остров Сахалин /
 

Сахалин. Остров Карафуто или Путешествие по краю земли

8 - 27 августа 2012 г.
Пылесосня

Утром после шторма на р.Возрождение Утром после шторма на р.Возрождение
Японский и русский мост через Возрождение Японский и русский мост через Возрождение
Парусное перед Красногорском. Пылесосная дорога Парусное перед Красногорском. Пылесосная дорога
Выход из 7-й шахты перед Заречным Выход из 7-й шахты перед Заречным
Еще тут был длинный пирс, с которого уголь на баржи грузили Еще тут был длинный пирс, с которого уголь на баржи грузили
Непонятная загигулина на берегу Татарского пролива Непонятная загигулина на берегу Татарского пролива
Электростанция 7-й шахты близ Красногорска Электростанция 7-й шахты близ Красногорска
Красная дорожка и гриб на берегу Айнского озера Красная дорожка и гриб на берегу Айнского озера
Какие-то неопознанные ягоды Какие-то неопознанные ягоды
Fallout: Возрождение!

Как и в предыдущий шторм на Дудинке – на утро голубейшее небо и легкий бриз! К моменту, когда мы неспешно вылезли из-под моста (12:00) – гравийка уже окончательно просохла. А через час стала пыльной… План на сегодня – гравий, гравий и еще раз гравий, весь день до самого Красногорска.

Так и случилось – гравийка с пылью и угольными КАМАЗами весь день. Все время вдоль моря и вдоль остатков японской ЖД. Белинское, Парусное – небольшие асфальтированные по 1-2 км села на трассе и снова гравий. Зато солнечно и тепло.

36,5 км (15:20) – добрались до Заречного, окраины Красногорска. Перед самым въездом в поселок находится пара интересных архитектурных сооружений: бункер – выход к морю из угольной шахты и в километре от него – старая японская электростанция, которая эту шахту и еще пару других обслуживала в 1930-40 гг.

Боевые наблюдения: Японский бункер-шахта близ Красногорска
На южной окраине с.Заречное, на берегу моря, из земли выходит бывший японский бункер, выход из 7-й шахты, позволявший осуществлять погрузку угля прямо из шахты, на суда, подходившие к длинному деревянному пирсу. В августе 1945 г. при освобождении Сахалина в последний момент японцы сумели затопить шахту №7, попытки её откачки и ввода в строй в советское время безуспешно предпринимались в 1947-49 гг.

Перед мостом на окраине Заречного в 30 м. от дороги прямо на пляже у воды находится выход этого туннеля. У входа валяется оторванная бетонная плита, сам же вход засыпан песком, так что в него можно пролезть только на четвереньках, а через метров 10 и вовсе затоплен грязной непрозрачной водой.

Боевые наблюдения: Электростанция 7-й шахты близ Красногорска
Вокруг Чинная (с 1947 г. Красногорск) в период Карафуто разрабатывалось несколько угольных шахт, 2-я и 4-я – в с.Лопатино, 10-я – в с.Северное, 7-я – на южной окраине за с.Заречное, которые были связаны системой узкоколейных железных дорог, некоторые участки которой просуществовали до 70-х г.г. На шахтах работали корейские рабочие «тако». При 7-й и 10-й шахтах были построены электростанции. Электростанция в с.Северное (в советское время – ЦЭС-10) проработала на японском оборудовании до 1979 г., и была взорвана в 1982 г. Взорвать не получилось только дымовую трубу, которая стоит до сих пор. Японское здание электростанции на 7-й шахте сохранилось полностью.

Здание сохранившейся электростанции находится с другой стороны от дороги и чуть подальше от нее, на берегу реки. Здание сохранилось неплохо, кроме того, что крыша отсутствует как компонент полностью. Внутри кое-где остались советские выключатели и рубильники на стенах. В целом электростанция напоминает Собор из первого Fallout’а, хорошо что день был солнечный и веселенький, а то бы совсем все походило на постапокалиптический мир.

Старая японская электростанция

Чуть поодаль от здания есть еще несколько сооружений – бетонный бункер, ведущий под землю – может быть это, какой-то вход в шахту, а может и заброшенный военный объект. А вот второе меня удивило – в песок зарыто и сверху засыпано две трюмные секции небольшого корабля, с боку в них прорезана дверь. Что это и зачем, я даже предположить не смог.

После осмотра электростанции въезжаем в сам Красногорск. Он находится между нескольких проток и рек, и посреди села очень забавный переходный деревянный мост. Старый, длинный и кривущий как турецкая сабля. Сережу он впечатлил до глубины души.

Боевые наблюдения: Красногорск
Красногорск – село (ранее город) в Томаринском городском округе Сахалинской обл. Население на 2010 г. – 3 тыс. чел. Основан в 1907 г. как Чиннай в качестве опытной лесостанции. Во времена Карафуто получил статус города и стал центром округа Чиннай. В 1947 г. переименован в Красногорск. В 2004 г. статус города был утрачен из-за снижения численности населения и присвоен статус села.
Красногорск долгое время являлся угледобывающем городом, вокруг него расположено несколько шахт. В данный момент численность села постоянно снижается. В Красногорске действуют лесхоз, крупная электроподстанция, развито сельское хозяйство.

Село и правда вымирает – на въезде практически пустые дома, везде все совковое и запущенное. Почему-то восточное побережье не выглядит таким убитым, как западное. Совок полностью сохранился тут, немного сдобрено рекламными баннерами и сотовыми телефонами, но в целом – время застыло.

Магазин – булки, мороженки, горы жратвы, которые мы съедим вечером и утром. Небольшие лишения, которые мы испытывали в походе, выливаются в большое самопоощрение пищей в каждом магазине. Ну ведь и ничего плохого в этом нет – мы ж не на диване валяемся…

В дальней части села, мы не сворачиваем на дорогу в Углегорск, по которой идет весь трафик, а движемся прямо по улице вдоль моря. Сначала она превращается в гравийку, а за городским кладбищем и вовсе в грунтовку с колеей и лужами. Через несколько км мы выезжаем к разрушенному мосту в устье протоки, ведущей из Айнского озера в Японское море. На карте 1986 г. мост действующий, но на гугломэпсе с космоса видно, что нет там моста. В реалии – деревянные опоры, полное отсутствие настила и торчащие из воды бревна. Все сгнивает.

Озеро имеет колоссальные размеры, но с площадки возле дороги оно все не видно. На горизонте за озером синеют горы в несколько рядов. Вода в устье протоки немного солоновата – все-таки с морем сообщается, но это не мешало нам на ней готовить еду и есть ее с аппетитом. Остаток дня мы разлагаемся – спим прямо под солнцем среди кустов шиповника, купаемся в озере. Под вечер поднялись на бугор, севернее нашего бивака. Там лиственничный лес – дрова, да озером сверху полюбоваться. Лес очень живописный, да еще и порадовала забавная красная дорожка, которая идет по нему вдоль берега.

Айнское озеро

Вечером мы снова закатываем потребление пива – все самое сложное в походе уже пройдено и начинает появляться ощущение «доезда». Айнское озеро – самая северная часть нашего путешествия по Сахалину, в отличие от самой южной – Крильона, просто курорт :)

Км с бивака

Пункт

Время

21

с.Белинское

13:45

30

с.Парусное

14:30

36,5

окраина пос.Заречный, вход в шахту

15:20

38

окраина пос.Заречный, разрушенная электростанция

15:35

42

пос.Красногорск

 

47

оз.Айнское

16:20

16 день, 23.08.12 – проехали 5 км по асфальту и 42 км по гравийке.
Возвращение блудных попугаев

Муравьи нашли Димкины карамельки :) Муравьи нашли Димкины карамельки :)
Мостик в Красногорске Мостик в Красногорске
Прямо - Поясок, вправо - Татарский пролив, назад - Ильинск Прямо - Поясок, вправо - Татарский пролив, назад - Ильинск
Вид с трассы на хр. Мануй и Жданко Вид с трассы на хр. Мануй и Жданко
Полевые испытания фальшфейера Полевые испытания фальшфейера
Мы тестируем старый мостик на нагрузку

Утром мы узнаем, что в подрамной сумке у Димыча была заначка из нескольких карамелек. Но вперед нас об этом узнали местные муравьи – после ливня, карамельки растеклись по дну сумки и проступили наружи, а утром на этом месте оказалось куча муравьев, добывающих сахарозу. Облепили подрамник как морские блохи… Спалился Димыч!

На этом можно закончить повествование о наших приключениях, т.к. следующие 3 дня были солнечные, ясные и жаркие, а мы просто возвращались по тому же пути назад: через Ильинск, Поясок, Взморье, Стародубское, Долинск в Южно-Сахалинск. Но я просто скомкаю их.

Сегодня 17-й день похода – пыльная гравийка с КАМАЗам до Ильинска. В какой-то момент мы напяливаем на рот и нос платки, чтобы защититься от пыли и выглядим как грабители салунов на диком западе. Только в очках и касках. Ударный день – мы ввалили так, что проехали аж за Взморье на восточное побережье, всего 104,3 км. Это первый раз за поход более сотни за день – редкость для нас. Снова мы ночуем на пляже и едим вареных крабов.

"Будем брать банк!" 2 дня по пыльным гравийкам...

Км с бивака

Пункт

Время

5,5

пос.Красногорск

9:40

25

с.Белинское

11:30

56,7

с.Ильинское

14:20

88,3

сверток на с.Ильинск

17:45

98

с.Взморье

 

104,3

р.Черная

19:30

17 день, 24.08.12 – проехали 22 км по асфальту и 82,3 км по гравийке.

Следующий день – кастрированный. По асфальту за полдня докатываем до Стародубского и живем на пляже с башнями и кучей отдыхающих. На окраине деревни тупо шляемся вдоль пляжа на несколько км, мы с Серегой находим дубы. Только это не мощные деревья как на Урале, а кусты с резными листьями и желудями.

Стародубское. Серегина вахта на береговой батарее

Км с бивака

Пункт

Время

51,8

берег моря между р.Найба и с.Стародубское

14:20

18 день, 25.08.12 – проехали 51,8 км по асфальту.

Еще день и мы на своем старом биваке в разливе на окраине Ключей. Глобальная помойка нас любимых, так называемое «картина «Купание красного меня»». В Долинске мы снова воспользовались тем же источником энергии в магазине под терминалом. А по дороге нам водила сказал, что нас по телевизору показывали в новостях. Когда успели?! И чем мы там провинились?

Км с бивака

Пункт

Время

15,8

г.Долинск

11:45

50

с.Новоалександровское

 

56,9

разлив р.Сусуя на окраине с.Ключи

16:00

19 день, 26.08.12 – проехали 55,8 км по асфальту и 1,1 км по гравийке.
Последний день

Антохина прическа, поврежденная мостом Антохина прическа, поврежденная мостом
20-й день на острове. Солнечно, как и в предыдущие дни – погода похоже установилась. Сахалин радует нас напоследок пляжным сезоном.

Коляна выгнали утром из дома. Сильно сладко спал!

Спали до упора, в 9 утра уже становится жарко в палатке, и когда я вылезаю из домика одним из первых, оказывается, что в домике остались только Серега и Антоха. Димыч спит на солнцепеке посреди бивака на коврике, а сзади, в тени палатки Колян валяется поверх спальника. Уже никуда особо ехать не надо, поэтому утро напоминает соревнования улиток и черепах по шахматам. После завтрака начинаем сжигать все, что нам не нужно тащить в самолете в Томск: какие-то пакеты, носки, дырявые трусы, выцветшие футболки, Антоха уничтожает свои отслужившие боевые кеды…

Так же по-эстонски перетаскиваем вещи на другой берег реки к мосту, к дороге. Напоследок, я ставлю на воду свои порванные сандалии, и они уплывают в сторону океана. Пока они плывут, попрыгивая на перекатах и волнах, мы стоим с прижатыми к груди касками, а подонок-Димыч читает свой саркастичный некролог сандалям: «Вы служили нам верой и правдой, не покидая наших грязных ног в самые сложные моменты похода…» и бла-бла-бла.

Уже по знакомой дороге со знаком «Новая деревня 2», мы доезжаем последние 7 км нашего похода до дома Макса Шерстобитова в Новоалександровске (13:00). С Максом и его женой Анюткой я знаком еще со студенческих времен в Томске по клубу ТАКТ. Шерстобитовы нас принимают очень радушно! Макс сам пару дней как вернулся из водного похода на байдарах с севера Сахалина и рассказать есть друг другу о чём. Несколько часов мы в огороде за домом возимся с байками, разбирая их до состояния набора железок и резинок, пакуем их крайне компактно в наши коробки и сортируем вещи в багаж и в ручную кладь для самолета.

Димыч помогает Сереге упаковывать байк лопатой :)

Вечером Макс растопил баню, и мы всем скопищем мужиков попарились в бане. Особенно после парилки вставляет огромный бассейн в огороде, в котором можно плавать кругами. После бани мы закатили банкет – пиво, ведро креветок, шикарный пирог от Анютки… И рассказы, эмоции, фотографии – и наши и Макса. Закончилось все только к полуночи. Мы улеглись на полу поверх спалов штабелями, а шерстобитовский пес хаски Чегет полночи то топтался по нам, то заваливался между нами с Димычем и толкался лапами.

Км с бивака

Пункт

Время

7

с.Новоалександровск

13:00

20 день, 27.08.12 – проехали 7 км по асфальту.

Комментарии
Бывает... 
Я всю жизнь прожил в центре самого огромного материка. Томск - вообще самый удаленный от побережья город на планете. Поэтому с берегом острова или берегом моря у меня проблемы.
Baton24.11.13, 16:49
Отчет действительно классный! Достаточно подробный, но без занудства и с юморком 
.
Единственный косячок - аффтар путает восточный и западный берега острова. :( Куда смотришь с берега - так и называеца. На север - северный берег и т.д.
Да у нас и так не было проблем с рыбой - она у нас была. Рыбаки сами часто предлагали, я писал об этом 
...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Макс Иванкин