Загедан. Осень 2005. ком. Маслов

Основные работы велись в пещере Физтеховская, в новой части, открытой в 2000 году. Главным результатом экспедиции стало открытие нового , третьего по счету, но самого глубокого траверса, выводящего из Физтеховской в Ростовскую на глубине 400 м, что в очередной раз подтвердило очень тесную связь между этими двумя пещерами. Траверс стал возможен, благодаря 5 раскопам глиняных пробок длиной до 4-х м, на что ушло 4 дня. Также было детально проработано множество боковых ответвлений, которые в результате приводили либо к закольцовкам, либо затыкались узостями/глинянными замывами.
Заброска

22 октября на поезде Москва-Нальчик мы выдвинулись в Армавир. В поезде ехали весело, ругались с ментами, проводниками и начальником поезда - причём исключительно в альтруистических целях :) Приехали в Армавир в ночь с 23 на 24, там нас встретил Лонтратов и повёз до заставы. Недовёз , газель застряла где-то посередине между Псеменом и Рожкао. Дальше добрались до заставы на двух попутках , часам кажется к двум. Четыре дня забрасывались - с серпантина начинался хороший снег, а тропы уже было не видно. Ростовская была открыта, так что пещеру мы не рыли. 27 вечером залезли в пещеру, спустились наклонку и поставили ПБЛ в Ростовской недалеко от Тройного колодца. 28 днём поставили ПБЛ в Лужниках. 29,30,31,1 работали в пещере, исключительно в новой части за Дюшкиным Юбилеем. Что сделали : 1) Нашли траверс Физтеховская-Ростовская, вываливающийся в последнюю на 400-ах метрах и пробежали через него до Рояльного Зала (в него не спустились, верёвки не было). Чтобы сделать траверс, пришлось раскопать 5 глиняных пробок. Ход , кстати , начинается в 10 метрах от ПБЛ'а :)) Недалеко от траверса есть одна развилка. Через правый ход мы вышли в Ростовскую, а через левый сходить не успели, спустились метров на 30 , дальше верёвки не хватило, и слышен шум воды. По идее , должны тоже прийти в ростовскую, но надо всё же проверить, ибо есть некоторые нестыковки. 2) Детально исследовали ветку , восходящую от Лужников. Кстати, предлагаю назвать её Замоскворечье, ибо а) Надо её как-то называть б) Засортирье ... сами понимаете :) в) Традиция называть такие ветки метрополитеновскими именами + намёк на п. б. :) В замоскворечье сделали несколько интересных первопроходов, нашли кое-какие подсистемки, но в результате всё либо вверх, либо надо копать/долбить. В верху ветки хорошо чувствовался морозный воздух. Короче, здесь надо искать верхний вход, причем лучше сверху. 3) Полазили по сыру. Всё закольцовывается. Сложилось мнение, что с Сыром пора завязывать. 4) В зале Скалистых Гор раскопали одну дырку и нашли меандр. Я по нему спустился метров на 8-10, дальше узость, надо долбить, но место на мой взгляд интересное. 5) За забоем Лёха Афанасьев пролез восходящее очко, в которое в своё время толстозадые Лавров и я не пролезли, и утверждали, что оно обходит щель, которой заканчивается ход. Так вот, мы обманывали, очко тоже затыкается, так что остаётся только взрывать щель. 6) Много фотографировали. 2-го в 11 часов утра вылезли на поверхность. Погода была хорошая, снега тоже много. В 5 сидели в гроте, в 7 поставили лагерь недоходя 1-1.5 км до верхнего коша. За ночь выпало полметра снега, если не больше. У нас поломало одну палатку. До серпантина тропили очень сурово, с заплывами, стремаясь лавин, которые то и дело сходили по левому склону. После серпантина снега было всего лишь по колено и мы быстро добежали до заставы, оттуда пришлось идти до Дамхурца пешком. Переночевали в бич-лагере ПГЛУ. Утром 4-го удалось застопить грузовик, который в 7 вечера довёз нас до Псемена - по дороге долго ждали, пока вытаскивали свалившийся вниз лесовоз. Из Псемена за 300 р нас добросили на газели до поста между КЧР и Краснодарским краем. Там нас в очередной раз выручил Лонтратов, который по нашему звонку приехал за нами и в 12 часов ночи мы уже были в Армавире. Мы то были, а вот билеты нет. Вернее только купе, и очень мало. На автобусе доехали до Ростова к 6 утра 5-го числа. Там тоже плацкартов не оказалось. Пришлось снимать деньги с карточки, чтобы купить купе. Правда возникла маленькая проблема - на вокзале не было ни одного банкомата и пришлось нам проехать 3 остановки на автобусе до ближайшего круглосуточного банкомата. Пока шли обратно вломили по ходу дела местной шпане, причём в достаточно жёсткой форме - 3 злых, голодных и невыспавшихся туриста в вцспс'ах , это , знаете ли, сила :) Приходим довольные на вокзал, а тут как раз плацкарты до Москвы появились ... на поезд Грозный - Москва. На нём и ехали, причём скажу, офигенный поезд, я прямо не ожидал. И сам по себе, и проводники вежливые, и менты, и чечены, что главное. В общем, доехали отлично , без эксцессов.
Пещерная часть

Нашли траверс Физтеховская-Ростовская, вываливающийся в последнюю на 400-ах метрах и пробежали через него до Рояльного Зала. Чтобы сделать траверс, пришлось раскопать 5 глиняных пробок. Ход начинается в 10 метрах от ПБЛ'а :)) Недалеко от траверса есть одна развилка. Через правый ход мы вышли в Ростовскую, а через левый сходить не успели, спустились метров на 30, дальше верёвки не хватило, и слышен шум воды. В замоскворечье сделали несколько интересных первопроходов, нашли кое-какие подсистемки, но в результате всё либо вверх, либо надо копать/долбить. В зале Скалистых Гор раскопали одну дырку и нашли меандр дальше узость, надо долбить. За забоем Лёха Афанасьев пролез восходящее очко.