Смысловая идея и подготовка похода
Комбинированный маршрут 5к.сл. по Горному Алтаю нами разрабатывался в течение года. При разработке использовались неосуществленные идеи 1998г. совместить в данном походе сложный горный маршрут со сплавом по Верхней Катуни. Основная цель похода - повышение спортивной квалификации Волжских туристов, освоение нового района нынешними спортсменами.
Для выполнения поставленной задачи выбрали Катунский хребет с высшей вершиной - г. Белуха. Район включает широкий набор высоких и технически сложных перевалов и вершин, позволяющий разработать горный маршрут высшей категории сложности.
За начало и конец маршрута выбрали пос. Тюнгур на реке Катуни, где есть подвесной мост. До поселка можно доехать автотранспортом от любого ближайшего города (Новосибирск, Барнаул, Горно-Алтайск). В Волжской МКК, имеющей необходимые полномочия был заявлен следующий маршрут:
Тюнгур - оз. Кучерлинское - р. Кони-Айры - пер. Капчальский Восточный (1Б) - р. Катунь - лед. Катунский - пер. Центральное Плато (2Б) - верш. Белуха Западная, альп. восхождение (3А) – пер. Белухинский (2Б) – верш. Белуха Восточная, альп. Восхождение – Восточное Плато – пер. Берельская Перемычка (3А) – ледн. Менсу - пер. Большое Берельское Седло (3А) - лед. Большой Берельский – пер. Катунский (2Б) – р. Катунь – сплав до пос. Тюнгур
Для повышения физической подготовки группы с конца зимы организовали общие тренировки. Однако сразу следует отметить, что те кандидаты в команду, кому эти тренировки были особенно необходимы, пропускали их под различными предлогами.
Для повышения водно-технической подготовки в мае месяце провели 7-дневный сбор на р.Б.Зеленчук с отработкой техники прохождения порогов 3-4 к.сл. на катамаране.
В самом начале подготовки к походу, летом 2009г. нашелся, казалось, надежный спонсор мероприятия, лично заинтересованный в участии. Подобралась команда из 10 чел. Имея деньги, планировали нанять 2-х опытных водников – лоцманов 2-х катамаранов. После сбора на р. Б.Зеленчук, спонсор, сославшись на финансовые трудности, отказался как от личного, так и финансового участия в походе. Количество участников под разными предлогами заметно сократилось, не удалось найти и водников-лоцманов. Таким образом, в район похода выехала команда, состоящая из 6 человек с одним 6-местным катамараном.
Общая характеристика района, варианты заброски, контакты МЧС
Алтай находится почти в центре огромного материка Евразии, на крайнем западе пояса гор Южной Сибири. Географическая широта Алтая соответствует широте Волгоградской и Саратовской областей.
Непосредственная близость Алтая и густых таежных лесов Западной Сибири наложила свой отпечаток на природные условия северных районов. Здесь мы наблюдаем леса из кедра, пихты, ели, березы, осины. Обитают в них одни и те же животные.
На Востоке имеются полупустынные пространства, покрытые растениями, характерными для Монголии. Здесь обитают монгольский тушканчик, антилопа Дзерен - свойственные Монголии.
Светлые парковые лиственничные леса, покрывающие склоны Алтайских гор, напоминают ландшафты других горных систем Южной Сибири (Саяны). Соответственно и обитают животные тех районов - марал, кабарга, соболь.
Через территорию Алтая проходит важная транспортная артерия - Чуйский тракт, связывающий Россию с Монголией.
Алтай - самая высокая горная область Сибири.
Орографически Алтай разделяется на Северный, Восточный, Южный, Западный и Центральный. Северный, Западный и Южный Алтай представляет собой районы со средним и низкогорным рельефом. Восточный Алтай представляет собой высокогорную дугу, состоящую из нескольких обособленных хребтов. Как бы внутри этой дуги расположен Центральный Алтай. Он включает наиболее высокие хребты: Катунские Белки (высшая точка хребта и всего Алтая - г. Белуха 4506м.), Северо-Чуйские Белки (высшая точка- г. Маашей-Баш 4173м.), Южно-Чуйские Белки (высшая точка г. Иикту 3942м.). Наименование этих хребтов Белками происходит от того, что их вершины покрыты вечными снегами и ледниками.
Среди хребтов Алтая наиболее высоким и мощным является Катунский с высшей точкой всей Зауральской Россией – г. Белуха. Белуха - это обширный массив, занимающий площадь до 60 кв.км. Массив Белухи имеет две вершины, разделенные седлом - Центральное плато. Самая высокая из них – Восточная.
Катунский хребет имеет самое высокое оледенение (342 ледника площадью 232 кв.км.).
Наиболее значительные ледники Катунского хребта находятся на массиве Белухи. Это ледники Катунский, Мюшту-Айры, Аккемский, Мен-Су, Берельские и др.
Климат района - резко континентальный. Наибольшее количество осадков выпадает в июне-июле, наименьшее в январе-феврале. В горах осадков выпадает в 8-10 раз больше, чем на равнинах. В районе Белухи выпадает более 2000мм. осадков. Но, несмотря на значительное количество осадков, характерной особенностью гор является большое число солнечных дней, в несколько раз превышающие число пасмурных, облачных.
Горный Алтай заселяют алтайцы (24%), русские (69%), казахи (3%). Коренное население Алтая – алтайцы - разговаривают на 6 диалектах и размещаются повсеместно. В Центральных и Восточных районах алтайцы составляют большинство населения. Алтай относится к слабозаселенным районам страны. Средняя плотность населения составляет 1,7 чел. на 1 кв.км., что в 5,5 раза меньше, чем в целом по стране.
Туристские возможности Горного Алтая весьма разнообразны. Здесь можно проложить пешие, горные, водные, велосипедные, комбинированные и др. маршруты любой категории сложности.
За последние 8-10 лет в регионе резко возросла предпринимательская активность в оказании желающим транспортных, экскурсионных, туристских, альпинистских и других услуг. А желающих достаточно много. Возобновлены старые и проложены новые конные маршруты на оз. Кучерлинское, Аккем. Действует несколько комбинированных маршрутов: автотранспортом от одного из городов (Новосибирск, Барнаул, Бийк, Горно-Алтайск) до Тюнгура, далее на лошадях до озер (Кучерлинское, Аккем), а затем пешком до интересных объектов природы (оз. Дарашколь, водопады Кони-Айры, оз. Голубое, оз.Синее, оз.Бирюзовое, ледник Ак-Кемский и др. Имеется даже комбинированный альпинистский маршрут с восхождением на Белуху.
Указанная деятельность позволяет местным жителям (алтайцам), ведущим конные караваны зарабатывать на жизнь, а фирмам, организовавшим все это - иметь свою прибыль.
Район Катунских Белков для волжских и волгоградских туристов открыл Маслов А.И. (1966 г.). В дальнейшем район осваивали группы под руководством Волгиной Г.П. (1971г.), Волгина В.П. (1972 г., 1998г., 2010г.)
Адреса, телефоны:
1. Транспортная фирма «БиАлТур», г.Бийск 8(3854)71-96-00, 71-96-41, 8-903-957-95-19 Раиса Валентиновна, ivan@mail.ru biysk.ru Замгалов Иван.
2. Турфирма «Алтур» 8(3852)23-03-69, altmisha@ab.ru
3. Водитель микроавтобуса Nissan 4wd Максим. г.Барнаул, ул. Северозападная, д.244,кв.1, 8(3852)37-77-15, 8-903-947-31-00
4. Водитель микроавтобуса Toyota, Виктор, г.Барнаул, 40-20-65, 8-903-995-09-99
5. Водитель микроавтобуса, Алексей Хоменко, г.Барнаул, 8(3852) 24-36-94, 8-903-910-58-60, 8-913-211-71-45.
6. Водитель г.Бийск, 8(3854)31-25-81, дом. 29-13-79, 71-76-45, 8(3854)32-77-77 абонент «Танк», mail:tank66@land.ru. Константин Наумов.
7. Катунский Государственный природный заповедник, 649490, Республика Алтай, г. Усть- Кокса, ул. Заповедная, д.1, а/я 24, тел./факс 8(38848)22946, e-mail katunsky@mail.ru, http://katunsky.hl.ru. Главный государственный инспектор заповедника «Катунский», заместитель директора по охране заповедника, Казанцев Александр Константинович.
Спасательные службы:
1. Западно-Сибирская региональная ПСС, 656016, г.Барнаул. ул.Микронная,137, 8(3852)41-02-25. Начальник ПС Зюков Виктор Владимирович, тел.43-60-09. Заместитель Дракин Георгий Валентинович.
2. Бийский ПСО 659329, г.Бийск, Смоленский тракт, 29, т/к «Алтай». Начальник ПСО Альшаков Валерий Борисович, 8(3854)22-82-49; или ул.Октябрьская,43, (243)22-60-05
3. Алтайская республиканская ПСС, 659700, г. Горно-Алтайск, ул. Горно-Алтайская, 56, кв.22. Начальник ПСС Якубовский Валерий Иванович, 8(3854)12-91-41. Заместитель Сухов Владимир Николаевич; или ул. Алтайская, д.26/1, кв.2 Якубовский В.И. (38822)3-17-97, 2-91-41
4. МЧС г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13, 3-10-54
Аварийные выходы с маршрута, запасные варианты
Аварийный выход по долинам рек Аккем и Кучерла проблем не вызывает, так как вниз идут наезженные конные тропы. Кроме того, район озер Аккем и Кучерлинского довольно обжит и там всегда можно получить необходимую помощь. На озере Аккем действует Гидрометеостанция, где можно купить кое-какие продукты: хлеб, печенье, конфеты и т.п., можно заказать баню. На озере работает ПСО МЧС России. На левом берегу Кучерлинского озера есть база отдыха, где постоянно есть отдыхающие и обслуживающий персонал, который может оказать группе посильную помощь. Сообщение с базой – мот через р. Кучерлу. На обоих озерах при необходимости можно заказать лошадей или вертолет.
Простых и быстрых вариантов аварийного выхода с вершин Белухи и окружающих их ледовых плато нет. Все они предполагают преодоление препятствий 2Б к.сл.
С Западного плато- спуск на ледник Мюшту-Айры (2Б кат. сл.) и далее по р. Кучерла на Кучерлинское озеро (2-3дня).
С Центрально плато- спуск по Катунскому леднику (2Б) и р. Катунь далее вверх по р. Капчал, через пер. Капчальский Вост. (1Б) выход на р. Кучерлу и по ней до Кучерлинского озера (4-5 дней)
С Восточного плато- спуск на верхнее плато ледн. Менсу, далее через пер. Делоне (2Б) выход по р. Аккем и по ней до Аккемского озера (2-3 дня).
Из верховьев Катуни возможен простой вариант отхода через оз. Язевое в Восточно-Казахстанскую область. Но этот вариант, по всей видимости, более продолжителен по времени и ведет на территорию сопредельного государства.
При разработке маршрута на случай непогоды или других негативных обстоятельств было предусмотрено несколько запасных вариантов прохождения отдельных участков:
1. Исключение из маршрута восхождения на в. Белуха Зап. (3А)
2. Исключение из маршрута пер. Берельская перемычка (3А)
3. Прохождение с Восточного Плато на ледн. Катунский через пер. ТКТ (3А)
4. Вместо пер. Катунский (2Б) – пер. Трудный (2Б) или пер. Кучерявый (1Б)
5. Прохождение горной части с ледн. Катунский- в обратном направлении.
6. При малой воде начало сплава - ближе к р. Узун-Кара-Су.
7. Обнос порогов «Щеки-4», «Щеки-3».
8. Окончание сплава в пос. Усть-Кокса.
9. Окончание маршрута пешком по рекам Аккем или Н.Курган.
Изменения маршрута и их причины
Из-за высокого веса рюкзаков и низкой физической подготовки некоторых участников группа потеряла 3 дня на подходах. Кроме того, из-за непогоды в районе Белухи (пурга), из-за плохого снаряжения (ботинки, кошки) у некоторых участников и их недостаточной технической подготовки в высокогорной части маршрута было потеряно еще 3,5 дня. Таким образом у группы совсем не осталось резерва времени.
В таких условиях при отсутствии опытных лоцманов заканчивать маршрут сплавом по Катуни не представлялось возможным. Кроме того, мы отказались от восхождения на Белуху Западную.
С Центрального плато на Восточное плато прошли через перевал ТКТ (3А). Перевал Берельская Перемычка (3А) также был исключен из маршрута, так как не вписывался в измененную схему маршрута. В общей сложности частично или полностью были использованы 5 запасных вариантов (№1, №2, №3, №4, №9).
Таким образом, группа прошла следующий маршрут: пос. Тюнгур - р. Кучерла - оз. Кучерлинское - р. Кони-Айры - пер. Капчальский Восточный (1Б) - р. Капчал (лев. берег) - р. Катунь - ледн. Катунский - пер. Центральное плато (2Б) - ледн. Катунский - пер. ТКТ (3А) - Восточное плато – верш. Белуха Восточная (2Б) (восхождение через пер. Белухинский) - пер. ББС (3А) – ледн. Большой Берельский – река Белая Берель - пер. Трудный (2Б) - ледн. Катунский - р. Катунь - р. Капчал (прав. берег) - пер. Капчал Средний (2Б) - оз. Кучерлинское - пер. Кара-Тюрек (н/к) - оз. Аккем - р. Аккем - пер. Кузуяк (н/к) - пос. Тюнгур.