город Переславль-Залесский / Велотуризм | Спортивный туризм

Веломаршрут в район Переславля-Залесского

12 - 14 июня 2009 г.
В прошлом году мы закончили наш маршрут по Ярославской области в Ростове Великом. Предлагаем с него начать веломаршрут этого года. Итак, на поезде Москва-Ростов в 10:05 12 июня за 376 рублей добираемся до Ростова. В программе - посещение заброшенного Благовещенского Погоста, Вепревой Пустыни Во второй день - музеи Переславля-Залесского (узкоколейных дорог и музея утюга). Далее до ж/д станции Берендеево, где садимся на электричку до Александрова. В Александрове делаем пересадку на Москву. Всего намотаем около 130 км. на 10:05 билетов уже нет. Едем на 12:30 за 350 руб (в ростове в 4 и крутим педали до темноты:)

В прошлом году мы (немного другим составом) закончили наш веломаршрут по Ярославской области (Углич-Мышкин-Ростов) в Великом Ростове, просто чудом успев купить билеты на ночной поезд Лабытнанги-Москва, стоявший в Ростове 2 минуты. Вот так, закончился прошлогодний маршрут.

А нынешний начался с того, что ребята показали отличную работу в команде, сев в наш вагон метро, без всяких предварительных договоренностей:)
Имейте ввиду, что до Ростова Великого ходит экспресс-электричка. Но мы-таки в инете заказали билеты на поезд Москва-Лабытнанги, да еще случайно вместе с бельем.
На Ярославском вокзале в терминале самообслуживания обналичили билеты, заказанные и оплаченные через интернет. Как же это удобно, что не надо терять времени в очереди.
Участники маршрута

Велосипеды разобрали и упаковали кто в чехлы, кто просто в полиэтиленовую пленку завернул.

Белье нам все-таки пригодилось, потому что все как один завалились спать, а мы с особым комфортом. Несколько раз я просыпалась из-за резкого торможения поезда, спросоня думая, что мы проспали станцию и, кто-то из наших дернул стоп кран. Но потом выяснилось, что были какие-то неполадки на путях из-за недавнего урагана.
В 16 часов мы добросовестно сошли в Ростове, хотя мысли рвануть к полярному кругу, все-таки посетили мою светлую голову.

В этом году мы решили продолжить нитку прошлогоднего маршрута дальше на юг, к Плещееву Озеру.На берегу озера раскинулся исконно русский город Переславль-Залесский.
А главными изюминками маршрута должны стать церковь Вепревская Пустынь и Музей Узкоколейных Железных Дорог (www.kukushka.ru)
Тема: Достопримечательности

Башни Ростовского Кремля Башни Ростовского Кремля
Ростовский Кремль Ростовский Кремль
На экскурсию в Ростовский Кремль мы не успели, лишь пофотографировали снаружи. Но и этого было достаточно, чтобы мысленно окунуться в старорусскую сказку…
...Мы на берегу невидимого озера Неро. Пасмурное небо - пунцово-серого цвета.
Стены Кремля кажутся розовыми, а маковки крепостных башен, покрытые лемехом, серебрятся, как чешуя неведомых рыб. Золотом горят кресты надвратной церкви. Да, на славу постарались ионинские мастера...

«Кать, ну ты скоро? Кони уже копытами бьют!», - «Стоп, стоп, стоп. Подождите, какие кони?» – ах, вот он, железный красавец стоит у ограды, меня дожидается.
По пути заехали в супермаркет, где нам никак не давали расстаться с цивилизацией полки с молочными продуктами и колбасными изделиями. Только через полчаса, основательно закупившись провизией, мы, выехали из города и сразу же остановились на обед. Подивила нас надпись, такая древнерусская, на пакете с ряженкой!

10-км участок по трассе Ростов-Переславль не интересен, разве только село с названием «ЛЬВЫ» порадует.
Чем больше скорость, тем меньше пыли, решили мы и разогнались до 30 км/ч.

Наконец-то нужный съезд на грунтовую дорогу. Шумное шоссе с громыхающими фурами и бибикающими от переизбытка понтов тачками осталось за спиной.
А впереди – леса, поля... Мы едем по направлению к селу с названием «Зверинец». Видимо, в старые времена здесь были густые леса, богатые дичью. Ох, и любили тут, наверное, поохотится ярославские князья.
Свежий воздух, настоящий среднерусский пейзаж, и тут еще за лесом появляется полуразрушенная церковь.

Верха храма как никогда и не было – травы и кустов там наросло как на земле. В нижней части заметны детали убранства – пояса орнамента, кирпичные узоры.

"Тайная вечеря" "Тайная вечеря"
Внутри сохранились удивительной красоты фрески, причем голубая краска осталась наиболее яркой. Связано ли это с тем, что был использован природный ультрамарин? Природный ультрамарин получают чрезвычайно сложным образом из минерала лазурит, обладающего прочностью и особой глубиной цвета. Если это так, то вполне возможно, что церковь была росписана до 1827 годакогда стали производить искусственную ультрамариновую краску. А может быть, эти росписи сделаны медной краской, полученной из лазурита путем простого перетирания минерала в порошок и промывкой водным раствором поташа? Такая краска, со временем может изменить свой цвет. Происхождение остальных красок, имена мастеров, дата основания церкви мне неизвестна. Знаю лишь, что она – одна из многочисленных церквей на территории России, требующих срочной реставрации.

Следы белил на кирпичах Следы белил на кирпичах
Помню, как меня поразил кирпич, на котором еще остались следы побелки. Раньше это были правильные паралеллепипеды, которые, сцементировавшись, держали тяжелые купола. Сейчас - они почти рассыпаются в песок и сами нуждаются в защите. Как острые осколки бутылки, раз попавшие в море, возвращаются волнами в виде округлых и гладких стеклышек, так и этот кирпич прошел через море лет.

Перейдя совсем нестрашный брод в конце деревни, мы нащупали колесами полевую дорогу, настолько заросшую высокой травой, что издалека, наверное, были видны только наши спины с рюкзаками. Обогнув холм

мы вылезли на другое поле и увидели ползущую навстречу грозовую тучу. За спиной была розово-желтая полоска заката, а впереди серое небо и стена дождя. Недолго посовещавшись, решили двигаться дальше до леса и там вставать на ночевку. Мы по-любому промокнем рано или поздно.

Церковь в Боровицах производит неизгладимое впечатление еще издалека. Она называется Церковь Святого Игнатия Богоносца. Сначала внимание привлекает необыкновенно уютная полянка-лужок, взгляд как бы перескакивает с одного полевого цветка на другой, пока не упирается в берег озера. Продолжает скользить по водной глади, поднимается выше и за деревьями обнаруживает такую махину-колокольню, что не в силах оторваться. Три купола еще держат три креста, но те уже клонятся к земле. Держись, родимая, держись!

Сильный дождь не дает нам много времени на размышления, мчимся вперед по дороге по направлению к селу Никольское, ориентиром является другая полуразрушенная церковь. Господи, сколько же их разбросано по деревням Ярославской области!

Тут произошла небольшая курьезная ситуация: усвистав вперед, мы подумали, что отставшие ребята видели, куда мы свернули. Оказалось, что это не совсем так. Люба, решительно повела всех по тропинке к лесу, думая, что мы уже встаем на ночевку. Несколько минут под проливным дождем мы разыскивали друг друга,колеся по деревенским улицам.

После деревни дорога превратилась в скотопогонную тропу, и вела она, конечно, на водопой. Мы бродили этот ручей совместными усилиями, отмахиваясь от комаров и передавая вещи по цепочке.

В Матвеевском нам встретилась еще одна заброшенная церковь. Неужели строить новое проще и дешевле, чем восстанавливать старое…

Мы встали на стоянку в сосновом лесу за Матвеевским, своей «шапкой» на холме напоминающий священные рощи в Кенозерье в Архангельской области.
Перед нашим взором открывалась панорама сельской жизни – луг, корова, проселочная дорога. Одним словом - «Деревни».

Ребята, узнав у местных про колодец, сгоняли за водой. Как говорится «лагерь в тундре поставить – задача нетрудная, главное не ошибиться в людях». У нас не тундра, и компания подобралась отличная, так что до поздней ночи (раннего утра?) мы сидели за разговорами у костра.

На следующий день, позавтракав сгущеной кашей, бодро, несмотря на жаркое начало дня, покатили к Талицам, обогнав по дороге девочку-спортсменку.

Небольшой участок дороги проходил по полю, ехать очень неудобно, особенно с моей тягой к лужам и канавам, так что большей частью вели велики рядом.

В Талицах, где видимо есть незамерзающий родник, находится еще одна полуразрушенная церковь. Она очень похожа на самую первую, что в селе Зверинец, но намного больше по размеру и разрушена меньше . Хотя, что значит «более или менее разрушенная»? Разрушенная, брошенная, забытая – это однозначные понятия. Как же хочется полюбоваться, дать глазу порадоваться отреставрированной церковью. Надеюсь, такая возможность будет у нас в Вепревой пустыни. А пока…
Смятая оболочка купола лежит у стены

Из всех маковок только самая маленькая смотрит прямо в небо

Колонны

Кирпичный орнамент

делают эту церковь наиболее богато украшенной. Фресок внутри почти не сохранилось, пол разобран, залезть на второй этаж к колокольне можно, но очень опасно.

А когда-то к ней вела такая аллея. Люди приходили освящать воду, и была жизнь.

Душ в походных условиях Душ в походных условиях
Проехав по горкам вдоль заброшенного карьера еще около 6 км, мы выбрались на дорогу с твердым решением искупаться. Но, как назло, мы совсем недавно проезжали реку.,Возвращаться назад не хотелось, поэтому решили посетить родник.

Примечательно, что выехали мы из села с пугающим названием «Горный».

Дальше нам опять пилить по трассе около 40 км до Переславля. Но в наших планах еще посещение церкви в Вепревой пустыни. Сначала думали разделиться, но в итоге едем все вместе. После деревни «Любилки», делаем поворот налево, а потом направо по написанному от руки указателю на церковь. Протряслись через всю деревню по бетонным плитам и действительно обнаружили наполовину отреставрированную церковь.

В отличие от остальных, она стоит на холме, и с ее колокольни видно всю окружающую местность, в т.ч. и дом отдыха в центре болота. Но это только на карте дом отдыха, а с холма хорошо видны крыши военного городка.

После ее беглого осмотра, Рома, несмотря на мои просьбы не разделяться, уехал с Пашей через болото, а мы (я, Арина, Люба и Андрей) покатили назад к трассе. Не успев отъехать, у меня второй раз за день отлетела одна из двух шестеренок, подающих цепь на звездочку. Методом аналогий, Андрюха сумел мне помочь…

Девчонки, уже немного волнующиеся, дождались нас на выезде на трассу. Все окей.
Все вместе мы собрались в районе села Вашка. Роме позвонил Дима Коротков, сообщив, что они уже разбили лагерь на Плещеевом озере и ждут нас. «Не забудьте купить баклашки с водой, а то эта плохая», - сказали они напоследок. «Странно, - подумала я, - а как же прозрачная вода, песчаные пляжи, кайтеры из инетовский описаний». Наверняка, какая-то ошибка. «Перестраховщики», - решила я и забыла.
Как мы добирались оставшиеся километры сначала до Переславля, потом до Плещеева озера, а потом до нашего места ночевки, я не помню, автопилот включился. Помню, я подбадривала Любу, подбадривала себе и крутила-крутила-крутила эти педали.

Наша стоянка располагалась между двух болот – лесным болотом, которое было по щиколотку, и Плещеевым озером, которое было по пояс.
…Я ругалась, но продолжала заходить в воду, вспоминая бедных ежиков, которые «кололись, но продолжали есть кактусы». Ноги шаг за шагом погружались в торфяную субстанцию, но глубже с каждым шагом не становилось. Проскребя коленками по дну, я все-таки смыла соль и пыль, накопившуюся на теле за день.

Вечером жарили сосиски и обсуждали наши вынужденные, а оттого – грандиозные планы на завтра. Выла собака Баскервиллей.
Утром, выехав по направлению к музею Узкоколейных Дорог, Рома потерял какой-то болт от велика. Бродя по дороге в его поисках, мы нашли 300 рублей на новый, так сказать. А поломка была устранена подручными средствами.

делав около 10 км по классному асфальту, нам осталось еще 2,5 км по лесной дороге.

В какой-то момент, деревья совершенно неожиданно раступились, и мы увидели такую картину.

Как нам потом стало известно, здесь в ночь на 4 июня прошел смерч. Куда ни глянь, везде поломанные сосны - спички перед силами природы.

По музею нас водил Дорожков Сергей, директор, человек, увлеченный своим делом ровно настолько, чтобы понять, когда пора остановиться. Сколько же здесь интересных экспонатов: и паровозы, и автодрезины, и автомобили на железнодорожном ходу, вагоны и вагонетки.

билетик на дрезину билетик на дрезину
Из экскурсии стало ясно много вещей – почему «Кукушек» называли «кукушками», что такое жезлы и как ими пользоваться. А еще многие из нас осуществили свою мечту детства - покататься на ручной дрезине.

Голодные, но довольные, мы стрескав свои запасы, покатили назад. «Спорт-спорт-спорт,» - повторяла я себе, вырываясь вперед. Гнали мы потому, что последняя электричка на Александров уходила из Берендеева что-то около пяти, но до станции еще порядочных 20 км, причем по гористой местности.
Вот уже и Ботик Петра I, остановка у колодца воды напиЦЦа, центр города с Музеями Утюгов и Ремесел, поворот на Берендеево и наконец, выезд из города.

В Берендеево мы приехали даже раньше запланированного, но очень вовремя. Предыдущую электрику отменили, поэтому толпа дачников обещала быть ...

В электричках мы живо обсуждали маршрут, Рома даже умудрился поспать на велосипедах.
И что интересно, расставшись перед входом в метро, мы вновь почти подсели к нашим в вагон. А это говорит о СПЛОЧЕННОЙ КОМАНДЕ!

Р.S. Как вы уже, наверное, догадались, маршрут будущего года начнется от Берендеево:)