Южный Урал / Спелеология | Спортивный туризм

Киндерлинская - Урал. Зима 2007, рук. Титов

26 января - 4 февраля 2007 г.
Спелеопоход в пещеру Киндерлинская.
Москва – Уфа – деревня Имендяшево – деревня Таш-Асты – пещ. Киндерлинская – деревня Таш-Асты – деревня Имендяшево – Уфа – Москва
Киндерлинская
Отчет о спелеопоходе 2-ой категории сложности на Южный Урал
Командир Титов Алексей Зам. командира Железов Роман Отчет составила Суржикова Катя

Республика Башкортостан, пещера Киндерлинская, пещера Октябрьская

"Бедовые" в ПОБЕДЕ

P.S. В отчете указано местное время (Уфа +2 часа).

Надо сразу отметить, что спелеоклуб «Барьер» впервые за свою 20-летнюю историю побывал в пещере Киндерлинской (30-летия Победы) и в пещере Октябрьской, которые находятся в Гафурийском районе Республики Башкортостан, в 6 км на восток от поселка Таш-Асты. В рамках нашего клуба участники похода выступили первопроходцами.

Дружественные узы, связавшие уфимцев и москвичей, были закреплены Сергеем Лавровым на Всероссийском Съезде Спелеологов на Урале зимой 2006 года.
Этот район находиться под бдительным вниманием спелеоклуба имени Нассонова, информацию о котором можно найти на www.speleo-ufa.ru
Комментарии к параграфу
  • Константин Мищик
    Слово завхозу:

На одном из собраний спелеоклуба (по-моему, это даже было новичковое собрание) Сергеем Лавровым была озвучена мысль сходить в этом году на Урал. Озвучена красочно: мол, давно не ходили, а пещеры там красивые и интересные. В итоге набрали интересную команду, к которой примкнул и я. Командиром назначили прошлогоднего новичка, с которым у меня сложились некоторые дружественные отношения после похода на Загедан, поэтому он начал ко мне приставать с тем, чтобы я взял на себя какую-нибудь ответственную должность. Наиболее привлекательной из оставшихся мне показалась должность завхоза.
    Завхоза все любят, если он их кормит, к завхозу все идут, чтобы выбить у него еды на перекусы и проч. Кроме того, должность имела большой плюс: снимались лагерные дежурства - т.е. готовка на команду, добыча воды и мытье общественной посуды. В условиях сухой пещеры и уральских морозов этот плюс мне казался значимым.
    Остальные должности распределялись стихийно.

Что взято

26.01. пятница

«Где-где? В Караганде!»

прочь из Москвы прочь из Москвы
За 40 минут до отправления поезда Москва – Караганда (!) команда с.к. «Барьер» встретилась на платформе. К началу похода число участников с 27 сократилось до 21 (отсеялись как всегда: болезни, пересдачи, работа, которая не волк).

В итоге, нас оказался двадцать один человек или «двадцать одно барьеровское очко», как метко заметил командир. А впоследствии, мы уловили еще один замечательный факт: наш клуб проводит зимние походы тоже 21 год подряд.

И вот, в 22:45 наш поезд казахского формирования тронулся. Начал ощущаться явный переизбыток безбилетников. «Помечать территорию» спальником было жизненно необходимым делом, иначе на твоем месте норовил расположиться кто-то левый.

Весь вечер в «командирском купе», переходя из рук в руки, разгадывались «железочки» - хитрые проволочки и колечки, которые нужно рассоединить без применения силы. Коля Фендеров оказался спецом в этом деле: без всякого «насилия», он, ловко, словно фокусник, манипулировал пальцами, и за считанные секунды разные части «железочек» были в разных руках. А «офингаленный» Зеленый проявлял виртуозную моторику рук, правда, без желаемого результата. Костик понял процесс изготовления этих «железочек», а Батр, вспомнил, что в ремнаборе есть пассатижи?. В итоге в процесс были втянуты все члены команды.

Сидели до трех ночи, по очереди ломая голову над «железочками», общаясь и мешая окружающим спать.
27.01.суббота

Традиционный день в поезде.

«Ты мог бы жить в n-мерном пространстве, где n-твое число?»
«Физтехи, млин», - подумала я, пробуждаясь ото сна.
(Еда + чай)*(игра в контакт + разгадывание данеток)*(МАФИЯ) = CONST f(ПОЕЗД)
На станциях выходили померзнуть, и все время обсуждали будущий маршрут, пытаясь вытянуть по больше информации из Леши. Но он, видать, сам мало что знал, поэтому ситуация от этого не прояснялась. Мы точно знали лишь то, что на вокзале нас должен встретить местный проводник, который и будет нас знакомить с красотами уральских пещер.
28.01.воскресенье

День заброски.

В столицу центрального Казахстана никто не хотел, и в 1:30 ночи по Москве мы выгрузились в Уфе. Расположившись на пенках на полу зала ожидания между дверями начальника вокзала и дверью банка, мы стали ждать. К 7 часам в зале появился наш проводник Леша – небольшого роста, в ушанке, с прищуренными глазами, ну вылитый Сусанин!

На улице нас ждали три газели, одна из которых была «веселая», туда нужно было купить три, а лучше четыре бутылки водки, и всё будет!
К 8 утра, разделившись по газелям 7+7+8, наша семерка уже сидела в маршрутке у дяди. До поселка Имендяшево 150 км. По пути останавливались на заправке залить бензин в имевшуюся тару. Разминая замерзшие ноги и дыша морозным воздухом, мы умилялись игривой беготне щенка с густой и блестящей шерстью. Потом мы опять неслись навстречу ветру со снегом по трассе…

Машины остановились между деревнями Имендяшево и Таш-Асты. Хотя конечной целью автомобильной заброски был мост через реку Зилим, к сожалению, газель не создана для экстремальной езды по скрытому под снегом льду, результату недавнего потепления. Ожидая отставшую газель, мы играли в футбол на льду, адскую смесь фигурного катания и регби.

Наконец до нас добралась третья газель. Через внушительный навесной мост через реку Зилим, соединяющий деревню Имендяшево и деревню Таш-Асты, мы, скользя и падая, добрались до гужевого такси – лошадей и саней. Коренастые башкирские лошадки не боятся лютых морозов и очень выносливые.

В 11:15 мы двинулись вдоль реки по направлению к пещере. На санях наши рюкзаки были подброшены около 2-х км до ручья. Использование лошадиной тяги обошлось нам по две сотни рублей за каждую. Дальше дороги не было.
Начиналась метель. Те, кто шли впереди, тропили путь. Прижимы (те места, где не до конца замерзшая река вплотную подходила к скалам) преодолели без потерь.
Уже после Грифона (воклюза), так называемого источника, из которого вытекают на поверхность пещерные реки, мы заблудились.

Темнело. Проводник, побегав по ближайшим бортам оврагов, сказал, что все очень и очень странно и что его ориентиров нет. Ночевали бы мы на улице, если бы Рома и Дима не захотели составить проводнику компанию в поиске входа в пещеру, вооружившись GPS с координатами. Через полчаса в сумерках мы заметили колебания диодов... Вход в Киндерлинскую найден!

В 17:30 мы были уже у входа в пещеру Киндерлинскую. От самого входа начинался «язык» ледника, так что спуск очень и очень скользкий. Переодевание в изотермик, комбез, сапоги, шлем и каску заняло около часа. Перешагнув через мощную входовую решетку, многие почувствовали: «Наконец-то!»

На полу росли прозрачные столбики ледяных сталактитов. Аккуратно спустились по правой стороне гладкого ледника, держась за узлы резиновых веревок и штыри. Слева от нас колодец «Летучий Голландец». Пошли дальше. Зальчик. Самодельная деревянная лесенка. Здесь начиналась транспортировка рюкзаков наверх. Проследив следующие перемещения вещей, вы бы увидели, что дальше рюкзаки ставились вдоль стен перед шкурником «Пылесос», который вел в «Дикую Часть». Я и Рома, назначенные дежурными, отправились к предполагаемому месту ПБЛ, захватив с собой газовые горелки и баклашки с водой. Одними из первых пролезая через шкурник, мы одновременно сказали себе под нос: «Хм, действительно, ПЫЛЕСОС». Кажется, будто сегодня пещера, как через губы, сложенные в колечко, втягивает в себя воздух через этот лаз. Потом опять склизкая веревочка наверх, потом просторный зал Бороды, потом вонючая шхельда, потом вытянутый ход - место будущего ПБЛ с каменным столом посередине. А дальше 12-метровый уступ. Организуем кухню…

В этот вечер все члены команды, устроив хождение по траектории «Шкурник - ПБЛ», перепаковывали и затаскивали в ПБЛ свои рюкзаки, трансы и пр.
Мы же с Ромкой были свидетелями, как постепенно рождался и обживался ПБЛ: в этом углу завхоз устроил продуктовый склад, здесь, под каменным нависающим сводом – кухня, в естественные полочки-углубления в стенах положены разные полезные вещи: перчатки, скотч, туалетка, пакеты, спички, свечечки... Три палатки с простором разместились до шхельды (название лагеря «Засортирье» – зависело от направления ветра), четыре палатки в тесноте да не в обиде ютились до уступчика (Центральный Лагерь), еще одна - на дне, после уступчика (Нижний Лагерь). Чтобы оказаться на дне 12-метрового колодца, надо сначала преодолеть траверс скальником при помощи трех провисов-перил для рук, а потом – распором по веревочке с узелками. Одна из наших веревок, закрепленная за естественную опору и сброшенная вниз из Центрального Лагеря, решила многие проблемы, в том числе и необходимость, тренировать технику SRT.
Уставшие за день, мы массово повалились спать в 1:06.
Комментарии к параграфу
  • Константин Мищик
    Слово завхозу:

Пещера находиться в 6 км от деревни Имендяшево, которая расположена километрах в 200 от Уфы. Приехали в Уфу в 3 часа по местному времени. До восьми часов, времени, когда должны были прийти машины и проводник, кто спал, расстелив пенки прямо на полу, я же был раскручен на легкий завтрак, состоящий из хлеба и майонеза из поезда и куска сала из моего рюкзака. (!) Первое преступление завхоза против раскладки.
    Потом поиграли немного в карты, и я тоже немного поспал. В 8 часов, как и предполагалось, за нами приехали: 3 газельки, в одной из которых был проводник - самая легендарная личность нашего похода. В газели я спал. Проснувшись, то ли оттого что начали замерзать ноги в ботинках и теплых носках, то ли от очередной остановки, я узнал, что мы доехали. Высаживаемся. Дорога оледенела. Все покрыто снегом по щиколотку. Пока ждем 3-ю машину (они сделали крюк, чтобы купить канистры для воды) поели и поиграли немного в футбол на льду. Согрелись. Приехала 3-я машина. Началось знакомство с местной культурой. Кроме канистр был куплен кумыс, вещь на любителя, многим не понравился, но во время заброски я охотнее пил его, а не воду. Идем до деревни. Деревня, что называется самая настоящая. Электричество провели только 5 лет назад. В это же время построили подвесной мост через реку (прикольно!). А так: деревянные дома, печки, лесорубы на санях ездят в лес за дровами. На санях поехали и наши рюкзаки. Покормили немного лошадей сухариками. (!) Второе преступление завхоза против раскладки. А потом началась пешая часть. Идти всего километра 3 - 4, но снег уже по колено, надо тропить, проваливаешься. Вообщем, заброска принесла массу новых ощущений. Даже ожидание холодной ночевки, т.к. уже начало темнеть, а проводник (получивший в последствии приставку полу- ) явно привел нас не туда. Но пещера найдена, в ней тепло (+4), начинается процесс переноски вещей по пещере. Нужно преодолеть спуск по леднику, два уступчика, преодоление шкурника (такое место, где не каждый рюкзак проходил). Вообщем, дошли до лагеря. В это время еду уже приготовили (Ромчик с Катей были отправлены готовить нам еду, пока мы таскаем вещи в лагерь), лагерь поставлен.