Клубная экспедиция в составе Проекта РСС Общества Исследователей Мчишты: ремонт связи и навески, обустройство лагерей, копание земли и камней, восхождения, знакомство с пещерой
Москва-Абхазия-дом Рауфа-лагерь П1 - П1 - Форелевое хозяйство - обратно

Спелеоклуб Барьер в лесах над Отархой. Зима 2021-2022.

Новогодне-рождественская экспедиция команды Барьер в пещеру П1 (Абшдза) - восточная красавица

Первая группа 2731.12.2021

Началось всё, как это часто бывает со следующими в Республику А* группами, в месте пересечения путей в Причерноморье: славном Адлере.

Распахнувшиеся воздушные ворота впустили в себя первого прибывшего члена группы - Т. Каких-то шесть часов ожидания непонятно где позволили ей добраться до железнодорожных ворот, куда с наступлением глубокого утра (9 с чем-то) прибыла троица едущих поездом (Д., И., Н.).

Следующие планы группы включали в себя попадание в офис ПЭК, забирание груза и отъезд на Завене в сторону пункта пропуска, и у них бы всё получилось, если бы не.. полная неразбериха с транспортом, связанная с необходимостью отправки в то же место ещё и громадного количества груза и людей соседней партии.

image::nakryloOutside.jpg[block image,800,450]

image::nakryloInside.jpg[block image,800,450]

image::zalozhnikiAsfalta.jpg[block image,800,450]

В конце концов ситуация разрешилась следующим образом: девицы в компании ЕСнеткова отправились пересекать границу (и попадать ко входу) на УАЗ Патриот с Завеном, а Д., И. и прибившийся из соседней партии студент медицинского Влад поезхали проходить границу на такси налегке, то есть без вещей.

В итоге группа встретилась в районе винодельни Аристава, кою держит Рауф. ЕСнетков с девицами прибыли туда чуть ли не последними да затемно, и, после непродолжительной перегрузки вещей, вновь объединившиеся члены группы отправились на автомобиле ко входу в пещеру.

Группа ехала в предвкушении - день должен был быть длинным, впереди предстояло разбить лагерь, отобедать, переодеться в чистенькое спелеологическое снаряжение и совершить акклиматизационный выход.

Привходовая часть встретила любителей подземелий восстановленным (с августа) навесом, огромным на весь лагерь полиэтиленом (он был в значительной мере погребён под производным коров), уютными травянистыми площадками для установки палаток, иногда встречающимся мусором от прошедших экспедиций.

Здесь должно быть фото, но оно, судя по всему, сейчас находится в моём смартфоне (который побит и требует ремонта)

Четвёрка спустилась вниз по узкой части пещеры до метки V32 без транспортных мешков, после чего отправилась на поверхность ужинать.

== 28 января

Утро, погода прелесть. Сидим, жуём. Случайные встречи, они такие. Из лесу выходит.. Кристина Палайма. Вот кого не ожидал увидеть! Благо, с ней пришла Д., и её мы ожидали.

Впятером отправились на акклиматизационный выход (без мешков), дошли до притока с разломом.

Изначальный план включал в себя перемещение в ПБЛ, но его пришлось скорректировать.

== 29 января -- "Как жаворонки захватили мир? Пока мы спали."

С утра проснулся - день насмарку.

Сегодня нужно было уходить в ПБЛ, и лагерь был так чист и прекрасен, прям сходу и не поймёшь, что изменилось, но стало лучше (спойлер: Д. сожгла весь мусор, включая огромный полиэтилен).

Но мы собрали вещи и ушли в ПБЛ Солнышко.

Первыми спуск по известной программе начала тройка Н., И., Т. - им были выданы два часа форы.

За эти два часа Д. и Д. успели сходить к сибирской группе на винодельню Рауфа, поесть хурм и умыться.

Подвесив под потолком мешок с очистками мандаринов и хурм, Д. и Д. отправились догонять товарищей (время спуска - 65 минут с трансом).

В Солнышке отправились на забронированную ранее на форуме площадку №3, где разместили принесённые горелки и кастрюли.

Ценная находка: банка тушёнки "Микоян" - легендарные, нахваленные Барашковым предметы, столь редко встречаемые в магазине и столь чудесные на словах.

Группа решилась провести суровый тест: случайная тушёнка из Пятёрочки у ПЭК vs тушёнка "Микоян". Результаты таковы:

* случайная тушёнка оснащена петелькой для открывания крышки, что позволяет насладиться (нет) её вкусом без дополнительных приборов

* тушёнка "Микоян" - плоды стола богов Олимпа, но добраться до неё гораздо сложнее из-за отсутствия кольца.

Так же в лагере обнаружены комплекты посуды {кружка, ложка, миска} на семь человек (на всю вторую смену)

Тент решено было не устанавливать, а посему просто спали двумя отдельными группами по разные стороны от личинки сталагмита.

== 30 января

Плановые работы - перекладывание линии телефонной связи на участке "треугольное очко - ХХ - выход в лагерную галерею" - отменено сигналом извне.

ЕСнетков предложил побороться за качество связи на участке "Солнышко - Орлёнок", на котором ранее наблюдались проблемы с очень низким уровнем сигнала, принимаемого в Солнышке.

Работы выполняли по следующей схеме: ЕСнетков в поверхностном лагере находился на связи у аппарата, группа под землёй двигалась вдоль провода, подключаясь к каждой ревизионной скрутке и добавляя витую пару в скрутки, её не имевшие.

В итоге ЕСнетков передал сообщение об атаке коров на лагерь (цель атаки - захват мешка мандариновых очисток, выполнена), а так же не подтвердил ухудшение уровня и качества сигнала на всём участке "Солнышко - Орлёнок".

Двойка из Д. и Н. была командирована в самую западную точку "копать". Лопата и кайло - чего же ещё пожелать? -- так подумали мы и отправились к месту работ, взяв в Солнышке лопату и кайло. По прибытии к заложенному предыдущей группой шурфу мы обнаружили там лопату и кайло. Хм! -- одобрили мы свой выбор инструментов. И начали копать. Довольно быстро мы осознали, что лопатой и кайлом довольно неудобно выбрасывать глину из шурфа, превышающего по глубине наш рост. Было принято решение осмотреть окрестности в надежде найти подсказки к тому, как надлежит вести работы. Неподалёку от лопаты и кайла была обнаружена короткая верёвка, но новое открытие не натолкнуло нас ни на какие светлые мысли (на несветлые натолкнула).

На обратном пути встретились с возвращавшейся из Орлёнка группой в районе поворота у 40R, вместе дошли до лагеря и начали подготовку к выходу.

== 31 января

Завтрак, быстрый выход, обед на поверхности.

Отправляющиеся домой собирают вещи в ручную кладь и упаковывают (или подвешивают) снаряжение, подлежащее отправке транспортной компанией.

В 19:30 отправляемся из наземного лагеря у входа в дом Рауфа со спальниками.

В 21:00 многие решают отправиться "поспать пару часов", в итоге просто спят до утра

Было очень забавно слушать ежечасные звонки спелеологам тех городов, в которых в данный момент наступает полночь.

== 1 января

Д., Н., Т. отправлены к шоссе, уезжают и счастливо возвращаются в Россию.

Д., И. - днёвка

А нет.

Как новый год встретишь, так его и проведёшь.

Глиняная пробка в привходовой части на 0.2 метра продавила подгнившую деревянную крепь. ЕСнетков, КЕВа и Д. отправляются укреплять бетоном возникшую слабину.

Технология бетонирования крепи такова: два наиболее опытных спелеолога отправляются к месту непосредственного проведения работ, где из арматуры, проволоки и напиливаемых по месту досок формируют опалубку; спелеолог менее опытный находится на промежуточной площадке, имеющей достаточную площадь для формирования "раствора" (?!) лопатой: на ровную поверхность укладывается отрез баннера, на который высыпается песок и цементный порошок в соотношении 2 к 1, кои надлежит лопатой перемешивать до относительно равномерного распределения частиц, воду же можно добавить уже в месте закладывания в опалубку - благо, с потолка (и носа!!!) её туда капает предостаточно.

Новогодне-рождественская экспедиция команды «Барьер» в пещеру П1 (Абшдза) восточная красавица

Вторая Группа

Пещера П1 известна исследователям достаточно давно, как потенциальный сухой вход в галереи над восточной рекой источника Мчишта. Много лет и усилий опытных, усердных и оказавшихся рядом спелеологов позволили ее пройти и в меру надежно, так как работы в привходовой части постоянно продолжаются, укрепляется глиняная пробка во втором колодце пещеры, пещера обустраивается. Памятник подвигам прошлого с замиранием сердца и уважением оценивает каждый, спускающийся и поднимающийся мимо исследователь. После раскопанной части пещера около сотни метров по вертикали продолжается небольшими неширокими уступами и меандрами, а после — чередой колодцев на глубине примерно трёхстах метров приходит к донными галереям. Здесь можно спуститься к озерам, исследованием которых занимаются подводники, цель — выйти на восточную реку Мчишты. Для сухопутных спелеологов имеется широкий ряд задач по изучению огромной системы: множество притоков, старых и новых, залов, переточных галерей, восходящих колодцев — все это требует скрупулезного исследования. Спелеологи клуба «Барьер» принимают участие в работах в П1, начиная с 2017 года, и, таким образом, имеют гордое полное право быть полноправными первоисследователями полости.

В 2021 году в силу разных обстоятельств П1 особенно приглянулась спелеологам «Барьера», так было совершено четыре экспедиции: январь, февраль, май, август. Участники вспомнили, улучшили и изучили широкий диапазон подземных работ: прокладка/ремонт навески, прокладывание/ремонт телефонного кабеля, инженерные работы, раскопки, установка и обустройство подземных лагерей, топосъемка, восхождения. Отметим участие как относительных новичков, так и опытных членов клуба: пещера, без сомнения, прекрасный полигон для отработки навыков подземных исследований, а также получения новых знакомств, как в спелеомире (проект курируется РСС и Обществом Исследователей Мчишты), так и с местными жителями, вход в П1 находится в получасе ходьбы от верхних домов деревни Отхара.

Зимой 2021-2022 гг. в П1 пребывали две группы: первая — с 27-го по 31-е декабря, и вторая: с 2-го по 8-е января.

Ниже сосредоточимся на работах второй группы, чьим участником был автор данного эссе. Итак, вторая группа: Дима Яковлев, Алексей Титов, Иван Кудряков, Александр Михалкин, Римма Яковлева, Женя Щетинин, Саша Измайлов.

Далее по дням:

02.01.2022 Женя, Римма и Саша прилетают и заселяются ночью, часа в три, в отель в Адлере со скользкой плиткой; просыпаются рано, Женя говорит, что уже ждет такси, в итоге к 9-ти едут на вокзал и там успешно встречают Александра; таким большим составом успешно пересекают границу, по пути осматривают Мчиштинское форелевой хозяйство, давний приют спелеоподводников, не находят там спелеологов, и поднимаются выше к дому Рауфа в Отхаре; там уже Дима, Иван и опытный, мудрый и большой энтузиаст Мчишты Евгений Снетков. Он сетует, что во входной части просаживается глина, и нужно нам продолжать бетонировать свод колодца, было соглашаемся, но все переходит в «долго, нет материалов, лучше потом», и мы уходим наверх, где Дима уже построил лагерь у пещеры. Обживаем лагерь, ставим еще один тент. Всюду сыро, очень много воды, уже стемнело, есть еще пес, из пещеры поднимаются не бодрые и насквозь мокрые сверх-известные спелеологи Женя Кузьмин и Талия и быстро убегают вниз. Мы разжигаем костер, пакуем часть вещей на завтра — в пещеру в этот день не идем, а чинно идем спать.

Результат: весь груз и почти все участники вместе у П1

03.01.2022 Просыпаюсь от ощущения окруживших нас зверей (бойтесь горных ребристых коров), которые бродят и изучают палатки вокруг, думаю: точно доберутся до хозпалатки и вкусят ее, надо спасать, оказывается в итоге — это просто прибыл председатель клуба Алексей. Новость эта вполне обрадовала участников, и вскоре был завтрак и продолжение сборов. Согласно принятым в спелеосреде обычаям вещи были упакованы в спелеомешки, некоторые материалы даже в гермы, спелеологи надели каски и обвязки, и были готовы к выходу. Получили также мешок со ~ 100 метрами веревки от красноярцев для замены навески на последнем каскаде колодцев.

Вышли двойками и тройкой — пошли по пещере. Первая двойка, Леша и Саша, заменила веревку на двух параллельных навесках, а также отметила неудобство использования омег без колечек и дождалась двойку Ивана и Риммы. Все вместе пошли в ПБЛ Солнышко, что обещал быть и стал нашей базой на время подземных странствий.

Придя в Солнышко, группу ждал небольшой сюрприз: в лагере ажиотаж, площадка, которую клуб ранее договорился занять собой, широко использовалась спелеологами красноярской команды, красноярцы вежливо извинились, что не ушли 2-го, как было по плану, потом также вежливо, что не смогли уйти и 3-го. Пришлось клубу приткнуться временно к разным лагерям. К вечеру пришла тройка: Дима, Александр (Александр — сильный парень: первый раз в пещере) и Женя.

Результаты: вся группа и весь груз в ПБЛ Солнышко, замена двух навесок с большим трафиком на последнем каскаде колодцев (было много битых мест).

04.01.2022 Ура! переезжаем на нашу площадку (бывшая Перовская), оборудываем лагерь, натягиваем тент, потом будет еще и флаг, ставим палатку: в ней особо уютно троим спелеологам. Идем работать в пещере: Алексей и Саша, по просьбе Коли Иванова (он провел туда реперную ветку) — восходить в новом зале, найденном в зимой 2021 года, место от 68 репера вверх и далее, Саша считает, что он там был первый, зал видел, но не мог спуститься. Зал большой, внизу явно шумит вода. Восхождение по не очень наклонному склону, но свободным лазаньем никак: круто и много глины. Приноравливаемся к работе, взошли метров 20 или больше, видим две натечные белые реки в двух концах зала по ходу восхождения, пока лезем между ними. Заканчиваем, идем в лагерь. По пути осматриваем восхождения в зале Орленок, начатые и продолженные в феврале (вместе с феодосийцами) и августе силами «Барьера». Все очень перспективно (в одном более 60 метров), но в этой экспедиции рядом находится лагерь сибиряков, да и по пещере большой трафик, не восходили по соображениям безопасности.

Женя и Римма продолжают восхождение на водопад прямо за ПБЛ Солнышко, работают бойко, но бойко — спелеологи, а не перфоратор, который очень слаб (AEG), к сожалению, низкая эффективность, прошли метров 5-7. Дима, Иван и Александр обитают в пещере. Ночью приходит новость: грядет группа сочинцев, надо их приютить, обсуждаем логистику с группой Коли Иванова (он их и позвал): часть будет жить у нас, другая — у Коли. В три часа ночи приходят и они, спелеологи Сочи, встречаем, поим чаем, кормим, и все, спать.

Результаты: есть своя площадка в ПБЛ Солнышко, проведена ревизия продуктов/снаряжения — все в норме, начаты два восхождения, группа обживается в пещере, встретили ночных южных гостей.

05.01.2022

Легендарный подводник Петр Миненков и его не менее известный товарищ Гоша Сапожников просят помочь вынести к/на поверхность часть их груза, «Барьер» коллегиально не отказывает. Дима, Иван, Александр и Вероника (девушка из Сочи) идут заниматься трансами Петра-Гоши. Алексей и Саша — на вчерашнее восхождение; Женя и Римма — снова на водопад, а для начала прогуляться до места работы первой восходительской двойки. Алексей, Саша, Римма и Женя насыщенно фотографируют по пути, Римма и Женя умело ставят свет, а другие участники встают в разнообразные позы. Фото сделаны, дальше — каждый сам за себя. Алексей и Саша в общей сумме поднимаются где-то до 35 метров над дном зала, там им чрезвычайно начинает мешать глубокий слой глины, лежащий на крутом склоне, под крючья нужно рыть целые ямы, все в глине, плохо ясно, где какой элемент снаряжения, траверсируем до левой (лицом к склону) реки, тискаемся в нее — нет(!) все затекло, продолжаем путь теперь вправо, по глине очень сложно — решаем уйти ниже и восходить часть участка снизу, готово, но есть нюанс: река вся белая, мы - весьма неопрятны, немного полазив и посмотрев на время, решаем — хватит пока. Спускаемся и час, наверное, очищаем себя и снаряжение камнями от глины. Да, явной перспективы пока нет, нужно пробовать другое место. Все в глине, чумазые, идем домой. Кстати, вода в пещере заметно спала, шума воды внизу зала явно не слышали.

Женя и Римма сделали отличные фотографии в результате их небольшого приключения и уверенно залегли спать, AEG дает малый запас бодрости.

Дима, Иван, Александр и девушка из Сочи, к сожалению, не нашли трансы подводника Петра, чем, без сомнения, огорчились. По радио с утра была философская фраза: »не повторяйте ошибку Димы Яковлева».

Результаты: в целом закончили восхождение в зале над репером 68 — очень много глины, нет явных перспектив, все сильно замыто натечкой, сделано множество замечательных фотографий, участники лучше ознакомились с пещерой.

06.01.2022

Алексей и Саша идут на юг, самое южное озеро в пещере, там намечено несколько мест для восхождений. Приходят — сидят на верху огромного разлома и наслаждаются видом, нужно далее траверсировать озеро, снова подняться и там продолжить путь вверх из небольшой камеры. Измайлов, пользуясь аргументом, что спускаться и подниматься долго (в тех местах были Женя Керченский, Талия и Саша с Антоном из Феодосии), плюс на днях придет Женя Керченский, а он хотел там работать, а также тем, что нашел себе Саша еще год назад классное место для восходительских упражнений, тащит Алексея метров на двести ранее по ходу, где приходит сверху огромных размеров ход/разлом(?) и даже вода. Итак, двойка восходит в этом месте. Забивается вверх около 40 точек, примерно метров сорок метров по вертикали ото дна хода, спелеологам в верхней точке явно видны две трубы (3x3 м), одна по ходу движения (лицом к склону, само восхождение влево от пути к озеру, то есть примерно на восток), второе выше и сильно правее. Движемся к первому, заканчиваем по времени, оставляем на последней станции метров ~30 статики, до входа в трубу метров 10-12 по длине, из нее, трубы, явно вытекал поток.

На спуске встречаем участников клуба Ваню, Александра и Женю (перфоратор AEG окончательно подкачал), они идут прогуляться и приспуститься к озеру, попробовать навеску с разнесенными перестежками; ребята попробовали, и мы все вместе идем в ПБЛ Солнышко.

Пришли поздно, за ужином приняли решение, что завтра основная часть команды выходит на поверхность, а двойка Саша и Женя еще повосходят водопад у лагеря (на этот раз DeWalt). Много стирки, опять глина!

Результаты: начато интересное восхождение на юге пещеры, участники активно познакомились с П1, ее дальними частями, получили СРТ и подземный опыт.

07.01.2022 С утра активный сбор лагеря. Саша с Евгением Снетковым завели генератор и зарядили аккумуляторы для DeWalt. Много сборов. Потихоньку ребята уходят на поверхность, Женя и Саша продолжают сборы: скорее вынужденно, так как ждут красноярцев, которые пошли искать трансы Петра и попросили зарядить им аккумуляторы, а также обещали вернуться часа через два — но нет… Выключаем генератор и идем восходить. Бодро проходим еще метров семь, это все уже в щели весьма выше видимой части водопада — общая высота восхождения метров 30. И тут принимаем решение делать траверс в левую сторону (лицом к склону, там явно можно пролезть и что-то видно), опять много глины, приходится все делать осторожно, так как внизу могут ходить люди, порода хрупка, камни, а из-за водопада ничего не слышно, далее бурно запихиваем Женю в видимый узкий проход, он пролез, ура! Можно стоять и ходить, беру веревку и тоже лезу. Мы на большой пробке над водопадом, а потом даже и просто на огромной полке, далее все широко, приходят два водопада/ручья (один раздваиваться), можно спокойно восходить дальше, видны объемы, 3х3 точно есть, а то и больше. Скальником вылезти сразу не получилось, спелеолог Саша пролез метра два и оторвался вместе с породой. Закрепили в сухом месте веревку, помылись под водопадом и вниз. Вода в Солнышке потом еще долго была мутной от наших приключений, Женя благородно ходил извинятся к Сочинцами, а они, в свою очередь, видели нас снизу, и мы им понравились на фоне водопада. Как-то так.

В лагерь только подошли красноярцы — чинно они ходят.

Потом долго-долго-долго мыли снаряжение и часть лагеря собирали. Поздравили Иру Драчкрову с днем рождения — ей было приятно, на зря несли сибирякам сибирские конфеты!

Результаты: пройден водопад (август-январь), питающий Солнышко, Ваня, Леша, Дима, Александр и Римма удачно вышли на поверхность и восстановили поверхностный лагерь.

08.01.2022

Женя и Саша хотели встать в 7 утра, но поздняя помывка и кривой лагерь после ухода группы их задержали, опять долго мыли/кипятили/собирали/описывали ПБЛ и вещи. Собрали, взяли трансы, каски, фонари, перчатки, обвязки, сапоги, все это надели и пошли на выход, опередили другие группы, из Сочи и Сибири, о чем хотели весьма, и вышли на поверхность!

Результаты: вся группа на поверхности

Отдельно спасибо: провиант, он же раскладка — отлично вел сел себя под землей — спелеологи были сильны и готовы к задачам: Диме, как идеологу и IT-мастеру, Римме — как исполнителю и контролеру, а также Ване и Александру за активное участие во всей подземной жизни, от самого верха, до самого низа и обратно.

Все! дальше другая история. Еще Римма в море купалась!