Южный Урал / Спелеология | Спортивный туризм

Киндерлинская - Урал. Зима 2007, рук. Титов

26 января - 4 февраля 2007 г.
Подземная часть

Почти половина территории Урала сложена карстующими породами. Среди белоснежных сугробов и елей спрятаны скалы и небольшие хребтики со множеством пещер на любой вкус. Победа - самая большая и интересная пещера Урала на данный момент. В ней есть все. Там можно поучаствовать в первопроходах (если уфимцы возьмут), в топосъемке (возьмут всегда и с удовольствием), в фотографировании (есть просто шедевры).
29.01. понедельник (ПБЛ)

Шутка от проводника: одна девушка, побывав в зале Пепси, по возвращении в ПБЛ, изрекла: «Если меня захотят изнасиловать, то я соглашусь только в Пепси!»

Жили по московскому времени, общий подъем запланирован на 9 утра.

Изучали карту пещеры, которая разделена на части, пронумерованные по времени открытия. Многие пещерные названия вызывают улыбку: Поросячий ход, Зал бороды, Траверс «смерть теткам», а некоторые пока непонятны: Пороховой ход, Хлеборезка, Винт, другие загадочны: Ход атлантов, Зал «Кащеево Царство», Шоколадный зал…День за днем мы понимали всю прелесть и «говорящесть» этих названий.

«Только 20% доходят до Пепси», - оптимистично заявил проводник Леха, когда Леша, Костя, Батр, Лена, Рома и я в 13:00, преодолев уступчик, устремились за ним в зал Пепси-Кола.

Первое препятствие в виде 4 метровой стенки в зальчике с ровным полом, мы преодолели так: руки в трещину, и, лежа на животе, перебираешь ногами по нишам. Внизу ребята страхуют. Потом, распираясь, наверх, потом по меандрирующему шкурнику до еще одного зальчика, где сделали передых. Потом «Винт», шкуродер с говорящим названием: как бы ты в него не влезал, все равно перевернешься на 360 градусов. Потом пошел вертикальный глубокий меандр, в котором мы и запутались. Нам пришлось преодолеть жутким распором колодец, в котором не видно дна, причем, как потом выяснилось зря. Проводник, руководствуясь соображениями «только 20% доходят до Пепси» закольцевал наш маршрут, и мы, заблудившись в меандре, полезли в обратную сторону. Оплошность обнаружилась только, когда пришли к дырке в потолке Обвального зала (через небольшой пятачок с глиняной горой, где я в ожидании вылепила снеговичка). Первые впечатления не подвели, наш проводник – настоящий Сусанин, а пользуясь физическим термином – полупроводник.
Все начали приглядываться к стрелочкам, и вскоре заметили, что их довольно много: здесь вот нарисована бутылка и стрелка налево или на повороте меандра совсем просто «PEPSI туда», или «EXIT» в противоположную сторону.

Зал был найден, благодаря неугасшему оптимизму Ромы. По меандрам мы вылезли наверх, там, где есть удобная перемычка. Выдыхаешь воздух и пролазишь выше и выше... Кстати, нарушая технику безопасности, некоторые оставили каски в зальчике после «Винта», ведь не у всех «куда не пройдет каска, не пройдет и туловище».

И вот нам открылся сначала небольшой зал с большим и красивым коричнево-белым натеком (цветом Пепси - Колы (!)), по которому струилась прозрачная вода, образовавшая за долгое время своего бега «лужицы» с кальцитовыми бортами. Вспоминаются слова из песни Аквариума: «Красота никогда не давалась легко». Но она, настоящая красота, была дальше. Забираешься вверх по водопаду, и попадаешь в зал с бездонным озером. Подоспевший проводник рассказал, что здесь, также в бутылке из-под Пепси-Колы, была обнаружена записка со словами «не мусорить здесь».

Мы на дне огромного почти 70-метрового (по первоначальным, как оказалось, скромным измерениям уфимцев - уже 90 м) колодца - зала. По одной из стен свисает 8-милиметровая веревка, на которой две перестежки до классной ванночки (слазить туда может любой, желающий адреналина), потом еще три и все заканчивается стремными перилами под самым потолком. Уфимцы совсем недавно сделали это восхождение вверх, наверное, скальником. А я уже ничему не удивляюсь, эти уфимские мужики, по-моему, вообще нормальных навесок и страховок не любят, они везде и всё проходят скальником. И нам тоже приходится. Кстати, распор, это даже очень удобно. Локти, попа, коленки, спина – в любых комбинациях очень действенны в пещерных ограниченных пространствах.

В ПБЛ были в 22 часа, подоспели как раз к ужину. Новичок Лена - молодец, это ее первый выход, а уже такой серьезный и стрёмный.
P.S. Замечено, что красивая игольчатая белая плесень растет в пещере на любой органике.

Также сегодня:
Дима, Ксюша, Маша Балуева, Саша, Андрей и Толик в час дня ушли в Классику, посетили пятую часть до Хода к озеру и вернулись к 9 вечера.
Проводник, Леша Титов, Рома, Катя, Батр, Лена Венцкут и Костя в час дня ушли в Пепси, вернулись в 22:10.
Паша, Маша Котякова, Илья, Ян, Даша, Витя, Лена Филимонова ушли в 13:15 на пять часов. Дошли до Классики, в пятой части до Октябрьского зала.
    Слово Диме:

Вчера прошла заброска, сегодня все отсыпались, подъём был не очень ранний. В нашей палатке время можно было определить очень просто - если наверху приятно так шумели примуса, значит, до подъёма оставалось ещё минут 20, ведь надо было вылезти из палатки, переодеться из спального в тёплое, умыться, переодеться из тёплого в грязное и залезть на кухню. Залезть на кухню можно было двумя способами - либо по верёвке, проходящей через середину колодца, и это было возможно лишь с использованием техники SRT, либо по вертикальной щели в правой части колодца - страхуясь по верёвке.

После завтрака начался конкурс Капитанов, в котором каждый из самостоятельных людей, которые хотели и могли возглавить свои группы, зызавали к себе участников похода, расписывая им те прекрасы, которые собирались смотреть в этот день. Капитанов было 3 – я, Лёша и Паша. Разделились мы так – Лёша собирался с нашим проводником искать зал Пепси, я – сходить в Классический зал, а оттуда – в 5-ю часть, а по пути – вспомнить, где что есть, и постараться не заблудиться, а Паша, в свою очередь, собирался взять карту и просто погулять по пещере.
    И мы уже собирались, было уходить тем составом, который остался, как вдруг нам, буквально на голову, свалился милый ребёнок Толя – самый молодой участник похода, чей папа также был в нашей группе. Свалился на голову потому, что спустился в колодец как раз в тот момент, когда мы шли под ним, направляясь вглубь пещеры. Об участниках похода итог я подведу, пожалуй, позже, здесь скажу, пожалуй, только что Толя произвёл на нас, новичков среди Барьеровцев, особое приятное впечатление.

Понадеявшись на свою память, я ломанул было вперёд и вверх, но очень скоро мы вылезли к тупику и лифту, который я явно не припоминал. Решив, наконец, остановиться и посмотреть на карту, я вспомнил всё, где, что и как, и мы уже не спеша, с достоинством, любуясь окружающим нас видом, отправились в сторону Классического зала. Последовательно проходя Диспетчерский зал, зал Мышеловку и поворот в Цветочную галерею, мы вышли в Ход Атлантов – невообразимой высоты ход, потолок которого теряется где-то далеко-далеко, и пробирает ужас, вспоминая, как мы лазили где-то там 2 года назад. У каменного гура в Ходе Атлантов мы устроили первую фотосессию. Тем временем Толя умудрился залезть на гур и двинуть в сторону Классики. Никакие скайхуки нам не помогли, и пришлось лезть враспор в достаточно просторном Ходе. Наконец, все преодолели подъём, и мы плавно вытекли в Классический зал - огромный 100-метровый цилиндр в высоту и почти в 30 метров в диаметре.

Наконец мы двинулись обратно, и у входа в Цветочную галерею встретили группу Паши, шедшую нам навстречу. На объяснение, где же они находятся, ушло некоторое время, в течение которого они успели заиграть нашу карту, а наша группа, в свою очередь, разбежаться по разным щелям - кто в Цветочную галерею, кто в ход Мерзавчик, а кто-то пошёл показывать Вите Мукосею волшебный "треугольный камень", который служит началом пятой части.

Пашина группа вскоре ушла в Классику, а нам пришлось облазить все окрестные ходы, чтобы найти и вернуть к действительности Машу и Толю. Действительность состояла в том, что нам пора было идти дальше, а обед пока ещё не намечался, и мы потихоньку-полегоньку потопали в пятую часть. Видя, как велика активность Толи и Маши, я указал и "секретный" Бриллиантовый зал, в который они тут же и направились.

Достаточно весёлым оказался Спуск Дурака - как настоящие спелеологи, мы проходили его без верёвок свободным лазанием. К концу спуска нас в очередной раз догнала Пашина группа, посмотрела, как мы мучаемся, да и развернулась в сторону лагеря, решив на следующий день закрутить уши в спиты и повесить верёвку.

Слово завхозу:

Идем с полупроводником в самую новую, интенсивно исследуемую, часть пещеры. Вся дорога состоит из меандра. Идем с двумя новичками. Один из новичков, Лена, идет в свой первый поход вообще. Поэтому местами тормозим, ведь идти (передвигаться в распоре) надо где-то на середине высоты этого меандра. Светишь вниз - не видно дна, светишь вверх - не видно потолка, оттого девушка и тормозит. Ей стремно. Ничего же стремного на самом деле нет: распор удачная вещь: спиной упираешься в одну стенку, ногами, коленями - в другую. Уйти вниз просто нереально. Легче застрять где-нибудь посередине (это даже веселее, чем просто улететь). Было, правда, еще перемещение по меандру по вертикали (мне понравилось контролировать скорость спуска объемом легких), преодоление колодца, запомнившееся всем членам группы, особенно Лене, было плутание с проводником по меандру, но члены спелеоклуба Барьер (вива, Ромчик!) держат марку и находят исходную цель: зал Пепсиколы. Там перекусываем, желающие восходят в зале и возвращаемся.

Продолжаю...

Мы же, покатавшись с горки, оправились дальше по Большому Каньону Пятой части. Несмотря на кажущиеся размеры, в Пятой части всё находится рядом, и метров через сто мы дружно посъезжали в Погреба. Пройти мимо достаточно сложно - гладкий и ровный спуск увлекает тебя под борт каньона, даже если ты этого не хочешь. В Погребах как всегда все стены были залеплены надписями, а все ровные поверхности уставлены фигурами. Особого внимания заслужили череп из пластилина и гитара из глины, которые людям не лень было лепить в Новогоднюю ночь. Подъём из Погребов был краток, хотя и не так прост, и мы отправились дальше. За все дни никто из нашей группы так и не рискнул пройти по траверсу Смерть Тёткам, хотя на первый взгляд в нём нет ничего опасного. Тем не менее, я подал дурной пример, и все его повторяли - спускались с одной стороны и поднимались с другой. Мы дошли до колодца, за которым был спуск в Ручейный ход, и, как мне тогда казалось, путь в Кащеево царство. У нас не было снаряжения, зато была верёвка, поэтому мы быстро посъезжали дюльфером вниз, где и устроили обед. И вот тут-то после обеда я и понял свою ошибку - поворот на Кащеево царство был раньше. Ну что ж, раз так, значит, пора возвращаться, и ещё будет придти сюда - как в Ручейный ход, так и в Кащеево царство.

Мы с Ксюшей опробовали звучание гитары в Победе, однако, к нашему большому сожалению, обнаружили, что наши походные товарищи практически не поют. Мы постараемся исправить этот наш и их недостаток в самое ближайшее время. Катя Суржикова уже после похода клятвенно обещала нам в этом помочь - исправиться сама и исправить остальных.

Самой последней незадачей дня оказалось то, что нас на завтра назначили дежурными. Мой усталый за первый день мозг не успел в течение нескольких секунд придумать адских отмазок, поэтому пришлось тупо согласиться. На том и порешили.

30.01.вторник (ПБЛ)

Спелеологи да мыши летучие добровольно обитают под землей.

Эксперимент по накрытию палатки тентом окончился неудачно: внутри мокро. Вообще-то, надо отметить, что пещера сама по себе сухая и, может, оттого уютная для оборудования ПБЛов.

Мы с Ромкой ходили на улицу, там хорошая ясная погода, на противоположном склоне видно какой-то грот, похожий на вход в пещеру. Глаза слепли от просторов ярко-белого снега и голубых красок неба. Вскоре мы снова погрузились в абсолютную темноту, где быстро учишься узнавать своих друзей по свету налобного фонарика, где начинаешь прислушиваться к звукам и улавливать запахи, ориентироваться в пространстве, полагаясь на память. Теплые вещи (шапки, куртки, ботинки, варежки), оставленные перед шкурником хорошо сохнут, и это единственный, но веский аргумент в споре с проводником, который говорит, что там их могут запросто спереть местные жители.

В 14:00 проводник Леха повел Лешу, Батра, Лену, Костю, Колю, меня и Рому в Шоколадный зал. Шли в полный рост по Обвальному Залу, перелезая через завалы глыб, пару раз забирались скальником, распоров мало.
Интересное место под названием «Смерть теткам» проходится так: сначала двумя ногами нужно встать на остроугольный камень, потом влезть в «очко» над головой.

Дальше через Сказочный ход (Ход метро, Готический ход), своды которого похожи на кирпичную кладку стен древнего замка, мы шли, догоняемые группой Паши. У Спуска Дурака они замешкались и послали гонцов в лагерь за веревкой, а мы одолели этот наклонный глинистый участок без веревки, благодаря опытности нашего проводника.
Дальше был мерзкий участок: глиняный, ровный и скользкий, склон, ведущий к двум неглубоким колодцам, имевшим название, нелюбимое с детства, - «Погреба». «Усвистеть в Погреба» никому не хотелось, поэтому, судорожно хватаясь пальцами за отполированные уступчики скалы, приседая и пытаясь ногами в резиновых сапогах поустойчивее упереться в глиняный склон, напоследок затаив дыхание, проскакиваешь это место.

Потом был Траверс Смерть Теткам, этакая полочка шириной 25-30 см, на высоте двух метров над полом, по которой надо было пройти на коленях, прижимаясь лицом к стене, и руками, шарящими в поисках зацепов. Спасибо Костику, нашедшему более простой способ прохождения этого траверса. Потом был каменный турчик и зал с большим камнем, за которым оказался уступ. Спустившись вниз, опять же скальником с мужской помощью, мы нашли заначку с тремя парами болотных сапог, которую нам оставил Дэн Махачев, являющийся руководителем электростальского турклуба «Килятор».

Переодев сапоги, мы, утопая на высоту половины болотников, шли по жидкой глиняной каше, в которой иногда встречались камни и ямы. Приходилось держаться за потолок, на котором росло множество тоненьких трубочек сталактитов. Утопать болотником мне понравилось: с характерным звуком «чавк» и «плюк», сапог сначала затягивало, сжимало, а потом отпускало. По Ручейному ходу не спеша в две ходки (сапог не на всех хватило) дошли до зальчика, от которого начинался меандр, заканчивающийся очком в две ладони, из которого вытекала вода.

В Шоколадный зал мы попали через щель на уровне ног. Именно про это место говорил Коля, здесь «много воды, и даже есть где намочить перчатки». «Шоколадным» зал назван очень точно, стоит только вообразить себе плитку шоколада, и перенести воображением сюда: глиняная масса образовала такие же прямоугольнички. На обратном пути проводник по традиции заплутал и завел нас в Ход Атлантов, а там и до Классики недалеко.

На обратном пути были приятно удивлены: Паша на Спуске Дураков забил два спита для перил, и пустил вниз веревку, так что подниматься там теперь не составляет труда. Уфимцы скажут: вот буржуи, там, где мы скальником проходим, они спиты бьют!

В ПБЛ Илюха уже второй день рукодельничает, организовав кружок кройки и шитья. Рома заметил, что над ПБЛом собрались тучи, так причудливо сложились тени свечек, тик, на каменных стенах и потолке – плыли облака!

Также сегодня:
Дима, Маша Балуева, Ксюша, Саша и Толик вышли в 13:30 в зал Пепси. Туда дошли за час пятнадцать, из Пепси в 3-ю часть за час ноль пять. Вернулись в лагерь в 18:20, принеся воду.
Проводник, Титов Леша, Рома, Катя, Коля, Батр, Лена Венцкут и Костя вышли в 14:00 в Шоколадку, прошли через Классику и вернулись к 00:30.
Паша, Маша Котякова, Илья, Ян. Даша, Леша Мишин и Андрей, уйдя в 14:00 в Кащеево Царство, вернулись в 22:00, дойдя только до Зеленых Озер.
Витя и Лена Филимонова ушли в шесть вечера делать фотосъемку в Классике, а на самом деле дошли почти до самой Шоколадки (мы их встретили у смерти теткам).
    Слово завхозу:

Идем в другую часть. Зал Шоколадка. Назван так потому, что зал глиняный и испещрен каналами, поэтому и шоколадка. Совсем другая часть. Что называется, классическая пещера. Штамп. Идешь в полный рост, стены кривые, сталактиты, сталагмиты. Сухо. Одно удовольствие. На обратном пути немного плутанули и попали в классический зал. Высоченный метров 100, потолка просто не видно, и старый. Когда-то он был мокрым, все в натечностях, но сейчас там все высохло. Чтобы попасть в него, идем по ходу Атлантов. Это настоящий проспект. Метров пять в ширину и метров 30 в высоту.

Слово Диме:

Подъём командир назначил нам на 8.30. Поэтому я поставил будильник на 8.45, а встали мы, конечно, в 9.
    Порубив и замесив, мы очень быстро приготовили «Овсянку, сэр», так что в 10 утра (время, на которое был назначен завтрак), я уже бегал по лагерю, лупя изо всех сил ложкой по кану и крича, что пора уже есть.
    После завтрака как обычно производился разбор того, кто куда идёт, и наша группа временно лишилась такого важного члена, как Андрей - в силу своих богатырских размеров он отказался от похода в Пепси-колу, что, как мне кажется, было очень правильным решением с его стороны.
    Вообще же путь в зал Пепси представляет собой в первой части перемежающиеся узкие ходы и лифты, переходящие в такой же узкий меандр, а затем - спиралевидный меандр, очень скользкий, который нужно пролезать в разных направлениях, постепенно набирая высоту, поскольку в некоторых местах он слишком узок либо слишком широк, чтобы там можно было пройти. До зала Пепси мы дошли всего за какой-то час с небольшим, там полюбовались озёрами, натёками, перекусили и отфотографировались. Толя не замедлил провалиться в одно из озёр - вообще же, как мне кажется, он стремился купаться во всех доступных водоёмах. На обратном пути мы зашли в Третью части, нашли каким-то непостижимым образом ДВА колодца, заблудились в двух ходах, но в конечном счёте всё закончилось благополучно. Проходя мимо воды, мы наполнили ёмкости и отправились к ПБЛу, чтобы приготовить ужин и устроить себе разгрузочный вечер.

• Андрей Кулюкин
    Слово Андрею:

На Спуске Дураков кем-то из предков было забито три спита. Один вообще мертвый и ржавый, второй полуржавый и чуть-чуть надежный, видимо не старше пяти лет. И ещё один совсем свеженький. За последние два Зеленый подвесил уши, а Дима, после экзаменации их Толиком, перевесил веревку понадежней. Когда в первый день мы там лазили с Димой, веревка закреплялась за камень наверху, но т.к. камушек вообще-то был небольшим, на нем обязательно кто-нибудь сидел, пока другие поднимались ;-) А закрепляли по-нормальному уже по дороге наверх, ибо вниз все спустились. Дима как опытный спелеолог залез и отстающим кинул веревочку.

31.01.среда (ПБЛ)

Ян: Что-то я потолстел… Рома: Так надо в походы ходить! Сходил бы в какую-нибудь пятерочку… Илья: Ха, он в «Пятерочку» теперь только за пивом может сходить.

Вчера где-то умудрилась разодрать комбез, сегодня зашивала и паралелльно затроксевазинивала синяки, сожалея, что у меня есть коленки…Лучше б их вообще не было! Наколенники, вот что надо сделать при следующем апгрейде комбеза.

В 15:23 я, Рома, Ян, Илья, Коля полезли с Витей Мукосеем и Леной Филимоновой в зал Пепси с целью фото- и видеосъемки. В первом же зале (с ровным полом) повесили кусок веревки с навязанными узлами, по которым забираться тяжелее, чем то же место скальником, зато безопасней. Размяли косточки в меандре и шкурнике и все это - с счастливой рожей – снимают ведь!

Теперь уже все замечали пикеты, стрелочки и надписи, вылепленные глино й, даже свои «слепки» оставили в спелеологической истории. За 2 часа добрались до Пепси, причем не обошлось без казусов. С Яна в ярусном меандре свалилась раритетная каска со некогда мигающими звездочками, бум-бум-бум, и она на самом дне. Конечно же, Илюха всю дорогу над ним прикалывался, а Ян парировал, как ни в чем не бывало, ведь каску он туда, якобы, на полочку положил … Вообщем, с этими двумя чудиками ходить одно удовольствие…скучать точно не придется!

С нашим приходом Пепсикольный зал преобразился. Тусклый свет расставленных по периметру зала свечек обнажил всю неповторимую и труднодоступную холодную красоту пещеры. Где-то чпокали капли воды, которые, сорвавшись с округлости сталактита, падали на зеркальную поверхность бездонных озер и расходились в виде медиативных концентрических кругов.

На одном из центральных натечных «грибов» мы обнаружили отпечаток руки. Дерзко оставлять свой след здесь, где ты – гость, первый за те миллионы лет, которые природа создавала пещеру.

На газовой лампе вскипятили воду для кофе и устроили романтический ужин при свечах, состоявший из нежного двухсантиметрового кусочка сала, горсти сухариков, орехов и плитки шоколада. Включив на полную мощность фантазию, Витя и Лена, придумывая разные сюжеты, снимали нас на камеру и фотографировали. С нетерпением ждем результатов!

В общей сложности, в Пепси мы провели часа два. Назад шли также весело. Коля слазил за яновской каской, и все вернулось на свои места. В ПБЛ вернулись по графику. Народ потихонечку приходит с маршрутов, ужин готовится.

Итого сегодня:
Дима, Паша, обе Маши, Ксюша, Андрей и Саша в 14:00 вместе дошли до Шоколадки и Ручейного Хода, но потом разделились: Маша и Паша пошли в ПБЛ, а остальные дошли до Зеленых Озер и, поискав Кащеево царство, благополучно вернулись.
Рома, Катя, Витя, Лена Филимонова, Ян, Илья и Коля, уйдя в 15:30 в Пепси производить фотосъемку, вернулись в 21:30.
Проводник, Титов Леша, Лена Венцкут, Костя и Батр в 15:00 ушли в пещеру Октябрьская. Вернулись в 5:40 следующего дня.

1-ый выход в п.Октябрьскую
    Всё собрали? Ну тогда пошли…
    Я с фотоаппаратом и трансом, в котором сто метров веревки, и полупроводник со своим рюкзачком, в котором миска, кружка, ложки и термос, пошли вперед тропить и искать пещеру. Через некоторое время за нами с оставшимися вещами вышли Лена, Костя и Батр...
    Гуляли мы гуляли и, наконец, в темноте по GPSу метр за метром, мы приблизились к входу в пещеру. В 19:40 мы стали разжигать костёр и греться, определяясь с порядком спуска: Полупроводник, Костя, Лена, Батр и Я. Проводник полез навешивать. Сказав пару ласковых по поводу того, что в шлямбурнике было два ключа и оба без веревочек. После того, как Леха-проводник скрылся в темноте, мы стали думать, кто и с чем полезет. Тут я обнаруживаю, что котелок с примусом мы-то и забыли. На Косте - ответственная миссия: сообщить эту весть проводнику. Спустя час мы все спустились вниз, сто метров с тремя перестёжками. Внизу меня ждал Костя и Батр, а Лена с проводником ушли искать очко в основную часть пещеры. Тут мне Костя и рассказал, что на котелок наш полупроводник мало отреагировал, он только матерился, выражая свое недовольство, что ключи без веревки, да и болты не того размера.
    Когда мы шли по одному ходу, под сапогами смачно чавкала глина, а в двух местах Батру даже пришлось переносить на своём горбу нашего полупроводника, идущего в кроссовках. В часть пещеры с залом Креста мы не пошли, т.к. в её начале на камнях увидели объявление: «Не идти свежий обвал. Администрация». Пошли в Белый зал...
    Обойдя весь зал, мы расположились для перекуса в одном прекрасном уголке с ванночкой воды. Съев 2 банки тушенки, из одной смастерили «парафиновый примус», используя для этого свечки, туалетную бумагу, обертки от шоколадок, ненужную уже схему навески и половины разреза и плана пещеры (та часть пещеры за свежим обвалом, куда мы точно не пойдем). После перекуса мы собрались и пошли на выход, и в 5:10 были уже на поверхности.
    Назад, от входа одной пещеры до входа в другую, мы добежали за полчаса...

Слово Диме:

Третий день должен был стать решающим с точки зрения выполнения нашей группой хотя бы какого-то подобия двойки.
    Мы же собирались посетить Ручейный ход, а на обратном пути найти-таки Кащеево царство и заглянуть в залы Каминный и Зелёных озёр.

У нас на всех было лишь трое сапог и один низ от гидрокостюма, поэтому быстрее, чем в три ходки, переправиться через озеро было невозможно. Переправляясь, Маша Балуева провалилась по колено в воду, и, как следствие, одну ногу по пояс промочила, в связи, с чем потребовала немедленно выдать ей её сегодняшнюю порцию перекусного шоколада и, не долго думая, съела его…

Маша и Паша после Ручейного и Шоколадки, перекусив, ушли в лагерь, а остальные искали Зал Зеленых Озер и Кащеево Царство. Пока народ отдыхал, мы с Машей совершили очередную глупость: залезли под камень, который висел где-то сбоку над пропастью, держась рукой за верёвочку, которая, как оказалось, другим концом была вставлена в трещину в камне, с завязанным на нём узлом (даже не френдом!!!). Походили там, нашли адский колодец (другой конец которого выходит в Кащеево Царство) и адский камень, отколовшийся от стены, с размерами 20 на 20 на 30 метров! Хотели залезть, но время поджимало, и мы вернулись.

Слово завхозу:

Идем в другую пещеру. Пещера Октябрьская. Представляет собой колодец 80 метров, а потом чисто горизонтальная часть. Горизонтальную часть пришлось еще поискать. Сунулись во все дырки, но, оказалось, что первая и была нужная. Пещера красивая (лапша везде, много кальцитных образований), чистая (ну кроме жидкой глины в самом начале), интересная. Хотели пойти с примусом, чтобы поесть горяченького, но примус не взяли. Готовили на "парафиновой горелке". Бумага (туалетная, бумажные салфетки, план пещеры и навески) перемешивается с расплавленным парафином (свечки для освещения при фотографировании и просто для освещения), помещается в консервную банку и здорово горит. Вобщем, классно походили. За нас тем временем немного поволновались.

1.02.четверг (ПБЛ)

Первый день последнего месяца календарной зимы - только нам под землей все равно.

Вчера вечером, я и Рома самоизбрались дежурными на утро. К счастью, спасы «октябрят», назначенные на 6.00 утра, оказались не нужны - в 5:40 они, живые и невредимые, вернулись в Киндерлинский ПБЛ.

Начиная с 9 утра, я, вспоминая нехорошими словами предыдущих дежурных, отскребала от 13-литрового кана подгоревшие макароны, обильно поливая его едко-зеленым аосом. Издаваемый скрежет был первым вестником завтрака, а через сорок минут Рома уже «барабанил» по палаткам, призывая к подъему. Немногие вылезшие в столь ранний час, были накормлены.

Завхоз заочно через других лиц объявил анархию на все, кроме колбасы. Команда, видя, сколько еды остается, начала потихоньку нервничать и готовить план по впихиванию остатков в завхоза.
На улице шел снег, и ветер через «Пылесос» дул из пещеры на улицу, отчего вещи перестали сохнуть. Чтобы они не промокли снова, пришлось убрать их по рюкзакам.
Замечено, что летучие мышки сидят в привходовой части поодиночке, а не колониями как в московских каменоломнях.

Сегодня Рома, я и Коля решили посетить Классику и Кащеево Царство. Ни разу не согнувшись, мы прошли через Обвальный зал, через просторный меандр (в пещере все познается в сравнении), через явно ПБЛьный зал, и оказались в Ходе Атлантов.

Сердце замерло, как и в первый раз. Это, действительно, Ход Атлантов, титанов, обязанных поддерживать небесный свод за то, что восстали против богов. Смотреть наверх все равно, что вглядываться в небо, пытаясь различить его верхний край.
Ход Атлантов заканчивался Классическим залом, забраться в который, можно лишь преодолев два скользких «лба». Уфимскую «сопельку» заменили своей веревкой, переделанной с помощью австрийских проводников в веревочную лесенку.

Два «лба» изнутри оказались, ничем иным, как бортами двух разных ванночек: первая была с два человеческих роста, вторая – по пояс. Здесь у нас здорово разыгралось пещерное воображение. Когда-то зал Классика был гигантским озером. Об уровне воды, находившейся здесь миллионы лет, свидетельствует белая полоса кристалликов кальцита на стенах на уровне пояса. Затем произошло что-то (землетрясение, разрушение сводов), что заставило громадные массы воды прорвать ванночки, как плотины, или просто выйти из их «берегов». Такие картины нарисовали наши развитые воображения. Эх, установить бы камеру в одном из таких залов на миллион лет, и отследить все, что происходит хотя бы в одной, мизерной части пещеры. И на быстрой перемотке увидеть своими глазами, как сверху растет сталактит, снизу сталагмит, как они сливаются, образуя колонну – сталагнат, и пр.

Классический зал называют также Концертным, по одной версии потому, что здесь классная акустика, и, по словам проводника, народ таскается сюда с гитарами, а по другой зал назван Классическим из-за натека на стене, похожего на музыкальный инструмент – орган, достаточно распространенной в пещерах форме, классической, так сказать.

По топосъемке видно, что зал Классика соединяется с залом Пепси одной стенкой, какой толщины стенка непонятно, интересно ставили ли уфимцы опыты простукивания – прокрикивания?

Дальше мы прошли через очко «Смерть теткам», по древнему, отшлифованному водой, тоннелю Сказочного хода, по веревке (Спасибо Паше) на Спуске Дурака, не улетев в «Погреба», через Траверс Смерть теткам, пользуясь Костиным открытием, дошли до турчика. Оттуда рукой подать до Зеленых озер, которые на самом деле никакие не зеленые, хотя если ты легко внушаем, да, они покажутся тебе зелеными. Там по камням красиво струится вода. Очень впечатляет Каминный зал, где с потолка свисает почти прямоугольный сталактит, больше похожий на вытяжку.

До Кащеева царства мы добрались по стрелочкам, указывающим на выход, т.е. выбирая противоположное направление, а изредка попадались и стрелки «КЦ туда».
Путь туда представлял собой лазание в 3D-пространсве по завалу. Наконец, мы вышли на что-то более-менее прямолинейное: гору обломков, зажатую сводами пещеры, которую мы огибали траверсом. Рома нашел главный Зал Кащея, и колодец за ним.

На обратном пути мы встретили идущих за водой. В итоге проапгредили водопой, забив два спита и оставив на нем веревку. В дар пещере Победа поступила оставшаяся веревка.

Итого сегодня:
Дима, Маша Балуева, Илья и Толик в 13:00 вышли в пещеру Октябрьскую, вернулись в 20:00
Рома, Катя и Коля вышил в 13:20 в Кащеево Царство и, благополучно найдя его, вернулись к 19:30.
Леша Титов, Саша, Андрей, Мишин Леша и Паша пошли фотографировать в Летучий Голландец (?) в 14:45, вернулись в 17:20.
    Слово завхозу:

Матрасничаю. Пол дня сплю, т.к. пришли поздно ночью, и хоть ночь в пещере понятие очень субъективное, но все же...

Сброска
2.02.пятница

День сброски.

Подъем в 6 утра, и сразу начали сворачивать лагерь. Паровозом, растянувшись по всей пещере, мы передавали рюкзаки, тюки, трансы, каны, пакеты и т.д. Особенно много вагонов столпилось на шкурнике. Плюс ко всему в самом «Пылесосе» творилось что-то страшное: жуткий ветрюган сдувал всё, выплевывал пенки и выдувал пакеты.

Вот и ПБЛ опустел, в нем мы не оставили ничего, кроме бензина и пятилитровых баклашек.

Шура и Андрей ушли раньше всех с благородной целью сделать нам хорошую тропу. К 9 они должны были дойти до деревни. Ребята тропили больше 6 часов, утопая в снегу по грудь, а один из прижимов они тропили туда обратно около часа. Но лучше, пусть они сами расскажут.

Мы же в полном составе в 12:15 собрались в зальчике после самодельной лестницы. Здесь мы переодевались, распределяли трансы с трешем, общественные каны и ресурсные запасы продовольствия. В своем рюкзаке я случайно обнаружила большую древнюю кость (сто пудов, Витя Мукосей развлекался).

И вот, наконец-то, мы увидели снег. Его количество немного сконфузило меня, но, делать нечего, из пещеры я съехала вниз на попе, толкая перед собой транс. Последними шли Рома, Ян и Мишкин.

Сожжение мусора состоялось на поляне до Грифона. Бензин уже почему-то унесли вперед, и костер медленно тлел. Ребята, пришедшие в конце, ржали, выкидывая из трансов мешки с гавном, ведь все они ходили какать на улицу, чтобы его как раз и не выносить. Жизнь – несправедливая штука.

Последний марш-бросок. Тропилось нормально, благодаря нашим первопроходцам, Саше и Андрею. Нам повезло не только с такими ответственными друзьями, но и с довольно ясной погодой. Метели не было, а над головой было голубое, светившееся изнутри, небо. На прижимах народ умудрился промочить ноги. Последний участок до деревни проходил по полю, обдуваемому всеми ветрами. «Почувствуй себя полярником», называется…

Витя Мукосей не успел на поезд... Оказалось, что уехать из Имендяшево в Уфу в это время невозможно. А в деревне нас сначала разместили в маленькой избе (почти сарае) с забитым дымоходом. Ребята остались пить чай в избе, а девушек Полупроводник отвел на чай к одной башкирских бабулек. Она угощала нас домашним хлебом, у нее мы попробовали конину в виде холодца, а еще посмотрели телек. В долгу мы не остались: принесли сахар, чай, печенье, да и оставили у нее на столе.
За 1000 рублей (сумма, названная наобум Ромой при заключении «сделки» с «избовладельцем»), мы переместились в более просторную избу, где и переночевали.

Для освещения и создания уюта по периметру избы на подоконниках мы расставили свечечки, а на пол кинули пенки и спальники. Печка кочегарилась долго. Мы все с нетерпением ждали, когда же, наконец, оттают окна внутри избы. Наконец, красивые морозные узоры начали пропадать, открывая взору оранжевую луну в темно-синем ночном небе…

Мы раскрутили завхоза на сало, я в общепитной куче отрыла собственноручно сделанные бородинские сухарики с маслом и солью. На ужин ели магазинные пельмени, сваренные в канчике на бензиновой горелке прямо в доме.
На улице светила громадная оранжевая луна, и окошки в избах светились таким же теплым оранжевым светом. Наступила ночь. Спать оставалось недолго.
  • Александр Кравчук
    Продолжаю...

Я разок провалился, однако повезло – в ботинок воды не набрал. Андрей потом знатно провалился в сухом месте – у него одна нога полностью ушла между двух камней, а вторая, понятное дело, подогнулась, так что наверху осталось только туловище с рюкзаком. Выглядело забавно, будто его мгновенно вогнали в землю почти на метр.
    Под конец пути сильно умаялись, шли медленно, поэтому опять начали мерзнуть. Нужный дом проскочили, т.к. он располагался вдалеке от главной улицы. Когда, наконец, добрели до него, выяснилось, что Раил, человек, к которому нас направил председатель, к себе никого не берёт, т.к. у него 10 детей (5 своих и 5 приемных), дом не достроен и 20 туристов ему девать просто некуда. Попросились к нему хотя бы погреться, т.к. сразу идти дальше не могли – сильно устали и замерзли. Раил рассказал, что неподалеку есть домик, который обычно сдают туристам. Пошел договариваться насчет домика, и встретил Лешу-проводника, который добежал первым из основной группы. Домик оказался совсем маленьким, хозяин набросал в печку дров, а потом мы с ним поехали на санях встречать команду. Когда забрали шедшего последним Леху Мишина, я соскочил с саней и снова пошел к Раилу отогреваться и забирать Андрея. Раил рассказал много интересного про пещеру, вспомнил немало несчастных случаев, которые случились в ней и возле неё, рассказал про зверье и про браконьеров. Оказалось, что он егерь и лесник по совместительству, поэтому очень хорошо знает окрестности и может показать перспективные дырки, которые впоследствии могут оказаться интересными пещерами.

• Александр Кравчук
    Слово Саше:

В четверг вечером несколько человек сидело в лагере у столика и обсуждало предстоящую сброску. Леша-проводник сказал, что неплохо было бы заслать гонца в деревню, чтобы договориться о жилье с человеком, которого порекомендовал председатель из Саитбабы. Гонец по-хорошему должен прибыть на место часам к 10, а лучше к 9, чтобы контактное лицо не успело куда-нибудь умотать по делам. Я тут же решил стать этим самым гонцом и предложил Андрею составить мне компанию. Андрей согласился, мы согласовали эту затею с Лешей Титовым и получили у него верительные грамоты - записку от председателя и его визитку, а также не забыли про пузырь свободно конвертируемой валюты для налаживания дипломатических контактов. Встали в 4 утра по Москве, причем поспать мне так и не удалось, видно сердце-вещун чуяло надвигающиеся траблы. На легкий чай, сборы, упаковку вещей, переодевание и изготовление бахил ушло немногим более часа и в 5:15 мы вышли из пещеры.
    Изначально планировалось пройти 6 километров до деревни часа за два, два с половиной, т.к. рюкзаки у нас стали значительно легче, а делать многочисленные и длительные привалы, как на заброске, мы не собирались. По началу все шло по плану, мы весьма шустро топали по проложенной «октябрятами» (или Мукосеем?) тропе до Грифона. Потом тропа весьма некстати закончилась, и мы двинули по целине. Снега было довольно много, но дури у нас в тот момент еще хватало, поэтому пёрли не останавливаясь. К тому же утренний морозец к остановкам не располагал. Проблемы начались, когда выбрались на реку. Снега на берегу было побольше, чем в лесу, кроме этого поднялся порывистый ветер, который, естественно, дул прямо в лицо и при этом поднимал мерзкую позёмку. Этот ветер очень быстро навеял мысль о горячем перекусе или, хотя бы, о чае. Поёживаясь от холода и отворачиваясь от ветра, дотопали до первого прижима, надеясь возле скалы найти убежище от ветра и там заварить парочку бич-пакетов на Андреевой газовой горелке.
    Убежища от ветра на прижиме не нашли, вместо этого нашли огромные торосы, которые этот самый ветер заботливо намёл к нашему приходу. Снега там было от «по пояс» до «по грудь». Причем снег по выражению Андрея был «абсолютно нетоптабельным». Можно было пройтись раза четыре туда-обратно, и все равно за тобой оставалась не тропа, а лишь небольшая канавка, в которой даже следов толком не было видно. Рюкзаки сбросили, окончательно замерзший Андрей пошел готовить перекус, а я бултыхался в снегу, пытаясь найти оптимальный путь. В процессе выяснилось, что наиболее эффективным способом перемещения по этому снежному пухляку является перекатывание со спины на живот. Скатавшись до места, в котором вроде как снега было поменьше, я попытался встать там, на ноги и тут же провалился по грудь. Выбравшись, покатился обратно и больше логистическими глупостями не занимался. Андрей тем временем совершил волнующее открытие – выяснил, что газ в горелке замерз и гореть она не желает. Чуть позже он выяснил, что сам замерз настолько, что отогреть горелку под курткой не может. Пока он пританцовывал с горелкой за пазухой, я пытался из рюкзаков и размотанной пенки соорудить защиту от ветра. Потом и сам стал отогревать спасительную горелку. В итоге она завелась, но проработала совсем недолго, пламя быстро сдулось. Горячий перекус обломился. Я полез в рюкзак за запасным свитером для мерзнущего коллеги, однако коллега вспомнил, что у него самого кой-чего имеется из шмоток. Основательно утеплившись, Андрей слегка оттаял, оживился, и мы поползли дальше. Барахтались в этих торосах часа два, пока не выбрались на более или менее проходимую местность. Потом ветер слегка успокоился и жизнь начала потихоньку налаживаться.
    Интересно было и на втором прижиме. Снега там было не меньше, зато под снегом сразу была вода.

Слово завхозу:

О выброске. Холодно днем -15. Снега по пояс, но тропа хорошая. Утром вышли два гонца, которые должны были прийти в деревню, чтобы подготовится к нашему приходу. Так вот, пришли они незадолго до нас и были заняты в основном тем, что делали тропу. Спасибо вам, Шурик и Андрей, рюкзак легкий, идти легче. Приходим в деревню - встречают с санями. Приятно, ведь силы есть уже не у всех, кто-то подмерз, кто-то провалился под лед. Натопили печку в каком-то маленьком домике. Сделали чаек, попили с плюшками. В это время пришел Ромчик, сказал, что нашел нормальный дом. Туда мы перебираемся, греемся, сушимся, готовим еду (мусульманские пельмени: настоящие говяжьи, без всякого скама). Доктор раздает всем желающим спирт, кому в чай (гы-гы: жадный командир заказал 30 мл и не осилил), кому внутрь. А дальше опять газельки, фирменный теплый поезд "Башкортостан", Москва, разбор рюкзака, блинник с блинами.

3.02.суббота

Подъем в 2 утра (или ночи?), пехом прошли через обе деревни. К 5 (по-местному) были у маршруток. Три человека заблудились, пойдя на автопилоте, видимо, за Полупроводником, решившим, что маршрутки будут стоять на том же самом месте. Но зачем идти туда, где нет следов?!

«Семеро одного не ждут», - на каждую семерку в среднем приходилось по одному человеку, невесело думали мы, замерзая в маршрутке. Наконец, мы едем…и спим…спим и едем…

Ура! Уфа! Все сизое, в клубах пара... Ух, холодный, плотный и морозный воздух! До свидания, Уфа, говорят, этой ночью было -28…

У нас фирменный поезд с надменной проводницей: «Видите ли, им белье не надо, они в спальниках»…Подъедали остатки продуктов, обсуждали первое командирство Леши и завхозовство Кости.
    Слово Леше:

В этом походе я приобрёл свой первый опыт руководства. Я считаю, этот опыт бесценным. Было трудно, особенно при подготовке, так как район для нашего клуба был мало известен, информацию приходилось добывать из разных источников. Но при работе с ними возникли проблемы, в результате чего, не получилось найти ответы на некоторые интересующие вопросы, чем команда была недовольна... Из похода народ вернулся целым, здоровым и довольным, поэтому осмелюсь сделать вывод, что моё руководство было удачным!!!

Слово завхозу:

Будучи завхозом, первый раз, с должностью справился, я считаю, нормально. Были, конечно, проколы. Например, 18 банок говнотушенки, купленной в гипермаркете Мосмарт (но другой не было, пришлось покупать), куча сухих супов, которые я рассчитывал на обед, но т.к. обеды у нас отменились, то их теперь придется доедать еще ближайшие полгода. Остались крупы и макароны, но тут я вообще не виноват, ведь вместо 26 человек пошло 21 плюс огромное количество неучтенки плюс отсутствие полноценного завтрака и ужина во время заброски/сброски.

4.02.вскр

10:13 прибытие в Москву...
19:00 Блинник в Катуаре с уральским пивом «Шихан» и блинчиками (тоже на пиве).
    Слово завхозу:

А поход выдался отличным. Хорошая компания. Собрались, наверное, все поколения спелеоклуба: присутствовали многие поколения от самого первого новичкового похода с/к до нынешних новичков.

Слово Диме:

Спасибо Всем за поход! Вы - замечательные люди! Я очень рад, что познакомился со всеми вами!!! Поход был именно таким, каким должен был быть поход 2кс. Мы здорово провели время, успели увидеть всё то, что можно было успеть за эти 4 дня, расширили круг знакомств, что, несомненно, приведёт только к лучшему. Спасибо нашему командиру Лёше, у которого, уверен, все лучшие руководства ещё впереди, и не стоит обращать внимание на мелкие неудачи. Спасибо Саше с Андреем, за то, что вы ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ помогли нам на выброске, без вас мы бы очень промучились, да и вообще вы классные ребята, мне было приятно ходить с вами! Спасибо Толику за твои ещё детские наивность и непосредственность. Спасибо Ромке за твоё незримое бдение над группой, за то, что всегда можно было быть уверенным в том, что всё будет хорошо, независимо от развития событий! Спасибо Даше за твой медицинский скептицизм и надменное отношение к группе. Спасибо завпиту Косте, благодаря тебе я понял, что с едой можно развлекаться гораздо разнообразнее, чем я мог себе представить до этого. Спасибо Лёше Мишину за его неотъемлимый оптимизм и сохранение духа даже в отсутствие очков, Коле за поддержку товарища в трудную минуту, девчонкам за мужественное преодоление всех выпавших на нашу долю трудностей, ребятам - за поддержку девчонок в трудную минуту. Поздравляю новичков с первым успешным походом! У нас все всё ещё будет! Ура! ;-)

Слово Леше:

Всем спасибо! Отдельная благодарность, за предоставленную информацию по пещерам Победа и Октябрьская и помощь во время похода: Николаю Лазареву, Махачеву Денису, Вадиму и Алексею (нашему проводнику).

В Обвальном зале на уступе где. Забили два спита и оставили веревку. Оставили вспомогательную веревку на наклонке в Октябрьский зал. Сделали веревочную лесенку на уступе в Классический зал. Оставили конец на уступе в зал Пепси.