День 3. (5.07.2006)
р. Светлая – р. Намама – пер. Озерный – истоки р. Баргузин – р. Аккумту
Утром как обычно нас с Вадиком вытащили из палатки на завтрак мерзкие вопли командира: «Подъем ! Завтрак готов !» Надо, значит – надо, и ничего тут не поделаешь, потребности организма нужно удовлетворять: поспал – надо пожрать :roll:
Сегодня нам предстояло проехать (на это все надеялись) перевал Озерный, слететь вниз к истокам Баргузина и подъехать под следующий перевал. С утра, пока солнце еще не залезло в наше ущелье, рванули в сторону перевала. Сильно сказано конечно «рванули», ну в общем поехали по мокрой гравийке с некоторым количеством грязи и луж сначала прямо, а потом и вверх. Часто попадались мостики, но не те «БАМовские», а попроще – деревянные мостики через ручьи шириной до 3 метров, тоже изрядно сгнившие. Все также едем по тракторному следу, но пока дорога относительно хорошая он не доставляет нам никакого дискомфорта.
Фото 17. «Не пей, тут медведь срал…» - «И что, я тут тоже морду вымыл…»
Всё это меняется, как только мы подъезжаем к очередному крупному притоку Светлой. Всё устье разворочено трактором и водой – похоже здесь был лагерь дорожников или лесорубов: валяется куча запчастей от тяжелой техники, много следов трактора и машин, стоит тонная бочка от топлива на полозьях :( И как всегда эстакада «БАМовского» моста :D Попрыгав по мокрым камням с рюкзаками и байками через реку, мы начинаем подъем к перевалу. Но дорога… До трактора и бочки с полозьями по ней наверное можно было ехать по колее на 1-2, 1-3, а вот сейчас это – месиво из песка с камнями от гусениц и пара следов от полозьев бочки. Короче, поставили мы колеса своих байков «на рельсы», т.е. в канавки от бочки и потолкали их наверх, а Виталя даже умудрялся иногда ехать по этой «лыжне» шириной и глубиной в 15-20 см.
Через час выбрались на перевальчик высотой 1079 м., порадовались, пофотографировали панораму гор вокруг и покатились дальше к Озерному. Как-то неожиданно погода начала портится и набежали тучи :roll: 35-градусная жара как-то мгновенно превратилась в 25-градусный дождь, который мы частично пересидели под куртками и чехлами от байков, а потом забили и поехали дальше – вечно так не просидишь 8) И правильно: через пару километров тракторный след ушел в сторону (это кстати, был один из 2-х своротков на протяжении 4 дней), полоса дождя осталось позади. Мокрота от временной превратилась в постоянную: кусты и трава вдоль дороги стали мокрыми, лужи и грязь заняли свое обычное место, а по колее потеки ручьи.
Фото 18. Люди на лыжне 8) "Я покажу тебе звезду, и она будет светом нетленным освещать наш путь в бесконечность..."
Как поднялись на перевал в упор не помню, хотя это было не сложно и точно в седле. Но перевал оказался забавным, оправдывающим свое название – Озерный. Выбравшись наверх, наша грязная дорога стала страшно петлять между озер по заболоченному плоскогорью, озер я насчитал 6. Некоторые из них водопадами сваливались в долину внизу, хотя это только домыслы – но лес на их краях местами круто сходил вниз. Объехав все озера, мы остановились перед спуском и отметили вейпоинт в навигаторе «1240 м.», с этого места отлично была видна дорога вниз – прямая струна километров на 6-8 с кучей луж и текущими по ней ручьями :cry:
Слетев первые метров 800, мы остановились – вот это знаменитое место, о котором нам говорили дорожники :!: «110-й км»… Посреди зарослей кустарника стоял обычный дорожный километровый столб с синеньким прямоугольником «67 км / 110 км». По легенде это был единственный километровый столб на всем автозимнике. В честь такого события опять заморосил дождь…
Фото 19. Перевал Озерный. Собственно озеро.
Фото 20. Перевал Озерный. Собственно хорошая дорога.
Остаток дня до ночевки на р. Аккумту мы проверяли свои байки на мореходность – луж и ручьев было столько на дороге, что через километр мы уже забили за мокрые ноги, объезжание и обтаскивание луж, и начали проезжать их напролом по центру колеи. Через часик поняв, что мочить больше некого «моросильник» закончился и выглянуло солнце 8) Последние километры до Аккумту мы штурмовали довольно изрезанный кусок дороги из желтой абсолютно не липкой грязи с множеством глубоких ям от грузовиков. На грязи очень часто попадались следы мишек, но я подозреваю, что если бы он неожиданно вылез из кустов, то я бы красочно и эмоционально описал дороги в его родном краю. После чего пинками загнал бы его в лес – «…не до тебя сейчас, директор…» В такие моменты, я завидовал хлоднокровию нашего грязного желтого Кота 8)
Фото 21. Перевал Озерный. Спуск, дорога-струна, река…
Стоянка на Аккумту для мокрых и чумазых байкеров оказалась просто раем на земле: полянка на берегу, БАМовский мост, а-ля «буква П», старый бивак от местных водил и знак «Железнодорожный переезд» с паровозом на лиственнице посреди тайги :lol: Мы соорудили из какого-то плоского металлического мусора стол, развели костер и разбросали по всей поляне свои вещи для просушки. Остаток вечера посвятили помойке байков в реке и чревоугодию – чай ставили, кажется, раза три 8)
За день проехали/пропахали/проплыли 40 км.
Фото 22. «110-й километр».
Небольшое лирическое отступление о перевалах и реках. За 3 дня похода я понял, что общепринятые догмы по горной орографии совсем не подходят для Забайкалья. Я постоянно поражался нескольким вещам: автозимник по всем перевалам был проложен по одному сценарию – прешься вверх, долго едешь почти по плоской седловине, в конце летишь вниз на тормозах. Но это полбеды – беда для меня заключалось в том, что реки не текли с перевалов, они текли на них :shock: Толкаешь байк или едешь на 1-3 в гору, а параллельно тебе течет река в том же направлении, спускаешься вниз – река идет навстречу… Нонсенс :!: Сначала меня это сводило с ума, но потом я придумал для себя отмазку – почти все наши перевалы были либо параллельно одной реке, либо каким-то образом срезали изгибы рек. На этом и остановились…
Вторым камнем преткновения стали ручьи: самое угарное заключалось в том, что почти на каждом перевале, на каждом холмике, по которому проходила дорога, ее пересекал ручей… В самой высшей точке :shock: И так до самого Байкала. Т.е. он тек не с перевала, а поперек его. Через некоторое время родилась народная мудрость: «Нафига тащить на перевал воду, если там сверху ручей ?» И в 90% случаев это прокатывало. Забегая вперед скажу, что даже ацкая дорога в районе районного центра Баргузин также подчинялась этому принципу – с гор стекали ручьи и пересекали дорогу почему-то именно по холмам. Воистину удивителен бурятский край :!:
Фото 23. Аккумту. «Железно-дорожный переезд»
Еще одно лирическое отступление, теперь о свободе слова и Вадике. Как упоминалось раньше, свобода слова была полной и всеобъемлющей: материться можно было на все и всех, если это помогало продвижению вперед. Отсутствие женсостава укрепило в мужском братстве традицию не таить свои эмоции, даже после сытного обеда или до «процесса дефекации» 8) Чаще всех покрывались матами (по убыванию): комары, дорога, грязь, трактор, лужи, жара, байк, еда и пр. Выражения не регулировались ни по громкости, ни по диаграмме распространения. Запомнился случай: очередной подъем, толкаем байки по каким-то говнам с камнями и водой. Мы с Саней немного оторвались от Вадика и Витали вперед, и тут позади метрах в 100 раздаются трехсложные восьмистрочные звуки великого русского языка – ощущение было что произошло что-то сверхестейственое :roll: Останавливаюсь и оборачиваюсь – а это Вадик уронил байк в лужу или в грязь, толком не разглядел. Но мотивация впечатлила 8) После прохождения самого сложного участка пути данный феномен почти сошел на нет, и к концу похода мы общались как светские львы в благородном обществе.
Фото 24. Вадик. Ужоснах…
Теперь о Вадике – его взяли не зря :lol: «Цирк на колесах» 8) Кроме того, что сам его внешний вид иногда вызывал хохот, приколы витали вокруг него постоянно. Номер раз: «Вадик, у тебя ничего не болит ? А то сам знаешь – я лечу только двухлитровой клизмой…» - «Да нет… А ты фонтанирующую рвоту тоже клизмой лечишь ?» Номер два: «Англо-бурская война в ЮАР… Это когда буряты воевали с ангольцами… Ангольцы победили, и поэтому бурятов депортировали за Байкал…» Номер три: из темы разговора о завтраке из перловой каши, Вадик Сане после завтрака: «Надо кричать не «Подъем !» на такой завтрак, а: «Вставайте, граф, друзей уже полощет !» И так далее, и тому подобное 8)
Вадим поражал аборигенов своим видом ковбоя в соломенной шляпе и хлопковой рубахе во всех бурятских деревнях: «Ковбой на велике»… В общем, скучать нам не пришлось даже в самые мерзкие дождливые дни – с нами был Вадим :lol: