п. Физтеховская п. Ростовская (траверс) п. Одалиска. Работы на траверсе Одалиска-Ростовская (неудачно).
Заброска

Могли бы сделать и больше, но однажды группа не вернулась с Урупа, а это спасы. Потом не нашла Одалиску и чуть не сняла навеску с Барлога :) А еще всем понравилось ходить по горам и мы три дня не знали ничего о 4-х смелых путешествениках (в контрольное время они уложились).

6-7 августа. Выехали из Москвы в 16.59. Весь день в поезде. Народ шил комбенизоны, накаленники и раму, мотал запасные блочки, пил чай и трепался.

8 августа. Утром прибыли в Черкесск.Нас сразу окружили люди, предлагающие машины, а местный милиционер провел инструктаж по безопасности. Затем Коля, Леша А. и Дима Л. ушли к погранцам, Лена, Сергей и Вася ушли на рынок за овощами и фруктами, а Вика, Женя Дима М. и Леша К. остались на вокзале. Денис где-то гулял. Черкеск произвел впечатление очень милого и спокойного городка, а не котла где кипят страсти. Единственным напоминанием о недавних событиях были солдаты, которые лежали парочками в тени елок на центральной площади. В процессе выяснилось, что оформить пропуск в выходной день это не так просто, пришлось разориться на мелкие взятки - 100 рублей (якобы офицерам), пряники с молоком (без сомнения солдатам). Тем временем на местном рынке был найден водила (в выходной день их там предостаточно), который за 1500 р. взялся доставить нас на Загедан. От Черкеска до Загедана ехали 5-6 часов, медленно, но надежно. Координаты водителя:

Вечером вышли на поляну и увидели, во что она превратилась побывав под гусеницами лесовозов, короче, нет больше поляны.

8-10 августа. Заброска. Все проходило в две ходки, на нижнем коше догнали Липченко С.Ю. и получили у него разрешение на спелеоработы на Загедане - официальная бумага с печатью (при пристальном рассмотрении выяснилось, что печать напечатана на принтере). Также Сергей Юрьевич признался нам, что никакой Мории в Капачаево-Черкесии не существует. Он и сам тогда был не в курсе работ одессидов и уральцев.

10 августа. около 17 часов подняли на перевал все оставшиеся вещи и тут начался сильный дождь с градом. В результате за пять минут все вымокли до трусов и было принято решение заночевать в гроте возле перевала. Ночевали, как орлы, только гораздо теснее, этот грот человек на 5, а не на 12.

11 августа. Зато с утра был самый красивый пейзаж из всех с которыми приходилось просыпаться. Потом в две ходки закончили заброску. Сразу же был установлен лагерь, а Лавров успешно организовал и довел до конца процесс создания кухни. Коля с Серегой повесили "банан", после чего строго по графику произошло Солнечное затмение, которое все наблюдали, а некоторые даже сфотографировали (см. фото). Ближе к вечеру провели разведку на местности. В п.Ручеек нашли чужую заначку, но не взяли (!). А Вася потренировался на "банане".

Пещеры

12 августа. Ночью ветер, а с утра сильный дождь. Тем не менее к 9.00 утра был готов завтрак, а к 10.00 кончился дождь. Около 13.00 двойка Акользин-Лавров пошла делать навеску в п.Ростовскую до Тройного колодца. Через полчаса двойка Рожков-Фендеров пошла через п.Физтеховскую. В идеале планировалась встреча на Тройном колодце, но реально двойки не встретились. Первая двойка вышла через 7 часов, сделав навеску до траверса и забив пару крючьев. Выход второй двойки составил более 9 часов, ребята вышли через Ростовскую, траветрс был навешен. А группа Лена, Вика, Вася штурмовала неизвестную пещеру неподалеку от Одалиски по наводке Лаврова. Пещера оказалась длиной около 70 метров, ход наклонный, узкий. Может быть возможно прорыть ее дальше - в конце щель с замытым глиняной дном. Выход длился часа четыре. В лагере были тренировки.

13 августа. С утра опять непогода. Днем (после 11.00) тройка Ефремова-Калташев-Лавров ушла вешать п.Одалиска. А двойка Акользин-Полотайко с проводником из команды г.Черкеска по имени Сергей сходила в Эрмитаж (п.Ростовская). Эти ребята были первыми, кто оценил красоты Эрмитажа и нежность копченого сала из Черкеска. Похоже, что второе их впечатлило больше. А тройка в п.Одалиска промокнув и замерзнув, но сделав за 9 часов навеску вылезла наверх. Очень вовремя, они как раз остановили у входа собственные спасы (контрольное время было 6 часов после выхода). Пятница-13 закончилась. УРА!

14 августа. Утро опять было сырым и мрачноватым, но, как и в приведущие дни, все наладилось. Акользин, Вика, Вася, Денис и Лена пошли на г.Уруп. Проходили они целых 10 часов и вернулись уже вечером, замотонные, но довольные. Лавров с Димой (банкиром), а Коля с Женей и Димой (инжинером) пошли в п.Ростовскую около 15.00. На входе была куча ростовчан и перовцев (некоторые из них шли в Эрмитаж). Надо отдать им должное, о визите они договорились заранее, поэтому проблем н возникло. Сергей с Димой (б.) забили крюк на траверсе, полазили по дну Тройного и убедились, что п.Одалиска там (в явном виде) не вываливается. Потом они вылезли в п.Физтеховскую, донесли несколько кончиков веревки и фурнитуру до Столовой плиты в зале Чрево. Перенесли туда же часть вещей из старого ПБЛа, перекусили и пошли навешивать колодец Дюшкин Юбилей. На всю навеску до дна с перилами сверху веревки не хватило. Дима к этому времени сильно замерз (это был его первый в жизни выход), поэтому они решили двинуться обратно. Вернувшись в Чрево, ребята попили кофе, собрали трансик старого-нового мусора и полезли наверх. В четвертом часу ночи они были в лагере. Весь выход занял 12-13 часов. Тройка Коля-Женя-Дима(и.) проходила около 6 часов. Ребята поисследовали Тройной колодец с другой стороны - результат тот же.

15 августа. Акользин повел Лену и Вику траверсом пп.Физтеховская-Ростовская. Выход занял у них почти 12 часов, но все прошло успешно. По дороге они даже заглянули в Эрмитаж и в ход Белого и Пушистого. Сравнили красоты обоих пещер. Денис с Димой (и.) и Олегом сходили на Пятиозерье. Вернулись они через перевал Кыртхуа. Коля и Леша пошли в п.Одалиска делать топосъемку. Но уже к обеду они вернулись (вторая входная узость откалибровала Лешу), поэтому после обеда в том же составе они отправились топоснимать п.Ростовскую. Сняли от входа до конца первой навески. В результате выяснили, что перовцы в своей топосъмке (имеется ввиду план Ростовской, что лежит у них на сервере) перепутали север (N) с югом (S).

16 августа. Ночью был сильный град. С утра вокруг палатки валялись ледяные комья смерзшихся градин. Лавров с Фендеровым полезли в Одалиску. Львиная часть времени ушла на поиски соединения с Ростовской. Нашли ростовскую веревку и морковку, убедились, что вода по дну меандра уходит в непроходимую щель, но в Ростовскую не вышли - странно и печально. Промокшие и замерзшие начали делать топосъемку, бросили это занятие посередине хода Белой Розы (у Коли сдох и основной и запасной свет). Выбрали навеску до второй веревки. Вылезли в 22.30, время выхода 9-10 часов. Вася с Денисом после ужина пошли в Одалиску, чтобы вытащить всю навеску и притащить её в лагерь. Но они заблудились в темноте и вместо Одалиски пришли к перевалу Высоцкого, на обратном пути заглянули в лагерь на Барлоге и к 1.00 были в лагере.

17 августа. Два Димы и Женя отправились на г.Уруп. До вершины они не добрались из-за туманов, зато в лагерь к ужину сумели вернуться (успех). Денис с Васей вынули из Одалиски всю навеску - УРА (она нам уже немного поднадоела). Высший с Философом пошли в Физтеховскую через Ростовскую, но их подвела снаряга Коли. Вес Олега дважды превзошел все запасы прочности ножной петли. Слегка погрустневшие они вернулись назад. В 17.30 Леша Акользин-Вася-Лена-Денис отбыли на покорение г.Чилик-2, плановое возвращение через 50 часов.

18 августа. Урупская группа решила снова повторить попытку восхождения с последующим возвращением через озера. Сергей с Колей и Викой пошли в п.Марксистскую с веревкой из Одалиски. К сожалению, там до них побывали какие-то "чудаки", которые забили несколько спитов, но уходя забрали с собой все уши (в том числе с наших хайсов 92-94гг.). Сергей же, помня, что пещера пробита хайсами, не взял с собой шлямбурник. В итоге навесили только до середины и вернулись в лагерь, страшно ругаясь. Выход занял 2-2.5 часа. Потом Коля с Сергеем пошли в Физтеховскую, там навесили Дюшкин Юбилей (~30м.). На дне обнаружилось продолжение, на которое не хватило веревки. Вылезли наверх в сумерках, выход занял около 6 часов. А с Урупа ребята так и не вернулись, и маячок на холме не помог - густой туман продержался до полуночи.

19 августа. После завтрака спасотряд (Коля, Вика и Леша(В.)) пошел искать заблудших Урупцев, взяв собой миниаптечку и шоколад. Решено было искать на их предполагаемом маршруте (без захода на Уруп). Возле озера Маска встретили знакомых черкесов из группы Липченко, которые сказали, что час назад они накормили заблудших овечек и отправили в лагерь через Кыртхуа. К обеду все собрались в лагере, при этом потерянные, пытаясь давить на жалость, изображали голодные обмороки и кричали, что уже 2 дня ничего не ели (они не знали о встрече спасотряда с черкесами). После 17.00 спасотряд сменил имидж и пошел в Ростовскую-Физтеховскую. Леша занимался фотосъемкой, к сожалению впустую (технические проблемы), а Коля с Викой топосняли связку Физтеховкая-Ростовская. Вернулись в лагерь около 3.00, выход - 9 часов. Часам к 19.00 вернулись "чилийцы". Вместо Чилика-2 они влезли на какую-то другую гору, всласть нагулялись и хотели есть.

20 августа. День выемки навески. Коля с Лешей Акользиным и Сергей с Денисом пошли с утра в Ростовскую. Коля и Леша сделав пару заключительных топозамеров на траверсе стали вынимать веревку из Ростовской, а Сергей с Денисом, забрав с собой веревку с траверса плюс небольшой кончик из лагеря, пошли на поверхность через Физтеховскую с целью по пути довесить Дюшкин Юбилей. Веревки, как всегда, не хватило, но Лавров слез скальником последний уступ и смог оценить маштаб найденого. "Там тебе, Коля, топосъемки на целую экспедицию хватит..." - сказал он прибыв в лагерь. Глубина залегания новой системы около -200-210 м. от входа в п. Физтеховская, на этой же глубине находится Мышиная норка, но сами ходы напоминают скорее системку под ходом Белый и Пушистый, только пошире, помощнее. Все в вспененой глине и совершенно нет воды, зато есть очень красивый геликтит (этакий клубок змей). На поверхность они вышли засветло проходив под землей около 8 часов. А Коля с Лешей вернулись к обеду. После обеда Коля с Димой (б.) пошли вынимать навеску из Марксистской. Вернулись после 17.00. В тот же день утром Вася, Дима (и.) со всеми девушками отправились на ваклюз. Вернулись ближе к ужину, пробираясь сквозь обезьяны другим путем (через перевал Золотое дно). При этом успели к ужину и принесли изрядное количество разных ягод (витамины были кстати) и немного грибов (их потом все-таки выкинули).
Барьер

оттопоснято 200 м
Сброска

21 августа. День сброски. На завтрак был сюрприз (каша тоже была): примус оставленый под канчиком с чаем гореть без присмотра, вздумал запылать ярким пламенем изо всех щелей. Ну наконец-то. Коля пришедший за чаем увидев такое дело схватил готовый чай и быстренько покинул район бедствия. "Вот бензин выгорит и разберемся." Но тут же нашлась команда добровольцев, которая сказала:"Мы его затушим." Глотнула чайку (для храбрости, вероятно) и затушила. Минут через 10, когда бензин выгорел ... Сама сброска прошла хорошо, вышли все до 11.30, а к 17.00 все собрались на той поляне (точнее на останках поляны), где провели первую ночь. Там поели и к 20.00 спустились вниз, отметившись по дороге у погранцов и купив у Светы, эта женщина уже не первый год подкармливает туристов на сброске (естествнно не даром), молоко, творог и мед. Ужин начался в 21.00 под шум Большой Лабы. Он состоял из нескольких блюд, а чай был приправлен настойкой от В. Болгова, которая весь поход скрывалась на дне мешка Лаврова.

22 августа. Несмотря на воскресный день по дороге проехала пара машин. Но нас они не интересовали - Липченко С.Ю. должен заказать автобус (эту просьбу он нашел в записке на своих вещах выйдя восемнадцатого вечером из Ростовской). Мы должны ждать наш транспорт с 10.00 до 12.00. Около 10.00 начал работать тотализатор: приедет или не приедет. Приехал около 11.00. В 17.10 мы были на вокзале в Курганинске. Тут узнали, что до 7 сентября билетов нет. Однако штурмовать поезда и пробираться на электричках нам не пришлось: подвернулся "Икарус" на Москву, который высадил нас возле дверей спелеоклуба в 2.00 ночи с 23 на 24 августа.

Водитель житель г.Курганинска сказал, что кроме "Икаруса" у него еще есть и "Урал" и что туристов он бы тоже с удовольствием возил. Адресок мы конечно записали, вот он: