Ярославская область / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Велопоходик по Ярославской области

11 - 14 июня 2008 г.

Велопоходик по Ярославской области

Идет загрузка карты ...
Идея маршрута появилась, когда я обнаружил на карте несколько церквей вне населенных пунктов возле болот Ярославской области. Такие места манят своей относительной труднодоступностью. Кроме осмотра заброшенных церквей хотелось прокатиться по русской глубинке, посмотреть старинные города.
 
Идея маршрута

Идея маршрута появилась, когда я обнаружил на карте несколько церквей вне населенных пунктов возле болот Ярославской области. Такие места манят своей относительной труднодоступностью.
Кроме осмотра заброшенных церквей хотелось прокатиться по русской глубинке, посмотреть старинные города.
Изначально было два варианта маршрута Углич-Мышкин-Ярославль и Ярославль-Мышкин-Углич. Но добраться из Ярославля в Москву проще чем из Углича. Покупать обратные билеты заранее не хотелось, поэтому был выбран первый вариант.
Километраж задуманного маршрута был порядка двухсот километров – вполне реально проехать за два дня. Но что нас ждало на заброшенных дорогах возле болот, мы заранее знать не могли.
Билеты на поезд купили за 10 дней – были только сидячие. Были еще купе, но там некуда девать разобранные велосипеды, да и дорогое удовольствие. За три дня до отправления неожиданно появились плацкартные места, и мы поменяли билеты с потерей 140 рублей комиссии.
Реальная стоимость плацкартных билетов составила 350рублей на человека.
Москва-Углич

Платформа Углич Платформа Углич
В этот велопоход нас собралось восемь человек: Я, Катя, Леша, Вадик, Сергей, Арина, Андрей и Дима.
Отправлялись вечерним поездом Москва-Рыбинск с Белорусского вокзала (отпр. в 21.08.) Прибытие в Углич 6 утра. Ехать из Москвы до Углича примерно 250 километров, но поезд идет 9 часов. Почему так долго? Дело в том, что вагоны Москва-Углич отцепляют в Калязине, и они там три с половиной часа стоят пока их не прицепят другому поезду.

Велосипеды перед погрузкой в поезд упаковали: в чехлы, либо в полиэтилен. Когда лезешь в вагон с велосипедами, опасаешься конфликтов с проводниками. Но никаких проблем с ними не было – хорошие тетки.
Углич-Мышкин

церковь Кассианова пустынь на берегу Волги церковь Кассианова пустынь на берегу Волги
Когда приехали в Углич, была отличная летняя погода. На вокзале Углича на постамент установлен паровоз, в который лазят все приезжающие туристы. После осмотра паровоза, покатили в центр города. От вокзала до центра ехать несколько километров. Сделали несколько фотографий на набережной Углича, и поехали через город на север.
За городом дорога становилась все более и более пустынной (без машин), и, что удивительно, - отличной (легко ехали со средней скоростью 26 километров в час). Но через пятнадцать километров дорога кончилась.
Участок дороги по правому берегу Волги от Углича до переправы в Мышкин везде обозначен хорошей дорогой . Она нарисована и в генштабовских картах и в Google Maps. На самом деле - это не так. Еще пару лет назад дорога на север от Углича через 15 километров заканчивалась слабо проходимой просекой.
В этом походе мы застали строительство дороги, которое идет полным ходом – камазы, экскаваторы, бульдозеры. Тот, кто поедет через год по нашему маршруту, наверно сможет «просвистеть» до Мышкина за полтора часа. Но не рекомендую, потому что все самое красивое там вдоль Волги.
Поэтому немного помесив грязь на строящейся дороге, мы свернули влево перпендикулярно ей и углубились в лес. Там чуть виднелась просеку в лесу. По этой просеке сначала шли пешком, ведя велосипеды. Потом лес стал сосновым и, просека стала чище - мы смогли ехать. Выехали в деревню Верхние Плостки.
Сосновый лес на берегу Волги, песчаные берега, классическая деревня. Искупались, и покатили дальше по грунтовой дороге на север. Красотища.
В деревне Учма остановились у деревянной церкви Кассианова пустынь. И затем дальше к Мышкину.
От Углича
скрыть маркеры на карте
Мышкин

паром в Мышкин паром в Мышкин
вот и Мышкин вот и Мышкин
Паромная переправа в Мышкин работает с 6 утра до 9 вечера. Паром отходит каждый час от каждого берега. Длина переправы всего 500 метров. И большую часть времени занимает погрузка полусотни машин. Переправа для пешеходов (велосипедистов в том числе) бесплатна. С машин берут от 110 рублей и выше в зависимости от грузоподъемности. За одну единицу КРС – 10 рублей. Догадайтесь кто такие КРС.
На съезде с парома на левый берег нас встречает табличка «Мышкин». Городок небольшой и уютный.
Мы сразу отправились искать кафе. А нашли ресторан «У фонтана», где отлично пообедали за 150 рублей на человека.
Наверно, все гости Мышкина отправляются в музей Мыши. Мы тоже посмотрели. Удовольствие стоит 35рублей. Музейчик маленький и интересен скорее для детей.
В Мышкине есть еще несколько музеев, но у нас не было больше времени. Поэтому снова погрузившись на паром, мы переехали назад на правый берег и поехали на восток в село «Новое Село».
Мышкин-Новое Село-Большое Село

мороженое ;) мороженое ;)
По пути к Новому Селу на берегу реки Юхоть примечателен целый квартал небольших домиков - бань. Видимо, каждая семья в деревне владеет здесь своим домиком. Интересно посмотреть, как оживает этот деревенский квартал в банный день.
На подъезде к Новому Селу есть церковь. И в самом Новом Селе есть большая церковь. По ходу того как увеличивался километраж поездки, заправки мороженым и водой происходили все чаще. Доехали до Большого Села, где последний раз заправились и поехали в Байково. Дальше магазинов уже не было, да и людей почти.
Стоянка

Последняя речка, возле которой можно остановиться на ночь, находится через два километра после деревни Федорково. Дальше по карте рек не было, а начинались болота. Мы там и остановились. Речка оказалась ручьем с торфяной водой. Мы стали на поле в ста метрах от речки. Я сразу пожалел, что не взял накомарник, потому что нас окружили облака комаров. Репелленты от комаров помогали минут пятнадцать. А еще там была мошка, которая репеллента не боится. Приходилось непрерывно двигаться, и танцуя русские народные танцы, разгонять облака кровопийц.
Кроме того, Леша подготовил команде сюрприз. В его заначке были шашлыки и вино. Прятаться в палатку без шашлыков было жалко. Поэтому продолжали бороться с комарами и с едой. Категория сложности похода существенно повысилась.
Закат был типа «небесный пожар» - офигительно красивый.
Богоявление и Спас-Раменье
скрыть маркеры на карте
До Богоявления

Подъем – в 6 утра.
Леша с Вадимом спали ночь под тентом – решили сэкономить на весе палатки. Когда я утром встал, то пошел их будить со словами: «Эй! Под тентом! Живые есть». Как ни странно комары их не съели. Помогла горючая вонялка от комаров.

От места стоянки до Богоявления по прямой 6 километров. Мы пробивались это расстояние два часа. Сначала по вырубке, потом вдоль ЛЭП, везде постоянно приходилось перетаскивать велосипед через препятствия (лужи, завалы, колеи). Возле церкви вдоль дороги мужики работали бензопилой.
Про церковь рассказывать нечего, ее лучше посмотреть.
От Богоявления до Спас-Раменья

От церкви мы поехали дальше на юг. Дорога через триста метров привела на большую действующую вырубку. И это была жесть – потому что дорога на ней сразу затерялась. Чтобы двигаться дальше приходилось тащить велосипед.
После вырубки начинался лес. Мы остановились для отдыха и разведки. Необходимо было найти продолжение дороги. Я и Серега пошли в разные стороны ее искать. Дорога нашлась – она была совершенно не езженная – заваленная деревьями. Никаких следов машин.
По этой дороге мы сначала двигались километра два в час. Потом стало получаться немного быстрее. Через час на дороге появились следы квадроцикла. Он доехал сюда с другой стороны. Теперь иногда удавалось ехать на велосипеде.
В общей сложности мы потратили на 4 километра лесной дороги часа полтора. Выехали на поле. Точнее это когда-то был полем. Сейчас это был луг с глубокой травой. На возвышении поля уже виднелась деревня Ревякино. Деревня оказалась заброшенной. Даже дорогу от нее сложно было найти. Дорога совершенно затерялась в траве.
Через два километра от деревни еле заметный перекресток полевых дорог. От него поехали на юг (считай по полю, дорога почти не ощущается). Там в полоске леса виднелся чуть заметный провал. Это действительно оказалась продолжение дороги к Спас-Раменью.

До Спас-Раменья пробирались еще час. Местами удавалось немного проехать, но в основном приходилось вести велосипед.
Спас-Раменье

Спас-Раменье был прямо на опушке леса после небольшого подъема. Мы уже порядком устали, и не сразу пошли смотреть церковь. Вокруг церкви было небольшое кладбище. На кладбище оказался мужчина, который ухаживал за ним. Увидели стоявший рядом жигуль. Значит, дорога дальше будет нормальной.
Раменье - Утьма - Титово
*утьма  [3]
скрыть маркеры на карте
Церковь на Утьме

Церковь на Утьме Церковь на Утьме
Церковь на Утьме Церковь на Утьме
Когда планировал маршрут, то думал что самый трудный это дорога между Богоявлением и Спас-Раменьем. Оказалось, что это цветочки. А ягодки оказались на участке от Цимово до Титово.
В Цимово лучше въезжать по северной грунтовке. На карте есть еще лесная дорога, обозначенная с запада (обозначена на GPS картах). Но она совсем заросла. Мы по ней поперлись, доверившись GPS. Зря мы это сделали.
От Цимово дорогу дальше совсем не видно в траве. Потому что дальше никто не живет: деревня Краснораменье - одно название, там даже домов уже не видно.
И вот они ягодки. Лесная дорога между Краснораменье и Титово превращена в грязевой паштет проехавшим там трактором или лесовозом. Здесь наша скорость была не выше 2км/час.
Дорога из леса заканчивается бродом через речку Утьма. За речкой начинается поле, где дороги опять не найти.
К церкви на Утьме мы шли по азимуту пешком через поле.

Церковь на Утьме оказалась самой заброшенной из достигнутых церквей. Следов машин не видно и за кладбищем никто не ухаживает. На вершину колокольни ведет стремная деревянная конструкция (есть на фото). Мы по ней не лазили.

От Утьмы до Титово двигались полтора часа. Лесную дорогу с поля от Утьмы можно найти с трудом. Помог жпс.
В Титово приехали в 19.00 вечера.
В окрестностях Титово расположена еще одна церковь – Лаврентьев Холм. Но ехать туда у нас не было ни желания, не времени.
Титово-Ростов-Москва

В Титово мы решили завязать с церквями, болотами и другими приключениями и поехали в Ростов.
От Титово до Яковцево – хорошая асфальтовая дорога.
После Яковцево свернули влево на грунтовку. Это прямой путь на Ростов, а через Борисоглебск получается на 10 км дальше. Грунтовка отличная - ехать по ней одно удовольствие.

В начале десятого вечера мы были на вокзале Ростова. Купили билеты на ближайший поезд в Москву.
И утром к открытию метро были в Москве.

Всего за два дня проехали 150 километров. Из них около 30 километров по труднопроходимым дорогам.

8:30 стоянка на 6км до Богоявления (начали движение )
10:30 Богоявление
13:00 Спас-Раменье
14:00 Раменье
17:30 церковь на Утьме
19:00 Титово
21:00 Ростов

Комментарии
Guest12.05.12, 12:43
Пешком наежней 
Привет всем любителям походов выходного дня. Я со своей хорошей знакомой весной и осенью провожу иногда свои выходные путем пеших прогулок на чистом деревенском воздухе. Проходим по 20 км и чувствуем себя прекрасно. Но вот последний раз запомнится на долго. Если есть желание все это читать, то потратьте на это несколько минут, просто может пригодится .
Итак с автовокзала Ярославля стартуем в 9-10 на Ильинское – Урусово , в 10 -15 выходим и начинается старт. Идем по дороге по асфальту до д. Степанчиково , в конце деревни стоит церковь, огибаем ее с лева и вперед на природу!!!!!! Поля, луга, леса – дороги нет, но для пеших прогулок то что надо. Вот и в этот раз решили стартануть до д.Ширинье, по карте показалось не слишком далеко. Дошли до д. Митьково, дальше через поле в сторону Ширинье и….упираемся в лес….ищем вход или хотя бы тропинку но ничего…. Приходится брать левее, левее, левее….и все – приплыли….очутились в болоте, да еще возле прикормки для животных, вытоптано в округе все лосями . Возвращаться не хочется и поэтому рванули дальше по лесу…. Лес довольно густой с большим количеством поваленных деревьев, поэтому идти стало не приятно, но на настроение это не влияло. Короче спустя час стало ясно, что идти вперед практически не возможно, но вроде вышли на звериную тропу с кабаньими копытами которая была довольно широкой для прохода, спустя полчаса она уперлась в лесной ручей…и собственно все. Для жителя города это как то совсем не катит, пришлось идти по ручью перепрыгивая лежащие от старости на земле деревья, кругом надо сказать все в следах парно копытных. Через метров 400 появилась еще тропа, она то нас и вывила на заброшенную дорогу в лесу по которой когда то ездили на телегах, посреди колеи выросли деревья, но дорога конечно как в сказке – темная, сырая, причем было ощущение что мы идем здесь первые за много лет. Спустя еще час ходьбы по лесу дога превратилась в тропинку и перед выходом из леса опять исчезла, одно удивило, что мы стали подниматься на гору в лесу, и как финал вышли прямо на заброшенную церковь!!! Это оказался Лаврентьев Холм !!!! Описывать ощущения не буду т.к. шли то мы совсем не туда, как мы оказались в этом месте не понятно. Удивительно, что вышли точно на храм. Кругом ни души, тишина и благодать, а время уже 17 - 00. Обзор с этого холма конечно сказочный, как я позже выяснил что это за место, то удивился еще больше!!! Дело в том что за два дня до этого похода снился сон, что мы шли по лесу и вышло на встречу два кабана, а спустя немного времени появилась башня с глазом, а кругом духи людей. Что это стечение какое? С холма виднелась крыша деревни Павлово до которой домчали за час, от нее в двух км д. Титово. В 18 – 30 сели в автобус до п.Борисоглебкого , потом Ростов, Ярославль.
На машине не проехать размыто все… удачи! Мой адрес – olebin@mail.ru
Guest14.12.10, 14:03
Древняя Косово 
14.12.2010. Палывода В.
Вы не представляете где Вы побывали. Спас-Раменье - это ведь древняя Супоргонь Косова. Город находился в версте от Тчаново (Ямбол), с оригинальной глинобитной крепостью и обширными подземельями. Монастырь был на острове среди Пахом-озера (ныне болото). В озере, по над ним и в окрестностях били ключи-оверки, с почти кипящей водой. Народа жило много, занятие у них было доходное - варили селитру, соль, смолу, делали краски и пр..
Благодаря Вам я узнал в каком всё там состоянии - спасибо.
avva58@mail.ru
BVADI28.05.09, 23:11
Хм..  
Пройденный нами путь порядка 200 км.
Я бы оценил это гуляние дней на 10.
Но все зависит от темпа передвижения и целей.. первый день был чисто по дороге и через большие поселки, второй с переменным успехом в лесах.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Ярославская
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Роман Железов