Результаты

1.Ветка "Некуйбышевская". Руководитель работ Марковской Кирилл
Используя современный арсенал инженерно-саперного снаряжения, спелеологам удалось углубить известную часть ветки на 361 метр. Остановились перед очередным колодцем (закончилось снаряжение). На сегодняшний день глубина пройденной и отснятой части ветки "Некуйбышевская" составляет 1004 метра (результат предварительный).

2."Основная" ветка.
- приток на -1710 метров (возле выхода "Коллектор"). Во время паводка в октябре 2005 года из притока приходила вода с расходом около 40 л/сек. Когда на поверхности не было продолжительных осадков приток молчал (по наблюдениям за время наших работ в этой части пещеры, 5 экспедиции). Сифон, остановивший исследователей в 2005 году, с помощью гибкого пластикового шланга D 40мм, был спущен, и спелеологи прошли по притоку 150 метров по протяженности и метров 20 по вертикали (гидротехник - Акимов, разведчики - Трегубов, Кравчук). Дальнейшее прохождение остановил завал нависающий с потолка.

- сифон на -1770м. В августе 2004 года в этот сифон уже погружался Гена Самохин, тогда его остановило сужение хода. В нашей экспедиции предпринята очередная попытка прохождения этого сифона. Все тот же неугомонный Самохин погрузился в сифон и на глубине 9,6 метра, расширив предварительно проход (подкопал песок), прошел перегиб. Поднялся до 7,5 метра, но уперся в каменный завал, котрый пройти ему оказалось не под силу. Протяженность пройденной части сифона 25 метров.

- участок пещеры за сифоном "Квиточка" (-1980 и ниже). В засифонной части работало сразу четыре спелеолога (Самохин, Касьян, Гриценко, Акимов), для этого в пещеру было занесено довольно большое количество подводного снаряжения (только баллонов с воздухом 18 штук; 14 четверок и 4 семерки). Экономить воздух (хотя в этом не было необходимости) позволял все тот же гибкий шланг. Когда уходили за сифон, запускали систему слива, а когда возвращались, уровень воды в сифоне был гораздо ниже, а то и совсем сифон открывался. Во второй день работ за сифоном "Квиточка" было найдено окно, исследуя которое удалось обойти по суху сифон "Унитаз" (так назвали его первопроходцы.) Это серьезно облегчило ведение работ в нижнем участке пещеры. В конечный сифон, названный нами "Два капитана", первое разведочное погружение Самохин совершил 1 сентября -6/20м. Сифон продолжался плавно опускаясь. Второе погружение состоялось 3 сентября. Подойдя к сифону мы увидели интересную и в то же время и тревожную картину - уровень воды в сифоне стал выше, чем 1 сентября и продолжал постоянно подыматься. Скорость подъема воды составила около 1 см в минуту. Понаблюдать за динамикой подъема воды, решили не откладывать погружение. На всякий случай, начало ходовика закрепили повыше от зеркала воды сифона. Главный подводник экспедиции - Гена Самохин в этот раз погрузился на 17 метров (3 метра до прежней отметки сифона, там еще прошлый раз забили крюк для закрепления ходовика и привязки топо, и 14 метров дальше). Ход продолжал погружаться и сужаться. Размотав 40 метров ходовика Самохин остановился перед обвалившейся глыбой, которая перекрыла ход. Попытки обойти её сверху или снизу не увенчались успехом, ситуацию усложнял еще и третий баллон с воздухом, закрепленный за спиной.
По данными топосъемки расстояние по вертикали между сифоном "Квиточка" (зеркало воды) и сифона "Два капитана" (спит с ухом возле сифона) составило 164,8 метра (данные топо предварительные). Если сюда добавить еще глубинную отметку "Квиточки" и глубину погружения в сифоне, то в сумме получиться максимальная глубина известной части пещеры, которая на сегодняшний день составляет 2158 метров (данные предварительные).

3.В "Некуйбышевской" и в "Основной" ветках пещеры были проведены измерения температуры воздуха и воды. Термометры были расставлены в среднем через каждые 100 метров по вертикали. Получены очень интересные данные, которые еще предстоит обработать. Координировал весь процесс всё тот же Самохин.

Приношу свои извенения членам команды Кейвекс за поспешно поставленный им мной диагноз (речь идет о кейвексовских баллонах и амнезии). Проанализировав все накопившиеся факты (следы подтопления зала "Советских спелеологов" -1710 метров, феномен с баллонами Кейвекса, найденную пару ласт все того же Кейвекса за "Квиточкой", а изначально они находились на "Большой развилке" -1790, заполненный водой лужи и озера и др.), мы предполагаем, что во время весенне-летнего таяния снега, нижняя часть пещеры (приблизительно до отметки -1700 метров) может полностью затопляться. Так что, ни кто иной, а именно паводковые воды обнаружили припрятанные в тайнике баллоны Кейвекса и перенесли их на дно колодца "Миллениум". Прямо таки мистическая история.
В будущем мы запланировали расставить в трех ветках пещеры, которые пересекли отметку -1700 метров некие приспособления (пустые банки, а может и вертикально натянутые веревки с двигающимися только в одну сторону поплавками). Узнаем уровень подъема воды, а за одно и "прогидронивелируем" точки с одинаковыми глубинными отметками в этих ветках. Остается еще придумать, как узнать время (сроки) максимального уровня подъема воды.

Еще один эксперимент мы организовали и провели уже в нашей экспедиции. Половина участников группы работала в пещере только с электрическим светом, а вторая половина частично на электрике, а частично на карбиде. Испытывались различные фонари и батарейки. Вывод утешительный: современные светодиодные фонари позволяют отказаться от использования карбида, а также как следствие утилизации отработки. За время непрерывного нахождения в пещере (от 15 до 27 дней) никто из "электрических" спелеологов ни разу не пожалел об отсутствии карбидки. А это уже не мало в пользу электросвета. Все последующие экспедиции, по крайней мере, в пещеру Крубера-Воронья мы планируем проводить на электрическом свете.

В общем экспедиция прошла в дружеской рабочей обстановке, этому видимо не мало способствовал ранний разъезд части участников экспедиции. Особенно удалась выемка.

Параллельно с экспедицией планировалось и проведение учебных сборов 3 уровня "Мой первый километр". Так уж получилось, что часть курсантов поучаствовало в сборах под названием: "Открой свой первый километр", а вторая часть в сборах: "Мой первый второй километр". Кажется, что все остались довольны.

Участники экспедиции выражают благодарность Романенко Андрею (Киев) за предоставленную веревку, Пилипчуку Валере (Киев) за спиты.

Руководитель экспедиции Юрий Касьян.