Суета

Капитан Сергей Артамонов Капитан Сергей Артамонов
Яшка Захаров Яшка Захаров
Пашка Ненашев Пашка Ненашев
Макс Иванкин Макс Иванкин
Начнем эту история вот с этого места... Пасмурным питерским утром я сел на Финляндском вокзале в полупустую электричку и следующие полтора часа смотрел в окно на проползающие мимо леса, озера и болота. Мелкий моросящий дождь за окном периодически прекращался, но всё равно сквозило печалью от серости.
 
Электричка остановилась на ст.Сосново. Я вылез и позвонил Яшке. В это время они с Пашкой на машине катались вдоль станции и искали то ли меня, то ли место для парковки. Я вышел за станцию и увидел это зрелище – Яша пронесся в одну сторону, потом вернулся обратно и, уже заметив меня, остановился. Так нас стало 3-е… Капитана мы встретили слегка помятым и растрепанным спросонья на яшкиной даче. Там же были уже сложенный по упаковкам катамаран и наши вещи, которые приехали транспортной компанией в Питер. Всё это забирал Яшка в одного.
 
Изначально мы планировали стартовать откуда-то из-под Приозёрска или другого места на западной стороне Ладоги и заканчивать в Питкяранте или Салми на северо-восточной. Но пока я добирался из Лимассола до Питера, кэп изменил планы, т.к. прогноз обещал всё время встречный ветер. Поэтому мы договорились с яшкиным соседом, у которого был старый фургон, и забросились вечером в залив Койринонлахти под Питкярантой.
 
Тут мы нашли место для стапеля и ночевки с небольшим пляжем под скальной горкой. Вечером нас немного попаливало дождём, но в целом было довольно тепло и уютно.
День 1 – 19.07.16. Первые впечатления

Верфь для надувного катамарана Верфь для надувного катамарана
Место старта Место старта
Яшка и Макс Яшка и Макс
Матросы-скалолазы Матросы-скалолазы
Наш дрыгатель "Ямаххааа!!!" Наш дрыгатель "Ямаххааа!!!"
Бар "Синяя устрица" начинает свою работу Бар "Синяя устрица" начинает свою работу
Пупырь Пупырь
Бивак на вершине острова Бивак на вершине острова
Понеслась… С утра, ещё толком не проснувшись, мы начали собирать кат. За 4 часа мы его собрали, параллельно позавтракав и сложив лагерь. Спустили наше чудо на воду и отправились путешествовать по Ладоге. С погодой на сегодня всё было отлично – до обеда совсем тепло (мы на палубе сидели в футболках и босиком) и почти ясно. К вечеру было попрохладнее и небо затянуло пеленой. И на открытой воде ветер сквозит сильнее, чем в шхерах. Ветер весь день был благоприятный для нас – стабильный галфвинд или бакштаг левого борта.
 
Отойдя около 4,5 км от берега, ещё в шхерах, мы начали играть в любимую игру капитана «Человек за бортом!» Нет, никого не выбрасывали и не роняли в воду – это просто тренировка на случай если кто-то на полном ходу случайно покинет судно. Кэп бросал бутылку с тряпкой за борт и орал: «Человек за бортом!», а мы втроём начинали выписывать всякие геометрические фигуры на воде, бегать по палубе и кричать, чтобы зайти из-под ветра к бутылке и спасти её. Практически все походы и покатушки капитана Артамонова начинаются с этой игры. Наигравшись в течении часа в спасение бутылки (это раз 10) мы уже спокойно двинули дальше на юг к выходу из шхер на открытую воду.
 
Первая остановка – о.Паймионсаари. Паймионсаари – один из внешних островов Питкяранского залива и ничем особо не примечателен. Мы просто хотели причалить и пообедать на берегу. А на острове оказалась отличная закрытая бухта среди скал с каменистым пляжем. Сразу как причалили, наши альпинисты Пашка+Яшка полезли на скалы пробовать зацепы. Я же «оббежал» окрестные скалы и наделал от бедра фотографий-пейзажей.
 
Обед на о.Паймионсаари
Обед на о.Паймионсаари
Планы после обеда и до вечера: идти по открытой воде на запад и смотреть бивак подичее. Первым претендентом для ночевки был о.Тёйсянсари, остров в виде клешни краба, стоящий на отшибе в 6 км от берега. К тому времени начинал наступать вечер, небо затянуло и немного похолодало. Ветер на открытом пространстве дул прям отлично, что давало нам возможность вваливать 11-13 км/ч. На одном из мысов острова стоит старый железный маяк. Он уже не работает. Причалив в горловину бухты на острове, мы немного пошарили по каменистому пляжу и нашли его непригодным для комфортного бивака. Кстати, при входе в бухту мы увидели первый раз за поход ладожскую нерпу. Потом у нас их было ещё много, мы видели их каждый день и иногда по много раз, но эта была первая! Поэтому особо любимая! На самом деле рассмотреть её в этот раз не сильно получилось, кроме как в бинокль, т.к. ближе 100 метров она к нам не подплывала. Пуганные…
 
Немного о ветре
   Собственно, вся эта англо-голландская терминология про ветер сводится к тому, как его использовать для движения парусного судна куда надо. Самые-самые азы:
   Фордевинд или попутный ветер – ветер дует строго сзади, в корму судна. Можно поставить паруса покрупнее и попузатее и загорать на палубе.
   Бакштаг – ветер дует сзади+сбоку, бывает правый/левый – смотря с какого борта дует. Именно при бакштаге у судов с косыми парусами максимальная скорость, а не при фордевинде. Физика проста – паруса создают меньше сопротивления, работая как крыло, а не как парашют. Бакштаг – один из самых «удобных» ветров.
   Галфвинд или просто галф – ветер строго сбоку, перпендикулярно движению судна. Также правый/левый. В галф уже обычно ходят галсами – продвигаясь вперед не по прямой, а зигзагом, постоянно меняя правый галс на левый (лавировка).
   Бейдевинд – ветер спереди-сбоку. Правый/левый. Тут уже ходят только галсами, при чём полезного продвижения ещё меньше чем при галфе, а зигзагов ещё больше.
   Левентик – ветер встречный, строго в нос судна. Ход не возможет. Тут уже начинается игра – как повернуться и куда идти, чтобы сделать из левентика любое другое направление ветра и прийти куда надо как-нибудь другой дорогой.
   Больше можно посмотреть, например, тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Курс_относительно_ветра
 
После Тёйсянсари, следующим наиболее перспективным местом для ночевки была признана южная оконечность п-ов Хунукка. Там по слухам из интернета было отличное место для бивака на берегу около малюсенького озера Импилампи. Дело шло уже к глубокому вечеру, но всё упрощалось очень короткой ночью. Мы не успели по времени на белые ночи и поэтому на 3-4 часа темнота уже наступала. Пропилив 15 км двумя огромными галсами и обогнув о.Рантасаари, мы аккуратно вошли назад в северные ладожские шхеры.
 
Наш кат на острове-пупыре
Наш кат на острове-пупыре
К сожалению, бивак на мысе Импиниеми был уже занят детьми-байдарочниками. Поэтому мы захватили себе стратегический остров-пупырь при входе в бухту. И в общем-то не ошиблись. Остров был замечателен – у нас был свой маленький хвойный лес, заросли черники и голубики, а также каменные лбы на возвышении, где мы гордо воткнули свою палатку и лагерь. Смотреть можно было в любую сторону с бивака и вид везде был замечательный! Из минусов было лишь одно – вещи с ката приходилось поднимать по скалам вверх почти свободным лазанием. Но никому это не мешало – у нас с Серегой были горные 5-ки, а у Пашки с Яшкой разряды по альпинизму.
 
Ужинали мы сидя на своём теплом скальном пупыре уже при звездах. Ещё для радости к ужину прилагалось по пинте пива каждому :)
 
1 день, 19.07.16 – 37,4 км по GPS. Всё под парусом.
Зал.Койринонлахти – о.Паймионсаари – о.Тёйсянсари – мелкий остров южнее п-ов Хунукка
День 2 – 20.07.16. Нелегкий путь к Валаамскому архипелагу

Залив Импилампи Залив Импилампи
Суровый песок на пляже о.Тёйсянсари Суровый песок на пляже о.Тёйсянсари
Новейшая наносистема подвеса руля Новейшая наносистема подвеса руля
Любишь спать - умей спать где придётся Любишь спать - умей спать где придётся
Остров Байонный прямо по курсу Остров Байонный прямо по курсу
Фотография фотографа Фотография фотографа
Фотография фотографа, сфотографированного другим фотографом Фотография фотографа, сфотографированного другим фотографом
Гряда островов Валаамскоо архипелага Гряда островов Валаамскоо архипелага
Часть провианта сушится после сурового перехода на архипелаг Часть провианта сушится после сурового перехода на архипелаг
Дальняя сторона нашего островка около Байонного Дальняя сторона нашего островка около Байонного
План на сегодня: дойти до Валаамского архипелага и заночевать где-нибудь на отшибленном острове, а завтра посетить сам Валаам и посмотреть монастырь. Забегая вперед, скажу, что план мы выполнили, но с некоторыми приключениями.
 
Погода была пасмурной, но сухой. Ветер сквозил довольно сильный, хотя в шхерах это не сильно было заметно. Мы отчалили от нашего острова-пупыря, вышли из шхер и уже на «полном газу» (на стакселе и зарифленном гроте) пронеслись мимо вчерашнего о.Рантасаари и самым прямым курсом полетели в сторону восточной оконечности архипелага.
 
Немного о парусах
   Мачт у нашего ката – одна. Парусов – пять штук, но реально используется обычно 2-3 одновременно. Паруса у нас только треугольные (косые и генакер). По популярности и назначению:
   Грот – ставится почти всегда при любом ветре. Большой «задний парус», растягивается сзади за мачтой между мачтой и гиком – горизонтальной перекладиной, прикреплённой к мачте. Все остальные наши паруса ставятся впереди мачты. Его можно «зарифить» или «взять рифы» - уменьшить его размер, подсвернув и привязав веревочками-рифами к гику. Рифы берутся при сильных боковых ветрах или вообще во время шторма. На фотографиях – грот белый с номером «ТС5».
   Стаксель – используется при боковых ветрах (бейдевинд, галфвинд и бакштаг), ставится на штаг – растяжку мачты. Работает как крыло, создавая силу, когда поток проходит вдоль него с небольшим углом. Среднего размера парус. После грота – самый частый парус. На всех фотографиях – белый.
   Генакер или ассиметричный спинакер – ставится только при непорывистом попутном ветре и работает как парашют, улавливая ветер почти перпендикулярно потоку. Это самый огромный, монструозный и пузатый парус. Ставится вместо стакселя впереди, но не на штаг, а свободно, нижним углом к бушприту (горизонтальная штанга впереди судна). На фотографиях – фиолетовый.
   Кливер – по сути большой стаксель, для создания большей тяги при боковых ветрах. Используется также как стаксель, но значительно реже. Но ставится как генакер свободно на бушприт. На фотографиях его нет, так как мы его не использовали почти за поход, но он жёлтый.
   Штормовой стаксель – самый маленький парус. Название говорит само за себя – стаксель и для шторма. Ставится при самых сильных, штормовых ветрах, чтобы хоть как-то давать судну ход (а с ним и управляемость) и не порваться при этом. Сделан особо прочным. На фотках его нет, но он белый.
   Вот ещё немного инфы о парусах: https://ru.wikipedia.org/wiki/Парус.
 
   Ещё пару слов об углах паруса – их 3: шкотовый, галсовый и фаловый. По названия «веревок», которые привязаны к этим углам – шкот, галс и фал.
   За фаловый угол парус поднимают, это верхний угол.
   Галсовый – передний нижний угол (относительно движения), за него парус крепится стационарно.
   Шкотовый – задний нижний подвижный угол, служит для управления парусом.
 
Но как говорится: «Хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах»… В 9,5 км от берега на неслабой волне у нас вырвало руль. Сломалась ось, на которой держится перо руля, и мы остались без управления. Паруса резво скинули и легли в дрейф. Ситуация не из приятных – посреди открытой воды, при сильном ветре и на волне. После беглого осмотра повреждений стало ясно, что на воде нам не починиться, поэтому завели «дрыгатель» и поехали на нём к ближайшему берегу на ремонт.
 
Ремонт руля закончен
Ремонт руля закончен
Ближайшей землёй оказался вчерашний остров Тёйсянсари в 3,5 км по прямой против ветра. На то, чтобы к нему вернуться ушло 40 минут. Ремонт обстоял следующим образом: капитан пытался отремонтировать руль тем, что есть в нашем скарбе, а остальные 3 члена экипажа бродили по каменистому берегу в поисках проволоки, металлических прутков, веревочек и чего-нибудь ещё пригодного для ремонта. Благо, Ладога обжитой регион и на берег много всего выносит интересного. Например, я нашел полуобглоданный труп нерпы на берегу с 3-метровым пятном жира вокруг трупа…
 
Притащив капитану все свои «дары ремонта», мы занялись чем попало: поели землянику, пожгли костёр, потупили… Я умудрился поспать полчаса прямо на камнях недалеко от ката. Камни были большие и тёплые, поэтому я лежал не на них, а скорее между, греясь о них боками. Через полтора часа ремонт был закончен. Сергей Владимирович при помощи гнутых ржавых гвоздей и обрывков нейлоновых веревок от сетей умудрился соорудить чудо инженерной мысли, которое давало нам возможность вновь пользоваться рулём, почти так же, как до поломки.
 
Итак, поход продолжается! Мы снова выходим на открытую воду и бакштагом вваливаем на юг, в сторону о.Байонный. Байонный находится восточнее основного острова архипелага в 3,5 км и хоть на нём и стоит свежепостроенный попами скит, но он практически не обитаем.
 
На открытой воде ветер поднимает довольно высокую волну, периодически начинает накрапывать мелкий дождь или морось. Иногда волна достигала высоты более метра и, сидя на палубе (в 30 см над водой), мы уже не видели остров нашего ремонта – его скрывало волной. Зато скорость была что надо! 12-15 км/ч мы шли легко… Правда при этом нас захлёстывало волнами, которые иногда просто перелетали через пирамиду и накрывали брызгами с головой. Иногда получалось сёрфить на гребне волны, когда скорость волны и ката совпадали. В общем переход в 16 км изобиловал адреналином и сыростью…
 
Добравшись до Байонного, мы обошли его с подветренной стороны и стали идти вдоль берега в поисках места для бивака. Потом высадились на скалы и провели пешую разведку в обе стороны. Яшка+Пашка нашли скит и тропу к нему. Зная из интернета об агрессивности местных попов, вооружённых охранниками-чоповцами, решили встать подальше от скита. И совершенно неожиданно нашли оборудованный бивак на мелком острове рядом с Байонным. Рядом – это буквально через 30 м пролив между островами.
 
Ночевка на островке рядом с Байонным
Ночевка на островке рядом с Байонным
Бивак оказался вполне сносным и скрытым от глаз с Байонного. Всё бы ничего, но наш припаркованный на берегу кат, с 7-метровой мачтой и белой пирамидой портил напрочь всю маскировку :) В любом случае, нас никто не побеспокоил.
 
Погода весь день была ветреная и пасмурная, а к ночи пошел монотонный дождь.
 
2 день, 20.07.16 – 33,1 км по GPS. Почти всё под парусом, 3,5 км под мотором.
мелкий остров южнее п-ов Хунукка – о.Тёйсянсари – мелкий остров рядом с о.Байонным
День 3 – 21.07.16. От Валаам до бани

Макс грузит вещи на кат Макс грузит вещи на кат
Яков и Валаам Яков и Валаам
Церковь Николая Чудотворца Церковь Николая Чудотворца
По нам пальнули торпедой! По нам пальнули торпедой!
"Метеор" выходящий из Монастырской бухты "Метеор" выходящий из Монастырской бухты
"Адмирал Кузнецов" "Адмирал Кузнецов"
Метеорный пирс в глубине Монастырской бухты Метеорный пирс в глубине Монастырской бухты
Катерный пирс на Валааме Катерный пирс на Валааме
Метки уреза воды, сделанные в 1868 г. Метки уреза воды, сделанные в 1868 г.
Узкий выход из Монастырской бухты Узкий выход из Монастырской бухты
Нордический валаамский кот Нордический валаамский кот
Сейчас они все трое - балласт-противовес Сейчас они все трое - балласт-противовес
Фотосессия Фотосессия
Грибы вызывающие галлюцинации... Из леса! Грибы вызывающие галлюцинации... Из леса!
Плантации черники Плантации черники
Яшка жжот! Яшка жжот!
Бивак на о.Самматсари Бивак на о.Самматсари
Баня топится Баня топится
Капитан совещается с высшим разумом Капитан совещается с высшим разумом
Павлик Павлик
У парусного похода есть неоспоримый плюс – это очень быстрый и комфортный утренний сбор. Почти в любую погоду. Особенно по отношению к альпинизму или горным походам, когда не нужно вылезать из еле теплого спальника в 5 утра на леденящий воздух и впихивать ноги в замерзшие трекинги или пласты. Потом всё компактно и «правильно» утрамбовывать в рюкзак, чтобы его не болтало или в спину ничего не упиралось. Ещё и замерзшими ручонками это всё делать. А тут… Засыпал вещи в гермомещок, запаковал их какой угодно формой и затолкал на кат. Всё! Собрались! Ну и обычно парусные походы на надувном кате не проводятся при температуре ниже нуля, поэтому не так холодно. Хотя было и такое, что ветер лица довольно сильно обмораживал в октябре или начале мая. Вот и сегодня было легко – засыпали вещи в гермы и на кат их. Погода была не сильно лучезарной, да и ладно... Пасмурно, зато дождя нет. Ну или почти нет…
 
Места для маневрирования под парусом в проливе между островами не было, поэтому отчалили и вышли из-за Байонного на ветер старым галерным способом – хлюпая веслами. За то там ветра было достаточно! Не сфинкторосжимательно как вчера, но на полном гроте и стакселе мы ввалили очень резво.
 
За полчаса мы добрались до мыса Чёрный нос (восточной оконечности Валаама) и стали двигаться вдоль северного берега острова. Ещё через час мы были у входа в Монастырскую бухту. Вдоль всего побережья из леса то тут то там торчат купола и башни. Голубые купола Валаамского монастыря видны практически отовсюду – они над лесом торчат на горизонте. У входа в узкую длинную Монастырскую бухту стоит маяк. Но гораздо лучшим ориентиром входа является белая с золотым куполом церковь Николая Чудотворца на Никольском острове.
 
Церковь Николая Чудотворца на Никольском острове
Церковь Николая Чудотворца на Никольском острове
Жизнь в бухте кипела и сновала во все стороны по воде… Кроме моторок на входе мы встретили два входящих на крыле «Метеора» и уже внутри бухты мы разминулись в 30 метрах ещё с одним исходящим. Наше утлое надувное судёнышко выглядело очень экстравагантно на фоне этих надводных ракет и куч модных моторок, поэтому мы вызвали яростное моргание вспышек с «Метеора» и проходящего прогулочного корабля. Бухта реально очень тесная, но при нашей 30 см осадке мы могли проползти до самого причала и вне размеченного буями фарватера.
 
В глубине бухты находится самое гнездо Валаама – монастырь с собором и несколько причалов: здоровый для «Метеоров», примерно такого же размера - для прогулочных «лайнеров», и ещё пара пирсов для катеров и прочей мелочи. Когда мы проходили мимо метеорного пирса, на него прибежал охранник в форме и прокричал что нам сюда нельзя, а можно «вон туда к скале». У скалы уже была припаркована парусная яхта. Пристань так себе – напротив пирсов и причалов у крутой стенки, за которой стеной стоит лес. Наш надувастик в пищевой цепочке плавсредств почти в самом конце, поэтому и причал нам выделили соответствующий.
 
А ещё у одного из причалов стоит «Адмирал Кузнецов»! Нет, не тот! Не дымящий наш единственный авианосец, а белое прогулочное судно. Думаю, что, если бы авианосец пригнали сюда с Кольского и забили бы в бухту, то мы бы ориентировались не по куполам над бухтой, а по его надстройке, торчащей над лесом :)
 
На берегу за причалами были видны джипы, автобусы, асфальтированные дороги, знаки ограничения скорости 30 км/ч, группы людей, автобусная остановка… Ну и вообще отчуждением монастыря в нашем идеалистическом представлении мира даже не пахло. Суета и торговля местной достопримечательностью... Поэтому и сильного желания осматривать всё это вблизи не возникло – прошли до конца бухты, осмотрев с воды и двинулись обратно к устью. Диких туристов как мы тут вообще не особо любят, я так понял. И максимум что сделано – кемпинг-гетто в лесу за монастырём, куда привозят обрезки досок на костёр. И те за деньги…
 
На выходе мы всё ж пристали к берегу, в местечке на отшибе - справить нужду и перекусить. Как только причалили к скале, тут же откуда-то появился из леса пушистый выгоревший котяра нордического поведения и пришёл к нашему причалу. «Васька» сел на скале и стал очень пристально и медитативно выпрашивать взглядом еду. Очень достойно себя вел! Не так как моя кошка: не орал по-кошачьи «Дай еды! Дай еды!», не лез с лапами на стол, а потом улетал за это со стола в дальний угол кухни… А просто сел и с достоинством наблюдал за нашей едой. Мы не могли отказать этому джентльмену с севера и поэтому в него полетели куски колбасы, сыра и ломти лепешки. Сыр и колбаса схарчились быстро, а вот лепешку он обнюхал и отказался от неё. Видимо в монастырской трапезной потчуют лепешками повкуснее…
 
Купола главного комплекса на о.Валаам
Купола главного комплекса на о.Валаам
Экипаж атеистов на Валааме получил всё что хотел, поэтому мы продолжили наше парусное путешествие. Выйдя из бухты, мы поймали хороший стабильный галф, поставили паруса и поехали на северо-запад назад к шхерам. За 3 часа хода прошли 25 км одним галсом до берега. Погода значительно улучшилась и к вечеру уже было безоблачно. Всю дорогу параллельно нам на удалении нескольких км шныряли «Метеоры» между Сортавалой и Валаамом.
 
Приблизившись к берегу, мы устроили традиционную фотосессию: меня с фотоаппаратом высадили на совсем мелкий голый остров (5 на 10 м, без единой травинки), а кат с оставшимся экипажем принялся наворачивать вокруг острова восьмерки, демонстрирую надутые ветром паруса. Кадры обычно получаются неплохие.
 
Бивак мы нашли быстро – просто сунулись в ближайшую закрытую от ветра бухту и обнаружили там живописный заливчик с уже обустроенным на скалах биваком и плантациями крупной черники. Для любителей финской топонимики скажу название этого места: это южная оконечность о.Самматсари, расположенного между проливами Палосаренселькя и Хасиансалми недалеко от деревень Рауталахти и Ниэмелянхови в 14 км по прямой от г.Сортавала. И да, в округе нет ни одного русского названия… Карелия, блин.
 
А теперь изюминка дня! Кроме всего прочего на биваке был обнаружен остов от походной бани. Это сложенная из камней печка, вокруг которой в форме вигвама стоят жерди. Увидев это Серёга с Яшкой очень активно захотели сегодня баню. Остальные Макс с Пашкой тоже были очень даже за. Сказано – сделана баня!
 
Как это делается? Серёга и Яшка аккуратно восстановили каменную печь, добавив ещё камней для увеличения теплоёмкости. И в течение 2,5 часов активно жгли её дровами, разогревая камни и притаскивая из леса всё новые и новые сушины. Мы с Пашкой тем временем переформатировали бивак, расчистив место и установив палатку, а потом меланхолично принялись чистить грибы и готовить из них очередной грибной суп. Яков в перерывах своей кочегарной деятельности играл нам на гитаре и пел песни.
 
Когда камни были раскалены до необходимой кондиции – из печи выгребли все дымящиеся угли и пепел, а вигвам вокруг раскалённой печи накрыли «стенами». В качестве стен пошел желтый тент с кормовой площадки ката, дыры в «стенах» заткнули моим ковров и мокрой яшкиной футболкой. А в качестве двери был у нас откидывающийся угол тента с привязанным к нему камнем – чтоб не открывался ветром. Камень же был и ручкой двери. Внутри ещё сделали пару деревянных скамеек из досок. Вот так мы сделали баню!
 
Баня топится
Баня топится
Это было просто замечательное парево! Баня была тесная, но уютная и горячая. Правда входили мы в неё вчетвером почти тетрисом, но это никого не стесняло. Я метал кружкой на камни воду, а все кряхтели и ухали. Потом толпой выскакивали на воздух и бежали прыгать в холодную Ладогу со скалы. И так же быстро выпрыгивали на скалы с криками: «Ух, бл#!!!» После чего вскарабкивались на каменную гряду у бивака и по несколько минут вчетвером голожопые стояли на скале, испаряясь и любуясь закатом (а потом уже и сумерками) над водой озера. Это были замечательные ощущения свежести и легкости в теле. Многие говорят: «Как заново родился!» Может быть, но тут стресса от рождения не было, а был кайф и блаженство. Ну и окружающая нас красота придавали свой аромат этому действу. Я вспоминал постоянно сцену из фильма «Кукушка», когда фин Вейко выходил на свой камень и любовался закатом и сумерками… Это было оно то самое.
 
После бани поужинали в темноте свой чай с грибным супом и как дети повалились без задних ног спать. На небе были яркие северные звезды…
 
3 день, 21.07.16 – 41,9 км по GPS. Почти всё под парусом, 4,4 км под мотором.
мелкий остров рядом с о. Байонным – о.Валаам – о.Самматсари
День 4 – 22.07.16. Самый длинный день

Бухта Лауринлахти на о.Путсаари Бухта Лауринлахти на о.Путсаари
Матрос-альпинист несет со скал грибы Матрос-альпинист несет со скал грибы
Сергиевский скит на Путсаари Сергиевский скит на Путсаари
Окунёвое озеро на о.Путсаари Окунёвое озеро на о.Путсаари
О.Кухка О.Кухка
Капитан осматривает плохо замаскированный катамаран Капитан осматривает плохо замаскированный катамаран
Обед на Кухке Обед на Кухке
Галечный пляж о.Селькямарьянсари Галечный пляж о.Селькямарьянсари
Деревья закопанные в пляж Деревья закопанные в пляж
С утра опять пасмурно… Пелена облаков, холодно и неуютно. Если вчера вечером было ощущение, что ты на уютной даче в лесу на берегу моря, то сегодня это же место выглядело как осенняя питерская улица. Только без дождя, но также ветрено, холодно и неуютно.
 
Отчалили, вышли из залива и почти сразу на выходе поставили паруса. Очень хороший и стабильный бакштаг. Сегодняшний план: идём на юго-запад вдоль северного побережья до куда хватит светового дня и по пути заходим на о.Путсаари и о.Кухку. До Путсаари от бивака 10 км. 8,5 из них мы пролетели просто с потрясающей средней скоростью около 10 км/ч за 55 минут. На оставшиеся 2 км пришёлся ещё час – неспешный выход с бивака и неспешный вход в бухту Лауринлахти на острове.
 
Из достопримечательностей на острове находится Сергиевский скит Валаамского монастыря, остатки финской береговой батареи, да Окунёвое озеро за скитом. В бухте Лауринлахти по всем углам уже напаркованы яхты и моторки, в глубине стоит даже какой-то страшный двухмачтовый монстр, настолько задрипанный, что смотреть на него страшно.
 
И вновь владения попов… Причал в глубине бухты обнесен забором и на нём эпичная табличка: «Причаливание и нахождение на территории скита без благословения игумена запрещено!» Ну а скит конечно стоит в самом козырном месте, что к озеру из-за него просто так не пройти. Почти как военный объект, разве что колючки нет.
 
Парканулись метрах в 50 от причала и пошли смотреть озеро – для этого пришлось пролезть по тропинкам через скалы, лес и болото в обход скита. Озеро не впечатлило. Самый лучший его берег находится на территории скита, а всё остальное – болото с торчащими из него гнилыми березами. Правда дальний берег озера – довольно массивная скала высотой метров 10. Возможно с той стороны с неё и лучше вид, но туда ещё надо было умудриться пробраться. Зато черники наелись до одури! В грот отшельника, который когда-то жил на Путсаари мы не пошли, а про финскую батарею мы на тот момент вообще не знали. В целом всё впечатление было вновь смазано присутствием охраняемого бастиона РПЦ на острове, занявшего самые любопытные места.
 
Подвахта
Подвахта
2,5 часа и 22 км хода от Путсаари до Кухки практически выпали из памяти – было пасмурно и мы монотонно шли почти по прямой с хорошей скоростью. Кухка – очень живописный большой остров, полностью залесён и имеет много довольно удобных бухт с песчаными пляжами. Интернет гласит, что местные туристы его очень любят. И когда мы пришли и попытались высадиться на обед в 3-х подряд северных заливах острова, то поняли, что да, это правда! Во всех заливах, несмотря на будний день и пасмурную прохладную погоду, было по 1-2 бивака с тентами, палатками и моторками. Облом…
 
На обед встали в очень забавном месте на восточном берегу острова в проливе Рускеансалми. Этакий заливной песчаный пляж с разбросанными камнями, который ограничен с 3-х сторон скалами, покрытыми низкорослой хвойной тайгой. На пляж около скалы мы и причалили. Пока готовился обед, я с фотоаппаратом залез на бугор в лесу и сделал несколько неплохих фотографий окружающих шхер. А вот Серёге повезло меньше… Когда я вернулся к берегу, он бесцельно слонялся по скалам. На берегу валялась тетрапачка от молока, выброшенная волнами. Серёга подобрал её, чтобы отнести к костру и сжечь, и вот тут-то случился сюрприз! Прямо из рук Артамонова, из пачки буквально выпрыгнула змея! Небольшой черный уж, полуметровой длины. Хоть он и не ядовит, но, когда у тебя из рук змея вываливается – впечатлений хватает. Уж быстро уплыл от нас по луже и залез под камень, а кэп, грязно выругавшись, подошёл и стал тыкать под камень палкой, в попытках выгнать оттуда ужа и посмотреть на него получше. Но ужа мы больше не видели, а в тетрапачке второго не оказалось. Вообще непонятно кто из них испугался больше: Серёга или уж, но событие всколыхнуло всех.
 
Перед обедом немного разъяснило и стало теплее. Мы вновь вышли на открытую воду и до самого вечера 30 км шли одним азимутом на некотором удалении от берега к ночёвке на о. Селькямарьянсари. На остров пришли уже почти в сумерках.
 
Причал на о.Селькямарьянсари
Причал на о.Селькямарьянсари
Остров очень специфичный. Он стоит отдельно, на отшибе в 2,5 км от берега. Остров весь покрыт лесом, кроме береговой полосы. Причём высадиться на остров можно только на северо-западной оконечности, т.к. всё остальное пространство вокруг острова усыпано скрытыми под водой камнями. И мы, обходя остров, пару раз зацепили их швертом (гидродинамический киль под днищем парусника) и рулём. Весь берег в той части острова где мы пристали, представляет собой галечный пляж, вот только галька не мелкая, а все камни размером с кулак. Причём этот галечный пляж то ли волнами, то ли льдом затолкнут даже в лес на острове. И деревья на краю леса закопаны в камни местами довольно глубоко. Ну и северная часть острова на четверть длины примерно представляет собой почти сплошной бивак в лесу.
 
На острове мы ночевали одни. Уже в глубоких сумерках к острову пытались причалить 2 моторки, но налетев дважды на камни отказались от этой идеи и ретировались куда-то в ночь. Ужинали мы в темноте, сидя на гладком теплом валуне на берегу и смотрели на тёмную гладь Ладоги. Это был «самый длинный день»…
 
4 день, 22.07.16 – 61,7 км по GPS. Почти всё под парусом, около 4 км под мотором.
о.Самматсари – о.Путсаари – о.Кухка – о.Селькямарьянсари
День 5 – 23.07.16. Кочерга и штиль

Макс Макс
Байдарочники в устье залива Кочерга Байдарочники в устье залива Кочерга
Одна из узостей Кочерги Одна из узостей Кочерги
Серёга дозаправляет дрыгатель, Макс - на шухере Серёга дозаправляет дрыгатель, Макс - на шухере
Комбайны на черничном поле Комбайны на черничном поле
Мегагриб Мегагриб
Мегагриб и гигагриб Мегагриб и гигагриб
Мы покидаем Кочергу Мы покидаем Кочергу
Вид вдоль залива Кочерга с одного из прибрежных пупырей Вид вдоль залива Кочерга с одного из прибрежных пупырей
Декорации к фильму "Запрет" на о-вах Есусаарет Декорации к фильму "Запрет" на о-вах Есусаарет
Очень большая дверь в часовне Очень большая дверь в часовне
Внутри макета часовни Внутри макета часовни
Фейковый крест Фейковый крест
Изба-декорация Изба-декорация
Есусаарет Есусаарет
Кочи уходят с Есусаарета Кочи уходят с Есусаарета
Мы тоже покидаем острова Есусаарет Мы тоже покидаем острова Есусаарет
Наш кат со свёрнутыми генакером и кливером Наш кат со свёрнутыми генакером и кливером
Перекус на ходу Перекус на ходу
Неистовое веселье во время штиля Неистовое веселье во время штиля
Кровавый ладожский закат Кровавый ладожский закат
С утра тепло и сухо. Небо немного подернуто легкой облачностью, но всё равно кажется очень светло. Мы только порасползлись из палатки и начали пассивную утреннюю деятельность, как вокруг нас началась движуха. Приплыла надувная моторка с семейной парой и без особого шума поставила бивак метрах в 40 от нас. Потом к берегу причалило что-то непонятно-невообразимое с 4 людьми на борту. Оно точно было с двигателем, надувное, тримаран снизу и катамаран сверху. Экипаж этого плавсредства набрал крупных камней с пляжа и уплыл… Что это было?!
 
От острова мы пошли на юго-запад, но отойдя 2 км решили, что времени у нас много и что можно вернуться назад к берегу и зайти осмотреть залив Кочерга (на самом деле официально Иятъярви). Яшке кто-то из местных друзей-водников посоветовал этот заливчик как стоящую внимания достопримечательность. На том и порешили… Разворот на 90 и к берегу, и вдоль него обратно на северо-восток мимо устья Куркийокского залива в Кочергу.
 
Кочерга – это прямой длинный (4 км) и очень узкий залив, заканчивающий широким тупиковым озером примерно 700х200 м размером. На карте это и правда выглядит как кочерга или клюшка для гольфа. У узкого входа в Кочергу уже творилось что-то невообразимое – как на рынке, только всё из плавсредств: моторки, байдарки, какие-то парусно-гребные кочи, катера, резинки и прочее… Все лезли туда-обратно в узость залива.
 
Капитан лично рулит
Капитан лично рулит
Спустив паруса, завели дрыгатель и малым ходом тоже полезли внутрь залива. Мы с Пашкой фотографировали в обе стороны от бедра, кэп рулил, а Яшка просто сидел на лавке балластом и наблюдал за миром вокруг. Это и правда очень узкий залив – была пара узостей метров 15 шириной всего… Берега – в основном скальные прижимы, на которых практически везде, где было плоское горизонтальное место, стояли биваки. А вдоль залива постоянно туда-сюда ползали катера и лодки. Народа, в этот теплый день, там было много. Прошли до самого конца, до тупикового озера, развернулись и стали так же медленно ползти назад. Где-то ближе к середине мы причалили к скале и решили размяться на берегу. В результате – пришлось лезть на скалу… Зато наверху мы нашли как всегда заросли черники и вновь кучи грибов. Один из них был довольно купный подосиновик, размером с большую тарелку. На выходе мы вообще разминулись с парой кораблей – каким чудом они сюда влезли?
 
Недалеко от устья залива находятся о-ва Есусаарет. Ещё 3 года назад этот практически один остров с разломом посередине был ничем не примечателен. Но сейчас сюда в теплые летние дни валят кучи народа. В 2014 г. на этом острове снимался фильм Алексея Козлова «Запрет» и были выстроены декорации, на которые все сейчас ездят смотреть как на достопримечательность. Маленькая часовня с выбитой стеной, пара хибар и несколько могильных крестов вокруг часовни. Надо отдать должное декораторам – выглядит всё очень правдоподобно и не сразу поймёшь, что это фейк. Некоторые даже крестятся, подходя к декорации часовни…
 
Мы тоже облазили часовню, избушки, да и почти весь остров заодно, пожирая чернику. Кроме нас четверых на острове в это же самое время было ещё человек 30-40, поэтому сделать фотографию часовни или избушки было крайне тяжело – всё время кто-то влезал в кадр. Кстати, по возвращению в Томск я посмотрел фильм «Запрет»… Да, атмосфера передана хорошо, а вот сюжет и игра актёров – откровенный хлам. Чем-то перекликается с «Островом» Павла Лунгина, но даже до плинтуса слабо дотягивает.
 
О-ва Есусаарет
О-ва Есусаарет
Небо тем временем совсем разъяснило и стало очень тепло – возможно это был самый тёплый день за поход. Утомлённые кучами людей в Кочерге и на Есусаарете, мы пошли на юго-восток, в сторону Приозёрска и далее вдоль западного берега Ладоги. Но ушли мы недалеко… В паре км от островов ветер стих. И стих окончательно, превратившись в полный штиль. Даже при всех выставленных парусах – ход у нас был метров 200 в час, не более. Навигатор скорость меньше 0,2 км/ч считает погрешностью и пишет 0. Пытались ставить генакер, но он просто вис тряпкой. Дело шло к вечеру, поэтому криком «Ямахааа!!!» Яшка завёл дрыгатель и мы поползли по открытой воде вдоль берега на удалении 3-7 км от него.
 
Всё это продолжалось долго. Развлекали себя как могли: кипятили чай и пили его почти каждый час, валялись на палубе, иногда кто-нибудь уходил на борт спать на гермомешках, тупили или травили разговоры, перекрикивая шум двигателя, читали книги и планшет... Как у «Арии» в песне: «Штиль… Сходим с ума…» Так мы шли несколько часов по глади озера вдали от берега и прошли 31 км. Медленно и грустно. Один раз правда легли в дрейф и устроили безудержное купание… Но с той температурой воды, что в Ладоге, оно не могло долго продолжаться.
 
Полный штиль
Полный штиль
Перед самым закатом мы причалили на длинный и широкий песчаный пляж бухты Мусталахти, в углу ближе к мысу Мустаниеми. За пляжем начинался сосновый бор, в котором было достаточно много биваков, старых финских окопов и засыпанных блиндажей. На западном берегу Ладоги уже сказывается отсутствие шхер и каменных берегов – начинаются ленинградские болота вдоль берега. И люди. Людей становится много. Везде. Даже после захода солнца на пляж приходили гулять какие-то тётушки, мамки с детьми, деды… Хотя ближайший толковый нас. пункт – это всего лишь дачи в паре км отсюда.
 
Уже почти в темноте мы разбрелись по округе собирать дрова, и Серёга нашел на мысе Мустаниеми старую финскую береговую батарею. А я в противоположной стороне пляжа – бивак с 2 палатками и в лесу те самые дачи.
 
Ночь была тихой и тёплой.
 
5 день, 23.07.16 – 55,5 км по GPS. 12 км под парусом, остальное под мотором.
о.Селькямарьянсари – зал.Кочерга (Иятъярви) – о-ва Есусаарет – бух.Мусталахти
День 6 – 24.07.16. Берег ленинградских болот

Погон от пушки Канэ на батарее Мустаниеми Погон от пушки Канэ на батарее Мустаниеми
Вход в бункер батареи Мустаниеми Вход в бункер батареи Мустаниеми
Веха на банке около о.Коневец Веха на банке около о.Коневец
Церквушка на отшибе от монастыря на Коневце Церквушка на отшибе от монастыря на Коневце
Уходим с Коневца Уходим с Коневца
Утро на пляже в бухту Мусталахти
Утро на пляже в бухту Мусталахти
Очередное тёплое и ясное утро на Ладоге. Неспешно собираемся и пакуем вещи на кат. За время сборов мы с Яшкой сходили к батарее на Мустаниеми.
 
Как ни странно, бункеры батареи довольно хорошо сохранились, хотя батарея была построена ещё в 1930-х, а в 1940-м эта территория уже отошла СССР по результатам Финской войны. Оба пушечных дворика заросли травой, но в центрах отлично сохранились постаменты от лафетов пушек. Немного полазили с фонарями по бункерам – ничего особо интересного – всё уже давно разобрали, а что не разобрали, то растащили. Судя по орудийным площадкам и конфигурации самой батареи, я предположил, что было две открытые пушки Канэ 152-мм. И уже постфактум, шаря в интернете, я обнаружил, что оказался прав. Правда народ не сошёлся до конца во мнениях и холиварят, что были 120-мм пушки Армстронга, но это уже не так интересно… Сколько встречаю финские развалины – всегда остаюсь при мнении, что финны умели очень надёжно строить, добротно, без понтов, пафоса и дороговизны. Так и эта батарея – стоит до сих пор и выглядит не сильно разрушенной.
 
Отчалили под стакселем, но ветер после вчерашнего вечернего штиля так и не набрал обороты – шли довольно неспешно, зато не стояли колом – уже отлично. Пятью длиннющими галсами мы прошли 22 км и подошли к южной оконечности о.Коневец. Уже около самого острова завели моторчик и также как на Валааме прошли вдоль берега не высаживаясь.
 
На южной части острова находится Коневский монастырь - довольно старое заведение (основан в 1393 г.) православной церкви. Скандинавы сгоняли монахов несколько раз, но каждый раз русские отвоёвывая эти земли и вновь отстраивали монастырь. Сейчас же это место для экскурсий паломников и туристов. В общем-то тот же Валаам, только поменьше и с теми же правилами. Мы обошли всю бухту Владычную вблизи берега, посмотрев с воды на купола и башни монастыря и на отдельно стоящую восточнее основного комплекса церковь. И вновь ушли к берегу на юг. Монастырь с такого расстояния не оставил особых впечатлений, а желания высаживаться и что-то смотреть там не было.
 
Купола Коневского монастыря
Купола Коневского монастыря
Тем временем на озере беспощадно разразился полный штиль! Но так как время шло к обеду – то мы добрались на «дрыгателе» до коренного берега и в тихой бухте причалили на обед. Тут уже не так живописно и интересно, как в северных шхерах – тут длинный пологий берег с отмелями и песчаными или галечно-каменистыми пляжами. Скал уже нет, зато есть болотины у берега… Островов значительно меньше… Да и разряжённый хвойный лес превратился в сплошные заросли низкорослого и плотного лиственного. Это уже не то совсем…
 
Во время обеда к нам в бухту снова приплыла нерпа, но как обычно её голова-сапог не приближалась сильно близко к берегу, а часто и надолго исчезала под водой.
 
Дальше всё было также весело как вчера вечером – бушевал штиль и мы, тарахтя и воняя дымом, шли вдоль берега. От обеда и до самого вечера. В какой-то момент кэпу это всё надоело, и он подбил нас пройти час на вёслах. Грести нужно было вдвоём для симметричности. В результате капитан отгрёб 1 час, Яшка – 45 минут и я – 15 минут, Пашка удачно отмазался, прикинувшись читателем. Но зато в этот час Пашка читал нам вслух «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом» Дугласа Адамса, что вызывало постоянную радость и ржач в рядах гребцов. И ещё, услышав пашино веселящее бубнение, нас почти всё это время сопровождали нерпы. Толи 2, толи 3 – было просто не понятно сколько их там нырнуло, а сколько над водой головы топорщит… Но это были те моменты похода, когда они подплывали исключительно близко к нам и их можно было рассматривать в бинокль довольно хорошо. Метров с 50 :) Правда Яшка развенчал магическую силу пашиного голоса, настаивая, что якобы нерпы очень падки на хлюпание весел по воде. А как вы понимаете, в штиль удары вёсел слышны далеко под водой, поэтому их собралось много со всей округи. Потом всем надоело грести и вновь прогремело яшкино «Ямахааа!» и потарахтели 7 км/ч.
 
День шёл к закату, да и сам поход уже шёл к финалу. План эвакуации был немного хаотичным, но вполне сносным. К самому закату мы пришли в Тайпаловский залив, недалеко от села Запорожского. Там было просто море народа!!! Всё-таки воскресный вечер и тёплая погода. Там же был со своей семьёй и Яшкин друг-водник Паша (не наш Паша Ненашев, а другой Паша), на попечение которого мы и оставили Яшку. Он с ними уехал потом за машиной в Сосновое.
 
Закат в Тайпаловском заливе
Закат в Тайпаловском заливе
Мы же втроём с грустными молчаливыми минами на моторе уже в сумерках прошли ещё 9,5 км и причалили в бухте Далёкой за Банным молом. Мол был тоже финской постройки конца 30-х годов, и также, как и батарея, сохранился очень хорошо. Конец мола венчал маяк на батарейках, который начал сам светиться в темноте. Мы нашли незанятый бивак в лесу за камышовыми зарослями и туда приткнулись. На этом наш парусный поход был закончен. Грустно, печально, но такова жизнь – всё кончается…
 
6 день, 24.07.16 – 66,3 км по GPS. Около 32 км под парусом, остальное под мотором.
бух.Мусталахти – о.Коневец – зал.Тайпаловский – бух.Далёкая
Послесловие, не несущее особого смысла

Финский мол в бухте Далёкой Финский мол в бухте Далёкой
Маяк на моле Маяк на моле
Пашка на маяке на моле Пашка на маяке на моле
Битый пиксель в финском моле Битый пиксель в финском моле
Амиго Пабло :) Амиго Пабло :)
К полуночи к нам вернулся Яшка на машине и привёз свежей еды и пива. После была маленькая афтепати при звёздах и отблесках пламени костра в честь нас самих себя любимых героев-мореплавателей и здоровый сон в палатке последней ночи на берегу Ладоги.
 
В послесловии ещё был весь следующий день, когда мы разбирали и паковали кат и свои вещи… Когда Яшка за несколько рейсов всё это с нами вместе увозил в Сосновое на дачу… Когда мы в ожидании с Пашкой ходили гулять на мол и лазили на маяк… Когда я, гуляя по лесу, наелся до почернения черники…
 
Но финал похода для меня состоялся именно в тот момент, когда мы в глубоких сумерках ступили на песочный берег бухты Далёкой и вытащили на него наш кат. Наш дом и транспорт в течение всех этих разных и по-своему интересных дней на Ладоге. Финал состоялся там и в тот момент. Я снова стал «сухопутной крысой» из Сибири, из города, который дальше всех остальных в мире отстоит от берегов моря…
 
Немного цифр. За 6 дней похода мы прошли суммарно 295,8 км по GPS…
  1. 206,2 км под парусом и 89,6 км под мотором;
  2. • со средней скоростью 5,58 км/ч и максимальной 15,5 км/ч;
  3. 7 ночей проспали в палатке;
  4. • посетили 12 островов;
  5. • и не посетили 3 монастыря;
  6. • все 6 дней вы видели ладожских нерп;
  7. 1 раз сломали руль и 1 раз починили руль;
  8. 1 раз устроили баню;
  9. 10 раз отработали команду «Человек за бортом!»;
  10. • нашли и облазили 1 финскую батарею;
  11. • и 1 раз прошли парусный поход по Ладоге…

Комментарии
О Маршруте
Категория сложности: 2