Сведения о районе путешествия, картографические материалы в начале 80х были скудны. Предложения о продолжении освоения маршрута всем бийским группам исходили от В.П. Широкова светлая ему память.
Дополнительные сведения, материалы, помощь, при подготовке к путешествию дали Н.П. Матлыгин – знаток многих районов не только Горного Алтая, председатель бийского гор клуба туристов; Леонид Цой ; Владимир Кашлев; Геннадий Жданов.
Отчет Цоя хранился в т/клубе «Заря» поскольку его группа выпускалась на маршрут в Бийске(имелись полномочия 3 к.с.). Отчет Кашлева к сожалению был сделан как и мой отчет в одном экземпляре и передан в барнаульскую МКК. Мой отчет был передан в Новосибирскую МКК, что в последующем привело к некоторым неудобствам.
После появления барнульской статьи Светланы Колчевниковой (она прочитала отчет Кашлева и его устные сообщения) о Сумульте в «Ветре странствий», начали поступать запросы материалов на эту тему. Одними из первых запросили материалы плотовые группы из Иркутска и Барнаула, первая группа после использования материалов претензий не имела, у второй (Болотов) возникло недоумение из-за расхождения масштабов схем верхнего и нижнего участка маршрута. Я пользовался и высылал другим материалы Цоя. Нас и остальных они устроили, поскольку ничего другого на тот момент не было. До сих пор встречается много ссылок именно на отчет Цоя.
Делая попытку частично восстановить свой отчет, я так же использовал схему маршрута Цоя. К сожалению не могу привести, опубликовать, фотографии и схемы нашего прохождения (ссылки на них остались в тексте), поскольку они имелись только в одном экземпляре отчета, отосланном в Новосибирск. Хотя большинство негативов и снимков сохранились, уже не могу расставить их в том порядке, как они были расставлены в отчете 80го года. Имеется небольшой киноотчет о путешествии снятый 16мм камерой «Киев». Магнитную копию этого фильма сделал Суслин, готовясь к своему первому путешествию на Сумульту. Есть плохонькая цифровая копия этого фильма которую можно посмотреть в инете по ссылке
http://www.facebook.com/video/video.php?v=216517465138069 При прохождении длинных сложных участков старались придерживаться: следующей схемы.Перед первым препятствием очередного участка сплава останавливались на обед или ужин, смотря по времени, если это был обед, то он как-то незаметно переходил в ужин. Дежурный занимался своими обязанностями, остальные шли на разведку. Разведка участка длиной 0,5-1км занимала до 3 часов. За это время успевали осмотреть препятствия, наметить линию движения, места страховки, насобирать достаточное количество ягод, ссадин - берега горных рек бывают хороши, но пока «к сожалению» не оборудованы. Затем единодушно решив, что «хорошая мысля приходит опосля», откладывали прохождение на следующий день. Утром снова осматривали участок длиной 100-200м, искали место где можно, если не причалить, то хотя бы приткнуться к камню (чаще приходилось так и делать), затем экипажи двух судов становились на страховку. Таким образом, во время прохождения одного судна, экипажи двух других стояли на страховке, выполняя одновременно функции фото, кинооператоров, являясь помимо того еще и надежными ориентирами. Ведя съемку, выступая в роли ориентиров, вопреки опасениям, они не успевали размахивать руками и комментировать прохождение. Осмотр следующего участка начинался только после того, как последнее судно заканчивало прохождение предыдущего. Такая тактика позволила свести к минимуму аварии и их возможные последствия. Действительно, на протяжении похода оказалось, что спасатели были рядом не только при переворотах, но даже в тех случаях, когда кто-то терял весло. Но, при всей плотницкой неторопливости и других достоинствах, такая тактика имела пробел. Оставалась без внимания психологическая подготовка участников. Со временем пробел с избытком был заполнен рассказами о порогах Сумульты, которые обрастают легендами не только в творчестве местных рыболовов, охотников, но и в литературе (см.кн.Б.Прохоров"До свиданья Сумульта"). К счастью, среди нас не было "благодарного слушателя", которого еще можно встретить среди водников. Поэтому не пришлось до конца похода слушать несколько раз и эти легенды, и то какие ощущения испытал слушатель, проходя по легендарным местам. Да и после похода, уже дома не было очередного лирика, подхватившего бы эти сопли и вопли. К устью М.Сумульты, благополучно миновав последнее 12е (ключевое препятствие), мы вышли на 7-й день сплава. Правда, надо заметить, что обсуждение вопроса"идти - не идти" и подготовка к прохождению каких-то 20 метров Пр.12 заняли более 4-х часов, само же прохождение длилось не более 3х секунд. От устья к порогам «Большие шумы» (Пр. 14) вышли на катамаране и четырехместном плоту длиной 4,2м(Чекстер), шириной 2,1м и грузоподъемностью более 2 тонн. Первый каскад "шумов" без единодушия решили проходить только плотом - экипаж катамарана выразил несогласие, но катамаран(по причини его малой около 2.5 м длины) - обнесли. Перед выходом шутили, что экипаж будет готов к прохождению Шумов, когда губы у всех поменяют обычную свою фиолетовую окраску на белую. Останется лишь оттолкнуться от берега и пройти порог. В третьем каскаде "шумов" экипаж катамарана, утомленный обносами, справедливо заработал возможность перевернуться на самом красивом последнем сливе порога. И участники переворота и зрители были довольны, единодушие восстанавливалось. Через пару дней горы расступились- мы вышли на Катунь. Затем еще долго шли вдоль правого берега Катуни, по узкой полосе голубой сумультинской воды. Удивлялись везению, рыбалке, уже с неохотой уходя на время от необычной реки.
Решились на первопрохождение
«Больших шумов» имея опыт использования чекстера на Чуе-Катуни.
В мае 1978г в путешествии по реке Песчаной прошло первое испытание судна нового типа, плота «Чекстер». Название типу судна дали по фамилии одного из молодых членов бийского турклуба «Заря» Чекстера В. из категории «трудных» подростков. Он сплавлялся одновременно с нашей группой на классическом плоту в составе группы В. Кашлева.
Мысль сделать весельный плот возникла у меня зимой 1977г, когда по предложению Кашлева мы занимались изготовлением баллонов для плотов. Решили отказаться от применения обычной для того времени клеенки и использовали ткань 58 барнаульского РТИ. Конструкцию баллонов сразу упростили, стали клеить обычную «подушку», не закругляя торцы, не проклеивая швы лентой. Вместо «соска» под автомобильный насос я сразу заказал форму для «соска» под диаметр дюралевого стрингера от Салюта из которого нарезали трубок и через них стали надувать баллоны непромокаемым вкладышем для рюкзака. Сначала была мысль сделать катамаран, но когда баллоны были готовы, обсудив с А. Нестеровым возможные варианты, решил делать плот на поперечных баллонах. Изготовлением баллонов, чехлов для них(их тоже упростили), занимались все участники майского сплава 1978 г, помощь оказывала вся водная секция т/к.Заря.
Первый Чекстер был шириной около 2м, длиной около 3.5м. Посадка экипажа поначалу была неудобной, по двое на носу и на корме, лицом вдоль плота, немного погодя пересели, спиной друг к другу боком к течению, для ног сделали упоры.
Второй Чекстер был построен в конце июля 1978г на Чуе перед мостом ниже Чибита. Судно было шириной около 2м, длиной около 5 м. Сначала сели спиной друг к другу, двое на носу, двое на корме вдоль баллонов, прошли мост, причалили и окончательно сменили посадку, сели лицом друг к другу на рюкзаки. Сделали хорошие упоры для пяток и зацепы для носков ног, дающими возможность удерживаться на плоту.
Плот обрел окончательную форму, решился вопрос с посадкой, которая давала возможность работать в таких условиях, когда на обычном плоту экипажу приходилось поднимать греби и цепляться руками за настил. Раму делали из жердей, 5 продолин(одна по центру), 2 поперечины ставили под каждый из 5 баллонов, один из которых ставили в центре плота, по 2 баллона сдвинутых вплотную ставили на нос и на корму. Центральная продолина являлась упором для ног, над упором крепили зацеп, удерживающий ноги поверх носков обуви.
Когда на сплав с нами пошел А. Газизов он предложил крепить ногу «шлеей», поначалу я сомневался, пока не сообразил, что шлею можно укрепить и пустить по ноге так, что она при сомкнутых коленях будет надежно держать, а при размыкании колен свалится с ноги. Решение оказалось удачным.
Какое-то время плавали со шлеей пропущенной вдоль одной ноги. Потом стали ставить шлеи на обе ноги. Такие же шлеи стали ставить и на 2х местных катамаранах, что позволило нам благополучно завершить первопрохождение всех оставшихся не пройденными до того времени порогов на маршруте М Сумульта от пер Сайганош - Б Сумульта до устья Катуни. Прохождение этих рек начиналось с разработки маршрута В.П. Широковым в т/к Заря еще с начала 70х, затем группы Л.Цоя на самодельных н/л и на катамаранах двойках; группы В Кашлева на катамаранах двойках и на плоту.
Шлея и посадка на рюкзаки не раз помогали нам и используются многими до сих пор, благодаря чему чекстер, его модификации получили широкое распространение. Помогла такая посадка на первопрохождении «Шумов» на Б Сумульте и порога водопада на Чаткале, (куда ходили с подачи М Колчевникова с запретом прохождения Харкуша, на водопад запрета не было, он тогда считался непроходимым) мы решились только уверившись в надежности посадки.
Хорошо показал себя чекстер на перворохождении Тыркана группой т/к Заря под руководством В Широкова и при завершении первопрохождения Нимдэ на Таймыре, под руководством Г Жданова. Первый раз эта река проходилась в 1974г его группой в составе 6 человек на байдарке Ладога и ТЛП, Ладога была потеряна во время ливня в середине каньона недалеко от устья Нимдэ. На чекстере через несколько лет этот участок был пройден в большую воду без напряжения.
Уже в 1979 г чекстер освоили рубцовчане под руководством Г Бокова, с их группой мы встретились на Урсуле, куда пошли они и мы с подачи Говора. И тогда и впоследствии нас удивляли ребята из этой группы, их замечательная подготовка.
До этого Г Боков в 1978г участвовал в испытании чекстера на Чуе-Катуни в составе группы В Широкова. В начале 80х рубцовчане сделали свою модификацию судна и проходили на нем Чертов мост и другие препятствия. В тот же период на чекстере часть маршрута, при первопрохождении Акалахи и Каралахи прошла группа М Колчевникова В первые годы соревнований на Чуя-ралли чекстер, с подачи гл судьи соревнований надолго оказался приписан к разряду катамаранов и только после появления на соревнованиях сажневского плота стало возможно начать разговор о переводе чекстера в разряд плотов.
К концу 80х для чекстера была разработана конструкция разборной рамы и комплект стеклопластиковых труб для нее. Конструкция оказалась удачной, мобильной, ее элементы используются нами до сих пор и для катамаранов.
В настоящее время, по материалам публикаций, чекстер используется нередко на маршрутах связанных трудной заброской в мало освоенных районах.
Как каждое судно чекстер имеет свои недостатки и преимущества. Преимущества простота конструкции, надежная посадка экипажа, легкость вождения, легкость освоения начинающими.
За время путешествий на чекстерах и на соревнованиях, нам повстречалось много интересных людей, групп. Запомнились надолго барнаульцы, костромичи, магнитогорцы, омичи, иркутяне, томичи, новосибирцы, ребята из других мест, запомнились их помощь, добрые советы. Они знакомили нас с новыми маршрутами, типами судов, снаряжением. Особенно запомнились костромичи, входившие в нашу группу на Чаткале. От них мы получили конструкцию названную впоследствии «морковкой», с этого момента у нас перестали путаться чалки и спас концы. Магнитогорцы дали идею новых образцов одежды, снаряжения, образа жизни.