Карстовый район Кырктау / Спортивный туризм | Спелеология
 

Килси-2006. Экспедиция в пещеру Киевская. Узбекистан

18 ноября - 5 декабря 2006 г.
Мышечная радость или экспедиция в пещеру "Киевская" в Узбекистан 

Автор текста: Караман Сергей
Подготовка

Про экспедицию в пещеру "Киевская" я узнал совершенно случайно. Не стал упускать возможность побывать в настоящей экспедиции в Узбекистан. Бюджет поездки и ее длительность меня вполне устраивали. Более того, я хотел еще остаться в Узбекистане и пожить там недельку, чтобы пропитаться узбекским духом и проникнуться особенностями азиатской жизни.

Это было мое второе спелеомероприятие. Первое было очень давно в 1993 или 1994 на плато Загедан (Кавказ) и от него снаряги практически не осталось. Фонарь с чемоданчиком АКБ, как у железнодорожников канул в лету. Строительная каска, купленная на стройке метро "Алтуфьево" у работяги за 3 рубля, обвязка "Венто", шант - дорогая штучка, от использования которой за десять лет уже успели отказаться, так как гибнет много людей, зажимая его в руке. Вот и все, что было. Сапоги, комбез, термобелье, флиски, перчатки - все это стало головной болью за неделю до отъезда. Если от гидрокостюма я решил сразу отказаться, по причине того, что впечатлений хватит и от наземной части. В этом меня поддержали, так как из 8 человек только двое планировали нырять в сифоне. От спелеообвязки я отказался по причине отсутсвия денег на покупку готовой или времени на ее пошив. Больше всего нервов мне, а потом и маме пришлось потратить на пошив капронового костюма. С прицелом на лыжный поход в Хибины я нашел-таки дышаший капрон вроде авизента и в этот момент осталось ровно 24 часа до отправления экспедиции. Мама еще не знала об этом, но тем не менее совершила подвиг и сшила костюм - анорак и штаны, которые буквально из под машинки я и забрал, выдвигаясь в Долгопрудный, где было место сбора и, соответсвенно, отъезда.
ДОРОГА

С нетерпением ждал момента отъезда, так как сборы уже порядком поднадоели и хотелось двинуться в путь. Отъезд было решено перенести на утро, вместо вечера, но это было не важно, так как экспедиция для меня уже началась, а уж когда конкретно мы поедем это было не так уж и важно. Не знаю, почему, но мне очень интересны дальние (4500 км) автомобильные поездки, особенно когда есть возможность управлять автомобилем. Другими словами можно ехать в нужном направлении сколько угодно долго - день, два или три, пока не надоест. Практически сразу захватываю самое удобное место в автомобиле - место водителя, так как есть руль и за него удобно держаться. Помню первые метры - осторожно, плавно трогаюсь с места и корабль асфальтовых дорог - Мазда Бонго с двойным перегрузом постепенно набирает скорость на М4 в сторону Каширы. Коробка автомат не сильно чувствуется на трассе, но все равно приятно. Привыкание к правому рулю проходит достаточно быстро, тем более на дороге с большой газонной разделительной полосой никакой разницы. В магнитоле играет музыка, салон набит спелеологами, багаж еще не утромбовался и спать на нем пока не совсем удобно. Не помню сколько ехал, но помню, что добровольно сдал руль Леше, когда было еще светло, чтобы он тоже привык к автомобилю.

Первая долгая остановка для ужина и отдыха. Коллективно решаем гулять на общие деньги и славно покушали, отдохнули и попили, кто чайку, а кто и пивка. Начиная с этого момента и до конца экспедиции установилась теплая дружеская атмосфера, в которой было легко и приятно. Хорошая компания, отличный автомобиль, отсутствие очереди на управление, даже работники ДПС или ГАИ были душками и принципиально не штрафовали меня за семикратное превышение скорости - знак не больше 10 км/ч, а я задумался и пытался проскочить мимо поста со скоростью больше 70 км/ч. Честно признался, что задумался и ... меня отпустили, услышав, что мы альпинисты (спелеологи слово редкое и на растолкование, как правило уходит много времени).

Едем, едем, как вдруг Миша спрашивает - нужен ли загранпаспорт? За такой вопрос мы высаживаем его на вокзале в Волгограде и он уезжает на автобусе в Москву за документом, чтобы потом на самолете прилететь в Самарканд и присоединиться к нам. Хочу отметить, что правый руль - очень удобен в незнакомом городе. Едешь по улице и думаешь, как бы проехать на вокзал, а тут местный житель стоит на автобусной остановке или пытается дорогу перейти. Подъезжаешь плавно, срабатывает стеклоподъемник, задаешь вопрос в метре от жителя и получаешь исчерпывающий ответ. Два незаметных движения (поддать газку и руль немного отвернуть) и через секунду ты снова на дороге едешь в нужном направлении. Мне настолько понравился опрос местных жителей, что даже стало немного обидно, что все нашлось так быстро.

До Астрахани доехать мне не удалось, так как уже была ночь и хотелось спать. Было несколько способов борьбы со сном, но это были способы борьбы со сном всех едущих, так что они не очень подходили - энергичную музыку погромче и скорость повыше. Как только магнитола становилась тише, а скорость ниже - уже нужно было реально бороться со сном, а это не безопасно, так как достаточно один раз проиграть и машина в лучшем случае окажется перевернутая, где-нибудь вне дороги. Добровольно сдал руль уже второй раз! Можно сказать, что получил удовольствие от управления автомобилем два раза. Третий раз вот-вот должен был случиться, но последний час руль явно уводило в сторону, что, как оказалось, означало одно пробитое колесо. Замена колеса на территории Казахстана под сильным холодным ветром и температурой близкой к нулю немного взбодрило меня. Понимаю всю ответственность возложенную на меня - сохранить колеса. Снижение скорости до нуля на отвратительнейшей дороге - как после бомбежки с воздуха, не помогло и на ровном участке сразу же пробиваю два задних внешних колеса. Машину кинуло влево-вправо и снова ровно. С этим я еще не сталкивался и подумал, что может быть все в порядке, но Юра уже догадался. Кто знает, но может быть именно это нас спасло от неминуемой гибели на плато Устюрт, которое находится между пустыней Каракумы и Каспийским морем. Дороги там нет и в прошлом году погибло много народу из-за того, что сломался автобус. В радиусе 500 км там нет жизни...

Юра сменяет меня и принимает решение возвращаться обратно 30 км до ближайшего населенного пункта. Не ошибусь, если скажу, что средняя скорость была километров 5-6 в час. Каково же было мое удивление, когда проснувшись я увидел населенный пункт. Юра все-таки дотянул. Плохая новость пришла из печки, которая стала дуть холодным воздухом. Машина дальше не поедет, пересаживаемся на поезд.

Приезжаем на вокзал, сгружаем огромную кучу мешков общей массой, наверное около тонны и готовимся к штурму поезда Москва-Душанбе, который стоит на станции 2 минуты. Интересное зрелище, когда мы наглухо забили два рабочих тамбура трансами, рюкзаками и закопченным чайником. Юра погнал Мазду в Москву, а мы уже в шестером стали договариваться с барыгами проводниками, которые варварски изъяли у нас по 2000 рублей за проезд человека и по 500 рублей за мешки. Выделили нам в плацкартном вагоне отдельное купе, но не проводника, а там где умывальник и щитовая. Сидим в шестером в этом "купе", кушаем, разговариваем. В Мазде все-таки посвободнее. Расталкиваем вещи в различные тайники - под крышу, в боковые шкафы в тамбурах. Залезаю под крышу в тамбуре, а там места - две трети наших вещей войдет. Вошла, правда перемазался в пылище, но да это уже не так важно. Растолкали мы так все вещи и получается, что у нас и багажа-то нет. Думаю, вот таможенник спросит меня: "Где твои вещи?" и я реально не знал бы что ответить, хотя можно было бы сослаться на другой вагон, но там же такая же ситуация (мы ехали в двух соседних вагонах по 3 человека в каждом). Все обошлось. На границе собрали все паспорта - наши красненькие, синие таджикские и зеленые узбекские в одну кучу и куда-то унесли. Я все время нервничал без паспорта, так как в случае пропажи, даже и спросить-то не с кого. Но нам везет - все паспорта возвращаются, к багажу не докапываются.

Цивильный таджикский гасторбайтерский поезд. Количество народа почти соответствует количеству мест, за исключением спелеологов. Все везут один и тот же набор в клетчатых или Мальборо-сумках: ботинки "кожанные" - одна пара, две рубашки, какой-нибудь электронный прибор типа магнитофона... Все это хорошо видно на таможне, когда все вещи разбрасываются на полках. За окном по пустыне Каракумы скачут или вальяжно шагают корабли пустыни - верблюды. Унылые и однообразные пейзажи. Удается найти место на 3-й полке и отлично там выспаться. Через сутки с небольшим мы оказываемся в Узбекистане и выходим на станции Карши, где нас уже ждали Миша и узбекская милиция.
Киевская

Оказавшись на плато Кырктау рядом с входом в пещеру, заваленным снегом, мы решили сразу же отправить одну двойку на навеску пещеры. Раскопали вход и отправили первопроходчиков вниз. После заброски на плато у меня совершенно не было желания спускаться в пещеру, так как наблюдалась некоторая физическая апатия (отсутствие желания двигаться).

Если обычный туристический поход подразумевает наличие некоторого снаряжения (рюкзаки, палатки, спальники и т.д.) и запас продовольствия, то в спелеологической экспедиции все это смело можно умножить на три и грамотно распределить на несколько подземных лагерей и один наземный (от которого мы отказались), нужно еще добавить километр веревки, пару сотен карабинов, 7 шлямбурников (молоток для пещеры), карбидки... Все, что идет под землю, нужно распределить по специальным транспортным мешкам (трансам), причем в соответствии с подземными лагерями. Все распределить так, чтобы не перепаковывать их под землей - задача не простая и зачастую невыполнимая. Трансы в среднем по 20 литров и нужно обладать некоторой сноровкой и навыками, чтобы затолкать туда 30 литров вещей. Нужно еще следить за тем, чтобы они не были слишком тяжелыми... В общем упаковывать трансы можно бесконечно долго.

Погода приподнесла сюрприз. Ночью было где-то -20 градусов. Тапочки для лагеря, рекомендованные в списке снаряжения, пока оставались невостребованными. У меня не было нормального теплого спальника и я решил взять один старый советский ватный и один легкий на +5. Самым страшным было намочить ватный, так как после этого вес рюкзака с лишними килограммами воды резко возрастет. Завернулся сначала в ватный, а потом в синтетический - даже холода не почуствовал. А ребята немного померзли, так как совершенно не были готовы к таким низким температурам.

Красота на плато необыкновенная - огромное заснеженное поле, окруженное вершинами гор. Говорят, что есть еще и озера, но так как они были замершими и заснеженными, то их не было видно. Если подняться на ближайшую вершину, то становиться понятно, что ты находишься на горном хребте, который делит огромную долину на две части. Где-то вдалеке видны уже настоящие высокие горы, отливающие розовыми оттенками...

Через некоторое время удивительным образом появилось желание спуститься в пещеру. С Мишей мы планировали спуститься на 170 метров вниз и подняться. Для уравнивания наших скоростей Миша взял пару тяжелых мешков и мы двинулись. Самым узким местом оказалась входная щель, увидев которую один из местных альпинистов, помогавших нам забрасываться, наотрез отказался спускаться с нами в пещеру. Удачно проскользнул вниз и стал спускаться по входному колодцу. Давно не был я в пещере, если сказать точнее, то второй раз, причем первый был 12 лет назад, да и то в "экскурсионной" пещере на Загедане, состоящую из пары колодцев и одной узости между ними.

Сложно передать впечатление от пещеры - огромные колодцы, просторные залы, водобойные ямы, узкие миандры (промытая щель в породе) и конечно же разнообразные минеральные отложения - сталактиты и сталагмиты... На какой-то глубине был обнаружен череп какого-то животного в спелеокаске.

Моей задачей минимум была поставлена следующим образом: "Не стать причиной широкомасштабных спасательных работ". Задачу максимум я так и не узнал, так как после подъема со 170 на поверхность был не в лучшей форме. Сильно замучил кроль на уровне лица, который никак не хотел самостоятельно пропускать веревку и ее нужно было постоянно протягивать (дело было не в кроле, который дал мне Леша Афанасьев, а в альпинисткой обвязке не предназначенную для SRT - "техника движения по одной веревке", так как кроль болтался на уровне лица, хотя лучше было бы, чтобы он был где-то на уровне живота). Понимал всю ответственность за свое нахождение в пещере, так как в случае какого-нибудь моего срыва, пострадаю не только я, но и вся команда, которая вынуждена будет проводить сложнейшие спасработы, в результате проведения которых не исключено еще какое-нибудь ЧП.

Основной ошибкой на первом выходе было то, что я слишком тепло оделся и буквально не знал куда деться от жары.

Так как Юра должен был лететь в Москву, то он великодушно отдал мне свою спелеосистему. Я был полностью упакован Юриной спелеосистемой и усами самостраховки, Лешиным петцелевским кролем и фирменными педалями (одну из которых он подарил мне навсегда:)

При заходе солнца мы все собрались с трансами в пещеру ставить лагерь на -600. Все наземные вещи мы закопали в снежной яме и двинулись в долгий путь. На второй выход я одел вещей в два раза меньше, чем на первый и это было правильно, так как было намного комфортнее. На 7 человек было 14 трансов - каждому по два. Мне досталась "халява" - спальник и газовые баллоны. По сравнению с другими мешками они тянули вверх, но мне было их вполне достаточно, так как еще не передвигался в пещере с трансами, а тут сразу два. Путались они будь здоров, но то, что они были легкими сильно выручало. Двигались не очень быстро, так как в некоторых местах Серега перебивал навеску и темп движения был весьма комфортным для меня. В миандрах становились в цепочку и передавали мешки. Мои сильно выделялись на общем фоне, но именно в этой цепочке я чувствовал себя более полезным, чем при движении по одиночке, так как в этом случае все делали примерно одинаковую работу. Случайно узнал, что у меня в трансе спальник с причудливым названием "Могила", в котором нам предстоит спать... Это знание меня чуть не погубило, так транс уже немного развязался и гермомешок вот-вот начнет пропускать воду. Сконцентрировавшись на безопасности спальника, я чуть не угробил себя, так как на очередном уступе с водобойной ямой я пытался сделать так, чтобы транс не попал в воду, а сразу за уступом был колодец метров на 50. Как же мне стало дурно, даже горечь какую-то почувствовал от того, что чуть не улетел в пропасть. Нужно было встегнуться в перила... Яркое впечатление. Где-то на шестом часу спуска в пещеру мозг уже плохо соображал и пришлось приложить немало усилий для преодоления последнего 90-метрового колодца, внизу которого пять огоньков бегали туда-сюда на площади копеечной монетки. Я отчетливо понимал, что если бы еще нужно было пройти еще немного, то я бы точно не дошел... Вторая удача - все удачно сбалансированно.

Что и говорить, что ближайшие двое суток я никуда из лагеря не выходил, так как не было никакого желания и сил. Хорошо, что я нашел свою нишу в качестве дежурного по лагерю. Я с удовольствием готовил еду, когда все спали, следил за лагерем и даже узнал что ответить, если кто-нибудь спросит о том, что я тут делаю. Интереснейшим моментом подземной жизни был момент укладывания в спальники. Перед сном все коврики расправлялись, расстилалась "Могила" и несколько спарок (двухместных спальников) и как только все это делалось, то 5 или 7 человек с криками и визгами быстро-быстро занимали хорошие спальные места. Самая интересная борьба была с Женей, который, как правило, и устраивал лагерь на ночь.

Жизнь в подземном лагере была достаточно интересна и не доставляла каких-либо особых хлопот. Первое впечатление - жизнь на стройке. Кругом грязь, наваленные камни, где-то капает, сыро, но удалось создать оазис на дне колодца в виде капроновой палатки с чистым пространством внутри. 100% влажность и полная темнота воспринимались мною достаточно комфортно. Единственно, что немного напрягало, так это огромный завал камней, устрашающе нависший над лагерем, но прикинув, что неделя под землей это бесконечно малая величина по сравнению с возрастом пещеры и вероятность того, что произойдут какие-либо обрушающе-заваливающие процессы также мала. Скучать не приходилось, так как последовательность действий "поесть - поговорить - поспать" с успехом зацикливалась.

Бурное обсуждение вызвал вопрос определения отрицательной температуры на поверхности без градусника. Предлагалось засечь время остывания кипятка и превращение его в лед и с помощью этих данных определить температуру воздуха. Вроде бы школьная задача, но два-три часа активных дискуссий показали, что решений этой задачи нет!

Через два дня после спуска в базовый лагерь на -600 захотелось совершить какой-нибудь подвиг. Ребята как раз хотели проведать наших подводников - Мишу и Колю, которые жили на дне пещеры. Гнутая решетка (спусковое устройство) с одной гайкой вместо двух на каждом рожке сильно напрягала меня, но так как был без мешка, то я не слишком быстро свистел вниз и перчатки, уже разорванные в лохмотья не слишком быстро стирались.

Пещера продолжала радовать своими миандрами, колодцами и уступами. Не переставал восхищаться ее величием. Вот лежит огромная глыба, как будто недавно свалившаяся откуда-то сверху, но нет - она здесь лежить уже очень давно, так как уже образовался минеральный нарост высотой сантиметров 10!!! Несколько завалов, через которые нужно буквально протискиваться и затем ползти на животе по ручью несколько метров. Но вот уже и самое дно, а точнее озерцо. Все дальше хода пока нет. Миша усиленно ныряет и исследует возможное продолжение пещеры. Осознал, что до поверхности около километра по вертикали. Испытал некоторое чувство облегчения, так как решеткой больше пользоваться не придется - главное выбраться наружу. До лагеря на -600 добирался 3,5 часа, в то время как другим вполне хватало полутора часов.

Следующие пару дней опять отходил в лагере. Надо поработать над техникой SRT, так как напрасно тратил много сил. Основным и самым сложным моим испытанием был подъем на 600 метров. К нему морально готовиться я начал сразу же после спуска в пещеру.

Юра, уже как день назад должен был вернуться, но его все не было. Не хорошие мысли стали появляться у нас. Уже решили экономить газ и продукты, так как предположили самый вероятный вариант - все завалило 5-метровым слоем снега. Вот уже целый час сидим в палатке без газа, выхожу вскипятить еще чай, как вижу высоко вверху какой-то электрический свет. Знаю, что у Юры карбидка и кричу: "Ю-ю-ю-р-р-а-а-а, это ты?" Было бы странно услышать в ответ: "Нет. Кто здесь?" Сразу же зажгли газ и в палатке стало тепло и сухо. Оказывается Юра 14 часов откапывал вход в пещеру, а под конец застрял во входной узости и минут десять не мог пошевелиться и продвинуться туда или сюда. Этот поступок вызывает восхищение. Причем если после 15 часов копания он не отрыл бы вход в пещеру, то ему пришлось бы откапывать нашу наземную заначку, что тоже не быстро, затем ставить палатку... В итоге спустился к нам меньше чем за час, в то время, как мы шли этот участок 6 часов (правда, с мешками).

Мы как раз вынули подземный лагерь (особенно я:) на -600 и планировали двигаться наверх. Решили пораньше отправить двойку на раскопки входа, а остальные должны были заниматься подъемом снаряжения. Я двинулся сразу же за снежной двойкой (Юра и Леша), чтобы не тормозить весь эшелон, так как выход остальных планировался через час.

74 метра подъема дались совсем не просто. Мешок вначале был легким (не знаю, что в нем было), но после некоторых водобойных ям он набрал воды и стал обычным тяжелым мешком. Другие в это время тащили по два мешка. Мне удавалось держать отрыв от группы (Женя и Коля), которая снимала навеску, хотя на одном из уступов, где у Саши порвалась педаль они нас все-таки догнали. Юра предупредил меня, что алюминиевую дельту (треугольный карабин с завинчивающейся муфтой, соединяющий обвязку) нужно обязательно проверять перед каждой веревкой. Увлекшись подъемом я пропустил момент и не проверил завинченность дельты. Я был в шоке, когда после подъема в очередном глубоком колодце обнаружил, что дельта полностью открыта. Неприятно, так как легко можно было сорваться вниз.

Помимо подъема нужно было еще постараться остаться сухим, но после того, как в верхнюю часть пещеры надуло много снега усилился капеж и вода реально стала поливать взбирающегося наверх. Капроновые штаны не выдерживали влагу и в сапогах у меня скоро захлюпало. Несмотря на неопреновые носки, что-то все равно стало прохладно, но при энергичной работе все опять согрелось. Участки с капающей водой нужно было проходить быстро, чтобы совсем не промокнуть, поэтому перед этими участками нужно было немного отдохнуть, чтобы потом немного ускориться.

Миша и Сергей уже подняли мешки к первому колодцу и возвращаются за другими мешками. Чувствую, что все-таки справляюсь с самым сложным из всех моих выходов, так как уже показался огромный сугроб, который завалил большой входной колодец. Под этим снегом была погребена веревка, которую конечно же не стали откапывать, а просто отрезали. Миша решил отправить меня наверх, чтобы я приготовил еду. Особо не возражал против такого решения, но понимал, что входную щель мне одному не пролезть. Так и случилось - мешала обвязка, так как цеплялась за все. Более того еще и снега навалило и пробраться было очень сложно. Рискуя свалиться вниз по снежной горке и улететь в первый колодец я все-таки снял обвязку, навязал петлю на веревке для ноги и попытался протиснуться наверх, используя петлю для продвижения наверх. Но все пять попыток были безуспешными. На помощь позвал Саню, который почти все время ждал меня в пещере, чтобы я не ходил по ней один. У него для меня в кармане была термопленка и свечка, чтобы... Саня помог воткнуть мою ногу в петельку-ступеньку, но веревка вытягивалась и продвижения наверх к солнцу не было, тогда Саня стал меня подпихивать вверх и тут я почувствовал, что вот оно - небо и солнце, снег и горы! Радости не было предела, так как уже почти неделю всего этого не видел.

Ребята внизу в это время подтаскивали мешки к входной узости. Я же присоединился к Юре и Леше, которые уже откопали заначку и поставили палатку, в которой можно было переодеться во все сухое. Приступил к готовке еды, но бензиновый примус не хотел работать, а газ был внизу. Но вскоре нашелся баллон и горелка и снег начал топиться...

Миша, Сергей, Саня, Коля и Женя в это время подтаскивали мешки к выходу из пещеры и очень сильно замерзли. В палатке отогрелись, а через некоторое время Леша с Юрой спустились и стали цеплять трансы в пещере на веревку, чтобы те, кто наверху вытягивали их на поверхность. Вскоре все было на поверхности. Пенки (кариматы) нужно было очень быстро вынимать из мешков, чтобы они не успели замерзнуть и остаться до утра в трансе.

Комментарии
Караман Сергей, привет! Когда будут фотки? 
ну и координаты 
Что-то ваша киевская посреди какого-то кишлака находится
Guest15.12.06, 21:36
фотки 
КиЛСИ 2006 - фотографии к докладу на съезде УСА http://ifolder.ru/622589. Автор Коля Иванов.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов