, 14.00, 16.40, 19.00. Ехать надо до с. Тагардон. В воскресенье уехать трудно, в остальные дни легче. От ж/д вокзала на авт. N17 и трол. N2 можно доехать до новой автостанции (отсюда отправляются дальние автобусы). Там же несложно найти автобус, который за умеренную плату (до Тагардона - 60 руб) отвезет вас куда угодно. Названия "Тагардон" на шоссе нет, водитель тоже может не знать, где это. (Догонявший группу Змиевский проехал лишние 5 км.)
Сведения о районе

Пастбищный хребет простирается с запада на восток и имеет максимальную высоту около 1800 м. Он изрезан оврагами в перпендикулярном направлении и почти до вершины покрыт буковым лесом. Возле Тагардона его прорезает долина р.Фиагдон. Район находится за пределами Цейского заказника. Из крупных животных мы видели оленей. В январе в районе выпадает снег. Снег шел и 27 января; тот, кто шел первым, проваливался по колено. Температура днем от -13 до -5'С (при этом в Москве было до -30'С).
Заброска

Село Тагардон состоит из четырех домов справа от дороги (по ходу из Владикавказа). Постоянно там живут две бабули. Одна - русская, работает (берет каждый день пробы воды), у нее ночевал Змиевский по приезде. На другой берег реки Фиагдон ведут два мостика: висячий (гидрометрический) и обычный. Перейдя по мосту, поднимемся круто в гору метров на 100. Это первая сложность заброски: найти проселочную дорогу. Далее идет маркировка на деревьях: туда и обратно. По дороге надо идти вверх (основное направление В) около 4 км. Справа остается вершина хребта. Второе непонятное место - там, где дорога теряется. Это открытое место. До вершины хребта по высоте примерно 700 м. У дороги развилка: направо вверх - с бело-красно-белым маркером: так ходили на вершину хребта. Налево вниз лежит, видимо, то, что названо в отчете "поляной". Здесь мы потеряли дорогу (правда, шел снег). Сразу за "поляной" следует маленький овраг и еще одна поляна. С ее края виден "полуостров", на котором мы разбили лагерь. Здесь снова начинается лес. Следует отметить, что число оврагов меняется в зависимости от высоты, по которой идешь. (Несколько сливаются в один.) В овраги, окружавшие наш "полуостров", мы спускались вниз до двухметровых уступов . Следующие овраги намного круче, с выходом известняковых плит. В ближайший мы вышли сперва довольно низко и увидели дырку 2*0.5 на середине стены, заткнувшуюся через 2 м. Если выйти в овраг в верхнем конце, то видна известняковая плита в самой южной его части. Рядом с ней - входы в Навджинлагат. Если идти дальше траверсом на высоте Навджинлагата, то через 100-200 м в 30 метрах внизу будет видно большое ровное место. Это, видимо, указанное в отчете "место для лагеря". Не спускаясь к нему, а идя по-прежнему траверсом, через 200-300 м попадаем в следующий овраг. Верхняя его часть - каскад уступов высотой 2-7 м с площадками разных размеров. Границы уступов - вертикальные известняковые плиты. Надо выбрать самую верхнюю большую и относительно ровную (+-1 м) площадку и спускаться именно на нее. В южной ее части у самой стены - "площадка для установки палатки", заваленная снесенными деревьями. Вниз под стену ведет лаз 2*0.5 м. Это и есть вход в Университетскую. С другой стороны площадки - обрыв, потом еще один ("цирк"). Вход виден с верхней части оврага. Дальше на ВЮВ такие большие овраги не встречаются. Путь от места нашего лагеря до входа в Университетскую занимал 30-35 минут; от Навджинлагата 15-20 минут. Обратно (вниз) несколько быстрее.
Основная часть
Пещера Университетская

28 января. Поисковая тройка за 4 часа нашла обе пещеры.
29 января. На входе наросли сосульки. Почти сразу после входа появляется ручей. До т.19 он образует множество ванночек глубиной до 1.5 м; их можно обойти в распоре или вдоль стенки. Т.6 - первый уступ, провешивался "восьмеркой". На большинство уступов первый залезал с плеч второго, хотя, возможно, это и необязательно. Т.9 - ход направо пошел к сифонам (первый сифон на следующий день пронырнула вторая тройка). Т.10 - "пасть крокодила" - слуховое окно наверху. Далее до т.15 ход узкий (приходится идти боком). В т.15 мы закрепили "двенадцатку" и пробросили на три уступа вниз. Перед т.19 (водопад Самсон) валяются шесты, с которыми, видимо, кто-то залезал на 8-метровый уступ. От водопада осталась только капель. На уступе висят две "десятки", одна слегка побита,другая целая. Веревки висят надежно ( за скалу ). Но как можно было забраться без веревки и шестов-остается загадкой. Отсюда группа вернулась.Под землей прошло 5 часов. 31 января. Проснувшись в 10 утра, 1 тройка приступила к приготовлению завтрака. Около 12 часов группа отправилась на поиски зала ГМИ и изучение его окрестностей. Основной ход, поднимаясь вверх небольшими уступами, ведет к залу ГМИ. Ход в некоторых местах ветвится. За "путеводную нить" можно взять медную проволоку от телефона, идущую от Самсона к Невским берегам и оборванную в нескольких местах. В зал ГМИ тройка попала снизу. За нашей спиной в западном направлении зал, сужаясь, становится широким ходом, который, видимо, ведет к Выборгской стороне. Потом он переходит в узкий лаз примерно в метр высотой с великолепными сталактитами и сталагмитами, а затем - в длинный, метров 10, шкурник, который группа не стала проползать. В северо-восточной стороне зала - мусорная яма. Довольно много мусора просто разбросано по залу. Нам не пришлось жалеть, что лагерь стоял не здесь. К сожалению, мы так и не успели вынести мусор. У южной стороны зала ГМИ тройка нашла 15-метровый колодец вверх, но штурмовать его не решилась. На обратную дорогу от зала ГМИ до выхода из пещеры 1 тройка затратила около 2 часов. Вторая тройка вошла в пещеру в 12.40 ; через 3 часа она встретилась с первой в подземном лагере, и, попив чаю, двинулась дальше. Из зала ГМИ тройка пошла по северо-восточному ходу. Ход вскоре становится ниже, переходит в наклонную щель, местами появляется глина. Слева возникает шум воды. Пол в этом месте устлан плитами 1*1 м.(Мы решили,что это "кладбище" ). Тройка пошла на шум и вылезла в вертикальную щель шириной 0.5-1 м на высоте 2 м над ручьем. Над ручьем несложно идти в распоре, но можно и по дну: глубоких ванночек нет. Метров через 50 вверх по ручью нашим глазам открылась красивейшая голубая лужа метровой глубины и размером 1.5*4 м. Это сифон "Невские берега".Он открывает цепь сифонов ( из которых на схеме есть только "6 экспед."),до конца не исследованную. Мы попытались его пронырнуть, "потекли" и решили возвращаться. Возвращалась тройка вниз по ручью, не уделяя дороге особого внимания. Ход гладкий, ровный. Он вываливается в небольшой зал 5-метровым уступом. Первого спустили в зал на веревке. Он нашел какой-то выступ и организовал остальным нижнюю страховку, которая, к счастью, не использовалась: оказалось, что можно спуститься (и, видимо, подняться) и так. В т.23 ручей вышел в основной ход. В 20.30 группа была в подземном лагере. 1 февраля. Вторая тройка к 11.30 свернула ПБЛ и в 14.00 вышла из пещеры.Первая тройка прошла до "Самсона" и обратно. 2 февраля. Группа сходила в пещеру и сняла навеску.
Пещера Навджинлагат

Во входной зал пещеры Навджинлагат ведет с поверхности 2 входа, нижний из которых представляет собой узкую щель метра 3 в ширину. Второй вход имеет метров 10 в ширину и около 3 в высоту. Входной зал, имея легкий уклон от входа, простирается на 10 метров в высоту и 30 вглубь. Невысокие ледяные сосульки в зимнее время стоят на полу и обильно свешиваются с потолка. Часть зала занимала замерзшая лужа; в другой части хватило бы места, чтобы поставить "ангар". Но пещера - защита только от снега, а не от холода. Побоявшись, что лужа растает, мы не стали переносить лагерь. В длину пещера имеет около 200 метров, превышение по вертикали - 25-30 метров. Проходится без гидрокостюма.
На поверхности

"Наверху" основными нашими занятиями были экскурсии в Навджинлагат, тренировки по веревке и прогулки по окрестностям. До вершины хребта можно подняться за два часа, оттуда открывается прекрасный вид. С южной стороны хребет круче; неподалеку от Тагардона течет ручей, который был бы водопадом, если б не уходил в трубу. В 4км по шоссе на юг от Тагардона- следующая деревня, где мы познакомились с местными жителями (местные жители угостили нас сыром, молоком, компотом и т.д. в обмен на 5 пачек сигарет).
Сброска

3 февраля команда проснулась в 5.10, свернула лагерь и в 7.10 вышла. В 8.00 мы были в Тагардоне. Автобусы на Владикавказ: 6.50, 9.00, 11.50 (дальше мы не узнавали ). В декабре 1990 г. ходили слухи о "напряженной обстановке" в Сев.Осетии, поэтому обратные билеты у нас были из Нальчика. Во Владикавказе мы добрались до новой а/станции и уехали в Нальчик. Там от автовокзала сели на авт.N 11 и в 13.30 были на ж/д вокзале. В 20.40 мы выехали на поезде N 62 "Нальчик-Москва" и в 5.45 5 февраля были в Москве.