4. Скала Свиданий. Веранда.

Водопады в Урочище Панагия Водопады в Урочище Панагия
Вот такой рельеф Вот такой рельеф
Замечательная стоянка на веранде коттеджа. Замечательная стоянка на веранде коттеджа.
Ползем к пер.Лапата Ползем к пер.Лапата
Еще одна римская тропа... Еще одна римская тропа...
Под скалой Свиданий Под скалой Свиданий
Перевал близко Перевал близко
Дорога на перевал Кок-Асан-Богаз Дорога на перевал Кок-Асан-Богаз
Чертовы Ворота Чертовы Ворота
IСвязь местами :) IСвязь местами :)
Зеленогорье – ур.Панагия – ск.Свиданий – пер. Лапата - пер. Кок-Асан-Богаз – Красноселовка
22 км

Урочище Панагия
На меридиане 34-51-53 расположился Библейский Вифлеем в Палестине. На этом же меридиане находится урочище Панагия в Крыму.
Урочище Панагия окружают высокие остроконечные вершины гор, напоминающие контурами пирамиды Гизы. По дну ущелья, среди скал, течет горная река Арпат, устраивая красивейшие представления из света и воды. На всей протяженности реки находится множество порогов, под которыми образовались природные «джакузи». Высота падения воды в порогах, располагающихся друг за другом, создает не очень мощный, но впечатляющий водный каскад. В дальней части маршрута расположился 9-ти метровый водопад. Сказочное впечатление создают подвесные лестницы и воздушные мосты.

Река Арпат берет начало из своего не пересыхающего притока – Пананьян-Узень, что переводится «Святой исток». Возле этой реки располагался средневековый монастырь.
Вход в урочище начинается седлом – слева поднимается вверх и заканчивается красивой трехзубой горой со странным именем Куроча. Справа седловина завершается скалистой, изрезанной оврагами Муэдзин-Каей.
В верховьях озера есть родник, над ним возникает и исчезает красивый эфемерный водопад. Это место – древнее языческое капище.

Трудно что либо добавить к выше приведенному тексту. Пока мы рассматривали водопады и водопадики, Максим и Андрей О. успели принять короткие ледяные ванны :)
Мы же дошли до самых значительных водопадов, но так как воды мало, то вместо бурных сливов увидели лишь небольшие ручейки.

Кстати, с утра, прямо от лагеря нам посчастливилось увидеть еще одну природную достопримечательность - северо-американских грифов, которых завезли лет 12 назад, и теперь они живут только в Зеленогорье.

Тропа, связующая поселок и дорогу на перевал Кок-Асан-Богаз (из Приветного), также называемая старой римской тропой, оказалась очень крутой на взлете. Пришлось снимать рюкзаки и, опираясь на велосипед, карабкаться вверх. Подъем до более-менее пологой части занял около часа, попотели основательно :). А Зеленогорье издевательски маячило внизу, показывая как вроде бы недалеко мы еще ушли.
Пологая часть тропы была схвачена с двух сторон колючими кустами и травой, и все, что осталось не прикрыто, щедро украсилось царапинами.
Спуск - замечательный, мягкий спуск по траве, только заключительная часть - каменистая.
Дорога на перевал - щебенка, по которой вползают машины, сторонясь отвесного обрыва слева. Жарко, пыльно, потихонечку вкручиваем, очередные проколы.
После перевала дорога расширяется, и вскоре щебенка сменяется асфальтом. Попутно увидели громадные скалы, так называемые Чертовы Ворота. Еще спуск, и перед нами поселок Красноселовка.
Оглядываясь назад, увидели, что над перевалом Лапата, где мы недавно проползали по тропе, уже висят тучи.

В поселке по наводке Яна нашли кафе. Поверив обещаниям хозяев накормить нас быстро, мы расслабились.  Пока ждали обеда, хозяева подбросили на машине меня с Максимом до Головановки, где мы закупили продукты на следующие 2 дня.
Ждать еды пришлось долго, с перерывом на дегустацию вина и замечательных плюшек, заодно и ливень начался.
Пока мы обедали, возникла и оформилась мысль остаться здесь на ночевку. Возражения и попытки устроить голосование за выход под дождем в лес были подавлены :)
Нам предложили в распоряжение огромную веранду за 15 гр./чел. + душ + желающим баню, и даже постирали нам вещи в машинке :) + заказали завтрак на 6.30 утра. Столько ранний выезд конечно был оправдан: вещи собирать особо не надо, нас накормят, имеем все шансы :)
Веранда наполовину превратилась в лежбище, наполовину в мастерскую :) - камеры, клей, шкурка и т.д.
Кстати попутно явилась мысль и о небольшом изменении маршрута. Раз уж мы намылись, настирались, то отпадала необходимость спускаться в Алушту на полудневку. В итоге заменили кусок асфальта Перевальное-Алушта на проход Перевальное - Сосновый кордон по грунтам (думалось сначала, что пройдем заповедник), но обо всем по порядку.
5. Караби-яйла

Подъем на Караби-яйлу Подъем на Караби-яйлу
Осенние виды Осенние виды
Очередной подъем Очередной подъем
Там внизу урочище Чигенитра Там внизу урочище Чигенитра
Хребтинки на яйле Хребтинки на яйле
Вдоль края яйлы Вдоль края яйлы
Горки Караби-яйлы Горки Караби-яйлы
Замечательный буковый лес Замечательный буковый лес
Красноселовка – г.Койбакк – г.Хабурла-Даг – ск.Сангар-Кая – Караби (г.Кубриали-Кыр) – г.Кулуйны-Обасы – у пер.Большие Ворота – пещ.Б.Бузлук – шахта Крубера – ист.Суат – хр.Таш-Хабах
35 км (грунт)

Раннее утро. Солнце еще не встало и кругом темно. Подъем, сборы, топание по лестницам между этажами, завтрак, выкатывание великов под активное подбадривание хозяйки, так как начинают заезжать их постоянные клиенты, солнце :)
День обещает быть чудным, небо чистое, намытое как и мы.

С асфальта сразу попадаем во влажный лес, глина на лесовозке к счастью подсохла, так что прилипает не сильно. Но сама лесовозка - это нечто! Это огромные колеи, уходящие вверх, да еще и неплохо заросшие, даже закрадываются сомнения, верно ли идем? Петляли за дорогой, сверялись с навигаторами и в результате выползли на каменистую лесную грунтовку. Частично едем, но чем дальше, тем больше идем. Довольно круто. Впереди 5 км такого пути, но мы знаем, что идем к Караби-яйле, а значит легко быть не может. Подъем и подтягивание велосипедов, иногда на пределе, а ведь это еще не основной подъем. Дошли до небольшой опушки, с нее уже "прямая" наверх.
Снова толкания, кряхтения, передышки :). Мы все выше, вокруг видно дальше и больше. За разговорами, шутками-прибаутками заползли на Караби. Авангардная часть группы уже сидела у дороги и отдыхала с музыкой :)
Поездка по яйле как обычно представляла собой череду каменистых спусков и таких же подъемов, чаще всего пешком.
По задумке мы проехали мимо высохшего озера Лахдын-Тинах к месту над перевалом Большие Ворота, чтобы полюбоваться несравненным видом на ущелье и урочище Чигенитра. Несмотря на сильный ветер, мы как пингвины на полюсе сбились с кружок, сидя на ковриках, и выпили немного коньяка за столько чудесный вид.
Дальше относительно прямая вдоль края яйлы, дорожка постепенно отклоняется от намеченного курса, вокруг холмы и увалы, дорог многовато...
Тут мы сделали один неверный выбор дороги, но как обычно, это принесло нам удачу другого рода. Да, мы не проехали рядом с г.Кара-Тау, но зато приехали к пещере Большой Бузлук. Ребята были рады полазать в ней и увидеть лед в ее глубинах. Не успели отъехать, как на спуске упал Андрей Ш., и снова нам повезло, ничего страшного не случилось ни с ним, ни с велосипедом.
Далее довольно быстро добрались до края яйлы, набрали воды в источнике Суат. До стоянки оставалось уже недалеко, но эти последние километры были нелегки. Почти постоянное втаскивание великов вверх в красивейшем правда буковом лесу при идущем на закат солнце.
Стоянку сделали на том же месте, что и мы в прошлом году, под Стол-горой у хребта Таш-Хабах.
6. Яйлы и Красная пещера

Утро в облаке Утро в облаке
Осенний лес Осенний лес
Стол-гора, вид от нашей стоянки Стол-гора, вид от нашей стоянки
Пещера Б.Бузлук (Караби-яйла) Пещера Б.Бузлук (Караби-яйла)
Заползаем на Стол-гору Заползаем на Стол-гору
Спуск к Красной пещере Спуск к Красной пещере
Перебираемся на г.Тырке Перебираемся на г.Тырке
Долгоруковская яйла Долгоруковская яйла
Экстремальный спуск к Красной пещере Экстремальный спуск к Красной пещере
"Козья"=туристическая тропа "Козья"=туристическая тропа
"Заходим на посадку" :) "Заходим на посадку" :)
Водопад Су-Учхан Водопад Су-Учхан
хр.Таш-Хабах – Стол-гора – Тырке-яйла – ур.Тырке – Долгоруковская яйла – Красная пещера – Перевальное
34 км (грунт)

Ночью на открытом воздухе было холодно, как-никак высота 1000 м, в палатке нормально :) С утра вокруг туман или облака - не понять :)
Для разогрева мы влезли на Стол-гору. Вот так, одна фраза. На самом деле, это почти непрерывное заталкивание велика и себя с ходу на 200 метров подъема :)
К сожалению, все оказалось скрыто в облаках, даже подойдя к краю Стол-горы, ничего не удалось увидеть. Сами были как ежики в тумане. Ничего не поделать, один из самых грандиозных видов на этот раз нам не показался.
Совсем немного отъехав от Стол-горы, начались проколы, сначала у Миши, потом у Кости, даже не проколы, сколько порезы покрышки... На починку ушло немало времени.
Переехали на Тырке-яйлу, перед спуском снова проколы...
Спуск с яйлы сильно каменистый, едем осторожно, временами даже рядом с дорогой по траве, камней поменьше. В урочище Тырке камни сменяются на мягкую грунтовку. На очередной развилке собрались, посчитались, нет Рафа - прокол.

Заглядывая вперед скажу, что проколов в сумме набралось не меньше 30, сколько это в потере времени на все починки?.. Да наверно целый ходовой день... И такое бывает.

По моим впечатлениям Долгоруковская яйла самая удобная для катания :) - почти ровная, за исключение пары подъемов, где можно с велосипеда не слезать; дорога каменистая, но более-менее укатанная. В нашем случае еще и ветер в спину :)

Большая заминка вышла при спуске с яйлы. Тот вариант, что был намечен, оказался сложно проходимой пешеходной тропой со значительным уклоном, а под конец с большими каменными "ступенями". Окружная дорога была, но объезд  - это же не для нас! ))))
При всех трудностях, а именно: раздельный перенос рюкзаков и велосипедов, и даже передача их по цепочке (так как мало было места для одновременного движения с велосипедом в руках), заросший небольшим леском склон, узкая дорожка - многим этот момент и запомнился особенно сильно в хорошем смысле этого слова :) Да, в этом случае, мы сами создали себе трудности, но успешно их преодолели и потом с удовольствием смотрели фотографии этого зачетного спуска :). В результате оказались мы недалеко от Красной пещеры, посещение которой предполагалось.

У пещеры группа разделилась на 2 части: часть ребят осталась перекусить и отдохнуть у пещеры, другая часть, махнув рукой на еду, отправилась обозревать Красную пещеру.

Красная пещера, расположенная недалеко от Симферополя, является уникальным геологическим памятником. Пещера считается самой длинной на Украине, а так же занимает пятое место по протяжённости среди всех подобных пещер на просторах СНГ. Её длина достигает - 13,7 км.

Красная пещера имеет многоэтажное, очень сложное строение. Этажи пещеры были образованы сотни тысяч лет назад водой, которая просачивалась по тектоническим разломам в массивные известняки, имеющие характерный красноватый оттенок (отсюда и название пещеры – Красная или Кизил - Коба с тюркского). На всех шести этажах можно увидеть всевозможные виды продолговатых сталактитов и сталагмитов, нежных кораллитов и ветвящихся геликтитов.

Хорошие фотографии можно увидеть здесь http://mirsovetov2.ru/page.php?id_n=5

Более подробно о пещере http://www.onixtour.com.ua/books/crmcvs/part08_4.htm

Красной пещере по сравнению с пещерами Чатырдага сильно не повезло. По момент ее закрытия для свободного посещения, ее красота столетие можно сказать уничтожалась: выламывались натеки, разбивались сталактиты и сталагмиты, так что экскурсионные 500 метров представляют собой историю человеческого невежества и варварства :(. В основном в глубинах, куда невозможно проникнуть без специального снаряжения, все осталось нетронутым и сказочно прекрасным, что мы и наблюдали уже на следующий день с пещерах Чатырдага.

Но даже такая, искалеченная пещера произвела на нас немалое впечатление - красивые своды, сифоны, натеки, подземная чистейшая река Су-Учхан + наш потрясающий гид, который с увлечением и любовью передавал нам свои знания. Огромное ему спасибо!

К тому времени, когда мы выдвинулись в сторону Перевального, солнце уже стало клониться к закату. Мы снова разделились: одни поехали подыскивать место для стоянки, другие - за продуктами.
Место нашлось на холме над Перевальным с видом на Чатырдаг, с украшениями в виде огоньков окон поселка и при полном лунном освещении :)
7. Пещеры Чатырдага

Утро у Чатырдага Утро у Чатырдага
8-км подъем к Мраморной пещере 8-км подъем к Мраморной пещере
Пещера Эмине-Баир-Хосар Пещера Эмине-Баир-Хосар
Зал Идолов Зал Идолов
Так мы отдыхали после пещеры Так мы отдыхали после пещеры
Зал Кечкемет Зал Кечкемет
Результат древнего землетрясения Результат древнего землетрясения
Когда-то вода была по этому уровню... Когда-то вода была по этому уровню...
Уникальное двойное дно Уникальное двойное дно
Изысканные стены Изысканные стены
Внутренности двора :) Внутренности двора :)
Перевальное – Доброе – Краснолесье – [Мраморное – пещ.Эмине-Баир-Хосар и пещ. Мраморная] – вдхр. на р.Тавель
44 км

Вылезли из палаток, и вот он перед нами Чатырдаг, там ждут нас пещеры.
Сначала правда пришлось  прокатиться с ветерком до п.Доброе и обменять там денежку, закупить продукты; потом вкрутить уже вверх до п. Краснолесье. Здесь повезло оставить наше добро рядом с лесничеством (т.к. все равно возвращаться в поселок). Мы как-то лихо пообещали вернуться через 1,5-2 часа :), но дорога и пещеры расставили все на свои места.
А дальше - за 8,5 км непрерывного подъема от п.Мраморное, по щебенке набрали около 650 м высоты... Весьма запоминающийся путь :) Снова не без проколов у ребят. Один к несчастью привел к тому, что Косте пришлось вернуться к лесничеству и ждать нашего возвращения.
Когда лес закончился и перед нами открылось плато с развилкой на две пещеры, мы дождались всех и разделились так: Раф и Дима поехали в Мраморную пещеру, остальные в Эмине-Баир-Хосар.
Там удалось договориться непосредственно у входа, что за нашими велосипедами присмотрят, а также умудрились просочиться в большую очередь и пойти в пещеру уже через 15 минут после приезда.

Пещера Эмине-Баир-Хосар
На нижнем плато горы Чатыр-Даг есть ряд карстовых полостей. Одна из них - Эмине-Баир-Хосар - занимает исключительное место даже среди природных феноменов Европы.

Пещера Эмине-Баир-ХосарВпервые эта пещера была описана в 1927 г., когда группа исследователей спустилась в колодец и обнаружила прекрасный зал длиной свыше ста метров. Лишь через 50 лет, в период с 1969 по 1982 г., пещеру Эмине-Баир-Хосар ожидала череда новых открытий.

1500 метров новых залов и галерей широкой огласке не предавались из-за опасения неконтролируемого нашествия любителей подземной экзотики. Лишь недавно она стала доступной широкому кругу любителей природы, но уже под контролем специалистов симферопольского спелеоцентра "Оникс-тур".

Оборудованная для посещения часть пещеры Эмине-Баир-Хосар дает впечатление только о части той гигантской работы, которая проделана и сейчас ведется спелеологами "Оникс-тура". А не так давно им пришлось открыть в пещере еще и палеонтологический музей. В пещере Эмине-Баир-Хосар история создала уникальную коллекцию останков мамонта, шерстистого носорога, пещерного льва и других представителей дикой фауны, населявшей Крым 1,5-2 миллиона лет назад.

За сотни тысяч лет земные катаклизмы не раз сотрясали Крым, о чем свидетельствуют необычные положения обломков сталактитов и сталагмитов. Менялся не только уровень воды в подземных реках, но и их направления. Компактно расположенные останки древних зверей позволят реконструировать их облик.

Это ЧУДО! Любые фотографии никогда не передадут великолепие и грандиозность того, что мы увидели! Это нужно видеть самому... Глаза отказываются воспринимать такие объемы залов, на белоснежные известковые купола-вулканчики смотрим с неверием в их реальность. Зал Идолов поражает воображение напрочь, а бесподобный зал Кечкемет с его красочным освещением и сказочной музыкой выбивает слезы от восторга. Сказка!
Могу с уверенностью сказать - равнодушных не осталось!
Экскурсия продлилась 2 часа, но этого показалось так мало, хотелось наслаждаться этим невероятным зрелищем еще и еще...

Еще фотографии http://www.foto.slava.ws/thumbnails.php?album=50

Встретились все снова на развилке. Теперь предстояла обратная дорога.
Но для начала остановились недалеко у первого кафе у дороги. Замечательное место и вкусная еда. Пообедали, дегустируя местную кухню :)

От кафе мы выезжали партиями, уже с включенными фонариками. И этот день закончился у нас в темноте, но мы нисколько не сожалели об этом.
Основная часть спуска. Мои пальцы заранее заныли, так как спуск предстоял тяжелый ("... дисковые тормоза поставлю как приеду..." - это самая часто возникающая мысль в моей голове). Пару раз пришлось остановиться, чтобы размять руки.
Встретили голодного Костю :), забрали вещи в лесничестве. лесник посоветовал стоянку в километре пути у водохранилища. В потемках до водохранилища мы не добрались, встали рядом на поляне, воду набрали по пути из колодца.
8. Хребты и колючки

Снова в горы Снова в горы
Кто идет там дружно в ряд?... Кто идет там дружно в ряд?...
Под золотым деревом Под золотым деревом
Обеденный перерыв Обеденный перерыв
Заползание на хр.Азапсын-Сырт, самое колючее место нашего похода Заползание на хр.Азапсын-Сырт, самое колючее место нашего похода
Склон хр.Азапсын-Сырт Склон хр.Азапсын-Сырт
По хр. Азапсын-Сырт По хр. Азапсын-Сырт
Перед спуском Перед спуском
Очередной Костин прокол под девизом Очередной Костин прокол под девизом
Т/с Финарос Т/с Финарос
Краснолесье – балка Туарма – балка М.Веха – балка Кизил-Яр – кордон Сосновый – дорога вдоль р.Альма – г. Сараман – г. Зур-Бурун – хр.Азапсын-Сырт – т/с Финарос
38 км (грунт)

Этот день был полностью посвящен грунтам, тропинкам и колючкам :). Характер лесных дорог очень четко виден на первой фотографии слева.
Пока пробирались вдоль ручья Зунту-Гай по балке Туарма, тропа была более менее горизонтальная, хотя и каменистая. После, в балке Малая Веха шли пешком, так как много поваленных деревьев и в основном вверх. Поднимаясь, вышли на грунтовку, идущую мимо хребта Джин-Джерек (справа), здесь уже можно ехать, хотя присутствуют колеи.
Через пару километров поворот направо в балку Кизил-Яр. В основном это спуск и довольно крутой. Мы с девчонками под конец решаем не рисковать и идем пешком. Внизу слышны голоса, оказывается встретились с группой пеших туристов, которые идут из Научного. Они говорят, что воды почти везде нет, речка Альма пересохла. В этот момент на горке раздается большой шум - Раф кувырком завершает спуск :) Хорошо, что и скорость небольшая и грунт мягкий :) Пешики поражены! :)
Кстати, на месте, где мы с ними встретились, имеются развалины так называемой казармы Бузинова (бывший заповедный кордон). Недалеко есть родник, но мы его искать не стали.
Двигаемся дальше, теперь дорога идет вдоль высохшего ручья, порой прямо по нему, иногда перебегает с одного берега на другой, поэтому камней много. Окончание у братской могилы - большого гранитного памятника партизанам. Рядом заповедный кордон Сосновый.
Единственное, чего нам удалось добиться у лесника, это набрать воды, в заповедник нас конечно так в лоб не пустили.
Вернувшись к памятнику пообедали.
В обход, так в обход. Есть вариант пробраться, не нарушая границы заповедника, через г.Сараман и хребет Азапсын-Сырт до охот.базы Финарос.
И мы поползли :) Места красивейшие, разукрашены многими красками. Вдоль склона горы Сараман террасы, засаженные лесом.
Чем дальше, тем больше колючих кустов. Грунт под ногами темный, тем контрастнее выглядят на нем маленькие пурпурные куртины скумпии и желто-зеленые искривленные ветром дубки и боярышники.
Тропа становится все уже, и на самом хребте уже едва угадывается в зарослях. Местами приходится просто продираться в колючках. По хребту предстоит пролезть около километра :)
Наш самый быстрый человечек Максим умудрился кстати, миновать все это безобразие не слезая с велосипеда, остальные оказались менее удачливыми )))). У Кости снова проколы, по-очереди с Олей. Миша уже даже шаманил, чтобы они прекратились ))))
После столба, отмечающего хребет, наша дорога наконец идет вниз. Это уже более явная тропа, хотя и она временами завалена. Через километр мы уже на грунтовке. Так, кусочками-километрами выехали к берегу р.Марта. Она тоже пересохшая.
Темнеет, где-то уже недалеко Финарос.
Сначала мы видим колодец, хозяева объяснили как достать воды, а там рукой подать до базы, где нам показали место для стоянки. Снова темнота.