Fallout: Возрождение!
Как и в предыдущий шторм на Дудинке – на утро голубейшее небо и легкий бриз! К моменту, когда мы неспешно вылезли из-под моста (12:00) – гравийка уже окончательно просохла. А через час стала пыльной… План на сегодня – гравий, гравий и еще раз гравий, весь день до самого Красногорска.
Так и случилось – гравийка с пылью и угольными КАМАЗами весь день. Все время вдоль моря и вдоль остатков японской ЖД. Белинское, Парусное – небольшие асфальтированные по 1-2 км села на трассе и снова гравий. Зато солнечно и тепло.
36,5 км (15:20) – добрались до Заречного, окраины Красногорска. Перед самым въездом в поселок находится пара интересных архитектурных сооружений: бункер – выход к морю из угольной шахты и в километре от него – старая японская электростанция, которая эту шахту и еще пару других обслуживала в 1930-40 гг.
Боевые наблюдения: Японский бункер-шахта близ Красногорска
На южной окраине с.Заречное, на берегу моря, из земли выходит бывший японский бункер, выход из 7-й шахты, позволявший осуществлять погрузку угля прямо из шахты, на суда, подходившие к длинному деревянному пирсу. В августе 1945 г. при освобождении Сахалина в последний момент японцы сумели затопить шахту №7, попытки её откачки и ввода в строй в советское время безуспешно предпринимались в 1947-49 гг.
Перед мостом на окраине Заречного в 30 м. от дороги прямо на пляже у воды находится выход этого туннеля. У входа валяется оторванная бетонная плита, сам же вход засыпан песком, так что в него можно пролезть только на четвереньках, а через метров 10 и вовсе затоплен грязной непрозрачной водой.
Боевые наблюдения: Электростанция 7-й шахты близ Красногорска
Вокруг Чинная (с 1947 г. Красногорск) в период Карафуто разрабатывалось несколько угольных шахт, 2-я и 4-я – в с.Лопатино, 10-я – в с.Северное, 7-я – на южной окраине за с.Заречное, которые были связаны системой узкоколейных железных дорог, некоторые участки которой просуществовали до 70-х г.г. На шахтах работали корейские рабочие «тако». При 7-й и 10-й шахтах были построены электростанции. Электростанция в с.Северное (в советское время – ЦЭС-10) проработала на японском оборудовании до 1979 г., и была взорвана в 1982 г. Взорвать не получилось только дымовую трубу, которая стоит до сих пор. Японское здание электростанции на 7-й шахте сохранилось полностью.
Здание сохранившейся электростанции находится с другой стороны от дороги и чуть подальше от нее, на берегу реки. Здание сохранилось неплохо, кроме того, что крыша отсутствует как компонент полностью. Внутри кое-где остались советские выключатели и рубильники на стенах. В целом электростанция напоминает Собор из первого Fallout’а, хорошо что день был солнечный и веселенький, а то бы совсем все походило на постапокалиптический мир.
Старая японская электростанция
Чуть поодаль от здания есть еще несколько сооружений – бетонный бункер, ведущий под землю – может быть это, какой-то вход в шахту, а может и заброшенный военный объект. А вот второе меня удивило – в песок зарыто и сверху засыпано две трюмные секции небольшого корабля, с боку в них прорезана дверь. Что это и зачем, я даже предположить не смог.
После осмотра электростанции въезжаем в сам Красногорск. Он находится между нескольких проток и рек, и посреди села очень забавный переходный деревянный мост. Старый, длинный и кривущий как турецкая сабля. Сережу он впечатлил до глубины души.
Боевые наблюдения: Красногорск
Красногорск – село (ранее город) в Томаринском городском округе Сахалинской обл. Население на 2010 г. – 3 тыс. чел. Основан в 1907 г. как Чиннай в качестве опытной лесостанции. Во времена Карафуто получил статус города и стал центром округа Чиннай. В 1947 г. переименован в Красногорск. В 2004 г. статус города был утрачен из-за снижения численности населения и присвоен статус села.
Красногорск долгое время являлся угледобывающем городом, вокруг него расположено несколько шахт. В данный момент численность села постоянно снижается. В Красногорске действуют лесхоз, крупная электроподстанция, развито сельское хозяйство.
Село и правда вымирает – на въезде практически пустые дома, везде все совковое и запущенное. Почему-то восточное побережье не выглядит таким убитым, как западное. Совок полностью сохранился тут, немного сдобрено рекламными баннерами и сотовыми телефонами, но в целом – время застыло.
Магазин – булки, мороженки, горы жратвы, которые мы съедим вечером и утром. Небольшие лишения, которые мы испытывали в походе, выливаются в большое самопоощрение пищей в каждом магазине. Ну ведь и ничего плохого в этом нет – мы ж не на диване валяемся…
В дальней части села, мы не сворачиваем на дорогу в Углегорск, по которой идет весь трафик, а движемся прямо по улице вдоль моря. Сначала она превращается в гравийку, а за городским кладбищем и вовсе в грунтовку с колеей и лужами. Через несколько км мы выезжаем к разрушенному мосту в устье протоки, ведущей из Айнского озера в Японское море. На карте 1986 г. мост действующий, но на гугломэпсе с космоса видно, что нет там моста. В реалии – деревянные опоры, полное отсутствие настила и торчащие из воды бревна. Все сгнивает.
Озеро имеет колоссальные размеры, но с площадки возле дороги оно все не видно. На горизонте за озером синеют горы в несколько рядов. Вода в устье протоки немного солоновата – все-таки с морем сообщается, но это не мешало нам на ней готовить еду и есть ее с аппетитом. Остаток дня мы разлагаемся – спим прямо под солнцем среди кустов шиповника, купаемся в озере. Под вечер поднялись на бугор, севернее нашего бивака. Там лиственничный лес – дрова, да озером сверху полюбоваться. Лес очень живописный, да еще и порадовала забавная красная дорожка, которая идет по нему вдоль берега.
Айнское озеро
Вечером мы снова закатываем потребление пива – все самое сложное в походе уже пройдено и начинает появляться ощущение «доезда». Айнское озеро – самая северная часть нашего путешествия по Сахалину, в отличие от самой южной – Крильона, просто курорт :)
Км с бивака
|
Пункт
|
Время
|
21
|
с.Белинское
|
13:45
|
30
|
с.Парусное
|
14:30
|
36,5
|
окраина пос.Заречный, вход в шахту
|
15:20
|
38
|
окраина пос.Заречный, разрушенная электростанция
|
15:35
|
42
|
пос.Красногорск
|
|
47
|
оз.Айнское
|
16:20
|
16 день, 23.08.12 – проехали 5 км по асфальту и 42 км по гравийке.