Сброска

прокатимся в прицепе? прокатимся в прицепе?
автомагнитола автомагнитола
Море Солнце Гагры Море Солнце Гагры
и мандарины и мандарины
хоровод и гопачок внутри хоровода хоровод и гопачок внутри хоровода
День 6 ноября мне показался скучным. По сравнению со всеми предыдущими ноябрьскими днями, когда я активно бродил по лесам, таскался с рюкзаком, трансами или спускался в пещеру.

Выспавшись с утра дальше некуда, поучаствовал после завтрака в герметизации изрядного количества продуктов, которые мы решили оставить здесь до лучших времен. Далее короткая прогулка-погружение в пещеру Фасолинку и хождение к ближней «Яме с водой».

Обычно за светлое время уходило куда больше энергии на куда больше дел чем сегодня. Поэтому шило в заднице начало совсем беспокойно себя вести. Ближе к вечеру сформировалось желание приступить к «Сброске».

Весь лагерь сбрасывается завтра утром. Подъем дежурных в 4, лагеря в 5, выход в 7. Блабурхва в 12, граница в 13-14, поезд в 17. Иначе никак не успеть. Я решил сбросится сейчас, вечером. В поспешном плане завтрашней эвакуации не находилось времени для кулинарного наслаждения южными фруктами и абхазкой пищей. А также не оставалось времени на Море. Да и выспаться хотелось. В общем, в мозгу сформировался отчетливый образ мандаринов, еды, разнообразных напитков и моря. Образ никуда уходить не собирался и пришлось собираться мне.

Компанию в сброске мне составили Лена и Валера. С последними лучами утопающего где-то далеко в море солнца мы были готовы к выходу. Просто так спелеологи своих товарищей в горах с кучей снаряжения конечно же не бросают. Рюкзак мой увеличился и утяжелился раза в два, плюс еще я разжился трансом с веревкой, который было решительно некуда прицепить, и я его водрузил подобно винтовке на плечо. Мои спутники тоже времени даром не теряли. Рюкзак собранный миниатюрной Леной оказался пусть и легче ее самой по весу, но больше ее по размеру. Валера же просто, взял и засыпал все общественные карабины себе в рюкзак. Т.е. у него получился набитый железом мешок. Помогать подымать этот рюкзак на остановках ему я так и не решился ни разу в течении всего спуска.

Совсем стемнело минут через 15 после выхода. За это время мы успели дважды сбиться с тропы и вернуться на нее. В темноте всякие соблазнительные ответвления и развилки, похожие на тропинку камни и неверные примятости травы исчезли. Как и сама тропа.

Это был восхитительно интересный и опасный спуск. День 6 ноября прожит не зря и запомнится надолго. Я по настоящему проникся смыслом английского слова «Pathfinder». Это когда ты идешь, старательно освещая себе под ногами фонариком, пытаясь определить, где здесь путь, и куда он сейчас нырнет. Неоднократно на помощь приходит лишь интуиция, куда бы пошел ты сам, если бы прокладывал путь. Часто приходится останавливаться, оглядываясь в поисках вариантов, засечек на деревьях, следов копыт или палок. Конфетные обертки или пустые пластиковые бутылки только обрадуют бредущего в кромешной темноте путника. Но чаще вокруг лишь листва. Много листвы покрывающей все вокруг и «съедающей» тропу.

Временами, сбросив непосильный вес, подобно детективу с лупой я ползал по окрестностям и искал следы. Это при свете дня тропа очевидно бежала по хребту вверх. Сейчас она предательски соскакивает в то здесь то там вниз, или так обходит поваленное дерево, что с другой стороны долгое время ее не обнаружить.

Спустя три часа мы все-таки оказываемся на дороге. Дальше теперь тропу уже не потерять, она широкая и среди листвы и деревьев не исчезнет. Однако спустя еще полтора часа выходим на «Тракторную поляну». Вместе с кучей аналогичных дорог. Где-то тут надо поймать выход на тропу идущую в ту часть Блабурхвы, где дом Гарика. В кромешной темноте бродим среди множества пересечений, пытаясь вспомнить, как тут выглядел правильный поворот неделю назад. Вдруг из темноты с мягким почти неслышимым топотом приближается что-то большое и страшное. В лучах фонарей сверкают несколько пар высокорасположенных над землей красных глаз. Больше не видно ничего. Красные глаза разворачиваются и исчезают в лесу.

Уходим в лес вслед за глазами и мы. По правильному направлению, на запад. Вдруг дорогу перегораживает изгородь и огромный железный скворечник. Тут что то не то. Тратим 10 минут, но возвращаемся обратно. Правильная дорога оказалась в 30 метрах выше (в пределах погрешности GPS), и тоже на запад. Промахнуться было проще простого, но нам удалось вовремя вернуться. Теперь между нам и домом Гарика лежит лишь длинный спуск и пределы выносливости и усталости отдельно взятого человека. Фотографий со всего пути сброски не будет. Вокруг было темно, как в пещере, да и шли мы быстро. Все остановки использовались лишь для того чтобы наглотаться воздуха и найти продолжение пути.

Вдруг кроны деревьев распадаются и мы вываливаемся на обзорную поляну. Вокруг бесконечное ночное небо с мириадами звезд, и словно бы его отражение где-то под ногами холмы и небольшие взгорья на которых разбросаны до бесконечности рукотворные огоньки. Блабурхва.

До дома Гарика по GPS 500 метров. Где-то тут со склона убегает вниз сокращенный путь. На него в такой темноте мы сунуться не рискнули. Поэтому неудивительно, что через час пути GPS показывал до дома Гарика все те же 500 метров. Мы спускались вниз по гигантской спирали.

Последние метры. Вот уже и гранатовые деревья, где можно попытаться утолить мучающую с утра жажду (выпить воды набранной в «Яме с водой» я так и не решился). Обрыванию гранатов с дерева препятствует местный житель. Поначалу мы воровато оглядываясь пугаемся, но потом выясняется, что охрана гранатов его совсем не интересует. Ему нравятся наши туристические коврики (пенки), торчащие сбоку рюкзаков. Натуральный обмен по курсу 1 пенка = 2 литра Изабеллы, и жажда теперь утоляется прекрасным абхазским вином. А пенки все равно были старые и частично порванные. Утоление жажды вином способствовало скорейшему засыпанию в доме у Гарика. От первоначальных планов «сброситься до моря» решено отказываться. Тем более что от Гарика до трассы еще очень далеко, а времени — ровно полночь. Спуск от «Лагеря» до «Дома Гарика» в кромешной темноте занял ровно 6 часов.

В комнате обнаружились храпящими семья Сорокиных и Нурия, сбрасываевшиеся вроде как на 6 часов раньше нас. Однако абхазское гостеприимство и все тоже абхазское вино задержало их в пути, и до моря они не добрались. Зато неплохо посидели вечерком с Гариком и его семьей.

Утром гостеприимство продолжалось и едва не стоило нам главной цели — Моря. Однако почаевничав и набрав еще вина, фейхуового варенья и много-много свежесорванных мандаринов мы таки грузимся в прицеп гариковской «Нивы» и он везет весь этот груз до трассы. «Дальше не могу, наглеть можно, но не до такой же степени», - заключает Гарик. Действительно, без ТО, без прав (забыл дома), слегка под градусом (какой ж абхаз не выпив вина садится за руль?), с вызывающим недоумение прицепом полным симпатичных барышень-туристок...

Постепенно в две ходки автостопом и автобусами добираемся до Коллонады в Гаграх, чтобы наконец то искупаться и почувствовать себя на курорте под жаркими лучами абхазского ноябрьского солнца. Плюс 20. И реально обгораешь. Блаженно купаемся, загораем, поедаем мандарины, а в след за ними еще много всякой вкусной пищи. А на границе наконец-то воссоединяемся с основной группой.

Последний кого удалось застопить — пожилой дядька осетин. Он мало того, что готов нас бесплатно подвезти от Блабурхвы до поста Псоу, так еще и подождет потом полтора-два часа купания, час обеда. А потом согласится перевезти все вещи всей группы через границу до адлерского вокзала.

Однако на границе пробка. Это единственная автопробка во всей Абхазии, зато безнадежная. Очередь из легковушек с туристами и фур с мандаринами достигает пары километров. Каждый подъезжающий автомобиль считает своим долгом влезть впереди всех, первым перед шлагбаумом. Чтобы проехать "вне очереди" надо позвонить дяде Эдику, тот позвонит сослуживцу дяде Толику, который наберет своего племянника дядю Жорика, который пойдет и попросит дядю Алика руководящего шлагбаумом (все имена изменены, но не изменен смысл). Поскольку Абхазия — не очень густонаселенная страна, то все абхазы приходятся друг друг через 2-3 человека родственниками. Пробка понятное дело от такого родства становится прямо таки непреодолимой никем, кроме самих абхазов. По крайней мере в светлое время суток. Туристы, рискнувшие приехать на своем автотранспорте в ноябре, стоят здесь сутки. Пусть даже ноябрь — это не сезон.

Единственный нас шанс — это умная бумага с большой синей печатью, сообщающая о том, что ее податели занимаются важнейшей из наук — спелеологией. Спелеологов любят и уважают. Особенно если их интересы в переговорах с таможенными и военными органами представляют несколько очаровательных девушек. Не с первого раза, но разговорить и проехать через эту границу удалось. Для этого пришлось пройтись по всей служебной лестнице от начальника шлагбаума до какого-то важного и убеленного сединами генерала. Выше генерала не было кажется уже никого. И большое ему спасибо, к сожалению не знаю как зовут, и даже как выглядит. Но девчонки были в полном восторге. «Настоящий полковник!», - радостно цитировали они Аллу Борисовну...

Только он и разрешил нам проехать «вне очереди» вслед за очередным внеочередным абхазом. Выше его не было уже никого и авторитет был бесспорен. Да и вариантов уже не оставалось. Как раз в этот момент основная часть группы перешла на российскую сторону пешком, а с полуторами тоннами груза остались три мальчика и три девочки.

Но абхазская граница — это были только цветочки. На российской стороне пришлось втроем трижды разгружать и загружать наш грузовичок. Кто такие спелеологи там не знали. «Ну что, спелеологи, много там в Абхазии спилили?». Этим вопросом российские пограничники продемонстрировали все свои знания и пещерах Абхазии.

Особенно суров был какой-то мужик с типичным прапорщицким выражением лица. Никакой пожилой, и седой водитель дедушка-осетин, никакие девушки тут уже не помогали. Девушки должны были грузить чугуний (т.е. 1,5 тонны спелеоснаряжния) и все. Огромный детина с матерком сам нам признался, что жалобить его бессмысленно, если б он не был таким ублюдком, тут бы он не служил. Прям так и сказал. Тяжело вздохнув отправились грузить чугуний. Я уже начал задумываться о собственной карме — опаздывать на поезд в Адлере (как и 14 месяцев назад).

Правда в итоге как-то все обошлось, в самом Адлере пробок не было и на вокзал мы успели. Трогательное прощание с основной группой, и вшестером отправляются на берег моря. Ждать самолетов, допивать вино, досматривать звезды. И мечтать о новых пещерах.